Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль элементов политической системы обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государство и право Среди элементов политической организации особое место принадлежит государству. Государство: - выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого по признаку гражданства в пределах его территориальных границ; - является обладателем и носителем особой политической публичной власти, имеет силовые структуры; - обладает суверенитетом; - является универсальным и самым стабильным, постоянным элементом политической системы, придает политической системе целостность и устойчивость; - формирует право и широко использует правовые средства; - обладает большими материальными и финансовыми ресурсами. - определяет главные направления развития общества. Негосударственные структуры такими свойствами и функциями не обладают. Они решают задачи, ограниченные по сфере, объему и кругу лиц. Государство является не только самостоятельным субъектом политических отношений. Оно создает необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности других элементов политической системы, для осуществления политических прав и свобод граждан. К исключительной компетенции государства относится: - установление правового режима организации и деятельности других элементов политической структуры; - осуществление регистрации политических партий, общественных организаций, религиозных объединений; - привлечение к участию в делах государства общественных объединений, политических партий, трудовых коллективов, органов местного самоуправления и др.; - осуществление надзора за законностью деятельности общественных объединений и других элементов политической структуры общества; - применение мер государственного принуждения к общественным объединениям и иным элементам политической структуры общества, нарушающим правовой режим и посягающим на права и свободы граждан. Необходимо подчеркнуть, что особое место государства не означает его главенствующего положения в обществе. В цивилизованном обществе приоритет должен отдаваться правам, свободам и законным интересам личности. Государство в структуре политической системы общества представлено его органами и учреждениями, что может создавать впечатление, что в политических отношениях участвуют различные компоненты государства. Необходимо учитывать, что государство включается в политическую систему как целостный политический институт. В то же время, государство в общественных отношениях проявляется в виде совокупности органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, правовой регламентацией их организации и деятельности. Взаимодействие современного демократического государства и гражданского общества основывается на следующих принципах: - плюрализме и равноправии идеологий; - многопартийности; - самодеятельности населения; - законности и государственном контроле; - социальном и политическом партнерстве. Особое место в политической жизни общества занимает право, функции которого: - служить основой политических норм, существующих в обществе; - служить одним из средств связи между обществом и его политической системой посредством отражения в устанавливаемых юридических нормах интересов различных слоев населения; - стабилизировать политическую систему, создавая правовую основу взаимоотношений между различными элементами политической организации общества; - устанавливать формы и методы организации, функционирования и смены государственной власти, принципы политической борьбы и соперничества; - легализовывать субъекты политической системы. Политические партии Политические партии – это устойчивые, постоянно действующие общественные формирования, конечной целью которых является завоевание государственной власти и её осуществление в интересах класса, группы, составляющих социальную базу данной партии. При этом партии осуществляют политическую власть сообразно идеологическим представлениям соответствующей социальной группы, выраженным в партийных программах. Функции политических партий: - выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; - разработка и реализация политической, социальной и экономической программ партии; - выработка партийно-правовой идеологии; - ведение пропаганды и формирование определенного общественного мнения; - формирование партийной элиты (актива) и кадрового резерва; - сплочение и активизация определенной части населения на основе партийно-правовой идеологии; - определение форм и средств борьбы за политическую власть на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития; - участие в избирательных кампаниях; - осуществление влияния на своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что обусловлено противоречиями между различными социальными группами, борьбой за преимущества в проведении именно своей политики. В связи с повышением роли политических партий в жизни общества усиливается значение регулирования процедур их образования и функционирования. В большинстве правовых систем регулирование деятельности политических партий представляет самостоятельный правовой институт, который включает нормы, отражающие: - понятие политической партии; - определение места и роли партий в политической системе общества; - условия и порядок создания партий и прекращения их деятельности; - требования к идеологии и программной позиции партий; - требования к организационной структуре и порядку деятельности партий; - финансово-экономическую деятельность партий; - порядок участия партий в формировании и деятельности органов государственной власти. По степени организованности и способам взаимосвязи с населением политические партии принято именовать кадровыми и массовыми. Кадровые партии состоят из небольшого числа профессиональных политиков, участвующих в выборах в состав государственных органов. Постоянное членство в них отсутствует. Членом партии признается тот, кто её поддерживает материально и голосует за её кандидатов на выборах (республиканская и демократическая партии в США, лейбористы и консерваторы в Англии). Массовые партии – основанные на строго фиксированном членстве в партии, имеющие территориальные организации. Для Российской Федерации характерны именно массовые партии. Это регламентируется федеральным законом «О политических партиях» 2001 г.[96] Надо отметить, что существующие сегодня в России политические партии выражают не столько политические интересы отдельных социальных групп, сколько политическое мировоззрение и экономические интересы лидеров партий и их команд. Общественные объединения В отличие от политических партий общественные объединения не ставят задачи завоевания политической власти. Однако большинство таких организаций играют значительную роль и в политической жизни общества. Общественные объединения представляют собой организационную форму, в которой население реализует своё конституционное право на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей. Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, выраженных в уставе общественного объединения. Формирование и функционирование общественных объединений отражает превращение социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Признаки общественного объединения: - добровольность создания и членства в нём; - целевое назначение; - самоуправление; - финансовая самостоятельность; - отсутствие целей получения прибыли. Общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются: на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности. Общественной организацией признается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. К общественным организациям можно отнести: профессиональные союзы, женские, молодежные, ветеранские организации, творческие союзы, спортивные общества и клубы и т. п. Общественные организации действуют в рамках правового режима, устанавливаемого государством. Деятельность общественных организаций, как и других общественных объединений в России, регламентируется Конституцией РФ и федеральными законами «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» а также специальными законами, регламентирующими деятельность конкретных общественных организаций: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и т. п. Общественным движением признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства в них. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. Признаки политического движения: - оно придерживается, как правило, какой-либо одной политической концепции, добивается решения определенной крупной проблемы; - его социальная база широкая, аморфная, пестрая; - общественно-политическое движение, не стремясь к власти, пытается воздействовать на неё в сфере своих интересов; - центром политической активности движения является его ядро, инициативная группа; - в общественном движении отсутствуют постоянное членство и формальная внутренняя иерархия. Общественный фонд понимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественным учреждением признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Под органом общественной самодеятельности понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы или работы. Религиозные объединения Специфическим компонентом политической системы общества являются религиозные объединения. Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан и иных лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения религии. Основное отличие религиозных объединений от общественных объединений в том, что в основе его деятельности лежит определенное вероисповедание. Большинство современных государств являются светскими, церковь отделена от государства. Однако существуют и клерикальные государства (Великобритания, Израиль, Судан и др.), которые официально провозглашают одну из религий в качестве государственной. В этих странах религиозные организации могут выполнять отдельные государственные функции, регулировать брачно-семейные отношения, вести образовательную и другую деятельность. Но даже в светских государствах нельзя полностью исключить религиозное влияние на политические процессы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.008 с.) |