Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества

Поиск

Понятие политики. В жизни современного общества политика занимает весьма важное место. Она связана с решением ключевых вопросов, затрагивающих интересы различных классов, социальных групп или даже общества в целом. Политическое решение этих вопросов предполагает использование государственной власти. Поэтому политику можно определить как деятельность, направленную на получение государственной власти и ее удержание, а также как деятельность по реальному осуществлению этой власти.

Власть – это способность человека или определенной группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая этим поставленных целей. В современном обществе мы часто встречаемся не только с политической, но и с экономической, военной, информационно-идеологической властью.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами. Военная власть обеспечивает контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, нужными для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на процессы формирования представлений и убеждений людей.

Осуществление политической власти требует концентрацией ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определенных людей или групп людей, объединенных в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть включает в себя также использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей.

Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы, и нередки острые конфликты с применением военной силы, политическая власть должна опираться и на военную силу. Одной ее, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и над сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощаются политикой. Очень многое в них протекает по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

Политическая система: понятие, типы, функции. Политическая жизнь общества представляет собой целостное единство определенных элементов, или систему. Политическая система общества – это совокупность политических институтов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений, политико-правовых норм.

Политические организации и институты – это государство в целом, представленное законодательной, исполнительной и судебной властью, а также политические партии, общественные объединения политической направленности, ведущие идеологическую работу средства массовой информации.

Люди, участвующие в политической жизни общества, играющие в ней различные роли, руководствуются определенными идеями, ценностными установками и воззрениями. Политические взгляды и идеи людей выражают их основополагающие интересы, классов, социальных групп, связанные с получением и использованием власти.

Политико-правовые нормы регулируют политическую жизнь общества, фиксируют полномочия властных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан. Эту роль выполняют прежде всего Конституция и законы страны.

Политические отношения складываются по поводу завоевания, перераспределения и использования политической власти в обществе. Это – отношения между политическими институтами и людьми, занимающими определенное политическое положение. Политические отношения между людьми могут характеризоваться либо сотрудничеством и взаимопомощью, либо соперничеством или даже враждебностью (например, ожесточенная борьба политических партий за власть).

Политическая система общества играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система – единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.

В наши дни обычно подчеркивают различия между такими крайними типами политических систем, как тоталитарные и демократические системы. Тоталитарная политическая система характеризуется всеобъемлющим (от латинского totalitac – весь, полный) и жестким политическим контролем за различными сторонами жизни общества, всевластием государства.

Для тоталитарных систем характерно подавление всякого инакомыслия. В таких обществах у власти, как правило, находится одна политическая партия, а все другие общественные организации подчинены ей и контролируются ею. Стабильность в обществе, здесь поддерживается насилием, террором. Такие государства иногда бывают крайне агрессивными (например, фашистская Германия).

Демократическая политическая система базируется на рыночной экономике, которой соответствуют политические идеи свободы частной инициативы, а также свободы в отношении определения людьми их общественной позиции. Государство здесь играет в основном роль регулятора отношений между различными социальными субъектами. Оно призвано обеспечивать права и свободы граждан, защищать их от произвола. Власть здесь завоевывается через участие в избирательных кампаниях. Главным институтом достижения политических целей является правопорядок.

В разных странах вырабатываются собственные представления о демократической организации общественной жизни. Попытки навязать какому-то народу, какой-то стране выработанные другими представления о демократии сами по себе являются недемократическими.

Политическая система общества выполняет ряд основных функций: целеполагания, интеграции, регламентации, контроля, коммуникации.

Функция целеполагания состоит в определении основных целей общественного и политического развития. Эти цели формулируются в партийных программах, политических декларациях, государственных программах экономического и социального развития и т.д.

Функция интеграции связана с объединением общества для решения важнейших задач. Разные общественные группы имеют неодинаковые интересы и цели. Эффективно действующая политическая система позволяет сопоставить их, определить баланс интересов и выработать конструктивную общую линию действий, достигаемую обычно путем компромиссов. В недемократических политических системах интеграция достигается путем подавления всякого несогласия с официальной точкой зрения, которая утверждается в качестве единственно правильной и законной.

