Функции политики в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции политики в современном обществе



Предмет политологии

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Субъекты политики можно разделить на две группы: первичные и вторичные. К 1-м относятся большие социальные группы (народ, классы, социальные группы) 2-е составляют политические институты (государство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и др).

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения.

Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.

Полит. философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют полит.системы– власть, государство, права и свободы человека.

Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

Полит. социология. Изучает полит. поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

Полит. психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на полит. взаимодействие, связи и отношения.

Полит. антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.

Полит. география. Устанавливает связь полит. процессов и географических, природных факторов.

Прикладная политология. Рассматривает конкретную полит. проблему.

ВОПРОС 2 Методы и функции политологии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками.

Полит. процессы изучаются не только политологией, но и философией, историей, социологией, экономикой.

Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность. Философи я дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем. История представляет примеры развития политической жизни общества. Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений.

Функции политологии.

Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства

Методологическая – использование знаний, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных полит. наук.

Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений

Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

Социализирующая – приобретение навыков анализа полит. жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной полит. культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Методы политологии:

Социологический- выясняет, как политика зависит от общества.

Структурно-функциональный- рассматривает политику как целостную систему.

Функциональный- изучает политику через зависимости между полит. явлениями.

Системный- рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром.

Антропологический -изучает явления полит. жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения.

Сравнительный- сопоставляет полит. партии, полит. системы, полит. режимы чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения полит. проблем.

Исторический- изучает полит. явления в их историческом развитии.

Эмпирический - изучает политику на основании эмпирических исследований.

ВОПРОС 3 Политика как общественное явление. Функции политики. Взаимосвязь с другими сферами общественной жизни.

Политика – особая сфера человеческой деят-сти, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Политика возникла более 25 тыс. лет назад. Впервые термин «политика» был употреблен в Древней Греции (от греч. «polis» – государство).

Подходы к пониманию сущности политики:

– политика как способ управления обществом;

– политика как регулирование отношений между различными социальными группами, слоями, государственными образованиями;

– политика как сфера борьбы различных общественных групп интересов и отдельных лиц за власть.

Специфика политики состоит в том, что она призвана обеспечивать целостность общества, регулировать соц. взаимоотношения, согласовывать интересы различных соц. групп. Политика –сфера деят-сти, связанная с отношениями между соц. группами и общественными силами, цель которой – завоевание, удержание и эффективное использование гос. власти.

Политика явилась результатом усложнения соц. жизни, которое было вызвано ростом человеческих потребностей. Примитивные общества Древнего мира не знали политических отношений. Главная цель существования древнего человека – физическое выживание. Отдельный индивид не осознает себя единым целым, он – часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровно-родственных связях и регулировались нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена на авторитете старейшин, военачальников, жрецов.

Постепенно наращивались материальные возможности человечества, это вело к усилению соц., этнической, культурной дифференциации. Сформировались полит. институты, основанные на использовании средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость интересов. Чтобы их согласовать, были созданы специальные полит. институты: государство, армия, господствующая идеология.

Реализация интересов групп в социально неоднородном обществе потребовала использования гос. власти. Без подобного регулирования удовлетворение интересов одних групп существенно изменило бы соц. возможности других групп.

Вопрос 42. Роль СМИ

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реализации политического процесса.

Их отличительные черты:1. публичность 2. наличие специальных технических приборов аппаратуры; 3. непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; 4. однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей ;5. непостоянный, дисперсивный характер их аудитории.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

Политические функции СМИ:

1.информационная;

2.образовательная;

3.социализационная;

4.функция критики и контроля;

5.артикуляция различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов;

6.мобилизационная;

7.инновационная (инициирование политических изменений и постановка политических проблем);

8.оперативная (обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций);

9.формирование общественности и общественного мнения.

Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Оно основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без должной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

Способы манипулирования достаточно многочисленны: социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание ярлыков и многое другое.

 

Вопрос 45. Конституция РБ

Конституция Республики Беларусь является ценностной, гуманистической парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства.

