Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности и закономерности развития российской государственности↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности и закономерности развития российской государственности Государственность - отражение качественного состояния государственно-организованного общества с учетом условий его исторического развития на протяжении длительного исторического периода, а также национально-культурные и социально-духовные особенности образующего государство общества. Государственность, в отличие от понятия «государство», - более объемное понятие. Отождествление(сходен,похоже) государственности с государством лишает ее такого важного свойства как динамичность(активность,энергичность), способность к преемственному и непрерывному развитию. Основными свойствами российской государственности являются: непрерывность, преемственность, изменчивость, системность, конкретность, целостность, незавершенность. Российские государственные образования: 1) Киевская Русь 9-12 веков, 2) Эпоха раздробленности и удельных княжеств 12-15 веков, 3) Московское государство 15-нач. 18 веков. 4) Российская империя 18-20 века, РСФСР(Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)и СССР до 1991 года, 6)Российская Федерация с 1992года. Все исторические теории признают, что развитие Российской государственности имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее как от Запада, так и от Востока: ЭТАТИЗМ-(от лат. «этат» государство)- активное вмешательство государства во все сферы жизни общества и систему управления на всех уровнях. ПАТЕРНАЛИЗМ-(от «патер»-отец)- отеческое отношение государства к своим подданным, официально провозглашаемый курс на социальную поддержку незащищенных слоев населения. ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимое отношение к представителям разных этносов и религиозных конфессий. ЦИКЛИЧНОСТЬ - последовательная смена фаз политического развития: 1-реформы.2-контрреформы.3-революционный кризис.4-восстановление.
Теоретические подходы к изучению истории российской государственности Государство- совокупность граждан, проживающих на определенной территории. Государство- основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей и их групп. Теоретические подходы к исследованию происхождения государства: 1) Теологический- государство создано Богом(А. Августин, Ф. Аквинский). 2) Политико-философский подход(античность)-государство-средство решения общих дел.(Платон, Полибий). 3) Теория общественного договора (Англия 17 века) Государство как средство обуздания человеческой агрессивности(Т. Гобба, Дж Локк). 4) Классовый подход (19 век) Государство- следствие разделения общества на классы и орудие угнетения одного класса другим. 5) Организационно-структурный (20 век) Государство- безличный механизм, являющийся источником права и закона. Государственное управление - целенаправленное действие гос. органов, по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации управленческих решений. Государственный аппарат- система связанных элементов связанного механизма и соответствующих учреждений и органов. Государственные органы: 1) Высшие органы(подчиняются непосредственно носителю верховной власти): боярская дума, земский собор, сенат, гос.совет, президент, парламент, правительство, суды. 2) Центральные органы(отраслевые и многоотраслевые учреждения исполнительной власти, реализующие управленцеские решения на общегосударственном уровне): государев двор(Киевская Русь), приказы(Иван4), коллегии (Петр1), Министерства, народные комиссариаты. 3) Региональные и местные (органы государственной власти на местах+местное самоуправление): уделы(Древняя Русь), уезды(Московская Русь), Губернии (Петр1),республики, области. Характеристики политической системы: 1) Форма правления- способ организации высших органов власти: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА. 2) Форма государственного устройства- способ организации территории государства и взаимодействия высших и центральных органов с местными: ФЕДЕРАЦИЯ, УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, КОНФЕДЕРАЦИЯ. 3) Тип политического режима – способ взаимодействия государства и гражданского общества: ДЕМОКРАТИЯ, АВТОРИТАРИЗМ, ТОТАЛИТОРИЗМ.
3. Восточнославянское общество и складывание предпосылок образования государства Выделяют две теории происхождения славян: 1. Миграционная, согласно которой славяне являются пришлым народом. А) дунайско-балканская, согласно которой первоначально славяне обитали в бассейне Дуная; Б) скифо-сорматская (19в. Собалевский). Славяне являлись выходцами из Передней Азии, являлись потомками скифов и сорматов. В) прибалтийская (Шахматов, Гумилев). Славяне являлись выходцами из Прибалтики. 2. Автохтонная теория, согласно которой славяне являются коренным народом. Основоположники – чешский ученый Нидерле и советский ученый академик Рыбаков. Основным родом занятий славян было земледелие, на Севере - присваивающее хозяйство, на Юге – скотоводство. Ранней формой социальной организации славян была родовая община. Затем она трансформировалась в соседскую общину, каждая семья вела свое хозяйство. Отдельные соседские общины объединялись в племена. Предпосылки образования Древнерусского государства: -Нарастание общих интересов у восточнославянских и финно-угорских племён, их стремление к объединению для совместной обороны от внешних врагов; -Рост числа городов, в которых селились представители разных племён и родов, что вело к размыванию родовых традиций и тяготению городского жизненного уклада к государственным формам; -Усложнение связей между родами и племенами, необходимость политического арбитража для координации отношений между ними. -Увеличение хозяйственных связей и товарообмена между родами и племенами, необходимость единого расчётного эквивалента, общей денежной единицы. Историческим процессом являлась смена социально-экономических формаций, а основным содержанием исторического процесса являлась борьба классов между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Государство не является единомоментным. Согласно материалистической теории образования государства усовершенствование орудий труда приводило к росту с/х производства и появлению прибавочного продукта,следовательно это привело к началу социального расслоения. Этапы разделения труда в первобытном обществе: 1) Отделение производящих форм хозяйства от присваивающих. 2) Появление ремесла. 3) Выделение торговли. 4) Появление элитных слоев населения. Основной ячейкой восточно-славянского общества являлась соседская община(«вервь»), просуществовавшая до начала 20 века. Фаза перехода от первобытного общества к классовому называется военной демократией - форма организации власти, при которой полноправными субъектами являлись взрослые и здоровые мужчины, способные носить оружие.(У восточных славян- 6-9 века). Одним из признаков военной демократии является реципрокный обмен- раздача материальных благ в обмен на признание лидерства. Структура политической власти на этапе военной демократии: Во главе ВОЖДЬ(КНЯЗЬ), а при нем – дружина, вече, совет старейшин.
Образование СССР. Советское государственное управление в 1920-е гг. В результате гражданской войны, большевики в целом сумели восстановить целостность территории бывшей Российской Империи, за исключением Польши, Финляндии и Прибалтики. Встала задача строительства нового гос. утсройства. В начале 20х годов партия большевиков выдвигала 2 точки зрения по вопросу о гос. устройстве: -Стали(Автономизация: предлагалось воссоздать унитарное государство, но с прдоставлением национально-культурной автономии отдельным территориям) и – Ленин(Федерация). В результате 30 дек. 1922г приняты декларация и договор создания СССР. 4 республики: РАСФСР, Украина, Белорусия, Закавказская: Грузия, Армения, Азейбарджан. В январе 1924г. Принята конституция СССР. Структура высших органов гос. власти повторила положение Конституции РСФСР 1918г. После смерти Ленина в 1924г председателем СНК стал Рыков. Внутрипартийная борьба в 20е годы. Этапы: 1) 1924-1925гг.-Борьба с левой оппозицией: (Сталин+Зиновьев и Каменев: идея построения социализма в отдельной стране)-(Троцкий: идея мировой социалистической революции).2) 1926-1927гг-Борьба с объединенной оппозицией: Сталин+Бухарин и Рыков)-(Зиновьев и Каменев+ Троцкий). 3) 1928-1930гг-Борьба с правой оппозицией(Сталин: Свертывание НЭПа и переход к командно-административной системе)-(Бухарин и Рыков+Томский: НЭП жизнеспособен, нужно поддерживать).К концу 20х годов Сталин остался единственным лидером партии большевиков. Причины: 1) Использование возможностей должности генерального секретаря, 2) Гибкая политическая линия.
Оформление советского тоталитарного режима в 1930-е гг. В 1934году. Состоялся 17 съезд ВКП(б), который получил название «Съезд победителей». После съезда произошло убийство Кирова, в котором обвинили Троцкого, что повлекло за собой репрессии.5 дек.1936г. была принята «Сталинская» Конституция СССР. Структура: На вершине стояли ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА и ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, им подчинялись СОВЕТ СОЮЗА, СНК, СОВЕТ НАЦИЙ.По этой конституции советская система носила демократический характер. В Советы всех уровней- от Верховного да местных- регулярно проводились выборы. Но на этих выборах выдвигался только один кандидат от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». А неучастие в выборах влекло за собой суровое наказание. Кандидаты на выборные должности только формально утверждались на собраниях избирателей, а фактически назначались партийными структурами. Каждый Совет имел свой исполнительный орган: от Совета Народных Комиссаров(правительство СССР) до исполкомов местных Советов. Народных комиссаров Сталин назначал лично. В Конституцию была внесена статья, отразившая принцип партийного всевластия. Всеобъемлющая власть ВКП(б) осуществлялась посредством принятия решений по всем вопросам государственной, общественной и культурной жизни, а также их выполнения под контролем миллионов членов партии. Сталин предал партийной структуре милитаризированный характер. Партийную систему сравнивают с системой рычагов- каждый на каждый рычаг давит вышестоящий рычаг и так до самого верха. Все управленческие структуры сходились на вожде, что придавало его власти абсолютный характер. Общественная система, сложившаяся в СССР к концу 30х годов, многие исследователи характеризуют как тоталитарную. В отличии от диктаторской системы, действующей по принципу «можно то, что не запрещено», власть государства в тоталитарных режимах распространяется шире, и действует принцип «можно то, что разрешено», т.е. гражданам диктуется их поведение. Сталинский тоталитарный режим отличают следующие черты: - Экономика, основанная на господстве государственной форме собственности, управлялась огромным аппаратом чиновников-от наркома до мастера на производстве. – Рост производительности труда был низким(исключение тяжелая промышленность), - Промышленность развивалась экстенсивным путем(за счет дешевой рабочей силы и строительства новых предприятий). -Цифры выполнения пятилетних планов сохранились только в парадных отчетах. – С/х не вышло из кризиса.Политический строй основывался на личной диктатуре Сталина, который управлял страной с помощью послушному ему и разветвленного аппарата ВКП(б)- от Политбюро до секретаря райкома. Советы, избираемые формально превратились в безгласный придаток партийных структур. НКВД также находится по личным контролем Сталина Население охвачено целой сетью общественных организаций: профсоюзы, ВЛКСМ, пионерская и октябрятская организации. Эти структуры играли роль «проводников партийных решений массы» В школа, вузах, домах культуры господствовала партийная идеология- марксизм-ленинизм. Такая система просуществовала без серьезных изменений до смерти Сталина 5 марта 1953г.