Функция регламентации выражается прежде всего в установлении законов, управляющих жизнью общества, а также обеспечении исполнения законов и других, связанных с ними, норм. В первом случае говорят о законодательной власти, во втором – об исполнительной власти. Далее, здесь важна оценка выполнения различными людьми и организациями установленных норм, законов, осуществляемая судебной властью. Это уже контрольная функция, которую, в пределах своих полномочий, выполняют не только судебные органы, но и другие политические организации и институты.

Функция коммуникации, или общения, обусловлена необходимостью осуществлять обмен информацией между различными звеньями политической системы, а также между этой системой и обществом в целом. Люди должны знать, над чем работает и что решают политики, какие принимаются законы и т.д. В свою очередь участники политической деятельности должны знать, что думают граждане страны, что их заботит, как они оценивают деятельность политической системы и ситуацию в стране в целом.

Носители политической власти в обществе. В Конституциях ряда стран, других политических документах мы встречаем утверждение о том, что высшим носителем власти в обществе является народ. Эта демократическая идея противоположна идее монархического правления, исходящей из единовластия верховного правителя – монарха, или государя. Вместе с тем даже при демократическом общественном строе роль разных людей в осуществлении политической власти неодинакова.

Эту неодинаковость роли людей в осуществлении политической власти характеризует теория политической элиты. Слово «элита» в переводе с французского означает «лучший», «отборный». Политической элитой называют группу (или группы) людей, которая выделяется своей особой значимостью, наибольшим влиянием на политическую жизнь общества. Представители политической элиты постоянно и непосредственно участвуют в принятии политических решений, связанных с деятельностью государственной власти.

Макс Вебер выделял три типа лидерства: традиционное, легальное (основанное на законе) и харизматическое. В обществах, основанных на следовании традиции, политическую власть получают главным образом путем наследования от отца к сыну, иногда – от старшего брата к младшему. Это характерно, прежде всего, для монархических государств. Легальное получение власти связано с избранием при соблюдении определенных законных процедур. Власть такого руководителя основана на уверенности в том, что его полномочия получены строго законным способом, в условиях соревновательности и открытости. Харизматическое лидерство связано с наличием у некоторых людей необычных, исключительных качеств, которые позволяют им вести за собой людей. Слово «харизма» в переводе с греческого означает «благодать, божественный дар». Харизматические лидеры выдвигаются тогда, когда общество охвачено кризисом и вера людей в прежних руководителей расшатана. В прошлом такой властью обладали религиозные пророки; случалось, что харизма была присуща и политическим лидерам, в том числе и действовавшим в странах «старой демократии» (например, генерал де Голль во Франции).

Политическая идеология. Осуществление политической власти требует четкого определения ее целей, а также допустимых средств их достижения. Это означает, что политика всегда опирается на идеологию, является ее практическим осуществлением. Политическая идеология представляет собой совокупность идей, убеждений и ценностей, которые обосновывают право определенной социальной общности на власть или участие в реализации власти.

Политическая идеология имеет прежде всего теоретический уровень, связанный с обобщенной формулировкой основных идей, ценностей и целей данной социальной общности (класс, нация и т.д.). Второй уровень политической идеологии представлен программами, лозунгами и требованиями политических лидеров, партий, общественных движений и т.д. Третий уровень политической идеологии – это политические установки отдельных людей, существующие на обыденном уровне сознания. Этот третий уровень не следует недооценивать, потому что люди в своих практических делах как раз и руководствуются утвердившимися в их сознании стереотипами, убеждениями, политическими симпатиями и антипатиями.

Политическая идеология оказывает наиболее сильное воздействие на жизнь в общества в том случае, если она выражает в форме идей и лозунгов то, что люди непосредственно ощущают или знают из жизни. Идеологические пристрастия людей определяются не только их общественным положением, но и некоторыми индивидуальными чертами личности. Поэтому случается и так, что выходец из аристократической среды придерживается демократических убеждений, а «человек из народа» оказывается сторонником идей монархизма, национализма или тоталитаризма.

