Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология – наука про общество.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социология – наука про общество. Социология – «учение об обществе», прямо или опосредовано является объектом многих наук (философии, истории, экономики, психологии). Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс соц. явлений вытекающих из взаимодействия людей и общности. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, соц. группы. Общество – система взаимодействующих и взаимосвязанных общностей. Личность проявляет себя через совокупность соц. ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих соц. общностях. При этом под статусом понимается положение человека в обществе. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение обусловленное его статусом. Таким образом социология изучает соц. жизнь, т.е. взаимодействие соц. субъектов по проблемам, связанных с их соц. статусом. Деятельность личностей, соц. общностей, групп в общественной жизни, закономерностей функционирования и развития общества – предмет исследования соц. Объект соц. – современное общество и информации о нем, полученная другими науками.
Возникновение и формирование соц. как науки. Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение. Но все же основоположник позитивизма О.Конт реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе – соц-ию. Конт предложил создать такую науку и первоночально назвал её соц. физикой, предполагая, что ей как и физике следует изучать общ-во, накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы, чуть позже Конт предложил другое название Соц-ия (общ-во, знание наука). Он считал, что главным методом, инструментовм с помощью которого ученые будут изучать общ-во – наблюдение, сравнениу (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что соц-ия пожожет прав-ву правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, принимать решения в управлении общ-ом. Сис-ма наук по Конту представляет порядок, выражающийся в лог. форме исторического процесса развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему… Конт выдвигал к соц-ии требования – изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и на связях, а не из философской интерпретации. У Конт соц. закон – это закон 3 стадий истр-го развития, согласно которому, все познания проходит 3 стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание соц-ии как соц. физики ориентируется на методы биологии, физики.. Конт дели Соц-ию на 2 части – соц. статику и соц. динамику. Соц. статика изучает условия и законы функционирование общ-ой системы. Соц. динамика рассматривала общ-во в движении. Основным законом Конт считал – закон смены соц. состояний. Конт создал методологическую базу соц-ии. Подлинными Конт считал те которые получены не теоретическим путем, а путем эксперимента. Большинство соц. школ 19в. стремились понять соц-ое через биолог-е и поэтому это направление наз. натуралистическая соц-ия. Конт значительно ускорил процесс научного познания, свое название наука обрела благодаря Конту. Ярким представителем новой науки является Спенсер, провозгласивший новую идею развития соц-ии.
Объект и предмет социологии. Термин социология в переводе означает «учение об обществе», прямо или опосредовано является объектом многих наук (философии, истории, экономики, психологии, юриспруденции…), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс соц. явлений вытекающих из взаимодействия людей и общности. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношения. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в 3 традиционных сферах (эконом-ой, политич-ой, духовной) и 1 нетрадиционной – социальной Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе. Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной. Объект соц-ии – современное общество и информации о нем, полученная другими науками. Из обозначения объекта и предмета, формируется определение соц-ии как науки. Соц-ия определяется в разнообразных вариантах: 1.как научное изучение общества и общественных отношений (Смелзер);2 как наука изучающая практически все соц. процессы и явления (Гидденис); 3.как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Сорокин); 4.как наука о соц. общностях, механизмах становления, функционирования и развития….Разнообразие определений социологии отрожает сложность и многогранность её объекта и предмета.
