Вопрос 37.Современная (Вестфальская) международная система и её разновидности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 37.Современная (Вестфальская) международная система и её разновидности.



Современная система международных отношений имеет общепринятое название Вестфальской системы международных отношений. Своим рождением она обязана Вестфальскому миру 1648 г., который подвел черту под эпохой тридцатилетней войны в Европе. С этого момента миновало уже 360 лет. Многое изменилось в системе международных отношений с тех пор – изменилась политическая карта мира, во многих регионах в характере международных отношений произошли фундаментальные изменения, принципиально новой стала и технологическая основа мировой экономки и политики. Тем не менее концепт Вестфальской системы остался прежним. Почему? Очевидно, причиной выступает некая целостность пространства мировой политики прошлого и настоящего. Она состоит в том, что как в прошлом, так и в настоящем времени ведущим актором международных отношений выступает национальное государство.

Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

  • приоритет национального интереса
  • принцип баланса сил
  • приоритет государств — наций
  • принцип государственного суверенитета:
    • право требовать невмешательства в свои дела
    • равенство прав государств
    • обязательство выполнять подписанные договоры
    • принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами

Принципы Вестфальской системы являются идеалом, эталоном отношений между государствами.

C политологической точки зрения система Вестфальского мира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической — она распалась (либо в начале XVIII века, либо с созданием империи Наполеона в начале XIX века).

Как известно, основными характеристиками национального государства являются: 1) территория; 2) население, живущее на этой территории; 3) легитимность власти и управление на основе законов; 4) признание другими национальными государствами.

В своем историческом развитии Вестфальская система международных отношений распадается на пять этапов, хронологические границы которых совпадают с окончанием крупных войн или военно-политических конфликтов. Содержательная же часть этапов включает в себя преимущественно дипломатический (переговорный) процесс (хотя и не исключает войн), на фоне которого постепенно «созревали» условия для сползания государств к масштабным военным конфликтам.

Первый этап ограничен 1648–1815 гг. Это – самый продолжительный по времени период Вестфальской системы. Его содержанием было англо-французское соперничество в Европе и некоторых частях мира.

Второй этап датируется 1815–1918 гг. В науке он получил наименование Венского концерта наций. Подведя черту под эпохой наполеоновских войн в Европе, он открыл новую, пожалуй, наиболее содержательную эпоху международных отношений в Европе за всю ее предыдущую историю. Итогом этого периода, однако, стала трагедия Первой мировой войны.

Третий этап совпадает с периодом 1918–1945 гг. и носит название Версальско-Вашингтонского периода. Это – межвоенный и военный период в Европе. Его начало связано с окончанием Первой, а завершение – Второй мировой войны.

Четвертый период – Ялтинско-Потсдамский, или период холодной войны. Его хронологические рамки – 1945–1989 гг. Своим названием он обязан конференциям стран Антигитлеровской коалиции в Ялте и Потсдаме в 1945 г. Завершение этого этапа совпало с падением Берлинской стены и окончанием холодной войны в Европе.

Сам период холодной войны был далеко неоднозначным. В Европу он принес атмосферу напряженного противостояния между Востоком и Западом, гонку вооружений и периодические кризисы в отношениях сверхдержав. Все это, однако, не нарушило состояния международного мира на европейском континенте, что принципиальным образом отличало эпоху холодной войны от предшествующего этапа европейской и мировой политики. Для многих же стран «третьего мира» эпоха холодной войны стала настоящим бедствием, унесшим жизни в общей сложности более 20 миллионов человек. «Холодная война, – отмечал российский исследователь А.Г. Арбатов, – это политический феномен, продукт особого исторического периода, продолжавшегося с конца 40-х до конца 80-х гг. прошлого века. Ее основополагающей чертой была ярко выраженная биполярность структуры международных отношений, расколовшая мир по линии Восток – Запад. В 1950-е гг. СССР и США разделили на сферы влияния Европу и Азию, а в 1960-е и 1970-е – Латинскую Америку и Африку. Центральный разлом расколол несколько стран и народов: Германию, Корею, Вьетнам, Китай (отделив Тайвань), Палестину (современный конфликт между арабами и евреями стал, по сути, результатом геополитических маневров великих держав при переделе палестинских территорий). Мир фактически превратился в арену напряженного соперничества двух сверхдержав, которое с переменным успехом продолжалось вплоть до конца 1980-х гг.».

Пятый, или современный, период Вестфальской системы берет начало в 1989 г. и продолжается по сей день. В науке его обозначают термином «период после окончания холодной войны» или «post-coldwarperiod». Содержанию данного периода будет посвящено все дальнейшее изложение.

