Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 9. Эффективность и легитимность политической власти. Типология легитимности власти по М.Веберу.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. 1)Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный). Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус. В научный обиход термин “ легитимность” ввел М. Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. М. Вебер выделил три основных типа легитимной власти:
Вопрос 10. Понятие политического института, основные виды политических институтов. Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп. Институализация политических отношений выступает в качестве механизма, обеспечивающего организацию совместной политической деятельности людей, и предполагает формирование определенных организаций, в рамках которых протекает та или иная политическая деятельность.
Виды политических институтов: 1. Институт парламентаризма регулирует в современном обществе отношения по поводу создания правительственного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма- это устойчивые отношения, в которые неизбежно вступают люди, обретающие соответствующий статус. 2. Институт исполнительной власти представляет собой сложную систему взаимодействия, складывающуюся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущие управление общественными делами и населением страны. 3. Институт президентства обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан. 4. Институт государственной службы регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. 5. Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся по поводу необходимости урегулирования различных конфликтов в обществе. 6. Институт гражданства определяет взаимные обязанности государства и гражданина в отношении друг друга. 7. Институт избирательного права регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией. 8. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними.
№11 Демократия как форма политической жизни. Принципы, институты, модели, и условия демократии.
Демократия восходит к корням двух греческих слов - demos – народ и kratos – власть и в буквальном переводе означает “народовластие” или “власть народа”. Демократия – тип политической организации общества, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (референдум) либо через представителей, избираемых народом. Демократия представляет собой форму государства, характеризующегося следующими признаками: 1) признание народа высшим источником власти; 2) выборностью основных органов государства; 3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав; 4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.
Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии. Основными принципами демократии являются: 1) политическая свобода 2) равноправие граждан 3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения 4) разделение властей 5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства 6) плюрализм
Институты демократии — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление «признание общественностью; предпосылкой легальности — его юридическое оформление, узаконение. Принято выделять и целый ряд иных демократических институтов. Среди них традиционно принято обращать внимание на следующие: 1) наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством; 2) реально существующее и функционально работоспособное разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная, судебная) и по горизонтали (власть центра и регионов); 3) свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации; 4) свобода артикуляции политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы.
В зависимости от того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ, выделяют модели: 1) индивидуалистические; (Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы.) 2) плюралистические; (исходят из того, что творцом политики является не народ, а заинтересованная группа) 3) коллективистские; (имеют ряд таких общих черт, как отрицание автономии личности, первичность народа в осуществлении власти, абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством)
Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает – прямая или представительная. Прямая демократия – непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (вече, референдумы). Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).
Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни: — экономическая; — социальная; — политическая; — культурно-духовная и др.
Важнейшее условие стабильности демократического режима — наличие в его распоряжении достаточных материальных и духовно-психологических ресурсов. В этом отношении демократия ничем не отличается от любого иного режима. В то же время специфика демократии заключается в том, что ее ресурсы обладают способностью к самовозобновлению в рамках сложившейся системы институтов. Демократия не избавлена от опасностей, но, достигнув состояния стабильности, ей оказывается по силам задача проведения экономических и социальных реформ без существенного потрясения имеющихся норм и институтов.
№12 Личность как субъект политики. Политическая социализация и политическая роль личности. Субъект – это индивид, принимающий непосредственное сознательное участие в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные и партиципанты. А объект – это всего лишь человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать. Содержание категории «субъекты политики» не исчерпывается классами, социальными слоями, группами и другими общностями людей. Она включает в себе и личность, являющуюся «непосредственным субъектов политической практики». Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов. 1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли; 2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь; 3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня: 1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.; 2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д. Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.
Политическая социализация — процесс включения личности в политику. Результат политической социализации - формирование социальных качеств личности, ее политического сознания и политической культуры, выработка ею определенного политического поведения и определенной степени автономности. Различают две фазы этой политической социализации: 1) первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре; 2) вторая - в политической интериоризации, т.е. включении политических норм и ценностей во внутренний мир человека. В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина.
