Молодежь в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежь в современном обществе

Поиск

Социальная характеристика молодежи. Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. В разных странах, в различных социальных слоях точка зрения на процессы и показатели взросления личности неодинакова. В связи с этим возрастные границы молодости не являются строго однозначными и определяются разными исследователями в пределах от 14–16 лет до 25–30 или даже 35 лет. Как правило, этот период жизни человека связывают с началом самостоятельной трудовой деятельности, обретением материальной независимости от родителей, гражданских и политических прав. Некоторые ученые добавляют еще такие признаки, как вступление в брак и рождение первого ребенка.

Заметим, что возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства, продолжительность которого определена 18 годами и закреплена международными документами, такими как Декларация и Конвенция о правах ребенка. Паспорт же юноши и девушки в нашей стране получают в 16 лет, и это означает признание обществом их гражданской зрелости. Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека. В этот период появляется чувство своей неповторимости и индивидуальности. На основе осознания молодыми людьми своих возможностей и стремлений, осмысления предшествующего опыта формируется внутренняя позиция, идет поиск своего места в жизни.

В молодости у человека происходит целый ряд важных событий, влияющих на изменение его статуса. Это не только получение паспорта, но и окончание школы, служба в армии. В молодые годы многие люди находятся в активном поиске значимой для них профессии, завершают образование, утверждаются как специалисты, определяют тем самым свое новое положение в обществе. Молодость называют порой становления. Бытует мнение, что до 40 лет человек работает на авторитет, на имя, а после 40 лет уже скорее авторитет и имя работают на человека.

Формирование личности молодого человека осуществляется под влиянием семьи, школы, общественных организаций, неформальных объединений и групп, средств массовой информации, трудовых коллективов. В целом молодежь в наши дни значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинает самостоятельную взрослую жизнь. Это связано с усложнением трудовой деятельности, которое влечет за собой удлинение необходимых сроков обучения.

В плане социализации особое место занимает период ранней юности. К нему относят юношей и девушек, которым примерно 16–18 лет. Многие в этом возрасте вполне способны принимать ответственные решения, психологически готовы к этому (например, выбор друзей, учебного заведения и т.д.), хотя полная дееспособность наступает лишь в 18 лет.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей, которые претерпевают в юношеском возрасте значительные изменения. Если роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам), то в молодости появляются новые: работник, студент, муж, жена, мать, отец и др. Дружба, любовь, трудовой опыт помогают молодым людям впервые почувствовать себя действительно взрослыми, в идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Однако сложности социализации молодых людей могут привести к психологическим срывам. Негативно сказывается прежде всего разрыв между желанием скорее всего достичь и неумением, нежеланием добиваться поставленных целей кропотливым трудом. Хорошо, если есть сила воли, трудолюбие, терпение, если человек не избалован.

Нередки случаи, когда современным молодым людям с одной стороны, хочется как можно дольше оставаться детьми, переложив заботы о себе, а то и о своей молодой семье на родителей, а с другой стороны – они требуют отношения к ним как к взрослым, добиваются невмешательства в их личную жизнь. Подобное поведение называют инфантильностью. Инфантилизм (от лат. infantilis – младенческий, детский) – это сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Такими чертами являются эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, безответственность, капризность. Это состояние иногда бывает следствием заболеваний, перенесенных в раннем детском возрасте, или каких-то других причин, обусловивших чрезмерную опеку со стороны родителей или близких людей. Но если ты уже взрослый, то потрудись быть им на деле и в полной мере отвечай за себя.

Человек чувствует себя молодым до тех пор, пока он способен к творчеству, может менять, перестраивать себя и вместе с тем отвечать за все сделанное им. Есть люди, которые ощущают себя молодыми не только в зрелые годы, но и в весьма преклонном возрасте. Молодость продлевает занятие любимым делом, в котором присутствует интерес и творческая активность, а также здоровый образ жизни. Ощущение молодости проявляется как во внешности, как и в поведении человека. «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает», – говорится в известном афоризме.

Молодежная субкультура. Стремление общаться со своими сверстниками приводит к выработке специфически «молодежного» самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, манер поведения, групповых норм и стереотипов. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, которые не всегда и не точно повторяют господствующие в обществе взрослых; ей присущ даже собственный язык.