Социология и её функции. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Её суть состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. Описательная ф-ция – это систематизация описание исследований в виде аналогических записок, отчетов, статей, книг… В них имеется попытки воссоздать идеальную картину соц. объекта, его действий. Эти материалы являются источником сравнений для будущих поколений. Прогнозная ф-ция – выдача соц прогнозов. Обычно соц. исследования завершаются формированием прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытые тенденции развития соц. явлений и закономерностей в открытии фактора, который воздействует прогнозируемый объкт. Информационная ф-я – сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическаяя информация – самый оперативный вид соц. информации. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. Эта ф-ция выражается в использовании конкретных количественных данных, факторов. Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
Социологические школы ХХв. Натуралізм(географічна школа).Питання про роль географ середов. Цікавила соц мислителів завжди.В ХХ ст. в поле зору соціологів потрапляють такі чинники як грунт,клімат,релеф.розподіл вод ресурсів і копалинн,флора і фауна.Вони розглядали як це відбувається на таких соц явищах як розміщення та густота населення,його здоров*я та плодючість мамонів,фіз. та псих властивостей,відміностей в статурі,темпераменті,фрмах моралі,частоті випадків,обдарованості,види занять та форми господ.діяльності,рівень добробуту населення,типи соц-політ. орг-ціїї.Представники:В.Кузен(властивості людини),К.Ріттер(ідея взаємодії культури та природи),Ф.Раццель(соматичні та психічні відміності між людьми,форми політ устрою від S тер),Г.Бокль(залежність умов клімату та праці).Геогр.школа в соц поставила проблему органічного зв*язку суспва і природи. Расово-антропологічна школа—спроба ідеологічного обґрунтування расизму та практики полонізму—соц життя-продукт расово антр.чинників;раси нерівні між собою;соц поведінка визначається біологічною спадковістю;расові змінення шкідливі для суспва. Ж.де Гобіно-чистота раси –основна сила розвитку суспва,вища раса-біла;нижча раса –чорні; чим частіша раса тим пр.Х.Чемблер-великий шанувальник Німеччини та її культури.»Тевтонська раса найкр.,вона є спадкоємиця ар.р.»пропонував за чистоту траси боротися та відродження таврійців.
Соц. статус и роль Входя одновременно во многие соц. группы чел. занимет в каждой из них орпед. положение, обусловленное взаимоотношениями с др. членами группы. Для анализа степени вкл-я индивида в различные группы, а также положния в них занимаемые. По отношению к соц. группе используются понятия «соц. статус», «соц. роль». Соц. статус – ранг или позиция индивида в группе. Соц. роль – поведение ожидаемое от того кто имеет опред. соц. статус. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окруж-е в праве ожидать от него и исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Тогода статус и роль 2 стороны 1 феномена: статус- совокупность прав, привелегий и обязанностей, то роль – действия в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Каждый индивид в течении жизни обучается исполнять самые разные роли. Ролевое обучение имеет 2 аспекта: 1. необходимо научится выполнять обязанности и осуществлять права в сооответствии с играемой ролью; 2. надо приобрести установки чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. 2-ой аспект представляется найиболее важным. Понятие роли вкл. совокупность ожиданий индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения др. людей при взаимодействии в орп. ситуации. Соц. статусы делятся на те, которые предписываются индивиду обществом независимо от ее способностей и усилий и те которые личность достигает своими собственными усилиями Соц-я закреплена через индивид. выбор и конкуренцию, определяется как достигнутый статус
Социальные функции культуры Предметом социологии культуры является собственно процесс формирования и постоянного видоизменения культуры с точки зрения общества, отдельных регионов и теоретиков в данной ситуации. Т. к. культура – это явление многогранное, то и спектыр выполняемых функций чрезвычайно широкий. Назовем некоторые: 1.гуманистическая – развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности. Именно творческое начало делает человека личностью. 2.познавательно-овристическая. Знание материальной и духовной культуры различных эпох дает возможность, адекватно судить о степени познания природы и общества (О). Культура дает не только целостную картину познания и освоение мира, но и способствует осуществлению эвристических целей человека, его поиска наиболее эффективных форм управления всему социальными процессами. 3) функция передачи социального наследия, которое обеспечивает связь времен прошлого, настоящего и будущего. Индивид становиться человеком, членом О, личностью по мере социализации. 4)регулятивно-аксиологическая: культура выступает как система общественных норм и ценностей в сфере международных отношений. Усвоения в процессе социализации ценности, идеи, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, детерминируя, регулируя поведения людей во всех сферах социальной жизни. Культура задает личности определенную «систему координат», которой и руководствуется человек. 5)интегративная и дезинтегративная функции. Культура развивается вместе с формированием О, порождается им и одновременно воздействует на него – интегративная функция. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества, чувства общности, принадлежности к одной нации, одному народу, религии, группы, и т. п. Но культура может не только сплачивать людей. Она может выполнять и дезинтегративную роль, если, сплачивая одни из основы какой-либо субкультуры, восстанавливает против других сообществ. Социальные группы и их виды Социальная структура – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении есть 2 существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1)наличие взаимодействий между ее членами; 2)появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Именно соцконтроль за деятельностью коллектива определяет его как соцгруппу ибо деятельность людей в данном случае скоордирована. Соцгруппы обладают различной степенью соцконтроля: особое место занимают статусные – классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе соцнеравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним соцконтролем, который может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. Ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторые множества групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Это ингруппы, т. е. группы к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифициреутся с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым не принадлежит индивид – будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие». Термин «референтная группа» был впервые введен в оборот социальным психологом М. Шерифом и означает реальную или условную соцобщность, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на норме, мнения, ценности, и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в своей оценке. Различия во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметна в первичных и вторичных группах. Первичные – группы, в кот. Каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение этого происходит через соцконтакты, предающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействием, в кот. Включаются многие элементы личностного опыта. Во вторичных группах соцконтакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь необязательным дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социологи. Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Малая группа – это группа, в кот. Общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Т. е. малыми называются только те группы, в кот. индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами; большая группа только вторична. Малые имеют: 1)неориентированные на групповые цели действия; 2) групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля;3)конформизм групповым нормам. А большие: 1)рациональные, целеориентированные действия; 2)групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз; 3)конформизм в политике, проводимый активной частью группы. Средний класс Средний класс-занимает промежуточное положение между полосами социерархии. Он характеризуется уровнем доходов, соцстатусом, характером потребления, уровнем образования, стилем жизни, фундаментальными ценностями. На основании различных признаков этот класс в свою очередь также диференциирован по образованию, роду занятий, доходе,культуре и т.д. СК играет стабилизирующую роль в обществе-чем он больше тем надежнее нейтрализирует крайности противоположных сил. Идея Аристотеля о связи между многочисленностью СК и законной политвластью нашла подтверждение историей. Именно СК в силу своей компетенции заинтересован в фемократических формах власти в развитии мировога рынка и и мировой культуре. Большое внимание отдавал среднему классу Вебер, ведь в экономическо развитых странах именно СК-опора гражданского общества и соцоснова политстабильности. Социальная ценность СК состоит в осознании того, что нельзя обогатится с помощью каких либо революционных мероприятий или механических госмероприятий. В основном СК формируется из высококвалифицированных, подготовленных людей, выполняющих интеллектуальные функции, это научный и управленчиский персонал. СК-стабилизирующий фактор в развитых странах, его потребительские запросы во многом определяют развитие экономики.СК-хранитель общественных отношений,носитель господствующей идеологии всей системы ценностей. Он стратегически нацелен на сохранение сложившийся ситуации в обществе и является стабилизирующим фактором. Главные тактические методы- компромисс, конформизм, поиск согласия. С экономической точки зрения СК-это пробладающая часть экономически активного населения,у которого есть возможность производительно трудится и воплащать заработанные средства в материальные блага.
Социальные функции семьи Функции семьи: 1.Функция сексуального регулирования.С.- главный социнститут, через который О упорядочивается, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей.Вместе с тем практически каждое О имеет альтернативные пути удовлетворения сексуая льных потребностей. При этом наблюдаются отключения реальной культуры от инадеальной.;2. Репродуктивная ф-ция.С- основной институт,ответственный за воспроизводство новых членов О. Другие пути неэффективны и, как правило социально не одобраются.При этом важно,чтобы дети были физически и практически здоровыми и в последствии имели спосбность к обучению и социализации; 3.Ф-ия социолизации. Центральное место в этом процесс занимает С. В ней осуществляются первичная социализация индивида закладываются основы его формирования как личности, она явл. первичной группой.Главным способом социализации – копирование детьми модели поведения взрослых членов С.;4. Ф-ия эмоционального удовлетворения.Благодоря своей структуре и качесивам С. служит самым важным источником эмоционального удовлетворения, отношение родства и супружестава предоставляют людям такую воможность.Психиатры считают, что основнй причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в С.;5Статусная Ф-ия.Каждый человек воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи.Это национальнсть, место в городской или сельской культуре и др. В классовых О принадлежность семьи к определённому соцел предоставляет ребенку возможности и вознаграждения характерны для этого слоя. С обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам близким его родителям и родственников,прививая ему соответствующие интересы,ценности и образ жизни.6Защитная функция-институт С осуществляет в разной степени физическую,экон.и психологическую защиту своих членов.7Экон.функция-ведение членов С общего хозяйства,когда все они работают как одна команда,способствует формированию крепких эконсвязей м\у ними.С представляет собой самую крепкую экон.ячейку О.8Рекрационная-материальные и моральные условия отдыха.
