Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бабошин А. В. 4вопрос Зарождение и основные этапы становления и развития политической науки↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос № 7 Политическая власть – это способность и возможность человека или группы проводить свою волю в политике, правовых нормах, в соответствии со своими интересами и потребностями. Политическая власть возникает с появлением государства. В ее основе неравенство политических статусов (президент, министр, депутат). Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся: 1 .Социальные общности (народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки. 2 .Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны. 3. Политические партии и организации. 4. Правящая элита, бюрократия, лобби. 5. Групповое и индивидуальное лидерство 6. Отдельные личности, толпа. Источники политической власти: государство, правящие элиты, политические партии, групповое и индивидуальное лидерство, бюрократия, личная власть. (Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность.) Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти: экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические. - Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления. - Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики. - Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д. - Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства. - Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди. В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции: 1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство. 2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти. 3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др. 4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.
Вопрос №8 Механизм политической власти - совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. Следует добавить, что это не только система органов, но и ряд принципов на основе которых функционирует механизм политической власти. «Государственная власть» и «Политическая власть» (соотношение) Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения. Если рассматривать с одной точки зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества - органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями и т.п. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его участии, разрешении. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей, государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Государственная власть: -Распространяется на все общество - это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной; -Носит публично-политический характер и призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов; -Опирается на государственное принуждение, имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей; -Осуществляется специальными лицами и устанавливает систему налогов; -Организует население по территориальному признаку и характеризуется легитимностью и легальностью;
Мажугова Е. А. (ГУП-3) «Политические партии и партийные системы». Подходы к пониманию сущности политических партий: - идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. Б.Констан определял партию как "объединение людей, признающих одну и ту же политическую доктрину". - организационный подход подчеркивает, прежде всего, ор-ганизационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др. - функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей "избирательную" функцию партии и делает акцент на связи партии с избирательным процессом, ее участии в подготовке и проведении выборов. -в марксистской литературе преобладает социально-классовый подход к определению сущности политической партии. Под партией понимается "политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. Политическая партия – высшая форма классовой организации Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Основными отличительными признаками политической партии являются: - связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы; - обладание определенной программой деятельности, отра-жающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии; - наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.); - установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению. Мир политических партий чрезвычайно многолик. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий. Тип партии – это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий. В основу типологии могут быть положены различные критерии: -социальная база; -идеологический облик; -принципы организации; -методы деятельности и др. Мажугова Е. А. (ГУП-3) «Общественные объединения и движения» Общественные объединения - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Основные группы формирований: -политические партии; -общественные организации; -общественные движения. Общие признаки: -добровольность; -преднамеренность создания; -самодеятельность. Общественное движение -совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются: -массовостью; -широкой социальной базой; -организационной и идейной аморфностью; -нестабильностью ориентации и состава; -нередко стихийностью и спонтанностью действий. Группы интересов – это "добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций". К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся: 1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы. 2)Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям. 3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами. 4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит. Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства (через избирательные системы), прямого, функционального представительства организованных интересов. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие: - непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти; - поддержка, в том числе финансовая; на выборах близких политических партий и их кандидатов; - участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов; - участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах; - организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями; - забастовки, митинги, демонстрации и др. 5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения. альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С этой целью создаются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, альтернативные предприятия, школы, клиники и т.п. На собственном примере они стремятся реализовать новую систему гуманистических, постматериалистических ценностей. Близки к альтернативным движениям и гражданские инициативы – форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь определенных проектов в сфере жилья, образования и воспитания, транспорта, городского развития, культуры, экологии. В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законами Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (от 4 октября 1994 г.) и «О политических партиях» (от 5 октября 1994 г, новая редакция 19 июля 2005 г.).
Бабошин А. В. 4вопрос Зарождение и основные этапы становления и развития политической науки В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа: 1)первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний; 2)второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей; 3)третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки. Политика как специфическая деятельность людей очень рано стала предметом научного исследования. Вначале знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон (427–347 гг. до н. э.) соответствующие работы назвал «Законы» и «Государство». Аристотель свое произведение, посвященное изучению государства и общества, назвал просто «Политика». Аристотеля нередко называют основателем, отцом политической науки. У Аристотеля, как и у его предшественников, политические исследования еще не выделялись в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями
Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469– 1527). Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Н. Макиавелли фактически положил начало существования новой научной дисциплины.
Полностью научный характер исследованиям политической действительности был придан в XIX в. К этому времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений. Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, в 1895 г. создается Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. – Берлинская высшая школа политической науки.
Ныне политическая наука, или просто политология, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.
Вопрос 5. Политика, её возникновение, субъекты, функции, свойства, пределы, элементы, виды и уровни (Борисик) Политика –сфера деятельности людей, связанная с управлением общественными делами, с отношениями по поводу завоевания, удержания и использования власти. -деятельность классов и иных соц. групп, связанная с определением содержания и форм, задач и функций гос-ва, а также его взаимоотношений с др. гос-вами. - социальный институт, посредством которого завоевываются и реализуются властные отношения в обществе, осуществляется социальный контроль, происходит мобилизация и организация коллективных действий ради достижения общих целей и решения вытекающих из них задач управления страной либо общественно-политическим движением. Политика возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти(индивиды, политические элиты, лидеры, полит. кланы, государство, союзы государств, коллективы СМИ и др.). Классификация субъектов политики: по количественному признаку: единичные и групповые; по правовому признаку субъектов политики: физические и юридические лица; по направлениям политики ее носителей: на субъектов внутренней и внешней политики; по признаку первичности или вторичности их политического участия и др. Функции политики: выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества; рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны; распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом; управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития; интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы; социализации личности; обеспечения коммуникации. Свойства политики: конкурентность, соперничество субъектов политики; асимметричность, неравенство положения и возможностей властвующих и подданных; направленность на преимущественно рациональное решение проблем общества и власти; применение моральных и аморальных средств и методов; многослойность политики; наличие тайной и явной политики; двойственный характер взаимоотношений с другими сферами жизни общества; способность проникать во все сферы жизни; локализация политических процессов в определённых пунктах, регионах; способность оказывать воздействие в реальном, историческом, эпохальном времени; динамичность, изменчиость политических процессов, их форм и последствий. Составные элементы политики: политическое сознание, политическая культура, политические отношения и политическая организация. Виды политики: в зависимочти от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций); в зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п. Уровни организации политики: мегаполитика, макрополитика, мезополитика и микрополитика.
Вопрос 6. Власть как общественное явление. Макс Вебер о соотношении власти и государства (Борисик) Власть - это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения; власть - это господство над людьми; власть - это лица, органы, облечённые соответствующими властными полномочиями. Подходы к истолкованию власти:теологический, биологический, психологический, бихевиористский, мифологический, антропологический и конфликтологический. Для возникновения властных отношений необходимо: наличие, как минимум, двух субъектов; выражение воли властвующего субъекта; использование властвующим субъектом оснований и ресурсов власти; подчинение субъекта, в отношении которого власть. Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах. Источники власти – объективные и субъективные условия, служащие причиной неоднородности общества, социального неравенства. К ним относятся: физическая либо социальная сила, богатство, знания и контроль над информацией, люди. Структура власти: субъект власти, объект власти, процесс властвования, ресурсы властного воздействия. Функции власти: интеграционно-регулятивные функции и функции руководства и управления Обобщенно процесс функционирования власти в обществе можно представить следующим алгоритмом: оценка факторов, воздействующих на общество - формирование концептуальных целей, исходя из оценки каждого фактора - выработка концепции развития общества – практическая реализация выработанной концепции по каждому направлению власти. Макс Вебер – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Макс Вебер – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Макс Вебер считал, что политика – это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. К основным формам проявления политической власти относятся господство, руководство и управление. Наиболее рельефно политическая власть проявляется в господстве. Господство - это механизм осуществления власти, который принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей, легитимное господство не может ограничиваться фактом политической реализации власти, оно нуждается в вере в ее законность и связано с разделением властей, с вычленением особого административного аппарата управления, обеспечивающего исполнение предписаний и приказов. В противном случае господство опирается главным образом на насилие, что и имеет место в деспотиях. М. Вебер различает три типа легитимного господства (по их источнику): традиционный, харизматический и рационально-легальный. Характеризуя господство, было отмечено, что признаком господства являются иерархия и социальная дистанция между господствующим и подчиненным. Иерархия и социальная дистанция находят выражение в различиях рангов, власти, престижа, в строгих правилах этикета и обращения друг к другу.
Вопрос № 7 Политическая власть – это способность и возможность человека или группы проводить свою волю в политике, правовых нормах, в соответствии со своими интересами и потребностями. Политическая власть возникает с появлением государства. В ее основе неравенство политических статусов (президент, министр, депутат). Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся: 1 .Социальные общности (народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки. 2 .Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны. 3. Политические партии и организации. 4. Правящая элита, бюрократия, лобби. 5. Групповое и индивидуальное лидерство 6. Отдельные личности, толпа. Источники политической власти: государство, правящие элиты, политические партии, групповое и индивидуальное лидерство, бюрократия, личная власть. (Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность.) Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти: экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические. - Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления. - Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики. - Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д. - Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства. - Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди. В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции: 1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство. 2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти. 3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др. 4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться.
Вопрос №8 Механизм политической власти - совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями и участвуют в осуществлении государственной политической власти. Следует добавить, что это не только система органов, но и ряд принципов на основе которых функционирует механизм политической власти. «Государственная власть» и «Политическая власть» (соотношение) Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения. Если рассматривать с одной точки зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества - органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями и т.п. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами. Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его участии, разрешении. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей, государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Государственная власть: -Распространяется на все общество - это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной; -Носит публично-политический характер и призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов; -Опирается на государственное принуждение, имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей; -Осуществляется специальными лицами и устанавливает систему налогов; -Организует население по территориальному признаку и характеризуется легитимностью и легальностью;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.015 с.) |