Конституция – основной закон государства, который определяет основы конституционного строя, права и свободы граждан, административно-территориального устройства, права центральных и местных органов власти, обладает высшей юридической силой.

Гарантом Конституции РБ является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества.

Функции Конституции:

•Юридическая - конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности

•Политическая – определяет политическую систему общества, устанавливает основы организации власти, статус государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства.

• Идеологическая - конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.

Вопрос 46. Политическая культура

Политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.

Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества.Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и ограничителя его многообразных действий во всех сферах жизни. В современном мире политическая культура выражает степень политической цивилизованности общества.

Политическая культура —один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества.Она выражает суть социально-политической системы, определяет “правила игры” в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Политическая культура включает в себя не все политическое сознание и поведение, а усвоенные представления, навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов.

Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции:

1. идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

2. ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

3. предписания (программирования),выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;

4. адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

5.с оциализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

6.интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

7.коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности

3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы обществ. отношений, в которой взаимодействуют полит. система, политические движения и партии, соц. и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

При рассмотрении политической культуры современного белорусского общества необходимо учитывать, что с конца XVIII в. Беларусь стала неотъемлемой частью Российского государства, а в XX в. – СССР. Влияние российской политической культуры не могло не оставить свой отпечаток на политическое сознание и поведение белорусов. Т.О можно говорить об отсутствии в Беларуси единой политической культуры и наличия характерной для переходного общества фрагментарности.

 

Предмет политологии

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Субъекты политики можно разделить на две группы: первичные и вторичные. К 1-м относятся большие социальные группы (народ, классы, социальные группы) 2-е составляют политические институты (государство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и др).

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения.

Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.

Полит. философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют полит.системы– власть, государство, права и свободы человека.

Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

Полит. социология. Изучает полит. поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

Полит. психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на полит. взаимодействие, связи и отношения.

Полит. антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.

Полит. география. Устанавливает связь полит. процессов и географических, природных факторов.

Прикладная политология. Рассматривает конкретную полит. проблему.

ВОПРОС 2 Методы и функции политологии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками.

Полит. процессы изучаются не только политологией, но и философией, историей, социологией, экономикой.

Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность. Философи я дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем. История представляет примеры развития политической жизни общества. Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений.

Функции политологии.

Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства

Методологическая – использование знаний, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных полит. наук.

Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений

Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

Социализирующая – приобретение навыков анализа полит. жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной полит. культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Методы политологии:

Социологический- выясняет, как политика зависит от общества.

Структурно-функциональный- рассматривает политику как целостную систему.

Функциональный- изучает политику через зависимости между полит. явлениями.

Системный- рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром.

Антропологический -изучает явления полит. жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения.

Сравнительный- сопоставляет полит. партии, полит. системы, полит. режимы чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения полит. проблем.

Исторический- изучает полит. явления в их историческом развитии.

Эмпирический - изучает политику на основании эмпирических исследований.

ВОПРОС 3 Политика как общественное явление. Функции политики. Взаимосвязь с другими сферами общественной жизни.

Политика – особая сфера человеческой деят-сти, цель которой – направлять развитие общества в благоприятное русло путем определения общих целей и согласованных действий. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Политика возникла более 25 тыс. лет назад. Впервые термин «политика» был употреблен в Древней Греции (от греч. «polis» – государство).

Подходы к пониманию сущности политики:

– политика как способ управления обществом;

– политика как регулирование отношений между различными социальными группами, слоями, государственными образованиями;

– политика как сфера борьбы различных общественных групп интересов и отдельных лиц за власть.

Специфика политики состоит в том, что она призвана обеспечивать целостность общества, регулировать соц. взаимоотношения, согласовывать интересы различных соц. групп. Политика –сфера деят-сти, связанная с отношениями между соц. группами и общественными силами, цель которой – завоевание, удержание и эффективное использование гос. власти.

