Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9. Эффективность и легитимность политической власти. Типология легитимности власти по М.Веберу.

Поиск

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.
Эффективность власти
- это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.
Критериями эффективности являются:

1)Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов
2)Рациональность вертикального и горизонтального строения власти
3)Действенный контроль за выполнением властных распоряжений
4)Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).
5)Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.
6)Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный).

Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

В научный обиход термин “ легитимность” ввел М. Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке.

М. Вебер выделил три основных типа легитимной власти:

  • традиционную, опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую, которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную, проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

 

Вопрос 10. Понятие политического института, основные виды политических институтов.

Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

Институализация политических отношений выступает в качестве механизма, обеспечивающего организацию совместной политической деятельности людей, и предполагает формирование определенных организаций, в рамках которых протекает та или иная политическая деятельность.

 

Виды политических институтов:

1. Институт парламентаризма регулирует в современном обществе отношения по поводу создания правительственного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма- это устойчивые отношения, в которые неизбежно вступают люди, обретающие соответствующий статус.

2. Институт исполнительной власти представляет собой сложную систему взаимодействия, складывающуюся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущие управление общественными делами и населением страны.

3. Институт президентства обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.

4. Институт государственной службы регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе.

5. Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся по поводу необходимости урегулирования различных конфликтов в обществе.

6. Институт гражданства определяет взаимные обязанности государства и гражданина в отношении друг друга.

7. Институт избирательного права регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией.

8. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними.

 

 

№11 Демократия как форма политической жизни. Принципы, институты, модели, и условия демократии.

 

Демократия восходит к корням двух греческих слов - demos – народ и kratos – власть и в буквальном переводе означает “народовластие” или “власть народа”.

Демократия – тип политической организации общества, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (референдум) либо через представителей, избираемых народом.

Демократия представляет собой форму государства, характеризующегося следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

 

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии. Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода

2) равноправие граждан

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения

4) разделение властей

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства

6) плюрализм

 

Институты демократии — это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление «признание общественностью; предпосылкой легальности — его юридическое оформление, узаконение.

Принято выделять и целый ряд иных демократических институтов. Среди них традиционно принято обращать внимание на следующие:

1) наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством;

2) реально существующее и функционально работоспособное разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная, судебная) и по горизонтали (власть центра и регионов);

3) свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации;

4) свобода артикуляции политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы.

 

В зависимости от того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ, выделяют модели:

1) индивидуалистические; (Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы.)

2) плюралистические; (исходят из того, что творцом политики является не народ, а заинтересованная группа)

3) коллективистские; (имеют ряд таких общих черт, как отрицание автономии личности, первичность народа в осуществлении власти, абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством)

 

Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает – прямая или представительная.

Прямая демократия – непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (вече, референдумы).

Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).

 

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:

— экономическая;

— социальная;

— политическая;

— культурно-духовная и др.

 

Важнейшее условие стабильности демократического режима — наличие в его распоряжении достаточных материальных и духовно-психологических ресурсов. В этом отношении демократия ничем не отличается от любого иного режима. В то же время специфика демократии заключается в том, что ее ресурсы обладают способностью к самовозобновлению в рамках сложившейся системы институтов. Демократия не избавлена от опасностей, но, достигнув состояния стабильности, ей оказывается по силам задача проведения экономических и социальных реформ без существенного потрясения имеющихся норм и институтов.

 

 

№12 Личность как субъект политики. Политическая социализация и политическая роль личности.

Субъект – это индивид, принимающий непосредственное сознательное участие в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные и партиципанты. А объект – это всего лишь человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать.

Содержание категории «субъекты политики» не исчерпывается классами, социальными слоями, группами и другими общностями людей. Она включает в себе и личность, являющуюся «непосредственным субъектов политической практики».

Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов.

1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

 

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этниче­ские, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

 

Политическая социализация — процесс включения личности в политику. Результат политической социализации - формирование социальных качеств личности, ее политического сознания и политической культуры, выработка ею определенного политического поведения и определенной степени автономности.

Различают две фазы этой политической социализации:

1) первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре;

2) вторая - в политической интериоризации, т.е. включении политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина.

 

Понятия «политик» и «лидер» часто употребляются как тождественные.

Лидер — это идущий впереди, это человек, личные качества которого позволяют ему играть ведущую роль в жизнедеятельности какой-то общности людей.

В этой связи вполне правомерным является подразделение политиков зарубежными, а вслед за ними и многими отечественными исследователями на несколько типов. Первый тип политиков, по их мнению, представлен государственными деятелями, то есть лицами, которые причастны к управлению странами, второй — лицами, которые действуют в определенных регионах и собирают подавляющее большинство голосов избирателей в этих регионах, что позволяет им профессионально заниматься политической деятельностью, третий — политические лидеры, то сеть лица, способные вести за собой других людей и существенно влиять на политический процесс, четвертый — харизматические личности, то есть лица вождистского типа.