Истории России 1 Историческая наука и ее основные категории 2 Российские исторические школы и их представители 3 Древние народы и государства на территории России (I тыс. до н.э. – X в. н.э.) 4 Восточные славяне: теории происхождения, общественный строй 5 Образование Древнерусского государства: предпосылки… 6 Социально-политический строй Киевской Руси 7 Крещение Руси: причины, характер, значение 8 Эпоха раздробленности Руси (XII – XIII вв.): причины, … 9 Борьба русских княжеств с иноземными завоевателями в XIII в. 10 Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XVI вв. 11 Предпосылки и начало объединения русских земель (XIV – первая половина XV вв.) 12 Завершающий этап образования Российского централизованного государства 13 Начало царствования Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады 14 Опричнина Ивана IV Грозного и ее последствия 15 Внешняя политика России в XVI веке 16 Смутное время: социальная катастрофа и поиск альтернатив развития России 17 Политическое развитие России при первых Романовых (XVII в.). 18 Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Соборное уложение 1649 19 Внешняя политика России в XVII веке 20 Православная церковь и государство в XVII веке. Реформа патриарха Никона и рас 21 Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи 22 Реформы Петра I: административные, экономические, социальные. 23 Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 24 Россия во второй половине XVIII в.: политика просвещенного 25 Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII в. 26 Поиск путей либерального реформирования России при императоре Александре I 27 Апогей самодержавия в период правления Николая I 28 Общественно-политические течения первой половины 29 Внешняя политика России в первой половине XIX в. 30 Отмена крепостного права. Социально-экономическое 31 Сущность и значение либеральных реформ Александра II 32 Политика контрреформ Александра III 33 Общественно-политические движения второй половины XIX 34 Внешняя политика России во второй половине XIX в. 35 Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. 36 Революция 1905 – 1907 гг. и изменения в системе управления третьеиюньской мо 37 Формирование политических партий России в начале XX в. 38 Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война. Первая мировая 39 Революционные события 1917 года в России 40 Гражданская война в России 1918 – 1922 гг. 41 Советское государство в 1920-е гг.: социально-экономическое 42 Установление тоталитарного режима в 1930-е гг 43 Внешняя политика СССР в 1920-е – 1930-е гг. 44 СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 45 Развитие СССР в послевоенный период (1946 – 1953 гг.) 46 Либерализация советской системы в период руководства Н.С. Хрущева (1953 – 1964 гг.) 47 Политический и экономический «застой» 1960-х – начала 1980-х гг. 48 Кризис советской системы и попытки ее реформирования в 1980-е – 49 Внешняя политика СССР в условиях холодной войны (1946 – 1991 гг.) 50 Российская Федерация в 1990-е гг.: противоречия
Особенности и закономерности развития российской государственности Государственность - отражение качественного состояния государственно-организованного общества с учетом условий его исторического развития на протяжении длительного исторического периода, а также национально-культурные и социально-духовные особенности образующего государство общества. Государственность, в отличие от понятия «государство», - более объемное понятие. Отождествление(сходен,похоже) государственности с государством лишает ее такого важного свойства как динамичность(активность,энергичность), способность к преемственному и непрерывному развитию. Основными свойствами российской государственности являются: непрерывность, преемственность, изменчивость, системность, конкретность, целостность, незавершенность. Российские государственные образования: 1) Киевская Русь 9-12 веков, 2) Эпоха раздробленности и удельных княжеств 12-15 веков, 3) Московское государство 15-нач. 18 веков. 4) Российская империя 18-20 века, РСФСР(Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)и СССР до 1991 года, 6)Российская Федерация с 1992года. Все исторические теории признают, что развитие Российской государственности имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее как от Запада, так и от Востока: ЭТАТИЗМ-(от лат. «этат» государство)- активное вмешательство государства во все сферы жизни общества и систему управления на всех уровнях. ПАТЕРНАЛИЗМ-(от «патер»-отец)- отеческое отношение государства к своим подданным, официально провозглашаемый курс на социальную поддержку незащищенных слоев населения. ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимое отношение к представителям разных этносов и религиозных конфессий. ЦИКЛИЧНОСТЬ - последовательная смена фаз политического развития: 1-реформы.2-контрреформы.3-революционный кризис.4-восстановление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.009 с.) |