Современные теории государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные теории государства



Существует ряд теорий о государстве, раскрывающих его сущность, цели и задачи, методы его деятельности, пути и перспективы развития. Наиболее распространенные: теория элит, теория технократии, теория плюралистической демократии, теория государства всеобщего благоденствия, теория конвергенции, теория правового государства.

Теория элит сформировалась в начале XX в. в работах В. Парето, Г. Моски, получила дальнейшее развитие в середине XX в. в трудах Х. Лассуэла, Д. Сартори, Т. Дая и других ученых.

Смысл теории состоит в том, что народные массы не способны управлять государством. Обществом управляет элита. Элиты формируются по различным основаниям: происхождению, образованию, опыту и т. п.

Современные сторонники теории элит считают, что в обществе существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть. Элита, пришедшая к власти, реализует свой потенциал и вытесняется следующей через избирательную систему. Таким образом, народ, делая выбор между элитами, оказывает своё влияние на политику.

Несмотря на принижение роли широких народных масс, эта теория отражает реально существующее положение в обществе. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей – депутатов, государственных служащих и т. д. Однако от уровня политической активности масс зависит социальная направленность деятельности государственного аппарата. Именно это обстоятельство не учитывает теория элит.

Теория технократии получила широкое распространение во второй половине ХХ в. Авторы Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл. Она, по сути, представляет собой интерпретацию теории элит. По мнению её сторонников, управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Только они способны правильно определить потребности общества, оптимальные пути его развития.

Отражая современные потребности общества, эта теория имеет те же слабые стороны, что и теория элит.

Теория плюралистической демократии появилась в XX в. Авторы
Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль. Теория основывается на том, что общество утратило классовый характер. Оно представляет собой совокупность множества социальных групп (страт). Эти группы образуются по различным признакам. На их основе создаются различные политические и общественные организации, включающиеся в политическую систему общества. Таким образом, государство становится выразителем воли, интересов всего общества.

Положительная сторона теории заключается в её демократическом характере. Однако теория не учитывает, что между различными социальными группами, как правило, существуют серьезные противоречия, да и возможности влияния на политическую жизнь у них различные.

Теория государства всеобщего благоденствия (социального государства) возникла во второй половине XX в. Её суть заключается в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоёв населения, обеспечивает благоденствие всех.

Достоинства теории заключаются в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей. Однако она также не учитывает, что в обществе существуют группы людей, различающиеся по уровню благосостояния, отношению к средствам производства и способам распределения материальных благ.

Теория конвергенции появилась в середине XX в. Сторонники этой теории видели достоинства и недостатки как в капиталистической, так и в социалистической системах. По их мнению, в результате заимствования лучших качеств друг у друга произойдет сближение и в перспективе создание «постиндустриального государства», которое и будет государством «всеобщего благоденствия».

Многие положения этой теории находят подтверждение в современный период.

Теория правового государства основывается на господстве права в государственной жизни.

Существование ряда теорий государства свидетельствует о сложности и многосторонности такого сложного общественно-политического явления, каким является государство.

 

 

Форма государства

Для характеристики государства особое значение имеют философские категории «содержание» и «форма». Содержание выражается в сущности государства, а форма есть способ организации и существования, она представляет собой внешнее выражение содержания.

Форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. При этом нельзя игнорировать и определенное обратное воздействие формы государства на его содержание.

Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Если категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, принадлежность государственной власти и её субъект, то категория «форма государства» устанавливает:

- кто и как правит в обществе;

- как организована верховная государственная власть, каковы принципы её взаимодействия с населением;

- как объединено население на данной территории;

- каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом;

- при помощи каких методов осуществляется политическая власть.

Форма находится в определенной взаимосвязи с типом государства. В тоже время, обязательной взаимозависимости, непосредственных причинно-следственных связей между явлениями, обозначенными этими категориями, не существует.

В пределах одного и того же типа государства существовали и существуют различные формы правления и государственного устройства. Политический режим, безусловно, находится в более тесной связи с типом государства, хотя и здесь могут встречаться различные варианты.

Существенные черты той или иной формы государства невозможно выделить и объяснить, не учитывая характер сложившихся на данной ступени исторического развития общественных отношений, прежде всего производственных.

При этом, нельзя игнорировать влияния и других факторов. Только их комплексный учет и анализ позволяют в полной мере установить форму государства.

Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, уровень развития науки и культуры.

