Вопрос №27.Политическая деятельность, политическое участие и поведение.Морозова



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №27.Политическая деятельность, политическое участие и поведение.Морозова



Политическая деятельность-это сознательное и целенаправленное поведение субъекта, обладающее политическим и социальным значениями. В структуре политической деятельности можно выделить 3 основных группы элементов.1)Определённая программа жизнедеятельности субъектов политики, сознательно сформулированная на основе теоретических знаний и практического опыта. В ней зафиксированы устойчивые обобщённые результаты политического опыта человека-знания, мировоззрение, идеалы и социальные установки.2)Вторую группу структурных оснований и компонентов политической деятельности образуют способности, навыки, умения, способы реализации политических планов и идеалов. Также относится политическая культура индивидов, проявление их чувств и эмоций.3)Третью группу составляют нравственно-оценочные качества субъектов политики. Типология политической деятельности: индивидуальная - деятельность, которая совершается на собственный страх и риск (индивидуальный акт протеста); коллективная - это стихийно возникшая демонстрация под влиянием настроения и эмоций (субъекты: толпы, скопления людей); групповая- деятельность, субъектами которой выступают социальные группы, общности. Политическая деятельность бывает добровольной, принудительной и навязанной. Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.Классификация политического участия:английский учёный А.Марш по влиянию на политическую систему выделяет:1)ортодоксальное – участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования к ней, выраженные в законных формах;2)неортодоксальное – несанкционированные действия, связанные с выражением требованием или направленные против политической системы (бойкоты, забастовки); 3)политические преступления – политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия( захват помещения, заложников). Теории политического участия:1. Теория рационального выбора. Основное положение данной теории сводится к утверждению, согласно которому главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. 2.Мотивационная теория политического участия. К наиболее общим мотивам относят идеологический, нормативный, ролевой. Преобладание идеологического мотива означает, что личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества. Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью индивида в существующей политической системе.3.Теории социальных факторов политического участия. В рамках этих теории исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как уровень социально – экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильности. Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. Основные особенности массового политическогоповедения: - статичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны в выборе методов своих действий). – стохастичность , вероятность ( в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми). – ситуативность ( характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом). – анонимность ( членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга). – отказ от личной ответственности.

 

 

Вопрос 28.Политические решения, процессы их подготовки и модели принятия. Морозова.

Политическое решение - это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с её разрешения, снятием. Политическое решение – это и способ реализации интересов, каких- либо участников политических событий. Политическое решение есть ещё и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата – это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации. Принятие политического решения возникает в условиях конкретной политической ситуации. Г. Лассуэл выделяет 7 функциональных этапов процесса принятия решения: постановка проблемы, поиск информации, выработка рекомендаций ( формулирование альтернатив), установка(отбор альтернатив), обращение за поддержкой ( предварительное убеждение), оценка эффекта решения, итог( обновление, пересмотр или отмена).Американские политологи Д. Марч и Т. Саймон включают в процесс принятия решения 4 стадии: а) постановка проблемы, б) поиск наиболее эффективных альтернативных решений, в) сравнительный анализ альтернатив. Алгоритм принятия политического решения . 1) Уточнение объекта политического решения. Здесь даётся ответ - кто из участников политических событий желает изменений, кому из них необходимо принимаемое решение. Субъект политики получает полную ясность – кто из участников политических событий будет поддерживать принимаемое решение и кто будет ему сопротивляться.2) Неудовлетворённые интересы. Внимание сосредоточено на выяснении – чего желают участники политических событий от принимаемого политического решения. Субъект политики определяет характер, содержание, радикальность будущего решения, степень удовлетворённости интересов большинства участников политических событий, а значит – степень разрешённости проблемы, вызвавшей необходимость принятия решения.3)Конкретные недостатки. Чего нет, что конкретно необходимо изменить, чтобы удовлетворить интересы «обиженных» участников политических событий – вот вопрос, определяющий целенаправленность будущего решения.4)Конечная цель принимаемого решения. Субъект политики, принимая решение, обязан ставить себе ясную и обязательно достижимую цель.5)Средства реализации цели.6) Основная решаемая проблема. Здесь субъект политики сосредоточивает свои усилия на преодолении главного противоречия стоящей перед ним проблемы. 7)Выбор альтернатив. Главная задача принимающего решения состоит в том, чтобы: принять к рассмотрению как можно больше путей реализации этого решения, профессионально преобразовать возможные пути достижения цели.8) Оформление решения. 2 метода принятия решения: рационально – универсальный («корневой») и «метод ветвей» ( последовательный). Рационально – универсальный. При этом методе выстраиваются в ряд все «ценности» или «приоритеты», имеющие значение для достижения данной цели, вырабатываются несколько возможных альтернативных путей её реализации, и выбирается оптимальный. Этот метод очень популярен среди граждан, оппозиционно настроенных в отношении правительства. Но он трудно применим в обстановке, требующей оперативного принятия решения. «Метод ветвей». Субъекты управления прагматически отбирают среди находящихся « под рукой» наиболее приемлемый вариант, причём планируются небольшие конкретные шаги для достижения цели предпочтение отдаётся приемлемым, а не максимально эффективным вариантам. Эта модель упрощает процесс принятия решений.