Проблемы современной семьи Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения и до распада или развития. Институт С как преобладающий тип С изменяется с развитием О.Исторически некоторые функции отмирают, другие-усиливаются. происходит постепенный переход от патриархальной С к эгалитарной.В целом изменение функций,утрата одних и возникновение других-дисфункцией.ее результат-возникновение новых типов С.Это привело к массовому появлению нетипичных С.Новые типы С приходят на смену расширенной и даже нуклеарной С.Для современного мира типична:1.неполная С или С с одним ребенком;2.С нерегистрирующая брак;3.одиночки,отказывающиеся от любой формы С;4.пробный брак;5.истипичные типы;6.паралельное проживание 2 или более С. Немодальные или нетрадиционные типы С к концу 20 века занимают все большое место в системе семейных отношений, вытесняя модальные и традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:1.изменение эконситуации в мире,что призвело:1)к эконсостоятельности женщин;2)к обеспеченной старости;3)довольно существенной материальной помощи госуд.и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчин, сожилых родителей от детей и повлияло на размеры и типы семьи;2.всеобщая демократизация наделившая разными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщине самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги-матери и это изменило внутрисемейные отношения. В современном О. наблюдается процесс ослабления С.как социнститута, изменения её соцфункций. Она утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и др.функций. Возросшая соцактивность женщин, высокий уровень их образования, эконсамостоятельность дают сегодня женщине возможность свободного выбора как при заключении брака так и при его расторжении, повышает уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не имущества. С одной стороны это увеличивает «удельный вес» шансов на психологическую гармонию, а с другой- на психологические конфликты в семейно-брачных отношениях, увеличения числа разводов –явление повсеместное. С точки зрения функционирования С как системы в социологии рассматривается такие проблемы:1.несоответствие функционирования С,общественные потребности(низкая рождаемость,высокое число разводов,низкий воспитательный потенциал и т.д);2.противоречие м\у мужскими и женскими родами,м\у ролями семейными и профессиональными,низкая сплоченность группы;3.падения престижа традиционного брака. Типология семьи. Супружеская семья – пара связанных брачными отношениями. Родственная семья – основывается не только на супружеских отношения 2 людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Основа нуклеарной семьи – супружеская пара, основа родственной – братья и сестры в окружении их мужей жен, детей. При этом человек в основном связан обязательствами и ответственностью в той семье в которой он родился но не с той с которой он связан узами брака здесь ответственность и забота распределяется среди достаточного большого числа членом семьи создается ситуация когда ребенок тесно связан не только с родителями но и со своими дядями и тетями у него появляется большая возможность для общения и социализации к большому числу ролей. В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей преобладанием нуклеарной семьи над родственной. Большинстве семейной систем при которых расшириные семьи считают нормой являются патриархальными власти (мужчины над другими членами семьи) такой тип власти считается общепринятым и часто и часто узаконенным. При матреахальной системе власти по праву принадлежит жене и матери такие системы встречаются редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эглантарной семейной системе. Брак – социально одобренные образцы поведения с помощью которых два или более людей составляют семью. Каждый общество ограничивает выбор партнера тем, что разрешает выбирать его только в неопределенной узкой группе – экзогамия. Но возможно и противоположная ситуация - эндогамия – когда выбор партнера возможен лишь в пределах своей группы (расовая сословная). Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия – брак при наличии более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии 1 групповой брак несколько мужчин и женщин находится одновременно между собой в брачных отношениях. 2 Полиандрия – женщина имеет несколько мужей.