Причинами формирования молодежной субкультуры являются стремление людей этого возраста обособиться, прежде всего, от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, поиск своего пути во «взрослом мире». Складываются как формальные, так и неформальные молодежные группы. Формальные группы официально зарегистрированы, ими зачастую руководят взрослые. Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Это прежде всего желание обрести взаимопонимание и поддержку, почувствовать себя более сильными и защищенными; иногда это также стремление почувствовать власть над другими.

Существует множество разновидностей молодежных групп и объединений. Некоторые из них характеризуются агрессивной самодеятельностью, основанной на довольно сомнительных или даже асоциальных ценностных ориентациях. Примитивизм, кричащая наглядность самоутверждения тоже популярны среди части подростков и молодежи. Для отдельных молодых людей внешний эпатаж является часто наиболее доступной формой самоутверждения.

Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки). В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.

В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, футбольные и музыкальные фаны и др.).

Вместе с тем в молодежной среде все более авторитетными становятся группы социальной самодеятельности, направленные на конструктивное решение конкретных общественных проблем. К ним относят экологические движения, деятельность по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, оказание взаимной поддержки (воины, воевавшие в «горячих точках», инвалиды и т.д.); важна также деятельность волонтеров, которые помогают людям, особенно остро нуждающимся в ней.

Социальная мобильность молодежи. Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения.

Социальной мобильностью называют переход людей из одних социальных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность – это переход человека в другую социальную группу без изменения социального статуса, например, развод и образование новой семьи, переход на работу в той же должности из одного предприятия на другое и т.д. Вертикальная мобильность связана с переходом вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы. Это, например, повышение в должности или, наоборот, понижение, а то и вовсе лишение работы. Частный предприниматель может из мелкого собственника стать хозяином солидной фирмы, но может и разориться.

В современном обществе интенсивность протекания процессов горизонтальной и вертикальной мобильности резко возрастает. Причина этого – в динамизме общественной жизни, стремительных преобразованиях в экономике, появлении новых профессий и родов деятельности и свертывании, даже исчезновении многих старых, когда-то вполне респектабельных производств и соответствующих рабочих мест.

Сегодня молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть готов к тому, что ему, возможно, придется переучиваться, осваивать новые занятия, постоянно повышать квалификацию для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Многим молодым людям нужно будет обдумать варианты переезда в другой город или изменения профессии для работы в сельской местности. Дело в том, что молодежь часто проигрывает в конкуренции с квалифицированными и опытными работниками более старших возрастов, уже имеющими хорошую репутацию. Не случайно во многих странах уровень безработицы среди молодежи особенно высокий.

Вместе с тем на стороне молодежи – быстрота реакции на изменения, происходящие на рынке труда. Молодым людям легче осваивать новые профессии, порожденные научно-техническим прогрессом. Они легче, чем пожилые люди, принимают решения переселиться на новое место работы и жительства, заняться бизнесом, пройти переподготовку и т.д.

Ускорение темпов общественной жизни влечет за собой превращение молодежи в активного субъекта экономики, политики, культуры. Активность молодежи ярко проявляется и в сфере политики, поскольку все происходящие политические процессы прямо или косвенно сказываются на жизни молодежи, ее положении в обществе. Общество и его властные структуры ориентируются на молодежь как наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры.

Молодежь во многом такова, какой ее воспитало общество. Вместе с тем она, как правило, обладает собственным здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться на пользу себе и людям.

Вопросы и задания.

1. Какие факторы влияют на определение возрастных границ молодости? Почему возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства?

2. В чем заключается противоречивость социализации молодых людей?

3. Существует множество различных классификаций молодежных групп и объединений. Так, по характеру мотивации самодеятельности их делят следующим образом:

· агрессивная самодеятельность, которая базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанной на культе лиц;

· эпатажная самодеятельность, которая состоит в «вызове» агрессии на себя для того, чтобы тебя «заметили»;

· альтернативная самодеятельность, состоящая в выработке моделей поведения, противоречащих общепринятым нормам;

· конструктивная социальная самодеятельность, направленная на решение конкретных социальных проблем.

Какие мотивы вступления в молодежные группы и объединения можно считать позитивными? Какие из названных видов самодеятельности, на ваш взгляд, социально приемлемы? Приведите конкретные примеры молодежных групп с такими типами самодеятельности.