 

Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность, как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п.. А также, как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, националь­ным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обя­занности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Политическая роль личности — это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом

 

 

Вопрос 13. Понятие и теории элиты (Г.Моска, В. Парето, Р.Михельс, Х.Ортего-и-Гассет и др.). Правящая элита, её функции, структура и системы рекрутирования;

"элита" (от франц. elite - лучший, отборный)- высший, относительно замкнутый слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы.

Ценностный подход к пониманию элиты: элита представляет собой лучших из лучших, это те, кто обладает такими добродетелями, как мудрость и справедливость.

Элитарный подход:Г. Моска –Он определял элиту как наиболее активную в политическом отношении группу людей, ориентированных на получение и утверждение власти. Моска считал, что основою общественного развития является не экономика, а политика. Правящая элита концентрирует в своих руках руководство государственным механизмом, а потому имеет непосредственное влияние на экономическую ситуацию в стране.
В. Парето
- определял элиту как группу людей, которая образуется из наиболее продуктивных и наиболее способных в разных сферах деятельности лиц, которые получили «наибольший индекс» в своей деятельности.
Р. Михельс:
Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, которая заботится лишь о сохранении своего положения.
Ортего-и-Гассет
-главным качеством элиты считал наивысшее чувство ответственности.
Структурно-функциональный подход:
элита располагается на вершине общественной пирамиды в силу важности функций управления. При этом признается, что фактор компетентности и профессионализма людей, принимающих политические решения, имеет серьезные последствия для общества.
Либеральный подход:
"Элита должна править, чтобы власть народа выжила". Демократия понимается как правление элит, которое одобряется народом.
Правящая элита.
Функции
- стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);
- организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);
- коммуникативная (эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях);
- интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).
Структура:
1.Экономическая элита - группа людей, контролирующая основные экономические ресурсы общества: крупные собственники, владельцы и ведущие менеджеры финансово-промышленных корпораций и т.д. Они выступают наиболее ощутимой группой давления на власть, используя для этого как непосредственные контакты с политиками, так подконтрольные себе СМИ и деньги, направленные на финансирование партий и избирательных кампаний.
2.Военная элита - генералитет и высшее офицерство. Влияние на власть определяется концентрацией в ее руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать, а также степенью милитаризма самого общества.
3.Бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата. Их роль и влияние обусловливаются участием в процессе подготовки и реализации важнейших политических решений.
4.Идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, представители масс-медиа, формирующие идеологию общества и сознание масс.
5.Собственно политическая элита включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения на государственном уровне. В более широких трактовках к ней относят и политические фигуры среднего звена, значимые для региональной политики.
Рекрутирование.
Б.Рокмэн вычленяет две тенденции отбора элит в современных демократических системах – гильдийную и антерпренерскую.
В системе гильдий кандидаты на продвижение должны обязательно угодить небольшой группе лиц наверху, которые и выполняют функции селектората. Для системы гильдий характерны высокая степень институализации в процессе отбора, особая роль образования, медленный путь карьерного продвижения наверх, тенденция к воспроизведению характерных черт уже существующей элиты, относительно закрытый селекторат.
Антрепренерская тенденция исходит из того, что индивидам, стремящимся попасть в элиту, необходима поддержка не только внутри управленческой системы, в которой они собираются делать карьеру, но и вне ее.

 

 

№14) Политическое людерство, его природа, типологии и функции.
Политическое лидерство-процесс взаимодействия между людьми,в ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием,а другие отдают им добровольно часть своих политических,властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.Политическое лидерство соединяет в себе важнейшие,сущностные черты политики:власть,авторитет,руководство,выражение и представительство социальных интересов.В основе феномина политического лиднрства-способности руководителя,в этом качестве могут выступать как личности,так и организации,которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей.

Типы политического лидерства

1.Типология лидерства по М.Веберу-в зависимости от идеальных типов господства:традиционное-основоное на вере и святость традиций,утоявшихся обычаев,на привычке;легальное-основоное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка;харизматическое-основанное на вере в сверхъестественные способности вождя,в наличие у конкретного лидера исключительных качеств.

2.Типология лидерства по Г.Лассуэллу-в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения:агитационное-воздействующее силой слова,ораторским искусством,личным примером;организиционное-влияяющее на политический процесс посредством использования возможностей структуры,организации;теоритическое-воздействующее силой интеллекта,логики.

3.Типология лидерства по Р. Такеру – в зависимости от целей лидеров и от воздействия на общество: консервативное – базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде; реформаторское – стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное – ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации.

В зависимости от вида институциональности выделяют формальное (функциональные отношения) и неформальное (личные отношения участников) лидерство.

По характеру деятельности лидера различают: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации).

По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы и организации, в их привлечении к управлению; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах.

По содержанию лидерство политическое делится на творческое, когда лидер разрабатывает и предлагает программу поведения, и исполнительное, когда лидер выступает лишь исполнителем уже заданной программы.

В зависимости от субъектов может быть индивидуальное и групповое политическое лидерство, в зависимости от объекта – общенациональное, партийное, территориальное и т. п.

По отношению к власти выделяют правящее и оппозиционное лидерство.

В зависимости от срока действия политическое лидерство может быть временное и постоянное.