Как можно заметить, концепт Вестфальской системы международных отношений отличается европоцентризмом, основывается на анализе не мировых, а европейских событий межгосударственных отношений. Тем не менее он имеет право на универсальный статус, во-первых, по причине отсутствия реальной альтернативы, а во-вторых, из-за схожести содержания периодов Вестфальской системы современным межгосударственным отношениям в разных частях света.

 

№38.Геополитика и основные геополитические доктрины (Ф. Ратцель, А. Мэхэн, Дж. Макиндер, К. Хаусхоффер, П. Н. Савицкий, Зб. Бжезинский, А. Дучин и др.)

Геополитика – наука, изучающая и анализирующая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, влияющие на стратегический потенциал государства. Объектом геополитики как науки является планетарное пространство и ресурсы, которыми оно обладает, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе. [186] Предметом геополитики является взаимосвязь государственной политики и пространственных характеристик государственности [187], геополитические интересы и отношения субъектов мировой политики.

Геополитическая практика существует с давних пор. Ассирийские цари, завоевывая новые территории, предпринимали меры по их закреплению путем изменения этнического состава этих территорий, уже тогда появились первые геополитические идеи.[188] Геополитика как наука возникла и развивалась, в общем, в русле эволюции научной мысли на рубеже XIX - XX вв. Первоначально она пред­ставляла собой не что иное, как перенесение на сферу международных отношений строгих естественно - исторических законов, социал-дарвинизма, органицизма и т. д.

Весь период становления геополитики как науки можно разделить на три этапа, которые сами включают в себя множество исторически сложившихся школ:

1. классический этап («органическая школа» Ф. Ратцеля, Р. Челлен – автор понятия «геополитика»; Х. Макиндер и его «географическая ось истории», А. Мэхен – теория «морского могущества, концепция «поссибилизма» Видаля де ля Бланша, Н. Спайкмен – автор концепции «Rimland», К. Хаусхофер – теория «континентального блока») и др.;

2. современные геополитические теории и школы Запада (идеи атлантизма – Д. Майнинг, Г. Киссинджер, С. Хантингтон – доктрина неоатлантизма, идеи мондиализма – Ж. Аттали, К. Санторо, неомондиализм - Ф. Фукуяма, «новые правые» - Ж. Тириар, И. Лакоста) и др.;

3. русская школа геополитики. К истокам русской геополитики можно отнести труды Е. Квашнина-Самарина, Д. Милютина, В. Семенова-Тян-Шанского; И. Солоневича, И. Ильина, Н. Данилевского и других. К русскому евразийству принадлежат Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, П. П. Сучинский, Г. В. Вернадский и многие другие. «Неоевразийство» представлено именем Л. Н. Гумилёва и его последователями во всём мире. Современный «континентализм» представлен работами А. Дугина, А. Анисимова, С. Шатохина, С. Константинова, Н. Нартова, К. Гаджиева, Э. Позднякова, В. Дергачева, В. Колосова, Л. Рубан, Я. Пляйса и др.

Фридрих Ратцель (1844-1904 гг.). Основные идеи и принципы геополитики в том виде, в котором она сформировалась к концу ХIХ – началу ХХ веков, сформулированы в работах немецкого ученого Фридриха Ратцеля. Не называя еще новую науку по имени, Ф. Ратцель стал, тем не менее, подлинным «отцом геополитики», именно Ратцель сформулировал главную идею геополитики, составившую, по – существу целое мировоззрение, которое открывало человеческую историю с новой стороны.

В своей «Политической географии», опубликованной в 1897 г., Ратцель обосновывал тезис, о том, что государство представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами. Сущностные ха­рактеристики государства определяются его территорией и месторасположени­ем, а его процветание зависит от того, насколько успешно оно приспосабливается к ус­ловиям среды. Одним из основных путей наращивания мощи этого организма, является территориальная экспансия или расширение жизненного пространства. В книге «О законах пространственного роста государства» (1901 г.) Ратцель сформировал семь законов геополитики, одним из первых высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации.

Карл Хаусхофер (1869 – 1946 гг.) – немецкий военный дипломат, затем профессор Мюнхенского университета. Исходя из германских интересов на европейском континенте, Хаусхофер сформулировал доктрину «Континентального блока», или оси: Берлин – Москва – Токио, направленного против англосаксонского мира.

Эта политическая линия получила название «Ostorientierung», то есть, «Ориентация на Восток». Ориентация на Восток предполагала объединение усилий трех держав: России, Германии и Японии, которые должны были установить «Новый Евразийский порядок», изменить континентальное пространство всего Мирового острова и вывести его из-под влияния «морской силы».