4. В чем, на ваш взгляд, состоит роль молодежи в развитии современного общества?

5. Создайте словесный «портрет» типичного молодого человека нашей страны. Укажите его жизненные планы, освоенные социальные роли и т.д. Подумайте, каких качеств не хватает лично вам?

 

Учебные задания к теме 1

1. Профессор из Вашингтона Дэнис Болз (США) пишет:

«В средней школе я преподавал социологические предметы: историю, политические науки, психологию, социологию и международные отношения». В каком смысле здесь употреблено слово «социология»? Как определяется социология в настоящее время?

2. В зависимости от субъекта конфликты можно подразделить:

– на внутриличностные (между сознательными и бессознательными желаниями индивида, между требованиями совести и стремлениями к получению удовольствий, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности);

– межличностные (между двумя и более личностями, враждующими между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами в виде собственности, власти, должности, престижа и т.п.);

– внутригрупповые и межгрупповые (возникают как и внутри социальной группы, так и между разными группами вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе - производственной, политической, спортивной и т.п.);

– этнонационалъные (возникают в тех случаях, когда интересы и жизненные установки одного этноса или нации ущемляются или подавляются государством, представителями других наций или другими социальными общностями);

– международные (возникают между народами из-за столкновения экономических, территориальных, идеологических интересов и т.д.).

По масштабам и распространенности в социологии выделяют конфликты локальные, региональные, в пределах одной страны, глобальные.

Приведите примеры названных видов конфликтов из истории, литературы, СМИ.

3. Давайте задумаемся, у представителей каких профессий в наибольшей степени должны быть развиты социологическое мышление и социологическое видение мира? Иначе говоря, кто больше всего нуждается в социологических знаниях? Для этого проанализируйте профессии (шофер, учитель, продавец, шахтер, менеджер, летчик, фермер, вахтер, официант, банкир, фокусник, журналист, пограничник, сантехник, повар, инженер) по двум критериям:

а) насколько часто их представителям приходится общаться с людьми по долгу службы;

б) у кого профессиональный или деловой успех в наибольшей мере зависит от знания психологии людей и умения решать социальные проблемы.

Для удобства разбейте профессии на три группы с сильной, средней и слабой выраженностью данных признаков.

4. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»?

Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

5. Мужчины и женщины, вступая в межличностные отношения по поводу организации семьи и вступления в брак, проходят в них несколько этапов: предбрачные отношения между потенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка); вступление в брак; стадию молодой семьи; появления детей, формирования полной семьи; стадию зрелой семьи (взросление детей, их социализация); а также стадию распада семьи (по причинам развода, либо гибели одного из родителей; старения, болезни и смерти; отделения детей от родителей и т.д.).

Обсудите эту схему со своими родителями. На каком этапе они видят свою семью? Какие радости и сложности пройденных этапов им запомнились больше всего? Как это связано с вами?

6. Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям современной белорусской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.

7. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребенка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие еще критерии вы могли бы назвать в качестве определяющих. Аргументируйте свой ответ.

8. В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» очень тонко подмечено: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Как вы понимаете слова великого писателя?

9. Подберите близкие вам высказывания знаменитых людей о семье. Поясните свой выбор.

10. Известно, что у любого социального явления обязательно есть две стороны – положительная и отрицательная. Односторонних явлений не существует. Если вы обнаружили только негатив, то это значит, что вы упустили или пока не нашли позитив.

Например, «хиппи» рассматривались в 60-е гг. и у нас в стране, и за рубежом преимущественно как негативное явление. Но вот прошли годы, и выяснилось, что именно они пробудили в обществе экологическое сознание, которое изменило к лучшему наш мир.

Найдите положительные и отрицательные стороны следующих явлений:

Коллективизация 30-х гг.

Массовизация культуры

Горбачевская перестройка.

Переселение людей из деревни в город.

Распад СССР.

12. Сопоставьте два подхода к проблеме социального идеала.

А.В. Луначарский: «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность развернуть все таящиеся в человеке возможности, которая сделала бы человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче».

Дж. Адамс: «Американская мечта – это не просто мечта об автомобилях и высокой зарплате, – это мечта о таком социальном порядке, при котором каждый мужчина и каждая женщина смогут расправиться во весь свой рост, к достижению которого они внутренне способны, и получить признание – в качестве таковых, каковы они есть, – от других людей, вне зависимости от случайных обстоятельств своего рождения и положения».

