Механизм правового регулирования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм правового регулирования



 

Правовое регулирование представляет определенный процесс упорядочения общественных отношений, приведения их в рамки, определенные нормами права.

В теории государства и права используются два понятия:

- правовое воздействие;

- правовое регулирование.

Правовое воздействие – это целенаправленное или опосредованное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения. Это воздействие осуществляется при помощи:

- специальной системы собственно-правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации, актов правоприменения, которые и составляют собственно механизм правового регулирования;

- иных правовых явлений: правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса, которые как бы дополняют механизм правового регулирования.

Правовое воздействие распространяется и на такие экономические, политические и социальные отношения, которые правом не регулируются.

Формы воздействия права на общественные отношения:

- информационно-психологическое воздействие представляет собой воздействие правовой информации на сознание субъекта, на мотивацию его действий. Здесь используются два основных средства: правовые стимулы и правовые ограничения. Очень важно, чтобы выраженная в праве информация адекватно отражала объективную действительность. Декларируя в праве абстрактные ценности, законодатель рискует сформировать в общественном сознании правовой нигилизм;

- воспитательное воздействие выражается в возбуждении или подавлении мотивов к действиям; укреплении и развитии одних склонностей характера и ослаблении и искоренении других;

- социальное воздействие характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в формировании и развитии права: доведение правовых норм и предписаний для всеобщего сведения; направление поведение субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль;

- регулятивное воздействие выражается в упорядочении общественных отношений на основе диспозиций юридических норм.

Все перечисленные формы правового воздействия пересекаются, взаимодополняют и обогащают друг друга.

Таким образом, механизм правового воздействия можно рассматривать как совокупность следующих основных элементов:

- правосознание и правовая культуру;

- правовые принципы;

- правотворческий процесс;

- механизм правового регулирования.

Все правовое воздействие действенно лишь при налаженности системы правового регулирования. Государство должно обеспечить систему гарантий реализации стимулов и ограничений как основных средств правового регулирования.

Если использование прав постоянно встречает препятствия, если обязанности систематически не выполняются, а запреты нарушаются, если процесс правоприменения реализуется необъективно и незаконно – стимулы, закрепленные правом, теряют практическое значение. Их эффективность определяется степенью доверия общества к правовой системе, к возможности государства гарантировать правопорядок.

Механизм правового регулирования

Правовое регулирование осуществляется в определенной последовательности, проходит ряд определенных этапов, на каждом из которых проявляется действие какого-либо элемента механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования – это система правовых элементов, организованных определенным образом, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Понятие механизма правового регулирования позволяет систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль каждого юридического средства в правовой системе общества.

Элементы механизма правового регулирования:

- юридические нормы – нормативная основа, база для юридического регулирования. В них заложены модели желаемого поведения, сформулированные в диспозиции нормы;

- юридический факт или юридический состав. Он, как правило, выражается в организационно-исполнительном правоприменительном акте, и связан с гипотезой нормы права;

- правоотношение представляет общественное отношения, участники которого связаны определенной целью и обладают субъективными правами и юридическими обязанностями;

- акты реализации прав и обязанностей в виде определенных действий являются необходимым элементом механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода норм права в упорядоченность общественных отношений;

- как факультативный элемент можно рассматривать охранительный правоприменительный акт.

Правовое регулирование представляет собой длительный процесс. На каждой стадии этого процесса применяются особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования.

Цель механизма правового регулирования – обеспечить упорядочение общественных отношений в процессе решения социальных задач, гарантировать соблюдение прав субъектов, стимулировать выполнения ими обязанностей.

Достижение этой цели обеспечивается выполнением каждым элементом правового регулирования определенных функций.

При этом используются определенные правовые средства воздействия, позволяющие обеспечивать регулирования общественных отношений.

Каждый из элементов механизма правового регулирования проявляется на соответствующей стадии регулирования общественных отношений. Можно выделить основные стадии правового регулирования:

- моделирование общественных отношений при помощи создания юридических норм, регламентирующих общественные отношения. На первой стадии определяются объекты и субъекты правоотношений, их субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, прогнозируются возможные проблемы, препятствующие процессу правового регулирования, а также определяются средства их преодоления.