Однако в своей ориентации на Восток Хаусхофер не был последователен. Дело в том, что в его геополитической стратегии играл роль не только географический фактор, но и этнический. Этнически же немцы были более близки к англосаксонскому миру, чем к русскому или японскому. Германский расизм приходил в противоречие с континентализмом, разделял народы Евразии. Отсюда двойственность, непоследовательность и противоречивость построений Хаусхофера.

Альфред Мэхен (1840-1914 гг.) - американский адмирал, теоретик геостратегии США, главной работой которого является книга «Влияние морской силы на историю (1660-1783 гг.)» (1890 г.). В ней он выделял условия, оп­ределяющие основные параметры морской мощи: географическое поло­жение страны, ее природные ресурсы и климат, протяженность территории, численность населения, национальный характер и государственный строй. При благоприятном соче­тании этих факторов, считал Мэхен, в действие вступает формула: N+NM+NB==SP, т. е. военный флот + торговый флот + военно-морские базы = морское могущество.

Особое место в концепции Мэхена занимает положение о факторе моря как главном принципе оценки статуса государства. Эта оценка должна строиться на 6 критериях:

1. Наличие выходов к морю, возможность морских коммуникаций с другими странами;

2. Конфигурация морских побережий, обеспечивающая строительство достаточного количества портов;

3. Приравнивание протяженности границ к протяженности береговой линии;

4. Численность населения, достаточная для того, чтобы строить корабли и их обслуживать;

5. Соответствие национального характера населения условиям морской торговли (так как морское могущество основывается на мирной и широкой торговле);

6. Соответствие политического режима потребностям создания мощной морской силы.

Хелфорд Джордж Макиндер (1861-1947 гг.) - английский учёный, геополитик и политический деятель, в своем докладе «Ге­ографическая ось истории» (1904 г.), говорил о том, что для государства самым выгодным географическим положением является срединное, центральное. Макиндер структурирует планетарное пространство в направлении от центра к периферии путем системы концентрических кругов. Центр этой системы и есть «географическая ось истории» - Хартланд, пространственно совпадающая с территорией России. Далее идёт «внутренний» или «окраинный» полумесяц, на пересечении водного и сухопутного пространств – пояс, совпадающий с береговыми пространствами евразийского континента – Римланд. Далее идет зона, внешняя относительно материковой массы мирового острова – «внешний или островной полумесяц».

Все эти три зоны связаны постоянными противоположно направленными цивилизационно - географическими импульсами. Из центра Хартланда на периферию постоянно оказывают давление так называемые «разбойники суши» (народы, имеющие авторитарный, недемократический, нерыночный характер.)

Извне, из регионов внешнего полумесяца на мировой остров оказывают давление «разбойники моря». Для стран этих регионов характерны торговый характер, демократические формы жизни. Эти противоположно направленные импульсы встречаются в зоне «внутреннего полумесяца», которая, испытывая на себе противоположные культурные влияния, становится зоной интенсивного развития.

Согласно концепции Макиндера получается, что мировая история вращается вокруг своей континентальной оси. При этом если в центре круга движения почти не ощущается («царит архаизм»), то в пространстве внутреннего полумесяца происходят наиболее важные события, составляющие содержание исторического процесса.

«Внешний же полумесяц» олицетворяет собой изменчивость и многообразие, соответствующее либеральным ценностям и демократическим режимам.

З. Бжезинский (1918 г.) – американский политический деятель, профессор характеризовал соперничество между США и СССР как геополитическую борьбу за контроль над Евразией и миром. В своем труде «Великая шахматная доска» (1998 г.) он призывает выработать и принять новую комплексную, всеобъемлющую и долгосрочную геостратегию по отношению ко всей Евразии. США управляют главными геостратегическими фигурами на евразийской шахматной доске и расставляют их, а так же они руководят ключевыми геополитическими центрами Евразии, что имеет жизненно важное значение для длительной и стабильной ведущей роли Америки в мире.

Наиболее ярко основные идеи евразийства представлены в творчестве близкого друга и сподвижника Н. С. Трубецкого Петра Николаевича Савицкого, экономиста по образованию, соединившего в своей идеологии верность национальным традициям с порывом в будущее, с социальным модернизмом. П. Н. Савицкий был истинной душой евразийства, его бесспорным лидером.

