Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный (политический) режимСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственный (политический) режим – это система методов осуществления политической, государственной власти, используемая стоящей у власти социальной группой. Истории известны различные политические режимы: просвещенный абсолютизм, бонапартизм, марионеточный, полицейский и многие другие. Зачастую под определением режима понимают деспотизм, тиранию, абсолютизм и т. д. Эти понятия в большей степени отражают форму правления, хотя эти явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Государственный (политический) режим складывается под воздействием многих факторов как объективных, так и субъективных. Объективные факторы: - характер экономики (плановая, рыночная, регулируемая); - уровень развития общества; - тип государства; - соотношение социально-классовых сил в обществе; - исторические традиции; - особенности национальной психологии. Субъективные факторы: - уровень образования, политической и правовой культуры населения; - особенности правящей элиты; - «дух» и «воля» народа. Политический режим обусловливает уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных норм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. В самом общем виде понятие «политический режим» включает в себя: - степень участия народа в процессе формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; - гарантированность прав и свобод личности; - соотношение прав и свобод человека и гражданина с полномочиями государства в лице его органов и должностных лиц; - правами и обязанностями государства; - характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; - степень гласности в обществе и прозрачности государственной политики; - отношения между законодательной, исполнительной и судебной властями; - место и роль негосударственных структур в политической системе общества; - политическое и юридическое положение в обществе силовых структур; - меру идеологического плюрализма. Можно выделить два основных метода осуществления государственной власти: - метод политического либерализма, имеющий целью развитие демократии, обеспечение основных прав и свобод граждан; - метод насилия, основанный на отказе от демократических принципов. В зависимости от преобладания того или иного метода в процессе осуществления государственной власти можно выделить два вида государственного (политического) режима: - демократический; - антидемократический. Основные черты демократического режима: - закрепление и реальное существование широкого спектра политических и социальных прав и свобод граждан, их гарантированность государством, учет, по возможности интересов меньшинства; - наличие эффективной избирательной системы; - формирование правового государства и гражданского общества; - реальное осуществление принципа разделения властей; - ответственность власти перед народом; - законодательное закрепление прав и свобод личности и гарантий их обеспечения; - наличие эффективных механизмов обеспечения воздействия населения на характер и содержание государственной власти; - наличие и существование многопартийной политической системы, политического плюрализма и конкурентной борьбы за власть между различными политическими силами; - обеспечение контроля общества над силовыми структурами. Условно можно выделить два вида демократических режимов: - либерально-демократический; - консервативно-демократический. Либерально-демократический режим характеризуется тем, что приоритет отдается широким свободам во всех сферах общественной жизни. Роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан. Для его осуществления необходим высокий уровень политической и правовой культуры населения. Консервативно-демократические режимы в большей степени опираются на политические традиции, больший вес в обществе имеют интересы государства. Такой вид режима необходим современной России. Подлинно демократический режим может быть сформирован только на основе высокого образовательного и культурного уровня населения, утверждения общественной морали, подлинно гуманистических принципов и идеалов в обществе. Антидемократические режимы характеризуются методами осуществления власти, ограничивающими права и свободы граждан, их реальное участие в политической жизни страны. Виды антидемократических режимов: - авторитарный; - тоталитарный; - нацистский; - расистский. Авторитарный режимпредставляет собой власть одного лица или группы лиц, осуществляемую в своих интересах и по своему усмотрению. Он характеризуется: - ограничениями основных политических прав и свобод граждан; - формальным участием граждан в формировании органов государственной власти; - формирование государственной власти бюрократическим способом; - ограничением политического плюрализма; - ограничением роли представительных органов власти; - существованием только одной государственной идеологии; - гипертрофированной ролью государственного аппарата, силовых структур; - доминированием исполнительной власти над законодательной; - преобладанием командных, административных методов в государственном управлении; - отсутствием практики реального разделения властей. Тоталитарный (totes – весь, целый, полный) режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Основные черты тоталитарного режима: - стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни; - практически полное отчуждение широких народных масс от политической власти; - монопольный государственный контроль над экономикой, культурой, средствами массовой информации; - вмешательство государства в сферу личной жизни, влияние на мотивы поведения людей; - недоступность контроля со стороны народа; - доминирующий метод управления – насилие, принуждение, террор; - сращивание партийного аппарата с государственным. Нацистский режим также обладает всеми чертами авторитарного - сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической демагогией по поводу защиты прав представителей избранной нации; - официальное насаждение антикоммунизма и антисемитизма; - опора на репрессивные органы; Расистский режим основывается на идеях преимущества одной расы над другими. Современная политическая действительность в России ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом. Сам факт существования внешних, формальных атрибутов демократии ещё не свидетельствует о настоящей демократии, а служит лишь красивой упаковкой сложившегося олигархического чиновно-бюрократического авторитарного по существу режима.
