Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация социальных нормСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По способам установления и обеспечения: - нормы права; - нормы морали; - обычаи; - корпоративные нормы; - религиозные нормы. По сфере регулируемых отношений: - политические; - этические; - экономические; - эстетические и т. д. По способам образования: - складываются стихийно; - создаются сознательно. По уровню обобщения регулируемых отношений: - принципы; - правила поведения. Активное воздействие на мотивы поведения оказывают не только конкретные правила, но и юридические, моральные и другие принципы. Они оказывают влияние на выбор определенного варианта поведения субъектов в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений. Право отличается от простого социального регулирования присущим ему этатистским характером и особенностями связанного с ним принуждения. В то же время это отличие не означает, что право не может – и даже не стремится – сблизиться в том, что касается содержания его норм, с механизмом социального регулирования, и воспринять некоторые из его правил, которым впоследствии будет придан юридический характер. Право является отражением общества. Различным политическим обществам, различным странам и даже различным историческим эпохам присущи различные государственные правовые системы со своими особыми базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями, исполнением и назначением правовых норм[124]. В то же время, несмотря на многообразие права разных стран, в нём прослеживаются некоторые сходные черты и определенная техническая, историческая, культурная взаимосвязь. Право как главный регулятор общественных отношений является мерой возможного (когда в нормах права закрепляются дозволения) или должного (т. е. норма права содержит обязанности или запреты на какое-либо действие) поведения. Правоявляется важнейшим регулятором общественных отношений. Посредством законодательства закрепляются основополагающие институты и отношения: - основы общественного и государственного строя; - форма правления, порядок формирования органов государственной власти; - административно-территориальное устройство государства; - система и компетенция государственных органов, порядок их взаимодействия; - основные права и свободы личности; - обязанности участников правоотношений; - отношения в экономической, политической, духовной сферах. Мораль (от лат. moralis – нравственность) является одной из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности. Нормы морали – это правила общего характера, основанные на представлении людей о добре и зле, чести и справедливости, служащие регулятором отношений людей в обществе и мерилом оценки поведения. Нравственное регулирование осуществляется в том случае, когда проявляются характер поведения субъектов, цели и мотивы их поступков. Оно представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности. Теоретически и по своей сути право не тождественно нравственности: оно может быть и соответствующим морали, и нейтральным по отношению к морали, и противоречащим морали: - право нейтрально по отношению к морали, если речь идет о нормах права, устанавливающих лишь технические принципы, не влияющие на совершенствование индивидов: правостороннее движение на дорогах, организация уборки улиц, регламентация деятельности лиц, выполняющих технические функции и т. п.; - право противоречит морали, если речь идет о нормах права, юридически закрепляющих ситуации, не совместимые с понятиями нравственности. В то же время, поскольку право есть отражение общественных умонастроений, отдельные понятия и нормы морали во многих юридических системах включены в состав права, будучи преобразованы в юридические нормы, подкрепленные материальными средствами принуждения. Соотношение норм права и норм морали проявляется в наличии общих черт, различиях, взаимодействии и противоречиях. Общие черты: - право и мораль являются разновидностями социальных норм; - право и мораль имеют нормативное содержание; - право и мораль являются регуляторами общественных отношений; - право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей определенным идеалам; - право и мораль формируются, как правило, из соображений справедливости; - право и мораль определяют границы возможного и должного поведения людей, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; - право и мораль являются элементами культуры общества; - право и мораль характеризуются преемственностью их норм. Различия: - по времени возникновения: право возникает одновременно с государством; мораль зарождается уже в первобытном обществе; - по способам формирования, структуре и форме выражения: право состоит из норм, установленных или санкционированных компетентными органами и зафиксированных в источниках права; мораль основывается на культурном уровне общества, складывается в общественном сознании, включает в себя не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явлением; - по содержанию: в нормах права выражается и закрепляется воля правящего класса, группы, народа; в морали норма устанавливается на основании общественного мнения; - по степени детализации: нормы права характеризуются определенностью и конкретностью требований; моральные нормы отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования; - по характеру гарантии соблюдения: соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения государственного принуждения; соблюдение норм морали обеспечивается силой внутреннего убеждения индивида и общественным мнением, социально-психологическими санкциями (неодобрение, отказ от общения и т. п.); - по критериям оценки: право предполагает необходимость всесторонней оценки поведения человека, без решающего учета мотивации; мораль в первую очередь оценивает мотивацию поступка; - по характеру ответственности и порядку её возложения: нарушение норм права влечет юридическую ответственность, осуществление которой носит процессуальный характер; за нарушение моральных норм воздействие осуществляется без соблюдения каких-либо определенных процессуальных норм. Взаимодействие норм права и норм морали: - влияние морали на формирование права. Право основывается на морали и является одной из форм её осуществления. Оно под влиянием моральных факторов постоянно обогащается (расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает роль как социального регулятора общественных отношений). Моральные нормы учитываются в процессе правотворчества; - влияние права на формирование нравственных норм. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе. Нормы права в определенной мере формируют нравственные ценности; - охрана правом моральных норм. Некоторые правовые нормы непосредственно нацелены на охрану моральных устоев общества; - использование нравственных норм в процессе правоприменения. Использование нравственных норм при применении права, морально-правовое воздействие проявляется в следующих формах: - учете моральных факторов; - моральном осуждении; - оценке правонарушений с помощью нравственных категорий. Между правом и моралью возможны противоречия: - мораль более консервативна и меняется значительно медленнее. Необходимо отметить, что относительно этого положения существуют противоположные взгляды; - право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты; - наряду с общечеловеческой моралью существует мораль различных социальных, этнических, профессиональных и других групп. Мораль для различных социальных групп может быть разной, а право одно для всего общества. Наличие противоречий обусловлено: - изменениями в экономической жизни и необходимостью их учета в процессе правотворчества; - влиянием социально-политических факторов на формирование права; Противоречия объективно отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Пути их преодоления: – выработка новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества и внесение корректив в действующее законодательство. Перспективы развития морали и права: - сближение норм права и морали, но не поглощение морали правом; - взаимопроникновение норм права и морали; - усиление их согласованного воздействия на общество; - гармонизация нравственного и правового сознания; - усиление морального начала в процессе правоприменения и в самих создаваемых нормах права. В то же время невозможно представить себе абсолютное слияние норм права и норм морали. Это привело бы к потере ориентиров правового развития, следовательно, и к снижению эффективности самого права. Нормы морали, регулируя различные отношения, никогда не смогут заменить право в сфере публичной политики, общественного производства, где требуется четкая регламентация, однозначные решения, исключающие различные толкования и т. д. Однако моральный фактор играет и будет играть большую роль в повышении эффективности государственного управления и производства. Корпоративные нормы – это правила, выраженные в уставах, положениях, решениях организаций для реализации целей их функционирования. К ним относятся нормы различных коллективов, учреждений, общественных организаций, движений, ассоциаций и т. п. Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования организаций и учреждений, а также права, обязанности, ответственность их членов. Корпоративные нормы распространяются только на членов организации и регулируют, в первую очередь, внутренние отношения в ней, компетенцию её органов, отчасти взаимоотношения с другими субъектами и т. п. Их особенность в том, что они выражают общую (коллективную) волю и ответственность всех членов организации. Корпоративные нормы устанавливаются самими членами организациями, выражают интересы определенного коллектива. Они соблюдаются членами организации, как правило, в силу их целесообразности, справедливости, совпадения интереса индивида и коллектива. Но нельзя исключать возможности существования организаций, где соблюдение корпоративных норм может основываться на страхе, моральном и физическом принуждении. Корпоративные нормы обеспечиваются определенными организационными мерами. По отдельным признакам они близки к юридическим: - формализованность; - установленные процедуры принятия; - предусмотрены санкции за их нарушение. Любая корпорация находится в правовом пространстве государства. Поэтому корпоративные нормы не должны противоречить нормам права. В случае появления такого противоречия, государство вправе принять меры к вытеснению таких норм из системы нормативного регулирования общественных отношений. Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношение верующих к богу, церкви, друг к другу, к окружающим, а также внутреннюю структуру и функции религиозных организаций. В принципе они являются разновидностью корпоративных норм, имеющих некоторые черты норм морали и обычаев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.007 с.) |