Основная идея П. Н. Савицкого это идея России-Евразии. В соответствии с этой идеей, Россия представляет собой особое цивилизационное образование, «срединную землю». Как срединная земля она – не часть Европы, и не продолжение Азии. Она – особая, самостоятельная духовно-историческая реальность – Россия - Евразия, не материк и не континент, а синтез мировой культуры и мировой истории, развёрнутый в пространстве и времени. Россия – не национальное государство, а цивилизация, возникшая на основе синтеза арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества и православной традиции. В русском человеке (великороссе) сочетаются и славянский и тюркский субстраты. Вводя в научный оборот термин «Россия-Евразия», Савицкий подчёркивал континентальность России, её отличие от океанических цивилизаций.

 

 

Вопрос № 39

Внешняя политика государства – это комплекс действий, направленных на установление и поддержание отношений с международным сообществом, защиту собственных интересов и расширение своего влияния на других субъектов международных отношений. Внешняя политика государства связана с внутренней, и в каждой конкретной ситуации приоритет внутренней или внешней политики определятся отдельно, хотя обычно внутренняя политика является приоритетной и именно она определяет внешнюю политику, так как ради внутренних интересов проводится внешняя политика. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный потенциалы государства; их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на отдельных направлениях, создает иерархию приоритетов в постановке и реализации целей внешней политики. Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений между государствами, открытие представительств государств при международных организациях или членство в них. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание средств и методов внешнеполитической деятельности, осуществлять регулярный обмен информацией, визитами на разных уровнях, заключать договора, по разным вопросам.

Национальные интересы -это общие потребности всего общества, а именно безопасность и целостность государства, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения.Само понятие «национальный интерес» вошло в научный оборот только в первой половине ХХ века. Среди основоположников разработки этого термина принято рассматривать американских ученых Р.Нибура, Ч.Бирда, Г.Моргентау. Национальные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями государства, уровнем экономического развития страны, ее места в мировом сообществе, национально-культурными традициями. Национальные интересы не могут существовать независимо от сознания их носителей, они имеют тесную взаимосвязь с идентичностью конкретной нации. Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данным характеристикам они подразделяются на жизненно важные (главные) и второстепенные; постоянные и переменные;долгосрочные и конъюнктурные. Жизненно важные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами; местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его потенциалом, престижем, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников. Каждое государство по-своему оценивает относительную важность каждой из преследуемых им целей, способность реализовать их зависит от многих факторов, но арсенал средств обеспечения интересов неизменен на протяжении веков: политические, экономические, дипломатические, военные. Реализуя свои национальные интересы, государства действуют на международной арене по-разному. Сегодня политическая наука выделяет четыре основных вида внешней политики: 1) агрессивная политика, проявляется в стремлении расширить свое влияние и разрешить внутренние проблемы средствами внешней политики. Лидеры государств, реализующих такую политику, используют агрессивные экспансионистские методы; 2) консервативная политика, разновидность характерная для бывших «великих» государств, империй, которая основана на желании сохранить свое влияние на международной арене и ранее достигнутое положение без учета изменившейся расстановки сил и реального потенциала; 3) активная политика основывается на балансе между внутренней и внешней деятельностью государства, когда оно в целом успешно выступает в роли субъекта международных отношений, защищая свои интересы; 4) пассивная политика свойственна «слабым» государствам, которые не обладают необходимой для отстаивания своего суверенитета потенциалом, потому вынуждены отказываться от части своего суверенитета в угоду более «сильных» соседей либо покровителей. Эти страны приспосабливаются к международной среде с целью выживания в сложившихся обстоятельствах.

Отношения между государствами на международной арене никогда не были равноправными. Роль каждого государства определялась их экономическими, технологическими, военными, информационными возможностями. Эти возможности обусловливают характер и тип системы международных отношений. Типология международных отношений имеет практическую значимость, поскольку позволяет выявить глобальные факторы, влияющие на развитие как мирового сообщества, так и конкретной страны. История международных отношений всегда отражала соотношение сил и возможности конкретных стран в реализации национальных интересов. В зависимости от концентрации могущества и ресурсов в руках одной страны или распределения их среди группы стран международные политические отношения знали одного субъекта моровой политики - сверхдержаву, или группу таких субъектов - соперничающих между собой развитых стран.