В чем сходство взглядов этих авторов? Чем можно объяснить это сходство? Какие различия в позиции авторов вы можете выделить? С чем это связано?

13. С позиции стратификационной теории общество рассматривается как система социальных слоев. Широко применима так называемая одноуровневая стратификация (при делении общества по одному признаку) и многоуровневая (при делении общества одновременно по двум и более признакам, например, по признакам престижа, профессиональному, уровню дохода, уровню образования, религиозной принадлежности и др.).

Постройте схему: «Социальная структура белорусского общества» в 20-ые (30-ые, 80-ые) гг. ХХ в. Охарактеризуйте на её основе динамику социальной структуры белорусского общества. Чем, на ваш взгляд, она была обусловлена?

14. По данным переписи населения 1999 г. из 10 045 000 жителей Беларуси 81% из них отнесли себя к титульной национальности – белорусам. 19% населения представляют более 140 национальностей и народностей, в том числе 11% (1 141 731 человек) назвали себя русскими; 3,9% (395 712 человек) – поляками; 2,4% (237 015 человек) – украинцами; 0,3% (27 798 человек) – евреями. На протяжении многовековой истории сохраняется устойчивое взаимодействие культуры титульной нации с культурой других национальных общностей, в первую очередь русских, украинцев, поляков, евреев, татар.

Сопоставьте данные переписи населения 1999 г с результатами предыдущих переписей. Для этого постройте сравнительную таблицу. Какие исторические события привели к выявленным вами изменениям. Приведите известные вам примеры взаимопомощи, сотрудничества разных национальностей в Беларуси.

15. Постройте структурную схему: «Виды социальных групп». Конкретизируйте её примерами.

Документы и материалы

1. П.Сорокин считает, что социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». Сам же выбор «точек отсчета» зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп.

Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Но и это еще не все. Поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения.

Итак:

1) социальное пространство — это народонаселение Земли;

2) социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами;

3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них, составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

На основе характеристики П.Сорокина определите место Республики Беларусь в социальном пространстве. Каково положение вашей семьи в социальном пространстве?

2. Познакомьтесь с отрывком из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта».

Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственное почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того – как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.

Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? На основе текстов параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами. Как вы понимаете смысл последней фразы текста? Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социального конфликта?

3. Познакомьтесь с рассуждениями И. С. Аксакова:

«Общество, по нашему мнению, есть та среда, в которой совершается сознательная, умственная деятельность известного народа, которая создается всеми духовными силами народными, разрабатывающими народное самосознание. Другими словами; общество есть... народ самосознающий.

Что же такое народ?.. Народ состоит из отдельных единиц, имеющих каждая свою личную разумную жизнь, деятельность и свободу; каждая из них, отдельно взятая, не есть народ, – но все вместе составляют то цельное явление, то новое лицо, которое называется народом и в котором исчезают все отдельные личности...

Общества еще нет, а уже возникает государство над народом – продолжающим жить жизнью непосредственной. Но не выражает ли государство народного самосознания? Нет, оно есть только внешнее определение, данное себе народом; деятельность его, т. е. государства, и сфера его деятельности – чисто внешние... И так мы имеем: с одной стороны – народ в его непосредственном бытии; с другой государство – как внешнее определение народа, заимствующее свою сипу от народа – усиливающееся за его счет при бездействии его внутренней жизни, при долговременном его пребывании в непосредственном бытии; наконец, между государством и народом – общество, т. е. тот же народ, но в высшем своем человеческом значении...»

Чем, по мнению И. С Аксакова, отличаются между собой государство, народ и общество? Почему государство не выражает народное самосознание?

4. Из работы современного американского социолога Э. Шилзе «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партии и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, – причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, – которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.

...Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

5. Юлиан Саймон в своей книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969) пишет:

«Студенты-психологи нередко думают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи между различными сторонами поведения животных или людей, исчерпывают все возможности социального исследования.

Многие из тех, кто занимается конкретной экономикой, до сих пор убеждены, что только статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массы, является самым надежным мерилом экономического поведения.