Факторы, влияющие на форму государства:

- уровень культуры, тип мышления, исторические традиции развития государственности;

- местные особенности формирования самого государства;

- национальный состав населения;

- влияние метрополии в освободившихся странах;

- особенности географического положения страны;

- соотношение политических сил, внутренняя обстановка в сопредельных странах;

- соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране в данный исторический период;

- религиозные предпочтения населения;

- развитие общедемократического движения, научно-технический прогресс, международная экономическая и политическая интеграция.

Форма государства характеризуется тремя элементами:

- формой правления;

- формой государственного устройства;

- государственным (политическим) режимом.

Форма правления

Форма правления представляет способ организации высшей государственной власти, включающий в себя порядок образования, структуру и правовое положение высших и региональных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением.

Марксистская теория определяла форму правления как внешнее выражение социально-классовой сущности, политического содержания конкретного государства, сложившегося соотношения классовых сил. С этим нельзя не соглашаться.

Однако подобная абсолютизация классового фактора вульгаризирует и обедняет теорию данной проблемы. Для объективного анализа формы правления необходимо учитывать и другие факторы: исторические традиции, национальную психологию, уровень образования населения, географические и экономические условия и др.

Таким образом, форма правления отражает:

- способ, лежащий в основе организации высших органов государственной власти;

- правовой статус субъекта права, осуществляющего государственную власть;

- структуру высших органов государственной власти;

- способы разграничения компетенции между высшими органами государственной власти;

- степень участия населения в формировании высших органов государственной власти;

- степень ответственности субъектов, наделенных верховной властью, перед населением.

Существуют легальные способы формирования высших органов государственной власти (наследование и выборы) и не легальные (захват власти). Надо отметить, что не всегда совпадают легальность и легитимность формирования высших органов государственной власти. При этом легитимность имеет больший вес, так как главным источником любой власти является народ. Легитимность скорее приведет к легальности, чем наоборот.

Верховную государственную власть осуществляет глава государства (монарх или президент).

Практически все современные государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.

Признаки монархии:

- отсутствует юридическая ответственность монарха;

- власть монарха является пожизненной;

- высшая власть передается по наследству.

Надо учитывать, что в полной мере эти признаки свойственны абсолютной монархии. По мере ограничения власти монарха эти признаки видоизменяются.

Главный признак любой монархии это наследственный характер передачи власти и её пожизненное осуществление.

Исключения составляют случаи убийства монарха и отсутствие наследников. В истории немало случаев, когда исключения становились традицией. В Византии из 109 императоров 74 были убиты, причем убийцы становились императорами. Россия в этом отношении не исключение. Марк Касвинов писал, что Александр III единственный из русских императоров умер естественной смертью[86] (конкретно – от алкоголизма). В случае отсутствия наследников и заговора монарх избирается определенной частью населения, после чего вступает в действие наследственный порядок передачи власти

Отсутствие юридической ответственности монарха также своеобразная черта монархической формы правления. К примеру, Президент США обладает гораздо большей властью, чем многие монархи. Но президент несет юридическую ответственность за свои поступки, в то время когда действующий монарх неподсуден.

Попытки установить юридическую ответственность монарха предпринимались в различные исторические эпохи. Так законы легендарного царя Ману, составленные в Индии в период со II в. до н. э. по II в. н. э. предписывали царю «проявлять крайнее старание в обуздании воров», «Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни»[87].

Сегодня существуют следующие виды монархии: абсолютная и ограниченная (конституционная).

Абсолютная монархия встречается уже очень редко. Сегодня, с определенной долей условности, можно отнести к странам с абсолютной монархиейСаудовскую Аравию, Катар, Кувейт, Бруней. Для абсолютной монархии в полной мере характерны все перечисленные признаки монархии. Несмотря на то, что Катар и Кувейт приняли конституции и сформировали парламенты, по существу они остаются абсолютными монархиями, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные функции.

Теократическая монархия является разновидностью абсолютной – монарх объединяет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Ограниченная (конституционная) монархия предусматривает, что наряду с монархом носителем суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть. Ограниченная монархия может существовать в двух видах: дуалистической и парламентской.

Дуалистическая монархия существует сегодня в Бахрейне, Иордании, Марокко. Здесь власть монарха формально-юридически ограничена каким-либо представительным органом или конституцией. Тем не менее Марокко является политически одной из наиболее модернизированных и "либеральных" арабских монархий.

