![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности и закономерности развития российской государственностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности и закономерности развития российской государственности Государственность - отражение качественного состояния государственно-организованного общества с учетом условий его исторического развития на протяжении длительного исторического периода, а также национально-культурные и социально-духовные особенности образующего государство общества. Государственность, в отличие от понятия «государство», - более объемное понятие. Отождествление(сходен,похоже) государственности с государством лишает ее такого важного свойства как динамичность(активность,энергичность), способность к преемственному и непрерывному развитию. Основными свойствами российской государственности являются: непрерывность, преемственность, изменчивость, системность, конкретность, целостность, незавершенность. Российские государственные образования: 1) Киевская Русь 9-12 веков, 2) Эпоха раздробленности и удельных княжеств 12-15 веков, 3) Московское государство 15-нач. 18 веков. 4) Российская империя 18-20 века, РСФСР(Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)и СССР до 1991 года, 6)Российская Федерация с 1992года. Все исторические теории признают, что развитие Российской государственности имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее как от Запада, так и от Востока: ЭТАТИЗМ-(от лат. «этат» государство)- активное вмешательство государства во все сферы жизни общества и систему управления на всех уровнях. ПАТЕРНАЛИЗМ-(от «патер»-отец)- отеческое отношение государства к своим подданным, официально провозглашаемый курс на социальную поддержку незащищенных слоев населения. ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимое отношение к представителям разных этносов и религиозных конфессий. ЦИКЛИЧНОСТЬ - последовательная смена фаз политического развития: 1-реформы.2-контрреформы.3-революционный кризис.4-восстановление.
Теоретические подходы к изучению истории российской государственности Государство- совокупность граждан, проживающих на определенной территории. Государство- основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей и их групп. Теоретические подходы к исследованию происхождения государства: 1) Теологический- государство создано Богом(А. Августин, Ф. Аквинский). 2) Политико-философский подход(античность)-государство-средство решения общих дел.(Платон, Полибий). 3) Теория общественного договора (Англия 17 века) Государство как средство обуздания человеческой агрессивности(Т. Гобба, Дж Локк). 4) Классовый подход (19 век) Государство- следствие разделения общества на классы и орудие угнетения одного класса другим. 5) Организационно-структурный (20 век) Государство- безличный механизм, являющийся источником права и закона.
Государственное управление - целенаправленное действие гос. органов, по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации управленческих решений. Государственный аппарат- система связанных элементов связанного механизма и соответствующих учреждений и органов. Государственные органы: 1) Высшие органы(подчиняются непосредственно носителю верховной власти): боярская дума, земский собор, сенат, гос.совет, президент, парламент, правительство, суды. 2) Центральные органы(отраслевые и многоотраслевые учреждения исполнительной власти, реализующие управленцеские решения на общегосударственном уровне): государев двор(Киевская Русь), приказы(Иван4), коллегии (Петр1), Министерства, народные комиссариаты. 3) Региональные и местные (органы государственной власти на местах+местное самоуправление): уделы(Древняя Русь), уезды(Московская Русь), Губернии (Петр1),республики, области. Характеристики политической системы: 1) Форма правления- способ организации высших органов власти: МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА. 2) Форма государственного устройства- способ организации территории государства и взаимодействия высших и центральных органов с местными: ФЕДЕРАЦИЯ, УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, КОНФЕДЕРАЦИЯ. 3) Тип политического режима – способ взаимодействия государства и гражданского общества: ДЕМОКРАТИЯ, АВТОРИТАРИЗМ, ТОТАЛИТОРИЗМ.
3. Восточнославянское общество и складывание предпосылок образования государства Выделяют две теории происхождения славян: 1. Миграционная, согласно которой славяне являются пришлым народом. А) дунайско-балканская, согласно которой первоначально славяне обитали в бассейне Дуная;
Б) скифо-сорматская (19в. Собалевский). Славяне являлись выходцами из Передней Азии, являлись потомками скифов и сорматов. В) прибалтийская (Шахматов, Гумилев). Славяне являлись выходцами из Прибалтики. 2. Автохтонная теория, согласно которой славяне являются коренным народом. Основоположники – чешский ученый Нидерле и советский ученый академик Рыбаков. Основным родом занятий славян было земледелие, на Севере - присваивающее хозяйство, на Юге – скотоводство. Ранней формой социальной организации славян была родовая община. Затем она трансформировалась в соседскую общину, каждая семья вела свое хозяйство. Отдельные соседские общины объединялись в племена. Предпосылки образования Древнерусского государства: -Нарастание общих интересов у восточнославянских и финно-угорских племён, их стремление к объединению для совместной обороны от внешних врагов; -Рост числа городов, в которых селились представители разных племён и родов, что вело к размыванию родовых традиций и тяготению городского жизненного уклада к государственным формам; -Усложнение связей между родами и племенами, необходимость политического арбитража для координации отношений между ними. -Увеличение хозяйственных связей и товарообмена между родами и племенами, необходимость единого расчётного эквивалента, общей денежной единицы. Историческим процессом являлась смена социально-экономических формаций, а основным содержанием исторического процесса являлась борьба классов между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Государство не является единомоментным. Согласно материалистической теории образования государства усовершенствование орудий труда приводило к росту с/х производства и появлению прибавочного продукта,следовательно это привело к началу социального расслоения. Этапы разделения труда в первобытном обществе: 1) Отделение производящих форм хозяйства от присваивающих. 2) Появление ремесла. 3) Выделение торговли. 4) Появление элитных слоев населения. Основной ячейкой восточно-славянского общества являлась соседская община(«вервь»), просуществовавшая до начала 20 века. Фаза перехода от первобытного общества к классовому называется военной демократией - форма организации власти, при которой полноправными субъектами являлись взрослые и здоровые мужчины, способные носить оружие.(У восточных славян- 6-9 века). Одним из признаков военной демократии является реципрокный обмен- раздача материальных благ в обмен на признание лидерства. Структура политической власти на этапе военной демократии: Во главе ВОЖДЬ(КНЯЗЬ), а при нем – дружина, вече, совет старейшин.