Понятия «политик» и «лидер» часто употребляются как тождественные. Лидер — это идущий впереди, это человек, личные качества которого позволяют ему играть ведущую роль в жизнедеятельности какой-то общности людей. В этой связи вполне правомерным является подразделение политиков зарубежными, а вслед за ними и многими отечественными исследователями на несколько типов. Первый тип политиков, по их мнению, представлен государственными деятелями, то есть лицами, которые причастны к управлению странами, второй — лицами, которые действуют в определенных регионах и собирают подавляющее большинство голосов избирателей в этих регионах, что позволяет им профессионально заниматься политической деятельностью, третий — политические лидеры, то сеть лица, способные вести за собой других людей и существенно влиять на политический процесс, четвертый — харизматические личности, то есть лица вождистского типа.
Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: 1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика; 2) личность, как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п.. А также, как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики; 3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики. Политическая роль личности — это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом
Вопрос 13. Понятие и теории элиты (Г.Моска, В. Парето, Р.Михельс, Х.Ортего-и-Гассет и др.). Правящая элита, её функции, структура и системы рекрутирования; "элита" (от франц. elite - лучший, отборный)- высший, относительно замкнутый слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы. Ценностный подход к пониманию элиты: элита представляет собой лучших из лучших, это те, кто обладает такими добродетелями, как мудрость и справедливость. Элитарный подход:Г. Моска –Он определял элиту как наиболее активную в политическом отношении группу людей, ориентированных на получение и утверждение власти. Моска считал, что основою общественного развития является не экономика, а политика. Правящая элита концентрирует в своих руках руководство государственным механизмом, а потому имеет непосредственное влияние на экономическую ситуацию в стране.
№14) Политическое людерство, его природа, типологии и функции. Типы политического лидерства 1.Типология лидерства по М.Веберу-в зависимости от идеальных типов господства:традиционное-основоное на вере и святость традиций,утоявшихся обычаев,на привычке;легальное-основоное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка;харизматическое-основанное на вере в сверхъестественные способности вождя,в наличие у конкретного лидера исключительных качеств. 2.Типология лидерства по Г.Лассуэллу-в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения:агитационное-воздействующее силой слова,ораторским искусством,личным примером;организиционное-влияяющее на политический процесс посредством использования возможностей структуры,организации;теоритическое-воздействующее силой интеллекта,логики. 3.Типология лидерства по Р. Такеру – в зависимости от целей лидеров и от воздействия на общество: консервативное – базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде; реформаторское – стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное – ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации. В зависимости от вида институциональности выделяют формальное (функциональные отношения) и неформальное (личные отношения участников) лидерство. По характеру деятельности лидера различают: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации). По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы и организации, в их привлечении к управлению; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах. По содержанию лидерство политическое делится на творческое, когда лидер разрабатывает и предлагает программу поведения, и исполнительное, когда лидер выступает лишь исполнителем уже заданной программы. В зависимости от субъектов может быть индивидуальное и групповое политическое лидерство, в зависимости от объекта – общенациональное, партийное, территориальное и т. п. По отношению к власти выделяют правящее и оппозиционное лидерство. В зависимости от срока действия политическое лидерство может быть временное и постоянное. Функции лидерства: социально-организационная (интегративная) – организация и управление, мотивация и интеграция в единую социальную общность; культурно-организационная (социокультурная) – социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивная – координация и регулирование политических интересов.
15)Системаот греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение. Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Политическая система имеет свою структуру, которую можно выразить в виде следующих подсистем (элементов): институциональная подсистема ( государственные и общественно-политические институты и неполитические организации, СМИ); коммуникативная подсистема ( совокупность отношений и принципов взаимодействия); нормативная подсистема ( конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль); культурно-идеологическая подсистема (и деи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности); функциональная подсистема ( способы реализации власти). Политическая система осуществляет следующие функции: конверсии ( то есть преобразования общественных требований в политические решения); адаптации (то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни); мобилизации людских и материальных ресурсов; охранительная (защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов); внешнеполитическая (установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами); консолидирующая (согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп); распределительная (создание и распределение материальных и духовных ценностей). В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем: системная; структурно-функциональная; информационно-кибернетическая. Системная модель впервые была разработана Д. Истоном. По мнению Д. Истона, политическая система - развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования или импульсы - поддержка. На выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия. Политическая система может реагировать по-разному на требования, идущие от населения. Если демократическая система использует их для улучшения работы, то тоталитарная - подавляет, создавая образ могучей и непогрешимой власти.
