Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базисные компоненты культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура – это понятие, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально-усвоенны и разделены всеми представителями общества или больш.соц.групп и могут передаваться другим людям или последующим поколениям. Культура структурно делится на материальную (вся сфера матер деятельности и ее результаты) и духовную (все виды, формы и уровни общественного сознания)Базисные компоненты: 1)познавательный знаково-символиский элемент, т.е.знание,сформулированное в понятиях и зафиксированное в языке(-форма накапливания и передачи человеческого опыта) 2)Ценность – свойства предмета или явления удовлетворять потребность, желание. Ценностные отношения – главный компонент формирования ценностных ориентаций, установок личности. 3)образцы поведения(обряды, традиции). Культуру изучают с помощью ее форм и разновидностей. К формам относятся: 1)элитарная к.-высокая культура(класс.музыка и литература),кот создается профессиональными творцами для привелигированной части общества 2)народная культура – создается народом, имена авторов народного творчества неизвестны. Адресована широким кругам общества, разным слоям населения. 3)Массовая культура – тип культуры, который ориентирован своими произведенияи на средний уровень массовых потреблений материальных и культурных ценностей и выдает на передний план развлекательную функцию, делая акцент на примитивную чувственность, популярность. «Родителями» массовой культуры являются или сами массы или интелегенция для управления массами. К разновидностям относятся: 1)Доминирующая культура – совокупность идеалов, ценностей, норм, стандартов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества или большинством. 2)Субкультура – своеобразная под-культура, часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой соц.группе. Не противоречит доминирующей. 3) Контркультура – это субкультура, ценности и нормы которой противоречат доминирующей культуре (положительная и отрицательная: терроризм, диссидентство). Соотношение доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов которые могут быть взаимосвязаны или достаточно изолированы. Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образов которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщной культурой. В то же время общество включает некоторую группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Каждоя из групп людей, стоящих на разных економических ступенях в процессе распределения общественного продукта обычно развивает способы поведения. Отличающие данную группу от всего остального общества а также свою культуру. Каждый соц. Институт стремится создать и внедрить поведенчиские образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существование таких систем комплексов, как «культура предприятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них несет свою специфику и относится соответственно к институту производства,институту образвания,институту управления. Подобного рода культурные образцы тесно связаны с общей доминирующей культурой и в то же время отличающее от нее называется субкультурой. Субкультурные различия в современном обществе определяется национальностью родом занятий, регионом, полом, возрастом, соц. Классовыми и другими различиями между людьми. Каждое общество имеет не просто общий вид культуры а и много взаимодействующих субкультур. Жизньиндивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. В силу ряда социальных,политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующие культуры. Термин «контр культура» относится к субкультуре тех культур, которые не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов. Особенно был показательным противоставление культурным ценностям общества субкультуры в движение хиппи, популярно в 60-70-х годах на заподе. Хиппи проповедовали культуру,в которой труд представляется нежелательно, а воздерженость-ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм- ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположны основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контр культура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам. Особенности социокультурных изменений в Украине Культура українського етносу виникає як культура аграрно-патріархальної цивілізації. Сучасна ж цивілізація визначається громадянським суспільством з цого незалежними від державного втручання економічними і соціальними інститутами, такий перехід вимагає наявності громадянських прав і свобод і стає можливим при створенні ринкової економіки і правової держави шляхом формування нації. Нація перетворює етнос, відповідно до сучасності, послаблюючи кровно-патріархальні зв’язки. Сучасні зміни в україні характеризуються етнічною консолідацією українського народу, підвищенням його самосвідомості, формуванням загальніх рис культурі і побуту на основі національних традицій і досягнень людства, характерно зближення етнічних груп, територіальних діалектів, застосування укр. літературної мови в устно-розмовній практиці. Але зараз на українську культуру великий вплив має європейська та американська культура, що несе певну загрозу. Процес глобалізації охопив всі сфери життя, і має як позитивні, так і негативні сторони. Треба противитися злиттю культур, зберігаючи самобутність, а також переймати досвід інших країн. Социальные функции культуры Предметом социологии культуры является собственно процесс формирования и постоянного видоизменения культуры с точки зрения общества, отдельных регионов и теоретиков в данной ситуации. Т. к. культура – это явление многогранное, то и спектыр выполняемых функций чрезвычайно широкий. Назовем некоторые: 1.гуманистическая – развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности. Именно творческое начало делает человека личностью. 2.познавательно-овристическая. Знание материальной и духовной культуры различных эпох дает возможность, адекватно судить о степени познания природы и общества (О). Культура дает не только целостную картину познания и освоение мира, но и способствует осуществлению эвристических целей человека, его поиска наиболее эффективных форм управления всему социальными процессами. 3) функция передачи социального наследия, которое обеспечивает связь времен прошлого, настоящего и будущего. Индивид становиться человеком, членом О, личностью по мере социализации. 4)регулятивно-аксиологическая: культура выступает как система общественных норм и ценностей в сфере международных отношений. Усвоения в процессе социализации ценности, идеи, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, детерминируя, регулируя поведения людей во всех сферах социальной жизни. Культура задает личности определенную «систему координат», которой и руководствуется человек. 5)интегративная и дезинтегративная функции. Культура развивается вместе с формированием О, порождается им и одновременно воздействует на него – интегративная функция. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества, чувства общности, принадлежности к одной нации, одному народу, религии, группы, и т. п. Но культура может не только сплачивать людей. Она может выполнять и дезинтегративную роль, если, сплачивая одни из основы какой-либо субкультуры, восстанавливает против других сообществ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.006 с.) |