Образование СССР. Советское государственное управление в 1920-е гг. В результате гражданской войны, большевики в целом сумели восстановить целостность территории бывшей Российской Империи, за исключением Польши, Финляндии и Прибалтики. Встала задача строительства нового гос. утсройства. В начале 20х годов партия большевиков выдвигала 2 точки зрения по вопросу о гос. устройстве: -Стали(Автономизация: предлагалось воссоздать унитарное государство, но с прдоставлением национально-культурной автономии отдельным территориям) и – Ленин(Федерация). В результате 30 дек. 1922г приняты декларация и договор создания СССР. 4 республики: РАСФСР, Украина, Белорусия, Закавказская: Грузия, Армения, Азейбарджан. В январе 1924г. Принята конституция СССР. Структура высших органов гос. власти повторила положение Конституции РСФСР 1918г. После смерти Ленина в 1924г председателем СНК стал Рыков.
Внутрипартийная борьба в 20е годы. Этапы: 1) 1924-1925гг.-Борьба с левой оппозицией: (Сталин+Зиновьев и Каменев: идея построения социализма в отдельной стране)-(Троцкий: идея мировой социалистической революции).2) 1926-1927гг-Борьба с объединенной оппозицией: Сталин+Бухарин и Рыков)-(Зиновьев и Каменев+ Троцкий). 3) 1928-1930гг-Борьба с правой оппозицией(Сталин: Свертывание НЭПа и переход к командно-административной системе)-(Бухарин и Рыков+Томский: НЭП жизнеспособен, нужно поддерживать).К концу 20х годов Сталин остался единственным лидером партии большевиков. Причины: 1) Использование возможностей должности генерального секретаря, 2) Гибкая политическая линия.
Оформление советского тоталитарного режима в 1930-е гг. В 1934году. Состоялся 17 съезд ВКП(б), который получил название «Съезд победителей». После съезда произошло убийство Кирова, в котором обвинили Троцкого, что повлекло за собой репрессии.5 дек.1936г. была принята «Сталинская» Конституция СССР. Структура: На вершине стояли ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА и ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, им подчинялись СОВЕТ СОЮЗА, СНК, СОВЕТ НАЦИЙ.По этой конституции советская система носила демократический характер. В Советы всех уровней- от Верховного да местных- регулярно проводились выборы. Но на этих выборах выдвигался только один кандидат от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». А неучастие в выборах влекло за собой суровое наказание. Кандидаты на выборные должности только формально утверждались на собраниях избирателей, а фактически назначались партийными структурами. Каждый Совет имел свой исполнительный орган: от Совета Народных Комиссаров(правительство СССР) до исполкомов местных Советов. Народных комиссаров Сталин назначал лично. В Конституцию была внесена статья, отразившая принцип партийного всевластия. Всеобъемлющая власть ВКП(б) осуществлялась посредством принятия решений по всем вопросам государственной, общественной и культурной жизни, а также их выполнения под контролем миллионов членов партии. Сталин предал партийной структуре милитаризированный характер. Партийную систему сравнивают с системой рычагов- каждый на каждый рычаг давит вышестоящий рычаг и так до самого верха. Все управленческие структуры сходились на вожде, что придавало его власти абсолютный характер.