Политика явилась результатом усложнения соц. жизни, которое было вызвано ростом человеческих потребностей. Примитивные общества Древнего мира не знали политических отношений. Главная цель существования древнего человека – физическое выживание. Отдельный индивид не осознает себя единым целым, он – часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровно-родственных связях и регулировались нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена на авторитете старейшин, военачальников, жрецов.

Постепенно наращивались материальные возможности человечества, это вело к усилению соц., этнической, культурной дифференциации. Сформировались полит. институты, основанные на использовании средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость интересов. Чтобы их согласовать, были созданы специальные полит. институты: государство, армия, господствующая идеология.

Реализация интересов групп в социально неоднородном обществе потребовала использования гос. власти. Без подобного регулирования удовлетворение интересов одних групп существенно изменило бы соц. возможности других групп.

Функции политики в современном обществе

Управленческая, регулятивная – политика осущ. управление соц. процессами общества, регулирует их.

Обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет соц. ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы.

Политической социализации – политика формирует полит. сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения.

Мобилизации и обеспечения общей деят-сти – политика систематизирует общественное взаимодействие.

Гуманитарная – политика обеспечивает гарантии прав и свобод личности, общественного порядка, гражданского мира и согласия.

С общесоц. точки зрения, взаимоотношения политики с другими областями общественной жизни носят двоякий характер: отношения, раскрывающие причинно-следственные связи и обратное влияние политики на другие сферы общества Отношения между политикой, экономикой, моралью часто показывают, какие средства общество выбирает для сохранения своей целостности.

В отношениях политики и экономики определяющая роль в конечном счете принадлежит экономике. Когда политика начинает преобладать, то это может привести к различным результатам: позитивным, нейтральным, негативным. В конечном итоге, эффективность соотношения экономики и политики отражает зрелость полит. власти.

Связи политики с моралью. Выбор средств политики зависит от нравственного потенциала властвующих. Мораль, как и политика, может умножить или ослабить сплоченность общества.

Связь политики и права. Право юридически закрепляет основные принципы политического господства. Право определяет границы деятельности власти и оппозиции, обеспечивает легитимность их деятельности.

Говоря о взаимосвязях политики и месте политики в обществе можно обозначить следующее поле политики:

-полит. явления и процессы являются продуктами существующих общественных структур, обуславливающих предпочитаемые и функционирующие идеологические ценности;

-полит. явления и процессы явл. концентрированным отражением экономики, которая формирует состояние общественного сознания и общественные критерии ценностей;

-перемены, происходящие в общественных структурах, непосредственно обуславливают перемены в сфере полит. процессов и явлений;

-изменения, происходящие в сфере политики, вызывают изменения в идеологических ценностях и тем самым изменяют иерархию полит. целей;

-перемены в экономике модифицируют состояние общественного сознания соц. групп, вызывают изменения групповых интересов и их осознание как собственных;

-изменения в экономике модифицируют общественные критерии оценок, определяющие и иерархизирующие полит. интересы, ценности и цели;

-изменения, происходящие в сфере общественных структур и полит. отношений, обуславливают преобразования в экономике;

-изменения, происходящие в общественном сознании, обуславливают форму и средства полит. процессов.

ВОПРОС 4 Мораль и политика. Нравственные основы политических отношений.

Мораль и политика - одно. из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в обществе нормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики.

И мораль и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нём существенно различаются.

В отличие от др.организационно- контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но прежде всего - в отражении, в признаках и свойствах др.общественных явлений. Вместе с тем, она всеприсутствует, охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики.

Эта специфика морали существенно отличает её от этики (политической). Если мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения, то этика присутствует в политике, она неотделима от неё как одно из её направляющих начал. Поэтому любая политическая философия и нормативная теория, касающиеся политической сферы, так или иначе связаны с поисками ответа на вопросы, поставленные политической этикой и учениями о морали. Уже древнегреческое искусство исследует основную проблему политической этики (Антигона Софокла). Это императивные требования полиса к гражданам, с одной стороны, и семейно-правовые и общечеловеческие обязательства отдельного человека, связанные с заповедями нравственности, - с др. Возникает антиномия нравственной автономии человека и притязаний на универсальность любого рода политических образований.