В отличие от них некоторые антропологи продолжают верить в то, что самым надежным способом познания остается включенное наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей, творящих тот социальный мир, в котором мы с вами живем.

В то же время психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания или вчуствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изучения человеческого поведения, его интимных мотивов.

А специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением».

Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется. Хотя и не только таким образом. Науки различаются также кругом изучаемых проблем.

Каковы основные методы изучения людей? Что можно узнать о них с помощью наблюдения? Что такое эксперимент? Какие вычисления проводят при изучении поведения людей и их мнений? Какие методы исследования потребуются для того, чтобы определить: а) численность населения данной страны; б) готовность людей голосовать на предстоящих парламентских выборах; в) способы взаимодействия шахтеров во время забастовки; г) скорость распространения слухов?

6. Прочтите суждение одного из ведущих американских социологов Райта Миллса:

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

Общество – это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический – институты власти; 3) семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов».

Какой важный институт не назван Р. Миллсом в перечне институциональных порядков?

7. Познакомьтесь со следующим суждением:

«Молодежь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу. А это чревато серьезными социальными взрывами. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя».

О каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «детей» идет здесь речь? В чем заключается сущность данного явления? Аргументируйте свою позицию.

8. Е. Стариков в статье «Маргиналы, или Размышления на старую тему; «Что с нами происходит?», которая была опубликована в журнеле «Знамя» в 1985году, пишет:

…Маргинал, просто говоря, – «промежуточный» человек. Классическая фигура маргинала – человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников, интеллигенции, управленческого аппарата. В чем выделяющий их признак? Прежде всего – в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Физическая невозможность халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала.

Только при устойчивых условиях – постоянное место жительства и работы, нормальная среда обитания, крепкая семья, сложившаяся система социальных связей, одним словом, «укорененность» личности позволяет выработать четкую иерархию ценностей, осознанные групповые нормы и интересы. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Рвать их – значит расчеловечивать человека, разрушать общество. Надо избегать всего, что ослабляет человеческие связи, ненужных запретов, массовых миграций, принудительных распределений, насильственных выселений, колючих заграждений – всего, чем мы по сей день так обременены.

Лишенное корней человеческое «я» расплывается: мотивы поведения начинают формироваться в отрыве от ценностей устойчивой группы, т. е. в значительной мере лишаются смысла. Мораль перестает править поступками, уступая место пользе, удобству, а иногда – физиологической потребности (в этом объяснение «немотивированной» жестокости, «бессмысленных» преступлений).

В недрах общества идут два разнонаправленных процесса. Часть маргиналов быстро превращается в люмпенов. Посмотрите, кто торгует квасом, пирожками, автобусными билетами; поинтересуйтесь, кто стремится в мясники, бармены, приемщики бутылок; не говорю уже о беззаконных ордах спекулянтов, фарцовщиков, проституток. Это в основном молодые люди. Путь на социальное дно, как правило, безвозвратен. Другой процесс – процесс укоренения в городах недавних сельских жителей – сам по себе в принципе даже прогрессивен. Если, переселяясь в город, человек может рассчитывать на достойную квалифицированную работу, то из маргинала он превращается а полноценного городского жителя.

Как бы вы определили социальную сущность маргиналов и источники пополнения их рядов? Что означает процесс укорененности и чем от него отличается лишенность социальных корней? Почему у человека меняется система ценностей, когда он попадает из устойчивой социальной среды в неустойчивую? Как вы поняли мысль о двух разнонаправленных процессах? Можно ли их уподобить восходящей и нисходящей социальной мобильности?

9. В 1798 г. Мальтус опубликовал свою книгу «Опыт о законе народонаселения». Три основных тезиса «Опыта»:

Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.

Народонаселение строго ограничено средствами существования.

Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).

Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической.

Что из взглядов Мальтуса оказалось пророческим? Как НТР может компенсировать ограниченность природных ресурсов?

10. Немецкий социолог Карл Манхейм (1893–1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодёжь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Молодёжь, по мысли Манхейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию.

Как вы понимаете слова Манхейма? Справедливо ли это в отношении современной молодежи?

11. Из работы российского социолога О. С. Осиновой «Девиантное поведение: благо или зло?».

Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются; общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

– Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.

– Чем более низкий уровень социальных норм на


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 15235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.018 с.)