Общественная система, сложившаяся в СССР к концу 30х годов, многие исследователи характеризуют как тоталитарную. В отличии от диктаторской системы, действующей по принципу «можно то, что не запрещено», власть государства в тоталитарных режимах распространяется шире, и действует принцип «можно то, что разрешено», т.е. гражданам диктуется их поведение. Сталинский тоталитарный режим отличают следующие черты: - Экономика, основанная на господстве государственной форме собственности, управлялась огромным аппаратом чиновников-от наркома до мастера на производстве. – Рост производительности труда был низким(исключение тяжелая промышленность), - Промышленность развивалась экстенсивным путем(за счет дешевой рабочей силы и строительства новых предприятий). -Цифры выполнения пятилетних планов сохранились только в парадных отчетах. – С/х не вышло из кризиса.Политический строй основывался на личной диктатуре Сталина, который управлял страной с помощью послушному ему и разветвленного аппарата ВКП(б)- от Политбюро до секретаря райкома. Советы, избираемые формально превратились в безгласный придаток партийных структур. НКВД также находится по личным контролем Сталина Население охвачено целой сетью общественных организаций: профсоюзы, ВЛКСМ, пионерская и октябрятская организации. Эти структуры играли роль «проводников партийных решений массы» В школа, вузах, домах культуры господствовала партийная идеология- марксизм-ленинизм. Такая система просуществовала без серьезных изменений до смерти Сталина 5 марта 1953г.
Истории России 1 Историческая наука и ее основные категории 2 Российские исторические школы и их представители 3 Древние народы и государства на территории России (I тыс. до н.э. – X в. н.э.) 4 Восточные славяне: теории происхождения, общественный строй 5 Образование Древнерусского государства: предпосылки… 6 Социально-политический строй Киевской Руси 7 Крещение Руси: причины, характер, значение 8 Эпоха раздробленности Руси (XII – XIII вв.): причины, … 9 Борьба русских княжеств с иноземными завоевателями в XIII в. 10 Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XVI вв. 11 Предпосылки и начало объединения русских земель (XIV – первая половина XV вв.) 12 Завершающий этап образования Российского централизованного государства 13 Начало царствования Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады 14 Опричнина Ивана IV Грозного и ее последствия 15 Внешняя политика России в XVI веке 16 Смутное время: социальная катастрофа и поиск альтернатив развития России 17 Политическое развитие России при первых Романовых (XVII в.). 18 Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Соборное уложение 1649 19 Внешняя политика России в XVII веке 20 Православная церковь и государство в XVII веке. Реформа патриарха Никона и рас 21 Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи 22 Реформы Петра I: административные, экономические, социальные. 23 Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 24 Россия во второй половине XVIII в.: политика просвещенного 25 Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII в.
26 Поиск путей либерального реформирования России при императоре Александре I 27 Апогей самодержавия в период правления Николая I 28 Общественно-политические течения первой половины 29 Внешняя политика России в первой половине XIX в. 30 Отмена крепостного права. Социально-экономическое 31 Сущность и значение либеральных реформ Александра II 32 Политика контрреформ Александра III 33 Общественно-политические движения второй половины XIX 34 Внешняя политика России во второй половине XIX в. 35 Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. 36 Революция 1905 – 1907 гг. и изменения в системе управления третьеиюньской мо 37 Формирование политических партий России в начале XX в. 38 Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война. Первая мировая 39 Революционные события 1917 года в России 40 Гражданская война в России 1918 – 1922 гг. 41 Советское государство в 1920-е гг.: социально-экономическое 42 Установление тоталитарного режима в 1930-е гг 43 Внешняя политика СССР в 1920-е – 1930-е гг. 44 СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 45 Развитие СССР в послевоенный период (1946 – 1953 гг.) 46 Либерализация советской системы в период руководства Н.С. Хрущева (1953 – 1964 гг.) 47 Политический и экономический «застой» 1960-х – начала 1980-х гг. 48 Кризис советской системы и попытки ее реформирования в 1980-е – 49 Внешняя политика СССР в условиях холодной войны (1946 – 1991 гг.) 50 Российская Федерация в 1990-е гг.: противоречия
Особенности и закономерности развития российской государственности Государственность - отражение качественного состояния государственно-организованного общества с учетом условий его исторического развития на протяжении длительного исторического периода, а также национально-культурные и социально-духовные особенности образующего государство общества. Государственность, в отличие от понятия «государство», - более объемное понятие. Отождествление(сходен,похоже) государственности с государством лишает ее такого важного свойства как динамичность(активность,энергичность), способность к преемственному и непрерывному развитию. Основными свойствами российской государственности являются: непрерывность, преемственность, изменчивость, системность, конкретность, целостность, незавершенность. Российские государственные образования: 1) Киевская Русь 9-12 веков, 2) Эпоха раздробленности и удельных княжеств 12-15 веков, 3) Московское государство 15-нач. 18 веков. 4) Российская империя 18-20 века, РСФСР(Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)и СССР до 1991 года, 6)Российская Федерация с 1992года. Все исторические теории признают, что развитие Российской государственности имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее как от Запада, так и от Востока: ЭТАТИЗМ-(от лат. «этат» государство)- активное вмешательство государства во все сферы жизни общества и систему управления на всех уровнях. ПАТЕРНАЛИЗМ-(от «патер»-отец)- отеческое отношение государства к своим подданным, официально провозглашаемый курс на социальную поддержку незащищенных слоев населения. ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимое отношение к представителям разных этносов и религиозных конфессий. ЦИКЛИЧНОСТЬ - последовательная смена фаз политического развития: 1-реформы.2-контрреформы.3-революционный кризис.4-восстановление.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.87 (0.009 с.) |