Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация юридических нормСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет: - определить место каждого вида юридических норм в системе - уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений; - определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; - совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность. Классификация юридических норм производится по различным основаниям. В зависимости от предмета правового регулирования юридические нормы подразделяются на нормы отраслей права (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. д.). Нередко отраслевые нормы подразделяются на общие и специальные. Общие нормы – это предписания, охватывающие своими действиями все правовые институты отрасли. Эти нормы группируются в общую часть отрасли. Специальные нормы – это предписания, которые относятся к отправным институтам отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей. Они детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. Специальные нормы образуют в своей совокупности особенную часть отдельной отрасли права. Они имеют приоритет перед общими нормами. По степени обязательности правовых предписаний: императивные и диспозитивные нормы. Императивные (лат. imperatives – повелительный) нормы содержат категорические, безусловные, однозначные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Диспозитивные (лат. dispono – располагаю, устраиваю) нормы представляют субъектам определенную свободу выбора в рамках закона: так как в договоре или по усмотрению субъектов. По способу воздействия: представительно обязывающие, поощрительные и рекомендательные нормы. Представительно обязывающие нормы содержат предписания, несоблюдение которых влечет применение государственных мер принуждения. Поощрительные нормы – это предписание о предоставлении соответствующими уполномоченными органами определенных мер поощрения за желаемый вариант поведения субъектов. Особенность этих норм заключается в том, что их санкции предусматривают благоприятные последствия для лиц, выполняющих и перевыполняющих установленные предписания. Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного варианта поведения с точки зрения правотворческого субъекта. Эти нормы нельзя в полной мере назвать юридическими нормами, т. к. их соблюдение или нарушение не обеспечивается принудительной силой государства и не может иметь юридических последствий (они не имеют санкций). По регулятивному назначению: представительно-обязывающие нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы. Управомочивающие нормы предоставляют субъектам право на совершение или воздержание от предусмотренных в них действий. Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Запрещающие нормы содержат требования воздержаться от определенных действий, признаваемых законом правонарушениями. Они предусматривают действия, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь. По специфике предмета правового регулирования: нормы материального и процессуального права. Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения, закрепляют права и обязанности субъектов права. Нормы процессуального права регулируют организационные отношения и процедуру применения норм материального права. Особый интерес представляет классификация юридических норм по их роли в механизме правового регулирования: исходные нормы и нормы-правила поведения. Исходные (первичные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений. Они определяют цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия. Эти нормы получают логическое развитие и конкретизацию в нормах-правилах поведения, что не исключает их прямого действия, на них можно ссылаться при решении конкретного юридического дела. К ним относятся нормы начала, нормы-принципы и нормы-дефиниции, определительно-установочные нормы. - нормы начала – это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической жизни, формы собственности и т. п. Они, как правило, изложены в конституции государства (пример: Россия – светское государство);[125] - нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права (пример: презумпция вероятности); - нормы-дефинициираскрывают содержание правовых категорий и понятий. При этом эти понятия и категории оказывают регулятивное воздействие на конкретные общественные отношения и порождают юридические последствия (пример: понятие «избиратель»); - определительно-установочные нормы – предписания, определяющие задачи, цели отдельных отраслей права, предмет формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки законодателя. Нормы-правила поведения – это средства непосредственного регулирования общественных отношений. Они определяют взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации прав и обязанностей, виды и меру воздействия государства к правонарушителям. Эти нормы носят представительно-обязывающий характер. Они составляют основу системы права. Их регулятивная функция состоит в установлении для участников общественных отношений субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. До недавнего времени в теории под юридической нормой понималось исключительно правило поведения. Таким образом, вне поля зрения оставались многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным отправным нормам. В настоящее время отдельные источники для обозначения норм – правил поведения используют понятие «юридическая норма в узком смысле». Отдельным техническим нормам, имеющим большое общественное значение, государство придает юридическую силу, т. е. способность вызывать юридически значимые последствия. Эти нормы устанавливаются или санкционируются государством в лице его законодательных или специальных органов и, следовательно, их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения. Поэтому, рассматривая классификацию правовых норм нельзя не выделить и технико-юридические нормы: государственные стандарты, санитарно-гигиенические нормы и т. п. Отдельные авторы выделяют и классификацию по выполняемым функциям: регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы, по их мнению, устанавливают правила поведения в связи с положительным поведением субъектов. Охранительные нормы предусматривают воздействие на субъекты при совершении правонарушений. Представляется, что наиболее достоверно мнение о некорректности данной классификации. Она отражает функциональную направленность правовых норм. Практически все нормы, по крайней мере, нормы-правила поведения, выполняют как регулятивную, так и охранительную функцию. В принципе, любая классификация юридических норм носит условный характер. В тоже время, классификация помогает четко и грамотно осуществлять процесс правотворчества, систематизации, толкования и правоприменения. Структура юридической нормы Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность. Следует различать структуру исходных юридических норм и норм-правил поведения. Исходные юридические нормы законодательно закрепляют какое-либо правовое положение материального или процедурного характера путем его словесного обозначения или указания на существенные признаки. Эти обозначения и признаки и составляют содержание таких норм и их структуру. В исходных нормах бессмысленно искать гипотезу, диспозицию и санкцию. Для юридической нормы-правила поведения логическая структура нормы права состоит из трёх важнейших элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза – структурная часть нормы, которая указывает на условия, при наличии или отсутствии которых реализуется норма. Это те условия, при которых у субъектов права возникают конкретные права и обязанности: - определение круга лиц, которым адресована норма; - жизненные обстоятельства, на которые она рассчитана. С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения применяется к конкретному жизненному случаю. Гипотезы классифицируются по различным основаниям. По количеству условий: простая, сложная и альтернативная гипотеза. Простая гипотеза указывает одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Сложная гипотеза ставит действие юридической нормы в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Альтернативная гипотеза ставит действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных обстоятельств. По характеру содержания: общая и конкретная. Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия нормы общими признаками. Конкретная гипотеза устанавливает специальные условия действия нормы. По степени определенности: абсолютно определенная, абсолютно неопределенная и относительно определенная. Абсолютно определенная гипотеза устанавливает конкретные факты, обусловливающие её действие. Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает конкретных условий ее действия, предоставляя правоприменительным органам реализовать норму в типичных случаях. Относительно определенная гипотеза указывает на ограниченные условия действия нормы. Диспозиция – это часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. В ней заключается содержание юридических прав и обязанностей, определение предписываемого поведения. Виды диспозиций: представительно-обязывающая, обязывающая и управомочивающая. Представительно обязывающая закрепляет права и обязанности у всех сторон (взаимные). Обязывающая диспозиция предусматривает определенное поведение обязанного лица. Управомочивающая диспозиция предоставляет субъектам конкретные права и возможность их реализации. Санкция нормы права – часть юридической нормы, указывающая на последствия, возникающие в связи с нарушением (или соблюдением) диспозиции правовой нормы. Виды санкций: абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. Кроме того, отдельные авторы выделяют кумулятивную санкцию. Абсолютно определенные санкции точно указывают размер последствий. Относительно определенные – границы последствий указаны от минимального до максимального. Альтернативные санкции предусматривают несколько последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное на его взгляд. Кумулятивные санкции предусматривают, наряду с основными, принятие дополнительных мер. Санкция может предусматривать: - меры ответственности (лишение свободы, штраф, материальный ущерб и т. п.) – штрафные или карательные санкции; - меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание и т. п.) – предупредительные санкции или меры обеспечения; - меры защиты (восстановление на работе и т. п.) – устранение причиненного вреда и восстановление нарушенных прав; - неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения субъектом установленного режима (лишение премии, утрата пособия по временной нетрудоспособности). Санкция – наиболее мобильный, динамичный элемент структуры юридической нормы. Можно, изменяя лишь санкции, приспосабливать Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные. Под негативными санкциями понимаются неблагоприятные последствия за нарушение диспозиции нормы права. Они предполагают обязанность виновного лица претерпеть лишения организационного, материального или морального характера. И такое понимание санкции является традиционным. Позитивные санкции предусматривают поощрения, под которыми понимается определенная форма юридического одобрения правомерного поведения, выраженного в выполнении и перевыполнении требований, указанных в диспозиции нормы права. В ходе применения этой санкции субъект получает вознаграждение. Позитивные и негативные санкции имеют общие черты и различия. Общие признаки: - они являются правовыми средствами воздействия на субъектов; - их применение обусловлено соблюдением или нарушением диспозиции нормы права; - их применение регламентируется определенными процедурами; - санкции реализуются только определенным кругом лиц; - их применение обеспечивается государством; - для их применения необходимо определенное субъективное состояние лица, выраженное либо в заслуге, либо в форме вины. Различия: - если наказание служит средством защиты общества, то поощрение формирует положительное поведение, цели и мотивы субъектов права; - если поощрение отражает полезность для общества деяний субъекта, то наказание отражает вредный характер деяний; - если поощрение вызывает положительные эмоции у субъекта и общества, то наказание вызывает негативную реакцию субъекта и, как правило, положительную – у общества; - наказание стимулирует поведение на уровне нормы, а поощрение стимулирует поведение выше уровня, установленного диспозицией - поощрение представляет собой более гибкое средство воздействия, чем наказание. Профессор Венгеров А. Б. предполагает, что поощрительные меры, предусмотренные нормами права можно отнести скорее к диспозиции юридической нормы, а не к санкциям.[126] Такие взгляды на структуру поощрительной правовой нормы имеют, конечно, дискуссионный характер. Однако трудно не согласиться, что выделение поощрительной санкции достаточно адекватно отражает действительность и имеет право на существование. Такую позицию можно аргументировать следующими положениями. Санкция – важнейшее средство социального контроля. Этимологически слово санкция (sanction – строжайшее постановление) имеет несколько значений. Одно из них означает меру воздействия. Советский энциклопедический словарь различает негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие, одобряемые обществом.[127] Позитивные санкции как благоприятные последствия полезного для общества поведения присущи всем видам социальных норм. Правовая норма осуществляет прогностические функции, связанные с предвидением субъектом права последствий своих действий. Санкции призваны не только оценивать уже совершенное деяние, но и регулировать намерения, формировать благоприятную для общества мотивацию субъектов. Поощрительные санкции предусмотрены многими нормативно-правовыми актами (Трудовой кодекс, закон «О полиции» и т. д.). Таким образом, нельзя игнорировать реальную действительность, исходя только из сложившейся терминологической традиции. Если юридические нормы предусматривают возможные благоприятные последствия, то это означает, что санкции могут предусматривать не только наказание, но и поощрение. Каждый из элементов логической структуры нормы права занимает своё место и играет особую роль: без гипотезы норма абстрактна, без диспозиции бессмысленна, без санкции бессильна. Поэтому суждения о возможности существования двухчленной структуры нормы права свидетельствуют видимо о заблуждении авторов таких высказываний. Это заблуждение объясняется тем, что авторы не учитывают существование различных способов изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.009 с.) |