Теоретические политические идеи нужно уметь донести до сознания людей для того, чтобы эти идеи обрели действенность, реально повлияли на ход событий в обществе. Люди должны хорошо понимать, к чему ведет применение на практике тех или иных политических идей, программных установок.

 

Вопросы и задания:

1. Какова структура политической жизни общества?

2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь.

3. В чем главная особенность политической власти?

4. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества.

5. Между кем складываются в обществе политические отношения?

6. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества.

7. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно-логическую схему «Политическая система общества».

 

Государство

Основные признаки государства. Задача государства состоит в обеспечении политической целостности общества на определенной территории. Целостность эта обеспечивается с помощью власти, поддерживающей порядок, основанный на законе. Важнейшие признаки государства, без которых его существование невозможно: территория, население, власть, право, суверенитет.

Территория государства складывается исторически и нередко является результатом войн. В прошлом величина территории государства, богатство природных ресурсов, наличие выхода к морю во многом определяли благосостояние его населения. В современном мире новых технологий характеристики территории, занимаемой государством, потеряли ключевое значение.

Государство обладает верховенством власти на своей территории, в пределах своих границ. В современном понимании территория государства объединяет землю, водное и воздушное пространство. К территории государства, которая подпадает под его юрисдикцию, относят также пространство водных и воздушных судов под государственным флагом, территории посольств государства за рубежом.

Население – естественное условие существования государства, его главный ресурс. Связь человека и государства определяется гражданством, т.е. правовой принадлежностью человека к данному государству, распространением на него установленных государством прав и обязанностей.

В государстве существует система специальных органов по управлению обществом, через которые и реализуется государственная власть. Отличие ее от любой иной власти заключается в том, что она распространяется на всех граждан государства. Государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные, судебные органы, а также армия, полиция (милиция), тюремные и исправительно-трудовые учреждения.

Государство неразрывно связано с правом. Государственное управление населением происходит с помощью издания законов, которые регулируют практически все значимые сферы жизни общества. Только государство издает такие нормы права, которые обязательны для всего населения страны, в том числе и для работников государственных органов. В случае нарушения норм права в государстве существует специальный аппарат по принуждению к исполнению правовых предписаний.

Суверенитет — особое свойство государственной власти, которое заключается в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости от сил, внешних для данного государства.

Таким образом, государство может быть определено как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю свою территорию и население, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Символы государства (обычно это герб, флаг, гимн) выражают его самостоятельность и независимость и связаны, как правило, с историей его становления и развития.

Всего в современном мире существует около 200 государств.

Функции государства. Существуют различные классификации функций государства. Исходным является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внешние функции государства характеризуют основные направления его деятельности на международной арене. Как правило, эти функции выражаются в установлении и поддержании благоприятных отношений с другими государствами, а также в обеспечении обороны страны от внешней агрессии.

В соответствии со сферами жизнедеятельности общества выделяют следующие внутренние функции государства.

Экономическая функция государства состоит в том, что оно содействует развитию экономического потенциала страны. Государство призвано также создавать надлежащие условия для реализации экономических прав населения. Степень участия государства в управлении экономикой может быть разной – от жесткого директивного руководства до установления лишь общих рамок и правил хозяйственной деятельности.

Современное государство осуществляет антимонопольную политику, создает условия для добросовестной конкуренции товаропроизводителей, поддерживает стратегически важные, социально значимые производства.

Социальная функция государства выражается в обеспечении такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья каждого человека, благосостояния его самого и его семьи. Современные государства помогают своим гражданам в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от них обстоятельствам.

С экономической и социальной функциями тесно связана экологическая функция государства. Она состоит в том, что государство принимает меры по обеспечению качества окружающей природной среды, устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ. Государственные органы разрабатывают также санитарные правила и нормы, призванные обеспечить жизнь и здоровье человека. Осознавая реальность экологической угрозы, все развитые демократические государства мира принимают согласованные меры по охране природной среды человеческого обитания.