Социальные функции религии. Социология Р уделяет большое внимание выяснению соцфункций которые выполняет Р в обществе.Социология религии изучает закономерности развития и функционирования религиозного сознания, место и роль Р в различных сферах жизнедеятельности людей т.е. изучает Р как соц.институт. Функции Р как соц.института: 1.Компенсаторная.Р восполняет ограниченность человеческой практики, человеческого знания, опыта. Она обусловлена человеческой слабостью и несовершенством общества(О)в целом. 2.Мировозренческая. Вера определяет место человека в мирознание, формирует представление о цели и смысле жизни, проясняет перспективы земного и посмертного существования. 3.Регулятивная. Р-архитектор и строитель моральной системы, системы культового поведения, ценностно-нормативной системы, которые регулируют соцповедение человека его отношение в семье, с другими людьми и т.д. Свобода совести-предмет теоритических дискуссий и в прошлом и в настоящем. Составляющие: 1.право на исповедение Р; 2.право на проведение религиозных обрядов; 3.право на религиозное обучение; 4.право на организацию религиозных обьединений. Религиозный фактор Влияет на економику, политику, государство, международные отношения,семью, область культурычерез деятельность верующих индивидов,групп, организаций в этих областях происходит влияние религиозных отношений на другие общественные отношения. Социология молодежи. Социология молодежи-отрасль социологической науки, исследующей проблемы молодежи, исследует молодежь как социальную общность. При изучении молодежи рассматриваются проблемы социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процессы социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни молодежи формирования ее жизненных планов и ценностных ориентаций в том числе и профессиональных, социальную мобильность выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д. Молодеж обьективно находится в самом сложном социально-экономическом положение. В этом возрасте разница между обьективно возникающими потребностями и обьективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование,вступление в брак,создание своего дома,обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточного опыта, незделано карьеры. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей стремление к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере- культуре. Молодежная субкультура-это инновационная(новаторская) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды,и не редко носит характер контркультуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением. Девиация в молодежной среде Молодеж обьективно находится в самом сложном социально-экономическом положении. В этом возрасте разница между обьективно возникающими потребностям и обьективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образования, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы,нет достаточного опыта, не зделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремление к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в более досьупной сфере-культуре. Молодежная субкультура- это инновационная (новаторская) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды,и не редко носит характер контркультуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением. Социологические исследования показивают, что установки ориентации в молодежных микрогрупах(без индивидуального осознания) часто становится мотивами дивеантного поведения,в частности,у несовершеннолетних такие «неопределенные мотивы» в 20-40% случаях становятся непосредственной причиной их участвия в кражах,изнасилованиях и др. Вообще значительная часть преступлений среди молодежи связано с ориентацией на «групповые» нормы поведения. Часто причиной дивиантного поведения, в частности, суецида является безответная любовь,пьянство-пример друзей или родственников. Именно в этом возрасте формируется личность человека и все внимание близких,так называемых малых групп должно быть направлено на контрольи наставничество молодежи. Динамика соц. Конфликтов. 1.Открытый характер (словесные прения,эконсанкции,физвоздействие,политборьба спортивное состязание и т.д.). Эти действия легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Так как открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Активные открытые конфликты обычно разширяют сферу конфликтов, они ясные и предсказуемые. 2.Скрытый характер. Противник маскируют свои действия,обманывают соперничающую сторону. Это скрытая, завуалированная, но темнемение чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику нивыгодный ему образ действий в скрытом внутреннем конфликте-рефликссивное управление. По внутреннему содержанию конфликты делятся на: рациональные и емоциональные. Рациональные- конфликты,охватывающие сферы разумного,делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленчиской или соц.культуре. Участники не переходят на личносный уровень и не формируют в своем сознание образа врага;уважение к сопернику; признания за ним права на некоторую долю истины- характерные черты. Эти конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принцепи к одной и той же цели-улутшения взаимоотношений, норм, образцов поведения,справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и конфликт разрешается. Однако в ходе конфликта агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личность: первоначальная причина забывается и учасники действуют на основе личной неприязни- еммоциональный конфликт. В сознание людей, учавствующих в нем появляются негативные стериотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику. Развитие таких конфликтов не предсказуемо, и в основном они не управляемы. После перехода конфликта на емоциональный уровень его уже невозможно погасить,а можно только локализовать. Чаще всего он прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты могут передават емоциональный настрой, ненависть другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длинное время, то потухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, что бы уничтожить стереотипы неприязни и ненависти.
Социология – наука про общество. Социология – «учение об обществе», прямо или опосредовано является объектом многих наук (философии, истории, экономики, психологии). Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс соц. явлений вытекающих из взаимодействия людей и общности. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, соц. группы. Общество – система взаимодействующих и взаимосвязанных общностей. Личность проявляет себя через совокупность соц. ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих соц. общностях. При этом под статусом понимается положение человека в обществе. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение обусловленное его статусом. Таким образом социология изучает соц. жизнь, т.е. взаимодействие соц. субъектов по проблемам, связанных с их соц. статусом. Деятельность личностей, соц. общностей, групп в общественной жизни, закономерностей функционирования и развития общества – предмет исследования соц. Объект соц. – современное общество и информации о нем, полученная другими науками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.013 с.) |