Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный (политический) режимСодержание книги
Поиск на нашем сайте Государственный (политический) режим – это система методов осуществления политической, государственной власти, используемая стоящей у власти социальной группой. Истории известны различные политические режимы: просвещенный абсолютизм, бонапартизм, марионеточный, полицейский и многие другие. Зачастую под определением режима понимают деспотизм, тиранию, абсолютизм и т. д. Эти понятия в большей степени отражают форму правления, хотя эти явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Государственный (политический) режим складывается под воздействием многих факторов как объективных, так и субъективных. Объективные факторы: - характер экономики (плановая, рыночная, регулируемая); - уровень развития общества; - тип государства; - соотношение социально-классовых сил в обществе; - исторические традиции; - особенности национальной психологии. Субъективные факторы: - уровень образования, политической и правовой культуры населения; - особенности правящей элиты; - «дух» и «воля» народа. Политический режим обусловливает уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. В самом общем виде понятие «политический режим» включает в себя: - степень участия народа в процессе формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; - гарантированность прав и свобод личности; - соотношение прав и свобод человека и гражданина с полномочиями государства в лице его органов и должностных лиц; - правами и обязанностями государства; - характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; - степень гласности в обществе и прозрачности государственной политики; - отношения между законодательной, исполнительной и судебной властями; - место и роль негосударственных структур в политической системе общества; - политическое и юридическое положение в обществе силовых структур; - меру идеологического плюрализма. Можно выделить два основных метода осуществления государственной власти: - метод политического либерализма, имеющий целью развитие демократии, обеспечение основных прав и свобод граждан; - метод насилия, основанный на отказе от демократических принципов. В зависимости от преобладания того или иного метода в процессе осуществления государственной власти можно выделить два вида государственного (политического) режима: - демократический; - антидемократический. Основные черты демократического режима: - закрепление и реальное существование широкого спектра политических и социальных прав и свобод граждан, их гарантированность государством, учет, по возможности интересов меньшинства; - наличие эффективной избирательной системы; - формирование правового государства и гражданского общества; - реальное осуществление принципа разделения властей; - ответственность власти перед народом; - законодательное закрепление прав и свобод личности и гарантий их обеспечения; - наличие эффективных механизмов обеспечения воздействия населения на характер и содержание государственной власти; - наличие и существование многопартийной политической системы, политического плюрализма и конкурентной борьбы за власть между различными политическими силами; - обеспечение контроля общества над силовыми структурами. Условно можно выделить два вида демократических режимов: - либерально-демократический; - консервативно-демократический. Либерально-демократический режим характеризуется тем, что приоритет отдается широким свободам во всех сферах общественной жизни. Роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан. Для его осуществления необходим высокий уровень политической и правовой культуры населения. Консервативно-демократические режимы в большей степени опираются на политические традиции, больший вес в обществе имеют интересы государства. Такой вид режима необходим современной России. Подлинно демократический режим может быть сформирован только на основе высокого образовательного и культурного уровня населения, утверждения общественной морали, подлинно гуманистических принципов и идеалов в обществе. Антидемократические режимы характеризуются методами осуществления власти, ограничивающими права и свободы граждан, их реальное участие в политической жизни страны. Виды антидемократических режимов: - авторитарный; - тоталитарный; - нацистский; - расистский. Авторитарный режимпредставляет собой власть одного лица или группы лиц, осуществляемую в своих интересах и по своему усмотрению. Он характеризуется: - ограничениями основных политических прав и свобод граждан; - формальным участием граждан в формировании органов государственной власти; - формирование государственной власти бюрократическим способом; - ограничением политического плюрализма; - ограничением роли представительных органов власти; - существованием только одной государственной идеологии; - гипертрофированной ролью государственного аппарата, силовых структур; - доминированием исполнительной власти над законодательной; - преобладанием командных, административных методов в государственном управлении; - отсутствием практики реального разделения властей. Тоталитарный (totes – весь, целый, полный) режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основные черты тоталитарного режима: - стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни; - практически полное отчуждение широких народных масс от политической власти; - монопольный государственный контроль над экономикой, культурой, средствами массовой информации; - вмешательство государства в сферу личной жизни, влияние на мотивы поведения людей; - недоступность контроля со стороны народа; - доминирующий метод управления – насилие, принуждение, террор; - сращивание партийного аппарата с государственным. Нацистский режим также обладает всеми чертами авторитарного - сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав представителей избранной нации; - официальное насаждение антикоммунизма и антисемитизма; - опора на репрессивные органы; Расистский режим основывается на идеях преимущества одной расы над другими. Современная политическая действительность в России ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом. Сам факт существования внешних, формальных атрибутов демократии ещё не свидетельствует о настоящей демократии, а служит лишь красивой упаковкой сложившегося олигархического чиновно-бюрократического авторитарного по существу режима.