 

 

29. Политический процесс и его структура. Стадии общего и виды частичных политических процессов;

Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.

Политический процесс стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии другим. Тем самым формируется курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.
Таким образом, политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества.
Структура политического процесса
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д.
По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:
- субъекта, носителя власти;
- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
- средств, методов, ресурсов, исполнителей процесс
Стадии (фазы) политического процесса
Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий:
1)формирование (вызревание) политических приоритетов,
2)выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса,
3)формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений
4) приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация), оценка результатов политических решений.
Виды политических процессов
-По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические.
-
Существуютэволюционный и революционный политические процессы
-
С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.
-
С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах.

 

 

30. Причины динамизма и пути изменения политических систем. Понятие политического развития и политической модернизации.

 

1)Объективной основой динамизма политической системы является существование в ней множества социальных субъектов с несовпадающими и даже противоположными интересами. Существуют три исходные позиции социальных субъектов в их воздействии на политическую систему. По сути это консервативное, реформистское и революционное воздействие.-Консервативная позиция принимает социально-политическую действительность полностью. Это, как правило, позиция правящей группы, господствующих сил.

Реформистская позиция состоит в стремлении к изменениям, но не затрагивающим основ существующего социально-политического строя.

Революционная позиция предполагает коренные, качественные преобразования общественного строя, полную замену политической системы..

Важным средством изменения социально-политических систем являются реформы и контрреформы, революции и контрреволюции. Реформаозначает изменения каких-либо сторон социальной жизни при сохранении ее основ. В политологии принято различать такие разновидности реформ, как модификация, трансформация и модернизация.

Политическая модификация придает системе новые свойства в рамках базовых принципов ее организации. Политическая трансформация – это изменение системы в целом, но с сохранением ее генетических оснований. Политическая модернизация – это последовательный поэтапный переход от одной стадии социально-политического развития к другой.

Контрреформы – это частичный или полный отказ от нововведений, осуществленных в ходе реформ. В основе контрреформ лежит стремление элиты вернуть утраченное в результате вынужденных уступок. Социальная революция – это резкий, скачкообразный переход от одной общественно-политической системы к другой.

2)Для характеристики динамики политической жизни, изменений политических систем используется понятие «политическое развитие». Под ним понимается процесс приобретения политической системой новых позитивных качеств. В западной политологии выделяются три критерия политического развития:

-структурная дифференциация;

-способности системы;

-тенденция к равноправию.

Первая состоит в увеличении числа компонентов системы и их специализации; вторая – в способности адаптироваться к новым условиям; третья – в расширении участия граждан в политическом развитии.

Под модернизацией понимается изменение чего-нибудь в соответствии с новыми требованиями. «Политическая модернизация», или «модернизация общества», означает переход от низшей ступени общественно-политического развития к высшей.

В современных условиях термин «модернизация общества» употребляется применительно к странам, еще не завершившим перехода от традиционного к индустриальному обществу. При этом суть модернизации незападной части мира понималась как его вестернизация (англ. west – запад), т.е. осуществление всех преобразований по западному образцу. В соответствии с концепцией однолинейности общественного развития отстающие страны должны пройти путь, которым двигались развитые западные государства.

 

Вопрос №31. Госуд. политика, ее виды, уровни, направления. Осн. Направления госуд. политики РБ на совр. этапе.

Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. Государственная политика есть преобразование политических целей в государственные программы и практические действия по достижению соответствующих результатов.
Содержание государственной политики составляет совокупность целей, задач, приоритетов развития, программ, которые разрабатывают и реализуют органы публичной власти с привлечением институтов гражданского общества.
Процесс формирования и реализации государственной политики называется «политическим циклом» и включает несколько этапов:
- первый этап (инициирование политики) составляет анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений.
- второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования.
- третий этап (выполнение политики); на этом этапе происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль.
- четвертый этап (оценка политики) - оценка результатов и последствий.

Реализация государственной политики – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей.
Уровнигосударственной политики:

- макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран

- метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям

- микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем.

Модели разработки государственной политики:

1. Модель «сверху – вниз» предполагает, что государственные решения принимаются на высших уровнях государственного управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики.

2. Модель «снизу – вверх» предполагает, что формирование государственной политики начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов.

3. «Централизованная модель» предполагает, что политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.

4. «Демократическая модель» предполагает, что при сохранении централизованного управления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных объединений.

Независимо от типа и модели государственной политики, государственная политика должна удовлетворять определенным показателям: реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве; иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; должна быть эффективной и результативной; должна пользоваться доверием населения.

Виды госуд. политики:

1.Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Общепризнанными целями государственной экономической политики считаются: обеспечение роста социально-экономической эффективности, обеспечение общеэкономического равновесия.

2.Государственная социальная политика-целенаправленная деятельность государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

3.Культурная (символическая) политика -направлена на укрепление национального самосознания и духа общности, солидарности и социального доверия. Для этого разрабатываются масштабные политические программы, которые предусматривают повышение роли национального языка или культуры, а также пропаганду верности общему политическому наследию.

 

Вопрос № 32. Социальные конфликты, их структура, функции и политические последствия. Пути разрешения соц. конфликтов и их регулирование.

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Структура социального конфликта:
1) субъект – это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
2) Объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на три основных вида:
1. Объекты, которые не могут быть разделены на части и владеть ими совместно с кем‑либо невозможно, например должность президента страны.
2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта, например депутатские места в парламенте.
3. Объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (общее электоральное поле, осуществление внегосударственных социальных программ и т. д.). Это ситуация «мнимого конфликта».
3) инцидент - формальный повод для начала открытого противоборства.

Позитивные функции социального конфликта:
- стимулирование динамики общественных процессов(ускорение общественного развития);
- объединение, интеграция, сплочение социальных общностей;
- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
- получение новой информации об оппоненте.

Негативные функции социального конфликта:
- большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;
- представление о побежденных группах, как о врагах;
- сложное восстановление деловых отношений.

Политические последствия конфликта:
Если конфликт выливается в применение вооруженных средств борьбы, он переходит в войну – свою крайнюю форму.Война— конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Войны были присущи всей истории человечества. За последние 5,5 тыс. лет состоялось примерно 15 тыс. войн, унесших 3,6 млрд человеческих жизней.

Существуют много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами. Вот некоторые из этих способов:
1. Устранение объекта конфликта.
2. Замена одного объекта другим.
3. Устранение одной стороны участников конфликта.
4. Изменение позиции одной из сторон.
5. Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.
6. Получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий.
7. Недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников.
8. Приход участников конфликта к единому решению или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любому его решению.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон.

Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают в себя следующие возможные процедуры.
1. Признание наличия конфликта.
2. Утверждение процедурных правил и норм.
3. Выявление основных спорных вопросов (оформление «протокола разногласий»).
4. Исследование возможных вариантов решения проблем.
5. Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и по урегулированию конфликта в целом.
6. Документальное оформление всех достигнутых договоренностей.
7. Выполнение всех принятых взаимных обязательств.

 

 

33.Политические кризисы и пути их преодоления.
Политическим кризисомназывается такое состояние политической системы, когда наивысшего накала достигает острота противоречий в ней, необходимость ее преобразования становится необратимой. Это высшая точка всеобщего недовольства и возмущения. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недовольство народа властью или недоверие народа к власти.
Конкретными проявлениями политического кризиса могут быть:
- паралич власти, проявляющийся в неспособности государства и его органов выполнять необходимые функции;
- распространение политических идей, отрицающих ценности политической системы, переживающей кризис;
- наличие двоевластия, которое дезорганизует общество;
- активная оппозиционная деятельность.

Причинами кризиса нередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти и многие другие.

Виды политического кризиса: внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические кризисы могут быть общенациональными и «частными», т.е. кризисами отдельных институтов власти. К последним относятся правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный кризисы. Выделяют также кризис политической системы.

Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом. Часто его причиной бывает потеря правительством авторитета. Он выражается в невыполнении распоряжений правительства как исполнительными органами, так и отдельными гражданами. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе. Его может спровоцировать выход из правительства части министров одной из партий правительственной коалиции

За свою историю человечество накопило значительный опыт разрешения политических конфликтов и кризисов. Сложился ряд подходов, путей и способов, этапов их урегулирования и разрешения.

Основными путями их урегулирования являются:

- отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов ;

- применение насильственных репрессивных мер к одному или всем конфликтующим субъектам:

- урегулирование с помощью правовых и моральных норм, если противоборствующие стороны выражают согласие;

- дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной стороны;

- перевод конфликта в «мирное» русло и устранение его непосредственных причин;

- осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт, его упредить;

- достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок;

- уклонение от конфликта, избежание конфликтных ситуаций и другие.

Разрешение конфликта и кризиса есть процесс согласования интересов, урегулирования социально-политических противоречий. В этом плане разрешение конфликта возможно путем придания ему правовой и организованной основы, т.е. институализации конфликта, управления им. Неинституализированный конфликт характеризуется отсутствием принципов и правил и чаще всего представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства. При институциональном конфликте несовместимость сторон выражается в пределах установленных в обществе норм, законов. Достигается предсказуемость поведения участников конфликта.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.019 с.)