Функции лидерства: социально-организационная (интегративная) – организация и управление, мотивация и интеграция в единую социальную общность; культурно-организационная (социокультурная) – социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивная – координация и регулирование политических интересов.

 

 

15)Системаот греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение. Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Политическая система имеет свою структуру, которую можно выразить в виде следующих подсистем (элементов): институциональная подсистема ( государственные и общественно-политические институты и неполитические организации, СМИ); коммуникативная подсистема ( совокупность отношений и принципов взаимодействия); нормативная подсистема ( конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль); культурно-идеологическая подсистема деи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности); функциональная подсистема ( способы реализации власти). Политическая система осуществляет следующие функции: конверсии ( то есть преобразования общественных требований в политические решения); адаптации (то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни); мобилизации людских и материальных ресурсов; охранительная (защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов); внешнеполитическая (установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами); консолидирующая (согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп); распределительная (создание и распределение материальных и духовных ценностей). В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем: системная; структурно-функциональная; информационно-кибернетическая. Системная модель впервые была разработана Д. Истоном. По мнению Д. Истона, политическая система - развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования или импульсы - поддержка. На выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия. Политическая система может реагировать по-разному на требования, идущие от населения. Если демократическая система использует их для улучшения работы, то тоталитарная - подавляет, создавая образ могучей и непогрешимой власти.

 

16)Термин политический режим (производный от латинского слова regimen, т.е. направление) совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политический системы. Критерии:1)Полномочия главы государства, его функции и роль в системе политического руководства, характер политического лидерства.2)Порядок, способы и механизмы формирования политической власти, а также степень участия в ней народных масс.3)Характеристика механизмов осуществления политической власти и степень контроля за ней со стороны общества.4)Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между её центральными и местными органами.5)Роль и значение политической идеологии в жизни общества.6)Мера политического плюрализма, наличие многопартийности. 7)Учет интересов меньшинства при принятии политических решений, наличие оппозиции.8)Место и роль неполитических и негосударственных организаций и структур в политической системе общества. 9)Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства.10)Политический и юридический статус органов подавления, т.н. силовых структур государства (армии, полиции, госбезопасности).11)Положение СМИ, уровень гласности в обществе.12)Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни. Известны основные формы политических систем такие как: демократия, теократия, тоталитаризм, авторитаризм. Все вышеперечисленные “формы” по определению являются формами правления (политическими режимами). Они являются критериями характеристики политических систем. Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами сохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система Республики Беларусь имеет ряд отличительных признаков: 1)определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти; 2)недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития; 3)отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба; 4)слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции; 5)фрагментарность политической культуры в условиях
радикального изменения системы ценностей.

 

Политическая культура. Политическое сознание.

Политическая культура - это реализация политических знаний, ценностей, ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса) в определенной исторической деятельности. Она включает зафиксированный в обычае и законах политический опыт общества, уровень представления власти занять такую позицию чтобы быть на одной стороне действий.

Структура политической культуры: Когнитивный элемент - политические знания, политическая образованность, способ политического мышления. Нормативно-оценочный элемент- политические чувства- оценки, настроения.- Традиции, обычаи.- Политическая убежденность. Цели.- Выражает ориентацию установки людей.- Политическая сознательность. Поведенческий элемент - связан с политической установкой.- Общественно-политическая деятельность отвечает требованиям политической культуры.

Функции политической культуры: 1. Идентификация - понимание в групповой принадлежности к какой партии принадлежит, за что поддерживаю.2. Ориентационная - человек должен ориентироваться в политической системе.3. Адаптации и социализация - приобщение к новым навыкам общественного поведения.4. Интеграционная - сохранение ценностей.5. Коммуникации - осуществляет взаимодействие субъектов на основе стереотипов, символов.

Типы. 1. Патриархальный тип- Ориентация на местные ценности.- На вождей и шаманов.- Политические ориентации не отделены от религиозных, экономиче-ских.

2. Подданнический тип- пассивное отношение граждан к политической культуре.- Человек живет в системе, но боится этой системы, опасается власти.

3. Активистский тип.- Активное включение индивида в политическую жизнь.- Участие в выборах, влияние на политические выборы.

Политическое сознание - это форма общественного сознания, выражающая политическую действительность и возникает в процессе политической деятельности.

Маркс: "Сознание никогда не может быть ничем иным как осознанным бытием".

Характер политического сознания определяется социально-политическими, экономическими, национальными, культурными факторами.

Пути:1. Осознание цели государственного и политического руководства.2. Путем критического осмысления.3. Эмоциональное приобщение к вере.

Функции политического сознания:1. Когнитивная - выражение в потребности групповых и коллективных интересов.2. Идеологическая - характеризует потребности в защиту интересов.3. Коммуникативная.4. Прогностическая.5. Воспитательная - задает политическую активность людей, жела-тельную направленность.

Политическое сознание противоречиво. Выделяют уровни:1. Эмпирический - политическая психология человека. Формируется под влиянием политической жизни людей.2. Идеолого-теоретический - система теоретических знаний.3. Индивидуально-политический - сознание человека, индивида.4. Групповая - совокупность определенных групп.5. Массовое.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.013 с.)