- на второй стадии формулируются организационно-распорядительные правоприменительные акты, выполняющие роль юридических фактов, связанных с гипотезой юридической нормы;

- на третьей стадии возникают конкретные правовые отношения;

- на четвертой стадии осуществляется реализация субъективных прав и юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественных отношений. Акты реализации субъективных прав и обязанностей могут выражаться в трёх формах: использование, исполнение и соблюдение. Под актами в данном случае понимаются не документы, а фактические действия.

Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, т. к. обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя.

Однако, если в процессе правореализации нарушаются требования юридических норм, или по другой причине возникает субъекты не могут самостоятельно реализовать право без вмешательства компетентных лиц то наступает дополнительная стадия применения права с составлением охранительных правоприменительных актов.

Акты применения права обеспечивают проведение норм права в жизнь. Они представляют собой властное веление компетентных органов, которые проводят требования юридических норм в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей.

Тип правового регулирования

Тип правового регулирования выражает направленность правового воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.

В основе общедозволительного типа регулирования лежит принцип «дозволено всё, кроме того, что запрещено», а значит субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных. Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в законодательстве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Однако такой тип правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, особенно в процессе применения юридической ответственности, ибо это создает возможности для злоупотреблений.

В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет «разрешено только то, на что субъекты конкретно уполномочены», а следовательно, субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены нормами права. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности.

Процесс правового регулирования осуществляется определенными методами. Метод правового регулирования есть совокупность принципов, средств, приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. Правовое регулирование осуществляется с применением двух разновидностей методов: авторитарных и автономных.

Авторитарные методы (субординации, подчиненности) – централизованное вертикальное регулирование на властно-императивных началах (используются в административном, уголовном и т. п. праве.).

Автономные методы (координации, равноправия) – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (применяются в гражданском, семейном и т. п. праве).

Правовое регулирование осуществляется, прежде всего, на информационном уровне. Поэтому, прежде всего, необходимо учитывать информационно-психологический аспект действия права. Право способно регулировать поведение субъектов только тогда, когда адресуемая ему информация воспринята его сознанием и усвоена.

Правовое воздействие на поведение людей и общественные отношения основывается на использовании различных средств и способов, среди которых можно выделить в первую очередь:

- поддержку социально-полезного поведения (поощрение, стимулирование, организационное оформление, усиленная охрана);

- определение условий совершения действий, порождающих какой-либо правовой результат;

- определение правовых последствий действий, нежелательных для общества, но и не запрещенных;

- установление запретов и санкций за правонарушения.

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся:

- правовые стимулы, призванные побуждать к правомерному поведению, выгодному для общества и для личности;

- правовые ограничения, призванные сдерживать субъекта от удовлетворения своих потребностей и интересов за счет противоправного поведения.

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Признаки правовых стимулов:

- связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности и выражаются в предоставлении ценностей, отмене или смягчении санкций и т. п.;

- сообщают о расширении возможности субъектов;

- проявляются в виде субъективных прав, законных интересов, льгот, поощрений;

- предполагают повышение позитивной активности.

Правовые стимулы проявляются в виде льгот, привилегий и иммунитета.

Правовая льгота представляет собой правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы. Она выражается в предоставлении дополнительных (особых) прав или в освобождении от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

- сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их существования;

- представляют собой исключение из общих правил, выступают способом юридической дифференциации;

- устанавливаются компетентными органами и фиксируются в нормативно-правовых документах. Закон запрещает предоставлять льготы в индивидуальном порядке.

Основная цель правовых льгот – согласование и гармонизация интересов личности, общества, государства.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимаются специальные (исключительные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих обязанностей.

Под правовым иммунитетом понимаются особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечить выполнение ими соответствующих функций.

Правовые ограничения – это правовое сдерживание, запреты противозаконного деяния, создающее условие для удовлетворения интересов субъекта и общественных интересов в охране и защите; установленные в праве границы, в пределах которых должны действовать субъекты; исключение определенных возможностей в деятельности субъектов, обязывание совершить определенные действия.

Признаки правовых ограничений:

- связаны с неблагоприятными условиями для осуществления собственных интересов субъекта;

- сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности;

- предполагают снижение негативной активности;

- направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами. Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек программирует свои действия.

Способы правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Можно выделить следующие способы: дозволение; запрещение; обязывание; поощрение и др.

Дозволение – предоставление субъектам права на определенные действия в собственных интересах и по своему усмотрению (управомочивающие нормы). Дозволения могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

Субъективное право – это принадлежащая лицу мера возможного (дозволенного) поведения, гарантируемая государством. В его основе лежит юридически обеспеченная возможность.

Свободы личности – это практически те же нормативно определенные права субъекта, имеющие некоторые особенности: предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни; государство обеспечивает невмешательство своих органов и других граждан в эти сферы (свобода совести).

Законные интересы личности – это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственно содержанием прав и свобод граждан и не закрепленные юридическими нормами. Правовые нормы не способны предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и вновь возникающие притязания человека на социальные блага. Государство должно защищать законные интересы личности наряду с обеспечением прав и свобод человека. На практике государственные органы и должностные лица обычно прибегают в таких ситуациях к аналогии права или закона, либо к расширительному толкованию юридических норм.

Запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от совершения действий (запрещающие нормы).

Обязывание – возложение на субъекта обязанности совершить определенные деяния (обязывающие нормы).

Поощрение – воздействие на сознание и волю субъекта с помощью мер морального, организационного и материального стимулирования, с целью обеспечить желаемое для общества поведение.

Юридическая обязанность – это мера должного (необходимого) поведения лица, на которое возложена определенная обязанность.

Правовое регулирование обусловлено не только материальными
условиями жизни общества, но и субъективными факторами. Это проявляется в правосознании, а через него – в правотворчестве, правоприменении и т. д.

Основные направления повышения эффективности правового регулирования:

- совершенствование правотворчества: наиболее полное выражение в принимаемых нормах общественных интересов; учет объективных закономерностей общественного развития; реальность соблюдения юридических норм; повышение уровня законодательной техники;

- совершенствование правоприменения;

- повышение уровня правовой культуры субъектов права;

- расширение сферы правового саморегулирования;

- повышение роли судебных органов в процессе регулирования общественных отношений.

Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, то реализация права – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Нормативное регулирование без индивидуального превращается в формализм, а правоприменение без юридических норм в произвол.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятия, признаки, виды, структура правоотношений.

2. Понятие и формы реализации права.

3. Понятие, формы, способы и виды толкования права.

4. Правовое поведение: понятие и виды.

5. Понятие, виды, функции юридической ответственности.

6. Понятие, элементы и виды правового регулирования.

 

Темы рефератов

1. Правовой идеализм и правовой нигилизм как формы деформации правосознания.

2. Правовая культура и профессиональная этика юристов.

 

 

Оглавление

 

Предисловие ....................................................................................................................... 3

Глава 1Предмет и методология теории государства

и права............................................................................................................................. 5

1.1. Развитие теории государства и права в России ...................................................... 5

1.2. Предмет теории государства и права ....................................................................... 13

1.3. Методология теории государства и права ............................................................... 17

1.4. Теория государства и права в системе общественных наук .................................. 25

1.5. Функции теории государства и права ..................................................................... 31

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 34

Темы рефератов ................................................................................................................ 34

Глава 2 Происхождение государства и права ..................................... 35

2.1. Характеристика догосударственного общества ...................................................... 35

2.2. Основные теории возникновения государства и права ......................................... 42

2.3. Общие закономерности возникновения государства ............................................. 60

2.4. Особенности возникновения государств ................................................................ 62

2.5. Возникновение права ................................................................................................ 59

2.6. Развитие права в различные исторические эпохи .................................................. 67

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 69

Темы рефератов ................................................................................................................ 69

Глава 3 Теория государства .............................................................................. 70

3.1. Государственная власть ............................................................................................. 70

3.2. Понятие государства и его основные признаки ..................................................... 73

3.3. Сущность государства ............................................................................................... 77

3.4. Основные вопросы типологии государств ............................................................. 80

3.5. Современные теории государства ............................................................................ 87

3.6. Форма государства ..................................................................................................... 89

3.7. Функции государства ................................................................................................ 103

3.8. Механизм государства .............................................................................................. 111

3.9. Принципы организации и деятельности госаппарата ........................................... 119

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 121

Темы рефератов ................................................................................................................ 121

Глава 4Государство и общество ................................................................... 122

4.1. Понятие и функции политической системы общества .......................................... 122

