Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие теории правового государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идеи о правовом государстве возникли в связи с пониманием необходимости более совершенной государственной организации. Правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Государственная власть, как и любая другая, стремится к неограниченному расширению своих полномочий, что ведет к ущемлению прав и свобод личности. Такое стремление обусловлено как объективными факторами, так и субъективными, самой природой власти и биосоциальной сущностью властвующих. Ограничить власть может только другая власть – власть права, власть общества. Правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Именно через право, имеющее всеобщий, формально определенный характер, предоставляется возможность выразить и защитить интересы различных индивидов. Смысл идеи правового государства состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественной жизни, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов, их ответственности перед обществом. В идее правового государства можно выделить два главных аспекта: - обеспечение прав и свобод человека; - ограничение правом государственной власти. Свобода человека может быть определена как его способность действовать в соответствии со своими интересами, исходя из объективной необходимости. Таково может быть понимание свободы в философском смысле. Переводя же понятие «свобода» в плоскость государственно-правовой действительности, необходимо уточнить, что свобода каждой общественной личности может простираться до тех пределов, пока она не ограничивает свободы других. Эти пределы и устанавливаются правом, которое является мерой свободы, и обеспечиваются государством. К сожалению для России, в отличии от западных стран более привычно понятие не «свобода», а «воля». А воля понимается как безграничное удовлетворение индивидуальных интересов. Понятие «воля» не ассоциируется ни с какими ограничениями. Это понятие распространяется и на деятельность государственных органов и должностных лиц. Поэтому именно в связанности, ограниченности правом государственных органов и должностных лиц и заключается сущность правового государства. Право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Поэтому правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.[106] Древнейшим из известных источников, регламентирующих функционирование государства, является вавилонский свод законов Хаммурапи. Этот свод основан на правилах, которые чиновники должны были исполнять, а обязанность толковать эти правила возлагалась на судей. В Древних Афинах законы служили одним из инструментов борьбы с тиранией. Чтобы не допустить концентрации власти в руках одного человека, собрание издавало нормативные акты, обязательные ко всеобщему исполнению. Судьи избирались по жребию. Все граждане имели равное право на рассмотрение дела в суде. Вместе с тем, власть народных собраний была формально неограниченной, поэтому афинская демократия была подвержена произволу толпы. [107] В то же время древнегреческий философ Аристотель последовательно отстаивал мысль о том, что государство должно быть «правлением законов, а не людей»: Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица — будь это одно или несколько — должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ.[108] В Римском право идея ограничения произвола исполнительной и законодательной власти была более выраженной. В период республики была создана сильная и независимая судебная власть, и обеспечивалось равенство граждан перед законом. После перехода от республики к империи, главой государства стал император с фактически неограниченной властью. В то же время свод законов Юстиниана отражал взгляд, что именно право, а не произвольная воля императора, является должным способом разрешения конфликтов. После падения Византии римское право было реципировано и частично вошло в законодательство Священной Римской империи. Примером правового регулирования функционирования власти стала английская Великая хартия вольностей 1215 года. Этот закон впервые установил пределы власти короля по отношению к его подданным. Спустя четыре столетия, петиция 1610 года Палаты Общин королю Якову I отзывалась о верховенстве закона (англ. rule of law) уже как о традиционном праве английских подданных. Отдельные принципы правового государства имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 год). Автор Статута канцлер Лев Сапега считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут также разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. К периоду абсолютизма, в государственном управлении стран Западной Европы преобладали правовые методы. Этим западные абсолютные монархии существенно отличались от феодальных режимов в других странах, в частности, от российского самодержавия.[109] Концепция правового государства основывается на ряде основополагающих принципов: - обеспечение баланса прав и интересов личности и общества; - народ является единственным источником государственной власти; - верховенство Конституции и законов во всех сферах общественной жизни; - единство государственной власти и её разделение на законодательную, исполнительную и судебную; - взаимная ответственность государства и личности, государства и общества. Из вышеназванных принципов вытекает ряд обязательных требований. Связанность государства правом в реальной жизни означает, что деятельность государства, государственных органов и его должностных лиц должна осуществляться в рамках права. Разделение властей означает, что законодательная, исполнительная и судебная власть действуют независимо друг от друга в соответствии с их правовым статусом, сдерживают друг друга. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы не допустить узурпации властных полномочий отдельной ветвью власти в ущерб интересам общества и личности. Приоритет прав человека над интересами государства немыслим без взаимной ответственности государства и личности. Личность и государство в лице его органов и должностных лиц должны выступать в качестве равноправных партнеров. Реальное обеспечение прав и свобод личности зависит не только от их законодательного закрепления, но и от системы гарантий их реализации. Система гарантий: - социально-экономические гарантии (обладание собственностью, выбор рода занятий, право на труд, право заниматься предпринимательской деятельностью и т. д.); - политические гарантии (проведение референдумов и выборов и учет их результатов в деятельности власти, система разделения властей, реальная многопартийность, участие граждан в управлении обществом); - юридические гарантии (наличие правового законодательства, реальная судебная защита интересов граждан, процессуальное право, право граждан обращаться в международные организации); - административные гарантии (планирование и координация экономической деятельности в стране, охрана природной и культурной среды, социальное обеспечение граждан, запреты, касающиеся определенной деятельности, ущемляющей права и свободы граждан). Российская действительность характеризуется тем, что, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не создает систему гарантий их реализации. Верховенство Конституции означает её приоритет над всем действующим законодательством. Отсюда же вытекает требование высокого уровня правосознания и правовой культуры. Вместе с тем, в условиях преобладания сепаратистских настроений, федеративные отношения могут создать опасность для ущемления прав личности, как со стороны центра, так и со стороны субъектов федерации. Это убедительно проявилось в горячих регионах. Из принципов правового государства вытекает и такое требование, как наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны во всех сферах общественной жизни, прежде всего в политической, экономической, социальной. Основоположниками данной теории можно считать Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона. Однако в более-менее стройном виде эта теория сформировалась в эпоху буржуазных революций XVII–XIX вв. Наиболее известные её сторонники Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Н. Радищев и др. Дж. Локк и Ш. Монтескье обосновали необходимость разделения властей в государстве. Также Дж. Локк выдвинул идею о том, что пределами власти государства являются естественные права граждан. Философское обоснование идеи правового государства, так же как и гражданского общества можно найти в трудах И. Канта и Г. Гегеля. Они видели смысл идеи правового государства в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечивала бы примат права во всех сферах общественной жизни, приоритет личности над государством, постоянный контроль граждан за деятельностью государственного аппарата и его властных органов. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности. Кант разработал философско-этическую основу правового государства, центральное место в которой занимает личность. Он обосновал принцип, согласно которому источником власти выступает народ, конкретные граждане. Государство рассматривалось им как объединение людей, подчиненных правовым законам. Идеи правового государства у Монтескье органически соединялись с теорией разделения властей, предусматривающей существование независимой законодательной, исполнительной и судебной властей. Термин «правовое государство» появился впервые в книге немецкого ученого К. Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» в 1813 г. Окончательное становление теории правового государства как целостной политико-юридической концепции завершилось к началу XX в. Во второй половине XX в. теория правового государства была реализована и юридически закреплена конституционным законодательством демократических государств. Хотя прямые упоминания о правовом характере в конституциях ряда государств и отсутствуют, а они определяются как социальные, демократические, светские, по уровню гарантий соблюдения прав и свобод граждан эти государства можно вполне назвать правовыми. Конституционное законодательство современных развитых демократических государств закрепляет три фундаментальных принципа правового государства: - народный суверенитет; - разделение властей; - обеспечение прав и свобод граждан. Принцип народного суверенитета означает, что государство, обладая реальной властью, выступает как официальный представитель не только правящей элиты, но и всех слоёв общества. При этом народ является главным источником всей власти и политики. В то же время необходимо формировать механизм, позволяющий народу воздействовать на власть. Конституционные нормы о правах и свободах должны дополняться статьями, предусматривающими гарантии реализации основных прав и свобод граждан. Теория правового государства – не застывшая догма. Она постоянно развивается, наполняясь новым содержанием.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.178 (0.01 с.) |