Культурная функция связана с тем, что государство заинтересовано в развитии всех форм духовной культуры: литературы, театра, кино, телевидения и других средств массовой информации, а также в обеспечении сохранности памятников истории и культуры, в развитии сети библиотек и музеев. Тем самым государство создает необходимые условия для духовного развития граждан, воспитания подрастающего поколения, приобщения его к мировой культуре. Активная творческая личность, как никто другой, способствуют прогрессу государства, его укреплению и развитию.

Функция охраны правопорядка представляет собой деятельность государства по обеспечению порядка и безопасности в обществе. Интересы общества, государства, отдельной личности охраняются государством от любых незаконных посягательств.

Функция финансового контроля выражается в учете государством доходов его граждан. Часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

Типы и формы государства. В современной политологии форма государства характеризует способ организации и осуществления государственной власти, который реализуется через форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и функционирования. По форме правления все государства делятся на республики и монархии.

Монархия характеризуется наличием единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно и обычно передает ее по наследству (король, император, шах). Монархи бывают абсолютные и конституционные (ограниченные). Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть правителя ничем не ограничивается. Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничена представительным органом, действующим на основе конституции. В наши дни конституционный монарх в основном выполняет церемониальные функции (участие в национальных праздниках, международных форумах, награждение, помилование и т.п.). В целом приблизительно шестая часть государств современного мира – монархии.

В республике верховная государственная власть осуществляется выборными органами или лицами, которые избираются населением на определенный срок (парламент, президент). Одни страны мира являются президентскими республиками (Беларусь, США, Франция и др.), другие – парламентскими республиками (Болгария, Индия, Германия и др.). Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, одновременно возглавляет исполнительную власть. Правительство назначается президентом и ответственно в основном перед ним. Президент может наложить вето на законопроекты парламента и отправить их на доработки.

В парламентских республиках исполнительная власть в целом подчинена законодательной. Президент в парламентской республике является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у создаваемого парламентом правительства.

Форма государственного устройства – это административно-территориальное строение государства. По форме государственного устройства все государства делятся на унитарные (единые) и федеративные (состоящие из нескольких частей). Унитарные государства включают в свой состав административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти. Большинство государств мира является унитарными (Беларусь, Болгария, Франция и др.). На территории унитарного государства действует единая система законодательства, проводится общая денежная, налоговая, кредитная политика.

Федерация представляют собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно союзное государство. Федерации состоят из ряда территориальных образований (штаты, республики и т.д.), которые обладают большой самостоятельностью. Для федерации характерно наличие двух систем государственной власти – федеральной власти и власти субъектов федерации. Каждый субъект федерации имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власть. Отношения между субъектами и федерацией определяются конституцией либо договорами. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, Германия, Швейцария, и др. Всего в мире более 20 федераций.

Конфедерация – это союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических проблем и т.д.). Для реализации согласованной политики государства – члены конфедерации создают общие органы управления. Их решения вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти каждого из отдельных государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, ее участники осуществляют самостоятельную внешнюю политику. Они вправе выходить из конфедерации. Характер конфедерации имело первоначально объединения Королевства Польши и Великого Княжества Литовского.

Политический режим государства – это те методы и средства, с помощью которых осуществляется государственная власть. Это могут быть демократические методы, или, наоборот, методы ограничения политических прав и свобод, подавления инакомыслия, характерные для авторитарного режима. Крайней формой недемократического режима является тоталитарная диктатура.

Вопросы и задания:

1. Объясните, зачем нужна современному обществу государственная власть?

2. В чем состоит сущность государства?

3. Определите роль государства в политической системе общества.

4. Перечислите признаки государства. Установите их взаимосвязь.

5. Определите основные функции государства. Сравните осуществление этих функций при демократическом и тоталитарном режимах правления.

6. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «государство» и «общество»?

Демократическое общество

Понятие демократии. Демократия – это такой тип политической организации общества, при котором власть осуществляется через прямое народовластие (референдум), либо через представителей, избираемых народом, т.е. на основе представительной демократии (например, выбор депутатов парламента). Целью демократического правления является достижение баланса интересов различных социальных групп.