Особенности дуалистической монархии:

- монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, которое ответственно только перед ним;

- законодательные функции осуществляет парламент, который полностью или частично формируется монархом.

Дуалистическая монархия является как бы переходной формой от абсолютной к парламентской монархии. Она постепенно сходит с политической арены вслед за абсолютной.

Парламентская монархия существует в Великобритании, Бельгии, Дании, Швеции, Японии. Такая форма правления предполагает максимальное ограничение власти монарха. Монарх является как бы символом нации. Он не имеет реальной власти. Государственную власть осуществляет правительство, формируемое парламентом по результатам парламентских выборов. Правительство отчитывается только перед парламентом. Даже повеления монарха приобретают юридическую силу только после того, как они контрассигнованы соответствующим министром.

Монархию характеризуют не только юридические, но и социально-психологические свойства. Это проявляется в обожествлении монарха, особом доверии к нему. Таким образом, монархическое сознание имеет патриархально-консервативный характер.

Республика (от лат. res publica – общественное дело) – это форма правления, при которой организация государственной власти формально строится на принципах «представительного правления». Глава государства является выборным и сменяемым. Единственным источником власти является народное большинство.

Признаки республики:

- выборность и сменяемость властных органов и должностных лиц власти;

- выборность на определенный срок;

- зависимость от воли избирателей и подотчетность населению.

Исходя из того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Президентская республика: США, Бразилия, Аргентина (с признаками парламентаризма), Венесуэла, Сирия и др. Для них характерно:

- президент является главой государства и правительства;

- президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку;

- президент обладает широкими полномочиями;

- парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству, а президент распустить парламент;

- парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета;

- в ряде случаев парламент может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление).

Президентская республика обеспечивает высокую эффективность исполнительной власти, но при отсутствии прочных демократических традиций (как в США), в странах с президентской формой правления наблюдается склонность к авторитаризму, узурпации власти президентом страны, ограничение полномочий представительной и судебной власти. Что наблюдается в реальном состоянии латиноамериканских, арабских стран, а также на постсоциалистическом пространстве.

Парламентская республика: Австрия, Германия, Италия, Индия, Израиль. В парламентской республике:

- ведущая роль принадлежит парламенту;

- правительство формируется законодательным органом на основе принципа парламентского большинства и ответственно перед ним;

- парламент может путем голосования выразить вотум недоверия правительству, его главе, министрам;

- реальным главой государства является руководитель правительства.

Официально главой государства является президент, который избирается парламентом, коллегией выборщиков либо прямым голосованием, однако его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями. Реальным же главой государства является руководитель правительства.

В Италии, например, президент избирается членами обеих палат парламента на их совместном заседании с участием делегатов от административно-территориальных образований – по три делегата от каждой области.

В Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства.

В Австрии президент избирается населением сроком на шесть лет путем прямого всеобщего голосования.

Глава государства в парламентской республике обнародует законы, имеет право роспуска парламента, является главнокомандующим вооруженными силами и выполняет другие, в большей мере представительские функции.

Парламентская форма республики реально обеспечивает демократизм государственного управления т. к. парламент является представительным органом власти, он выражает интересы различных слоев населения.

В то же время, такая форма республики характеризуется меньшей устойчивостью и стабильности исполнительной власти.

Смешанная форма республики: Франция, Польша, Болгария, Турция, Россия и др. В смешанной республике:

- фактически главой государства является президент;

- существует двойная ответственность правительства (перед президентом и перед парламентом);

- президент и парламент избираются непосредственно народом;

- президент назначает главу правительства с учетом расклада политических сил в парламенте и с его согласия;

- президент имеет право распустить парламент;

- парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения бюджета, а также имеет право выразить вотум недоверия правительству.

Кроме монархии и республики, можно выделить нетипичные формы правления. К нетипичным формам правления сегодня можно отнести наследственную власть в КНДР и ряде африканских государствах. Редкую разновидность конституционной монархии представляет Малайзия. Главой государства здесь является монарх, избираемый специальным советом глав девяти штатов (четыре штата из тринадцати не принимают участия в выборах, т. к. они возглавляются не наследственными султанами).

Особая форма правления существует в ОАЭ. По форме правления ОАЭ ограниченная монархия особого типа. Принципы разделения властей и выборности госорганов не признаются. Последние формируются путем назначения или делегирования главами эмиратов.

В процессе исторического развития формы правления конкретных государств претерпевают существенные изменения. Это обусловлено необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим условиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.233.189 (0.077 с.)