Факторами, влияющими на характер международных отношений и определяющими место того или иного государства в системе международных отношений являются демографические характеристики; численность, половозрастной состав, этнический состав населения; географические особенности положения и специфические особенности природной среды, природные запасы (прежде всего – наличие полезных ископаемых, таких, как газ, нефть, золото, урановые руды); уровень и характер развития экономики (прежде всего перспективных отраслей); военная мощь государства (прежде всего – наличие ядерного оружия); исторические и культурные традиции. В известных пределах влияние каждого из перечисленных факторов способствует повышению статуса государства на международной арене. Несколько государств в мире занимают исключительное место в системе международных отношений в силу того, что все эти факторы действуют комплексно. Геополитикой называют теории направления исследований, а также направление политической деятельности, где признается и обосновывается значение воздействия территориально-пространственных и природно-географических особенностей местоположения тех или иных государств или межгосударственных региональных блоков на различного рода (локальные, региональные континентальные и глобальные) международные процессы и отношения. При этом в качестве значимых рассматриваются: отсутствие или наличие речных путей, выходов к морским и сухопутным торговым путям; островное или континентальное положение, наличие лесных массивов, гор, болот, озер, пустынь; протяженность территорий и границ, климат, состав почвы, этнический и демографический состав населения..

 

Вопрос № 40

В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. По оси «север—юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси — жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом. Вместе с тем, необходимо отметить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой и по этой причине любая попытка получить дополнительную прибыль за счет увеличения транзитных сборов способна привести к смещению основных транспортных потоков на территории стран Балтии и Украины. Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Однако по причине неэффективности функционирования СНГ приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства (58 %), является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В свою очередь, Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России, обеспечивая ей прямой доступ к границам европейских государств. Транспортный коридор по территории республики обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки (через территорию Беларуси проходит около 80 % российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС). Общие исторические и социокультурные корни также стимулируют развитие белорусско-российской интеграции. Анализируя геополитическое состояние республики, можно отметить, что в 1990-е гг. Беларусь была поставлена перед фактом независимости и вынуждена была в соответствии с этим моделировать собственную геополитическую концепцию. Еще не имея самостоятельной стратегии геополитического развития, республика активно начала реанимировать разорванные связи с Россией, переводя это сотрудничество в плоскость своего основного геополитического вектора. Данный процесс был наиболее интенсивным в 1994—2000 гг. и принес Беларуси в первую очередь экономические выгоды (относительно низкие цены на сырье и энергоносители, снятие таможенных барьеров, использование огромного внутреннего рынка России и др.), что позволило уже к 2001 г. восстановить дореформенный (1990 г.) объем промышленного производства. С начала нового тысячелетия в республике начала разрабатываться стратегия национального возрождения. С этого периода Беларусь начинает позиционироваться как отдельный геополитический субъект, обладающий собственной внешнеполитической волей и позицией, самостоятельно определяющий внутреннюю и внешнюю политику. Началось активное формирование государственной идеологии, основанной на консолидации общества вокруг национальной идеи возрождения. В сложившейся геополитической ситуации нельзя не выделить позицию Беларуси в западном направлении. Для Беларуси как европейского государства вхождение в европейское цивилизационное пространство означает интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое положение, исторической опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал Беларуси создают благоприятные предпосылки для ее развития в качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов. В настоящее время эти отношения можно охарактеризовать как «прохладное взаимопонимание». Сам факт таких отношений объясняется не идеологическими противоречиями сторон, а неприемлемостью для Беларуси западной политики «двойных стандартов» и рекомендаций по демократизации белорусского общества. Учитывая складывающееся геополитическое положение, Беларусь пытается искать поддержку у новых стран-партнеров с целью выхода на новые рынки сбыта своей товарной продукции и получения инвестиций (Китай, Индия, Куба, Венесуэла, Вьетнам, Ливан, Сирия, Иран). Эти государства не вмешиваются во внутренние дела республики и способны увеличивать взаимный товарооборот. Геополитическое положение Беларуси диктует необходимость поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только с Россией и другими странами СНГ, но и с государствами Европейского союза. Однако недостаточно высокий уровень производства наукоемкой продукции в Республике Беларусь и структура экспорта в значительной степени ограничивают возможность проведения многовекторной внешней политики на современном этапе.

Приоритетные направления внешней политики РБ: поиск оптимальной формы взаимодействия с РФ, развитие двусторонних отношений с Украиной, другими странами СНГ, а также взаимодействие с соседними государствами и интенсификация сотрудничества со странами-членами Европейского Союза, активизация сотрудничества Беларуси со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Стратегические цели РБ на международной арене - защита государственного суверенитета и территориальной целостности; защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Основными задачами внешней политики РБ являются: 1) содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права; 2) равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство; 3) создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства; 4) формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами; 5) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей; 6) содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории; 7) содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением; 8) расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах; 9) привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь; 10) участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.037 с.)