4.2. Роль элементов политической системы общества .................................................. 126

4.3. Типы политических систем.………………………………………..……………….. 134

4.4. Гражданское общество: история и современность ................................................. 136

4.5. Становление и развитие теории правового государства ....................................... 142

4.6. Правовое государство и гражданское общество ..................................................... 147

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 150

Темы рефератов ................................................................................................................ 150

Глава 5Теория права ............................................................................................. 151

5.1. Понятие, признаки и сущность права ...................................................................... 151

5.2. Основные концепции правопонимания .................................................................. 155

5.3. Принципы и функции права ..................................................................................... 164

5.4. Право в системе нормативного регулирования общественных

отношений ........................................................................................................................... 168

5.5. Норма права ................................................................................................................. 178

5.6. Источники (формы) права ......................................................................................... 188

5.7. Понятие и виды нормативно-правового акта ......................................................... 196

5.8. Правотворчество: понятие, виды, принципы ......................................................... 205

5.9. Стадии и формы правотворчества ………………………..……………………….. 211

5.10. Юридическая техника ………………………………………………………..……. 219

5.11. Систематизация законодательства .......................................................................... 222

5.12. Система права ........................................................................................................... 228

5.13. Типология права ....................................................................................................... 243

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 255

Темы рефератов ................................................................................................................ 255

Глава 6Реализация права .................................................................................. 256

6.1. Правовое сознание ...................................................................................................... 267

6.2. Формы деформации правосознания …………………………………..……………. 263

6.3. Правовая культура: понятия, виды, функции ......................................................... 256

6.4. Правовые отношения: понятие, признаки, виды .................................................... 270

6.5. Структура правоотношений и условия их возникновения ……………………..... 272

6.6. Формы реализация права............................................................................................ 279

6.7. Толкование права ....................................................................................................... 285

6.8. Правомерное поведение ............................................................................................ 293

6.9. Понятие правонарушения и его признаки .............................................................. 296

6.10. Причины и условия правонарушений ……………………………..……………… 302

6.11. Юридическая ответственность: понятие и признаки ............................................ 304

6.12. Основания и виды юридической ответственности................................................ 309

6.13. Принципы и функции юридической ответственности......................................... 313

6.14. Понятие и принципы законности ........................................................................... 316

6.15. Законность и правопорядок .................................................................................... 321

6.16. Механизм правового регулирования ..................................................................... 325

Вопросы для самоконтроля ............................................................................................ 322

Темы рефератов ................................................................................................................ 322

Учебное издание

Кузьмин Виктор Павлович

 

Вопросы теории государства и права

Учебное пособие

Главный редактор __________

Печатается с авторских оргигиналов

Оператор компьютерной верстки __________

Дизайнер обложки ______________

 

Подписано в печать ________ Формат 60х84 1/16. Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая.

Усл. печ. л. 24. Тираж 1000 экз. Заказ .

Издательство _________________________________

______________________________________________

Отдел оперативной полиграфии издательства __________________________.

_________________________________________________.


[1] Советский энциклопедический словарь / – М., 1980. – С. 1330.

[2] Венгеров, А. Б.Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – М. : Омега – Л., 2009. – С. 12.

[3] Ленин, В. И. О государстве / В. И. Ленин // полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 64-84.

[4] Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // собр. соч. – Т. 21.

 

[5] Венгеров, А. Б.Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – М. : Омега – Л., 2009. – С. 17.

[6] Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева . – М. : Юристъ, 2003. – С. 6.

[7]Сорокин, В. В. Демонтаж фундамента отечественной юриспруденции (О месте и роли теории права и государства в контексте современного юридического образования) / В. В. Сорокин // Российская юстиция. – 2007. – N 7. – С. 21-29.

[8] Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Дело АНХ, 2009. – С. 42.

[9] Каутский, К. От демократии к государственному рабству / К. Каутский. – Берлин, 1922. – С. 63.

[10] Михайловский, И. В. Очерки философии права / И. В. Михайловский. – Томск, 1914. – Т. 1. – С. 6.

[11] Советский энциклопедический словарь / – М., 1980. – С. 913.

[12] Википедия

[13] Советский энциклопедический словарь / – М., 1980. – С. 820.

[14] Ковешников, Е. М. Теория государства и права: учебник / Е. М. Ковешников. – М. : Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. – С. 24.