Функции государства Признаки, сущность и форма государства отражают его статическое состояние. Однако характеристика содержания государства была бы не полной без рассмотрения его динамики, которая выражается в основных направлениях деятельности – в функциях государства. Юриспруденция, заимствуя термины у других наук придает им зачастую свой смысл, не имеющий ничего общего с изначальным. То же самое произошло и с понятием «функция». Функция – изначально математическое понятие, выражающее зависимость одной величины от другой. Под функциями объекта в самом общем виде понимаются: - внешнее проявление свойств объекта в определенной системе отношений; - совокупность действий объекта, обусловленных его природой или необходимостью существования; - наличие у субъекта специфических обязанностей, в соответствии с его назначением. Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность, задачи и социальное назначение на конкретно-историческом этапе развития общества. Данное определение вполне приемлемо. В то же время оно не позволяет отразить объективное содержание функций таких явлений, как государство и право и дает возможность манипулировать общественным мнением при рассмотрении конкретных функций. Представляется, что под функциями конкретного явления надо понимать его предназначение в определенной системе отношений, обусловленное сущностью данного явления. Это не словесная эквилибристика, а реализация практическо-прикладной функции теории государства и права. Понятие направления деятельности как бы позволяет субъективно устанавливать обязательность тех или иных функций и произвольно толковать их содержание. К примеру, вряд ли кто-то будет спорить о том, что развитие образования и распространение культуры – важнейшая социальная миссия государства, обеспечивающая, нравственное здоровье нации, ее будущее. Так же и здравоохранение обеспечивает физическое здоровье граждан. Однако понимание функций не как предназначение, а как направления деятельности, позволяет отдельным чиновникам рассматривать эту образовательную функцию, как предоставление услуг. Перевод образования, культуры и здравоохранения на рыночные рельсы приведет к нравственной деградации и физическому вымиранию нации. Перефразируя фразу, приписываемую Наполеону, можно утверждать: если государство уклоняется от поддержки и развития системы образования, то оно обрекает своих граждан быть подсобными работниками у своих более образованных соседей. Таким образом, под функциями государства следует понимать предназначение государства в определенной системе отношений, обусловленное его сущностью и социальным назначением. Функции государства представляют собой единую систему. Все функции тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. В то же время каждая отдельно взятая функция носит относительно самостоятельный характер. Существенные признаки функций государства: - их содержание представляет устойчиво сложившуюся и обособленную предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; - функции выражают непосредственную связь между сущностью государства и его социальным назначением; - они отражают направленность деятельности государства на решение крупных социально значимых задач на каждом конкретном историческом этапе развития общества; - функции отличают особые средства и формы их реализации, обусловленные применением специфических методов управления, основанных на властных полномочиях и возможности применения принудительной силы государства. Не стоит смешивать функции государства в целом с функциями его отдельных органов. Содержание каждой функции государства показывает, что должно делать данное государство. Оно складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Функции отдельного органа государства направлены на определенную сферу и определяются его компетенцией. Функции государства формируются объективно под воздействием целей и задач, обусловленных сущностью государства, экономической и политической структурами общества, интересами социальных групп, классов, народа. Если цель государства есть то, к чему стремится общество (правящая группа), а задачи – этапы её достижения, то функции – это предназначение государства по решению этих задач. Таким образом, задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их непосредственной предпосылкой, а реализация функции представляет собой процесс выполнения задач. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, которые определяются: - интересами правящих классов и групп; - экономическими возможностями общества; - нравственным и культурным уровнем; - профессионализмом работников государственного аппарата и т. д. Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций определяет, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Факторы, влияющие на содержание функций: - соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства: либо насилие правящей группы по отношению к своим классовым противникам, либо сотрудничество всех классов и социальных групп в решении «общих дел»; - межнациональные отношения: может преобладать деятельность по сохранению и развитию национальной культуры и традиций или по обеспечению межнационального единства общества; - государственный (политический) режим: демократизация общества, обеспечение прав человека или обеспечение приоритета государственных интересов; - международная обстановка: либо участие в мировых интеграционных процессах, либо защита национальных государственных интересов; - научно-технический прогресс: направленность на решение экологических и нравственных проблем, либо развитие новых технологий. Естественно, что в содержании каждой функции на конкретно-историческом этапе развития общества выражается оптимальное сочетание противоположных тенденций, обусловленных объективной необходимостью в сочетании с субъективными факторами. С приходом к власти других политических сил, а также в экстремальных ситуациях изменяется и содержание функций государства.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.012 с.) |