16)Термин политический режим (производный от латинского слова regimen, т.е. направление) совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политический системы. Критерии:1)Полномочия главы государства, его функции и роль в системе политического руководства, характер политического лидерства.2)Порядок, способы и механизмы формирования политической власти, а также степень участия в ней народных масс.3)Характеристика механизмов осуществления политической власти и степень контроля за ней со стороны общества.4)Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между её центральными и местными органами.5)Роль и значение политической идеологии в жизни общества.6)Мера политического плюрализма, наличие многопартийности. 7)Учет интересов меньшинства при принятии политических решений, наличие оппозиции.8)Место и роль неполитических и негосударственных организаций и структур в политической системе общества. 9)Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства.10)Политический и юридический статус органов подавления, т.н. силовых структур государства (армии, полиции, госбезопасности).11)Положение СМИ, уровень гласности в обществе.12)Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни. Известны основные формы политических систем такие как: демократия, теократия, тоталитаризм, авторитаризм. Все вышеперечисленные “формы” по определению являются формами правления (политическими режимами). Они являются критериями характеристики политических систем. Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами сохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система Республики Беларусь имеет ряд отличительных признаков: 1)определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти; 2)недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития; 3)отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба; 4)слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции; 5)фрагментарность политической культуры в условиях
Политическая культура. Политическое сознание. Политическая культура - это реализация политических знаний, ценностей, ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса) в определенной исторической деятельности. Она включает зафиксированный в обычае и законах политический опыт общества, уровень представления власти занять такую позицию чтобы быть на одной стороне действий. Структура политической культуры: Когнитивный элемент - политические знания, политическая образованность, способ политического мышления. Нормативно-оценочный элемент- политические чувства- оценки, настроения.- Традиции, обычаи.- Политическая убежденность. Цели.- Выражает ориентацию установки людей.- Политическая сознательность. Поведенческий элемент - связан с политической установкой.- Общественно-политическая деятельность отвечает требованиям политической культуры. Функции политической культуры: 1. Идентификация - понимание в групповой принадлежности к какой партии принадлежит, за что поддерживаю.2. Ориентационная - человек должен ориентироваться в политической системе.3. Адаптации и социализация - приобщение к новым навыкам общественного поведения.4. Интеграционная - сохранение ценностей.5. Коммуникации - осуществляет взаимодействие субъектов на основе стереотипов, символов. Типы. 1. Патриархальный тип- Ориентация на местные ценности.- На вождей и шаманов.- Политические ориентации не отделены от религиозных, экономиче-ских. 2. Подданнический тип- пассивное отношение граждан к политической культуре.- Человек живет в системе, но боится этой системы, опасается власти. 3. Активистский тип.- Активное включение индивида в политическую жизнь.- Участие в выборах, влияние на политические выборы. Политическое сознание - это форма общественного сознания, выражающая политическую действительность и возникает в процессе политической деятельности. Маркс: "Сознание никогда не может быть ничем иным как осознанным бытием". Характер политического сознания определяется социально-политическими, экономическими, национальными, культурными факторами. Пути:1. Осознание цели государственного и политического руководства.2. Путем критического осмысления.3. Эмоциональное приобщение к вере. Функции политического сознания:1. Когнитивная - выражение в потребности групповых и коллективных интересов.2. Идеологическая - характеризует потребности в защиту интересов.3. Коммуникативная.4. Прогностическая.5. Воспитательная - задает политическую активность людей, жела-тельную направленность. Политическое сознание противоречиво. Выделяют уровни:1. Эмпирический - политическая психология человека. Формируется под влиянием политической жизни людей.2. Идеолого-теоретический - система теоретических знаний.3. Индивидуально-политический - сознание человека, индивида.4. Групповая - совокупность определенных групп.5. Массовое.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.013 с.) |