Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие права в различные исторические эпохиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исторически первым принято считать древневосточное или рабовладельческое право. Основные его источники: правовой обычай, законы, распоряжения правителей, решения по судебным делам. Характерными чертам древневосточного права являются: закрепление в праве пережитков первобытнообщинного строя, тесная связь с религией, формализм и казуистичность. Древнейшими правовыми памятником предполагаются свод законов шумерского царя Ур-Намму (III тыс. до н. э.), законы вавилонского царя Хаммурапи (вторая половина XVIII в. до н. э.). В основу кодекса царя Хаммурапи легли решения самого царя и высших судебных инстанций. В кодексе естественно отсутствует деление права по отраслям, нормы материального и процессуального характера чередуются между собой. Основное внимание уделено нормам, регулирующим право собственности, брачно-семейные отношения. Существенное место в кодексе уделено договорным отношениям. В Древней Индии общественные отношения регулировались на основе правил поведения, представляющих собой совокупность морально-этических предписаний, основанных на религиозных догмах. Основные источники права в Древней Индии: веды – сборники гимнов и магических заклинаний; дхармашастры – сборники религиозно-правовых предписаний, переплетенных с нормами морали, традициями, правилами торговли, медицины; артхашастры – светские правовые нормы о государственном строе и государственном управлении. Одним из наиболее известных памятников древнеиндийского права являются Законы Ману (дхармашастры) – легендарного составителя законов, носящего имя мифического бога. Этот памятник представляет из себя сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось добродетелью. Главное место в законах отводится закреплению системы варн, их наследственного и профессионального характера, привилегий высших варн. В законах подробную разработку получили обязательственные отношения, вопросы брачно-семейного, уголовного права и процессуальные нормы. Древнекитайские политические и правовые представления выражены в философской форме: даосов, моистов и т.п. Конфуций (Кун Фу-Цзы 551–479 гг. до н. э.) изложил свои взгляды на государство и право в книге Лунь юй («Беседы и высказывания»). Конфуций был сторонником патриархально-патерналистского понимания государства, согласно которому государство рассматривается как большая семья. Императорская власть уподобляется отеческой власти, а отношения правящих и подданных как отношения старших и младших. Правильный путь (дао) составляют такие добродетели, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». В античном мире наиболее известным первым правовым памятником являются Законы Драконта. В них оформлялось право частной собственности, устанавливались правила судопроизводства. Наиболее совершенным для своего времени было римское право, которое получило признание в ходе рецепции в средние века в Европе. Древнейшим источником феодального права являлись сборники правовых обычаев, которые назывались варварскими правдами. Наиболее известные из них Русская Правда, а также Салическая правда, Рипуарская, Бургундская и другие. С начала IX в. ведущая роль переходит к местному обычному праву. К примеру, во Франции эти обычаи носили название «кутюмы». Кутюмы были как общие, так и местные, вследствие чего отсутствовала единая правовая система страны. Однако в процессе централизации королевской власти, начиная с XV в., делается попытка упорядочения источников права. Появились официальные сборники кутюмов. Ведущее место стали занимать ордонансы – королевские указы, действовавшие на всей территории страны. В XII–XIV вв. получило широкое развитие городское право. Наиболее известные правовые системы, представляющее средневековое городское право: право Любека, право Магдебурга и др. Существенное влияние на развитие права, особенно гражданского и семейного оказало каноническое право. Особая правовая система сложилась в средневековой Англии. Эта правовая система получила название «общее право». Оно было основано на решении королевских судов. Эти решения основывались в свою очередь на нормах обычного права. Наряду с общим правом в Англии существовало «право справедливости», которое было основано на решениях суда короля или канцлера. Буржуазные революции XVII–XVIII вв. положили начало существенным изменениям в общественных и политических отношениях, способствовали становлению принципиально нового права, основанного на всеобщем юридическом равенстве. Формирование буржуазных государств, развитие торгово-экономических отношений вызвало необходимость рецепции римского права, т. е. заимствования его основных принципов и положений и переработка их применительно к новым историческим условиям.