Представительная демократия является более распространенной, чем референдум. Посредством демократических выборов в органы власти население, различные социальные группы определяют своих представителей, которые будут защищать их интересы. Из-за больших размеров территорий многих государств, а также необходимости решения вопросов, требующих профессиональной подготовки, невозможно или неэффективно регулярное прямое голосовании граждан. В современном мире референдум как форма прямой демократии используется в особых случаях, как правило, при определении дальнейшего развития государства либо при решении принципиально важных для жизни общества вопросов. В остальных случаях власть осуществляется представительными органами – парламентами, собраниями, советами, которые формируются населением на выборах.

Основные признаки демократического устройства современного общества таковы:

– Формирование и осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства населения.

– Формирование органов государственной власти, как правило, путем свободных прямых выборов.

– Осуществление в государстве всеобщего равного избирательного права.

– Равноправие граждан при осуществлении их политических интересов, соблюдение свободы слова, свободы мнений, собраний и других политических свобод.

– Наличие в обществе партий, политических объединений, движений и т.д., которые выражают интересы различных групп населения.

Парламентаризм как форма представительной демократии. Парламентаризм – система организации верховной государственной власти, которая характеризуется разделением законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властей при ведущей роли в этой системе парламента.

Парламент (от французского слова parler – говорить) – это государственный орган, который в прошлом, издавая законы, ограничивал власть короля. Родиной парламента является Англия. Позднее парламенты возникли во Франции, Испании. В современном мире парламент как орган представительной власти может носить различные названия – конгресс, совет, народное собрание, дума, национальное собрание и т.д. Но основная функция его остается прежней: принятие законов. В мире получил широкое распространение двухпалатный парламент, в котором есть верхняя и нижняя палаты. Двухпалатный парламент всегда имеется в федеративных государствах; есть он и в некоторых унитарных государствах.

При парламентаризме центр государственной жизни находится в парламенте, где идет постоянная борьба за власть между партиями. Партия, которая имеет в парламенте большинство голосов, становится политически господствующей. Правительство образуется парламентом из числа членов партии, которая имеет большинство в парламенте. Парламент не только принимает законы, но и требует от правительства отчетов о его деятельности, заслушивает министров, имеет право привлечь их к ответственности, отправить в отставку.

Правовое государство и гражданское общество. Государство в демократическом обществе является правовым. Концепция правового государства включает следующие принципы и идеи.

Принцип верховенства (господства) права. Верховенство права означает ограничение государства правом, подчинение всех его органов праву. Право при этом должно быть прогрессивным, гуманным, справедливым. Право обычно выражается в законах, которые приняты согласно демократическим процедурам.

Верховенство права предполагает равенство всех граждан перед законом и судом, реальность их прав и свобод, а также эффективный судебный механизм защиты этих прав. Это означает независимость суда, принятие судебного решения в соответствии с законом, неукоснительное исполнение этого решения.

Принцип разделения властей. Это – основа организации и деятельности правового государства. Он предполагает разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное разделение обеспечивается специальным механизмом «сдержек и противовесов». Благодаря такому механизму, каждая ветвь власти воздействует на другую, ограничивая ее. Например, в некоторых странах парламент имеет право избирать президента, а президент, соответственно, обладает правом в строго оговоренных случаях распустить парламент. Тем самым обеспечивается независимость президента от парламента, достигается «баланс» власти.

Во многих государствах у президента есть право «вето» — право не подписывать закон, который принял парламент, и возвратить этот закон в парламент на повторное рассмотрение. В таком случае для принятия этого закона уже недостаточно согласия простого большинства членов парламента, а требуется «квалифицированное большинство», или практически полное согласие парламента. Действует механизм «сдержек и противовесов» и при назначении главы исполнительной власти, например, премьер-министра. Так как это важная фигура на политической арене государства, она должна быть компромиссной — и парламент, и президент должны быть согласны с выдвинутой кандидатурой. Во многих государствах предусмотрено назначение премьер-министра с участием и президента, и парламента.