[15] Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1981. – С. 445.

[16]Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева . – М. : Юристъ, 2003. – С. 32 с.,

[17]Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. – М. : Юристъ, 2002. – С. 14.

[18]Коркунов, Н. М. История философии права / Н. М. Коркунов, – С.-Петербург, типография М. М. Стасюлевича, 1915 г. – С. 112.

[19]Керимов, Д. А. Философские проблемы права : учебное пособие / Д. А. Керимов. – М. : Юрист, 2007. – С. 42.

[20]Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева . – М. : Юристъ, 2003. – С. 9.

[21]Алексеев, С. С. Государство и право : учебное пособие / С. С. Алексеев, – М. : Проспект, 2010. – С.15.

[22]Сорокин, В. В. Демонтаж фундамента отечественной юриспруденции (О месте и роли теории права и государства в контексте современного юридического образования) / В. В. Сорокин // Российская юстиция. – 2007. – N 7. – С. 21-29.

[23]Коркунов, Н. М. История философии права / Н. М. Коркунов, – С.-Петербург, типография М. М. Стасюлевича, 1915 г. – С. 1-2.

 

1Марченко, М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко. – М. : Проспект : ТК Велби, 2008. – С. 15.

[25] Абдуллаев, М. И., Комаров, А. С. Проблемы теории государства и права : учебник / М. И. Абдулаев, А. С.Комаров, – М. : Изд-тво Питер, 2003. – С. 23-24.

 

[26] Сорокин, В. В. Демонтаж фундамента отечественной юриспруденции (О месте и роли теории права и государства в контексте современного юридического образования) / В. В. Сорокин // Российская юстиция. – 2007. – N 7. – С. 21-29.

 

 

[27]Чайлд, Г. Прогресс и археология / Г. Чайлд. – М. : Наука, 1949. – 342 с.

[28] Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // собр. соч. – Т. 21. – С. 272.

.

[29]Морган, Л. Древнее общество / Льюис Г. Морган. – М. : Издательство Института народов севера ЦИК СССР, – 1934. – 368 с.

[30] Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // собр. соч. – Т. 21. – С. 28-178.

[31] Морган, Л. Древнее общество / Льюис Г. Морган. – М. : Издательство Института народов севера ЦИК СССР, – 1934. – 368 с.

[32] Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // собр. соч. – Т. 21. – С. 28-178.

 

[33]Ленин, В. И. Государство и революция В. И. Ленин // полн. собр. соч. – Т. 33. – С. 7.

[34] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 44.

[35] Кокошкин, О. Там же. – С. 48.

[36] Кокошкин, О. Там же. – С. 49.

[37] Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – М. : Омега – Л., 2009. – С. 38.

[38] Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права / Г. Ф. Шершеневич. – М. : Норма, 1995. – С. 125.

[39] Дюринг, Е. Ценность жизни / Е. Дюринг. – СПб. : Юристъ, 1984. – С.44.

[40] Гумплович, Л. Общее учение о государстве / Л. Гумплович. – СПб., 1910. – С. 36.

[41] Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева . – М. : Юристъ, 2003. – С. 47.

[42] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 39.

 

[43] Мо-Цзы. Древнекитайская философия / Цзы Мо // Собр. соч. – М., 1972. – Т. 1. – С. 190.

[44] Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс // Соч. : в 2 т. – М. : Норма, 1989. – Т. 2. – С. 97.

[45] Руссо, Ж. - Ж. Об общественном договоре / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1938. – С. 160.

[46] Гольбах, П. Избранные произведения в двух томах / П. Гольбах // Том 1. – М., 1963. – С.315.

[47]Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 27.

[48] Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права / Г. Ф. Шершеневич, – М., 1911. – С. 199.

[49]Кокошкин, О. Там же, – С. 79.

[50]Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас : очерки по истории философии и культуры / Э. Ю. Соловьев. – М. : Политиздат, 1991. – С. 233.

[51]Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Дело АНХ, 2009. – С. 51.

[52] Цицерон, М. Диалоги о государстве. О законах / М. Цицерон. – М. : Наука, 1966. – С. 20.

[53] Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. – СПб., 1914. – С. 114.

[54]Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий. – СПб. : Юристъ, – 2000. – С. 164

[55] Ковалевский, М. М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений / М. М. Ковалевский // Соч. - СПб., 1906. Т. – С. 144.