История политических и этических учений позволяет выделить три основных варианта взаимодействия между моралью и политикой: 1) полное подчинение моралью политики; 2) полный разрыв м. политикой и моралью; 3) попытка сохранить аутентичность политики и морали с поддержанием их напряжённого взаимодействия.

ВОПРОС 5 Политическая мысль Древнего Мира.

В полит. взглядах Др. Востока превалировала мысль о божественном происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в 11-7 столетиях до н. э. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран.

В развитии древнеиндийской полит. мысли важное место занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации гос. власти и неограниченной власти царя всей экономической и полит. жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.

В начале 1 тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились "Законы Мацу", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на "варны" или касты, из которых одни -"высшие", другие - "низшие", т.е. определенная соц. пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди - брахманы.

История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой рабовладельцев и рабов, родовой знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений полит. мысли. Господствующей была полит. идеология рабовладельческой знати, в которой значительное место уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был "сын неба", осуществляющий государственное управление по велению неба.

Одним из великих и оригинальных мыслителей человечества является китайский ученый, поэт и философ Конфуций /551-479 г.г. до н.э. /, который положил начало целому течению в философии и политике - конфуцианству, которое весьма противоречиво. Благо народа - центральный пункт конфуцианской доктрины властвования. А отсюда и представление о государстве как о большой семье, где государь - отец своих подданных, ему преданы чиновники, которые свое право на управление постоянно доказывают знаниями, способностями, мудростью и добродетелью. Народ беспрекословно выполняет волю царя. Одновременно, боясь народных восстаний, Конфуций призывал к "разумному" использованию государственной власти. Конфуцианская модель государственного устройства по своей сути утопична, но многие идеи великого мыслителя находят практическое применение в политике и в наши дни.

В постоянной полемике с конфуцианством сложилось политическое учение Мо-цзы /479-384 г.г. до н.э./, который исходил из признания равенства прав людей от природы. Идея мыслителя о естественных правах связана с его идеей договорного происхождения государства.

Яркими представителями рационалистической мысли древнего Китая были легисты /от латинского " lex" -закон/ или "фацзя" /от китайского "фа" - закон/. "Легисты" или "фацзя" считали, что организация государственного управления должна быть основана не на традициях и ритуале, на чем настаивали конфуцианцы, а на основе единых и строго определенных законов "фа".

Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказали огромное влияние на общий процесс становления и развития мировой культуры, вошли в сокровищницу мировой политической мысли и являются частью современной жизни.

ВОПРОС 6 Политические концепции Средневековья и эпохи Возрождения.

Средневековая философия

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину. Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении 'философия - служанка богословия'. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.

В силу этого основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования. В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистически-семантическим анализом слова. Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат. universalia - всеобщее).

Философия эпохи возраждения

"Возрождение" является термином, который в качестве историко-географического понятия вошел в употребление в 19 веке для обозначения периода в развитии стран юга Европы 15-16 веков.

Прелюдия эпохи Возрождения начинается в 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы – последнего представителя эпохи Возрождения.

15 век - период распада феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки.

Особенности философии эпохи Возрождения

Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.

 

ВОПРОС 7 Политическая мысль Нового Времени.

Реформация – широкое общественно-полит. и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в. В основе – борьба против католической церкви. Результатом Реформации стало появление протестантизма и его направлений: лютеранства, кальвинизма, англиканства. Реформация открыла путь новым полит. и правовым идеям и изменила средневековые представления о смысле богатства, экономической активности, труда.

Новое время в Европе (XVII—XVIII вв.) – это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания полит. институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах полит. устройства. Активно обсуждается вопрос о природе гос. власти.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) в книге «Левиафан» рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию – «война всех против всех», для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства.

Противоположная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632–1704), который исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи «общественного договора» – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.102 с.)