Идея гражданского общества как социальной основы правового государства. Гражданское общество представляет собой добровольно сложившуюся систему экономических, политических, социальных, культурных связей между людьми. Самостоятельно сформированные группы людей, организованные ими самими, без участия государства, составляют гражданскую основу общества. Этими группами могут быть какие-либо массовые движения, партии, любые общественные объединения, клубы по интересам, домовые комитеты, органы местного самоуправления, религиозные общины, хозяйственные корпорации, семьи, — любые «ячейки» социального организма, для существования которых не требуется непосредственного управляющего воздействия со стороны государства. Отношения между государством и данными общностями людей регламентируются четко определенными правовыми нормами.

В настоящее время конституции многих государств, в том числе и Республики Беларусь, отразили идеи и принципы правового государства. В соответствии с теорией правового государства, права и свободы каждого человека должны реализовываться так, чтобы они не нарушали прав и свобод других людей. Так, участники дорожного движения должны соблюдать все правила, не мешать движению и не создавать помех другим транспортным средствам. В любых других отношениях между людьми должен соблюдаться этот же подход. Например, если кто-то принимает гостей, устраивая шумную вечеринку, то он не должен забывать о праве соседей на тишину после 23.00. Подобные ограничения должны быть оформлены правовым способом, т.е. закреплены в законе. Все правовые процедуры, будь то наложение административного взыскания либо выборы депутата, должны быть детально регламентированы.

Итак, гражданское общество – это система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Несходство интересов и потребностей различных социальных и политических субъектов довольно часто приводит к конфликтам. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет в полной степени демократическим.

Права человека. В трактовке прав человека можно выделить различные подходы. Теория естественного права рассматривает права человека как естественные, неотчуждаемые, присущие каждому человеку от рождения, не зависящие от государства. Государство должно только обеспечивать эти права, помогать их реализации. Позитивная теория права, напротив, рассматривает права человека как дарованные ему государством.

В демократических государствах мира воспринята естественная теория прав человека. Такая же модель прав человека закреплена и в Конституции Республики Беларусь.

Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот день во всем мире отмечается как День прав человека. Также существуют два знаменитых Пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые под эгидой ООН. Участниками этих Пактов является Республика Беларусь.

В Европе действует Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод. На базе Конвенции работает Европейский Суд по правам человека, который обеспечивает соблюдение государствами, подписавшими Конвенцию, предусмотренных в ней прав и свобод.

К основным личным, гражданским и политическим правам можно отнести: право на жизнь; право на защиту от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; право на защиту от рабства и принудительного труда право на свободу и личную неприкосновенность; право свободно передвигаться и выбирать место жительства право покидать свою страну и возвращаться в неё право на справедливое судебное разбирательство; право на защиту от наказания, не предусмотренного законом; право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения собственного мнения и получение информации; право на мирные собрания и ассоциации; право на уважение частной и семейной жизни; право участвовать в ведении государственных дел непосредственно или путем участия в свободных выборах.

Основные экономические, социальные, культурные права следующие: право на защиту собственности; право на труд и справедливые и благоприятные условия труда; право на социальное обеспечение; право на образование.

При этом, согласно статье 2 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит. Ограничения прав и свобод возможны только в строго оговоренных случаях, и эти случаи должны быть перечислены в конституции государства или в законе.

Правовым является такое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, равная ответственность всех перед законом, четкое разделение властей, гарантированность прав человека и достаточно высокая правовая культура населения.

Вопросы и задания:

1. Что такое демократия?

2. Чем характеризуется парламентаризм?

3. Перечислите признаки правового государства. Раскройте их сущность.

4. Какова главная цель существования и деятельности гражданского общества?

5. Как осуществляются взаимоотношения между гражданским обществом и демократическим государством?

6.Можно ли поставить знак равенства между гражданским обществом и обществом в целом? Почему?

7.Каковы основные права человека? Чем гарантируется их выполнение?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.149 (0.014 с.)