[56] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 1996. – С 72.

[57] Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права / Г. Ф. Шершеневич, – М., 1911. – С. 197.

[58] Аквинский, Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – XVII вв. – Л. : Наука, 1990. – С. 213.

[59]Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен, – М., 1994. – С. 74.

[60] Гай, Саллюстий Крисп. Сочинения. / Пер., ст. и комм. В. О. Горенштейна. Отв. ред. Е. М. Штаерман. (Серия «Памятники исторической мысли»). – М., Наука. 1981. – С. 224.

[61] Конфуций. Лунь Юй / под ред. Переломова Л. С. – М., 2001. – С. 168.

[62] Фильмер, Р. Патриарх или естественная власть людей / Р. Фильмер, – М., 1998. – С. 213.

[63] Витфогель, К. Восточный деспотизм / К. Витфогель. – М. : Норма, 1992. – С. 92.

[64] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 31.

[65] Спенсер, Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер. – Киев : Ника-Центр, 1997, – С. 222.

[66] Трубецкой, Е. Н. Труды по философии права / Е. Н. Трубецкой. – СПб. : Нева, 2001. – С. 217.

[67] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 35.

[68] Леви-Стросс К. Структурная антропология = Anthropologie structurale / Пер. с фр. В.В. Иванова – М., 2001. – С. 212.

[69] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 62.

[70] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 64.

[71] Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права / Г. Ф. Шершеневич. – М. : Норма, 1995. – С. 212–213.

[72] Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // собр. соч. – Т. 21. – С. 175.

[73] Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М. : Юристъ, 1996. – 472 с.

[74] Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Дело АНХ, 2009. – С. 38-39.

[75] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 76.

[76] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 77.

[77] Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – М. : Омега – Л., 2009. – С. 95.

[78] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 77.

[79] Марченко, М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко. – М. : Проспект : ТК Велби, 2008. – С. 48.

[80] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 77.

[81] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 95.

[82] Маркс К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // собр. соч. – Т. 25. – Ч. 1. – С. 422.

[83] Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник / С. А. Комаров. – СПб. : Питер, 2008. – С 134.

 

[84] Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М. : Наука, 1991. – С. 35-36.

[85] Абдуллаев М. И., Комаров А. С. Проблемы теории государства и права : учебник / М. И. Абдулаев, А. С.Комаров, – М. : Изд-тво Питер, 2003. – С. 135.

[86] М. К. Касвинов. Двадцать три ступени вниз / М. К. Касвинов. М. : Мысль, 1989. – 465 с.

[87] Законы Ману / пер. С. Д. Элппиовича, – М., 1992. – С. 74.

[88] Марченко, М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко. – М. : Проспект : ТК Велби, 2008. – С. 332.

[89] Венгеров, А. Б.Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – М. : Омега – Л., 2009. – С. 171.

[90] Паркинсон, С. Законы Паркинсона / С. Паркинсон. – М. : Знание, 1989. – С. 10.

[91] Сперанский, М. М. План государственного преобразования (Введение к уложению государственных законов 1809 г.) / М. М. Сперанский. – М. : Типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К. Пименов, 1905. – 324 с.

 

[92] Кокошкин, О. Лекции по общему государственному праву / О. Кокошкин, – М. : Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 249 – 253.

[93] Тихомиров, Ю. А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. – 2007. – N 2. – С. 32-39.

 

[94] Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. – М. : Омега – Л., 2009. – С. 184.

[95] Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник / С. А. Комаров. – СПб. : Питер, 2008. – С. 136.

[96] О политических партиях : федеральный закон от 11.07.01 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 29. – Ст. 2950.

 

[97] Кокошкин О. Лекции по общему государственному праву / О.Кокошкин, – М.:Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 97.

[98] Ленин В. И. Великий почин / В. И. Ленин // полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 314.

[99] Сорокин П. Социальная и культурная мобильность / Питирим Сороки. Пер. с англ. В. В. Сапова. – Санкт-Петербург : Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. – С. 105.

[100] Кокошкин О. Лекции по общему государственному праву / О.Кокошкин, – М.:Издание Бр. Башмаковых, 1912, – С. 100.

[101] Матузов Н. И. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Мату



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.043 с.)