Вопросы для самоконтроля
1. Социально-экономическая характеристика первобытного общества. 2. Основные теории возникновения государства и права. 3. Общие закономерности возникновения государства. 4. Особенности возникновение государственности в различных странах. 5. Возникновение права. 6. Развитие права в различные исторические эпохи.
Темы рефератов 1. Нормы, регулирующие отношения в первобытном обществе. 2. Особенности возникновения государства и права в России.
Глава 3 Теория государства
Власть – сложный многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах её осуществления, целях, системе отношений и т. д. Существуют различные взгляды на этот феномен: определенная функция, присущая любому коллективу, обществу; волевое подчиняющее отношение властвующего и подвластного субъектов; способность управляющего субъекта навязывать свою волю другим; организованная сила, способная подчинить воле определенной социальной группы всех членов общества; управление, связанное с принуждением; государство или его органы, осуществляющие власть. Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на убеждение и принуждение. Она является важнейшим средством функционирования социальных структур и институтов. Главными характеризующими чертами социальной власти являются воля и сила. Это означает: власть принадлежит той социальной группе, волю которой она выражает; любая социальная власть опирается на силу (убеждения или принуждения). Власть придает обществу целостность, управляемость, защищенность, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Государственная власть Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Существуют различные взгляды на соотношение понятий «государственная власть» и «политическая власть». Одни считают, что государственная власть – более узкая категория, чем политическая, т. к. политическая осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества. Другие – что государственная власть выступает от имени всего народа, а политическая может выступать от имени какой-либо социальной группы, являющейся субъектом политических отношений. Оба эти положения не учитывают значения понятий «политика» и «государственная власть». Политика есть не что иное, как осуществление государственной власти в интересах определенных социальных групп. Понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», т. к. политическая власть исходит от государства и осуществляется при прямом участии всех звеньев политической системы общества. Наряду с массовым, стихийным подчинением власти уже в ранние эпохи истории появляется и сознательное отношение к ней. Существование власти как силы, которую можно направить на служение тем или иным целям, порождает у отдельных лиц, а затем у целых групп их стремление захватить власть и использовать ее в своих интересах. Из всех видов личной власти, могущих возникнуть в пределах данного общежития, наибольшие шансы развиться, упрочиться, приобрести общественный и правовой характер имеет та власть, которая более других может способствовать общим интересам.[75] Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчиненности между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Утрата властью способности подчинять с помощью методов убеждения и принуждения ведет к упразднению власти со всеми вытекающими последствиями. Признаки государственной власти проявляются в следующем: - распространяется на все общество – имеет отношение ко всем лицам, находящимся на территории государства; - носит публично-политический характер – выполняет общественные функции; - имеет нормативно-правовую форму выражения; - опирается на государственное принуждение; - осуществляется специальными лицами; - организует население по территориальному признаку; - характеризуется легитимностью и легальностью. Легальность (юридическая характеристика) – юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам. Легитимность (нравственная характеристика) – доверие и оправдание власти со стороны большинства населения. Общественное признание, составляющее фактическое и юридическое основание государственной власти, носит смешанный характер: в нем переплетаются два психологических элемента: 1) стихийное, инстинктивное подчинение, основанное на чувствах и привычках, 2) сознательное, рассудочное повиновение, вытекающее из рациональных мотивов. Политический идеал заключается в том, чтобы осмыслить, подчинить разуму стихийную общественную силу, родящуюся в темных, не освещенных сознанием областях нашей душевной жизни, превратить ее в силу сознательную и разумную.[76] Нередко государственная власть осуществлялась достаточно узкой социальной группой (верхушка государственного аппарата, партийная элита, семейный клан и т. п.). Эта группа осуществляет государственную власть в своих собственных интересах. Но она, как правило, не имеет глубокой социальной опоры. В этом случае власть может опираться на религию и традиции (восточные страны), балансировать между различными социальными группами (бонапартизм, нацизм, ельцинизм), осуществлять подавление любого инакомыслия (диктатура). Гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии непрерывного, противоречивого взаимодействия, характер которых во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство поглощает его, узурпируя при этом права и свободы граждан.[77]
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.012 с.) |