Функции государства Признаки, сущность и форма государства отражают его статическое состояние. Однако характеристика содержания государства была бы не полной без рассмотрения его динамики, которая выражается в основных направлениях деятельности – в функциях государства. Юриспруденция, заимствуя термины у других наук придает им зачастую свой смысл, не имеющий ничего общего с изначальным. То же самое произошло и с понятием «функция». Функция – изначально математическое понятие, выражающее зависимость одной величины от другой. Под функциями объекта в самом общем виде понимаются: - внешнее проявление свойств объекта в определенной системе отношений; - совокупность действий объекта, обусловленных его природой или необходимостью существования; - наличие у субъекта специфических обязанностей, в соответствии с его назначением. Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность, задачи и социальное назначение на конкретно-историческом этапе развития общества. Данное определение вполне приемлемо. В то же время оно не позволяет отразить объективное содержание функций таких явлений, как государство и право и дает возможность манипулировать общественным мнением при рассмотрении конкретных функций. Представляется, что под функциями конкретного явления надо понимать его предназначение в определенной системе отношений, обусловленное сущностью данного явления. Это не словесная эквилибристика, а реализация практическо-прикладной функции теории государства и права. Понятие направления деятельности как бы позволяет субъективно устанавливать обязательность тех или иных функций и произвольно толковать их содержание. К примеру, вряд ли кто-то будет спорить о том, что развитие образования и распространение культуры – важнейшая социальная миссия государства, обеспечивающая, нравственное здоровье нации, ее будущее. Так же и здравоохранение обеспечивает физическое здоровье граждан. Однако понимание функций не как предназначение, а как направления деятельности, позволяет отдельным чиновникам рассматривать эту образовательную функцию, как предоставление услуг. Перевод образования, культуры и здравоохранения на рыночные рельсы приведет к нравственной деградации и физическому вымиранию нации. Перефразируя фразу, приписываемую Наполеону, можно утверждать: если государство уклоняется от поддержки и развития системы образования, то оно обрекает своих граждан быть подсобными работниками у своих более образованных соседей. Таким образом, под функциями государства следует понимать предназначение государства в определенной системе отношений, обусловленное его сущностью и социальным назначением. Функции государства представляют собой единую систему. Все функции тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. В то же время каждая отдельно взятая функция носит относительно самостоятельный характер. Существенные признаки функций государства: - их содержание представляет устойчиво сложившуюся и обособленную предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; - функции выражают непосредственную связь между сущностью государства и его социальным назначением; - они отражают направленность деятельности государства на решение крупных социально значимых задач на каждом конкретном историческом этапе развития общества; - функции отличают особые средства и формы их реализации, обусловленные применением специфических методов управления, основанных на властных полномочиях и возможности применения принудительной силы государства. Не стоит смешивать функции государства в целом с функциями его отдельных органов. Содержание каждой функции государства показывает, что должно делать данное государство. Оно складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Функции отдельного органа государства направлены на определенную сферу и определяются его компетенцией. Функции государства формируются объективно под воздействием целей и задач, обусловленных сущностью государства, экономической и политической структурами общества, интересами социальных групп, классов, народа. Если цель государства есть то, к чему стремится общество (правящая группа), а задачи – этапы её достижения, то функции – это предназначение государства по решению этих задач. Таким образом, задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их непосредственной предпосылкой, а реализация функции представляет собой процесс выполнения задач. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, которые определяются: - интересами правящих классов и групп; - экономическими возможностями общества; - нравственным и культурным уровнем; - профессионализмом работников государственного аппарата и т. д. Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций определяет, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Факторы, влияющие на содержание функций: - соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства: либо насилие правящей группы по отношению к своим классовым противникам, либо сотрудничество всех классов и социальных групп в решении «общих дел»; - межнациональные отношения: может преобладать деятельность по сохранению и развитию национальной культуры и традиций или по обеспечению межнационального единства общества; - государственный (политический) режим: демократизация общества, обеспечение прав человека или обеспечение приоритета государственных интересов; - международная обстановка: либо участие в мировых интеграционных процессах, либо защита национальных государственных интересов; - научно-технический прогресс: направленность на решение экологических и нравственных проблем, либо развитие новых технологий. Естественно, что в содержании каждой функции на конкретно-историческом этапе развития общества выражается оптимальное сочетание противоположных тенденций, обусловленных объективной необходимостью в сочетании с субъективными факторами. С приходом к власти других политических сил, а также в экстремальных ситуациях изменяется и содержание функций государства.
|
|||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |