ТОП 10:

Кризис советской системы управления и попытки ее реформирования в 1980-е гг.



Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, растет их безнаказанность. Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. В Конституции 1977 года подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально, при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, в местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС.

В условиях коррупции власти меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства.После смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 года в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные, и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящих партии: с ноября 1982 - Ю.В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. - К.У. Черненко.

Вот почему избрание Генеральным секретарем Михаила Горбачева сразу после смерти Черненко в 1985 году означало выдвижение деятеля совершенно иного типа. Нужно сказать, что в очень короткий срок Горбачев обнаружил политическую силу и дееспособность, но весь предстоящий путь ему был дорогой в гору.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что к моменту прихода к власти Горбачева, в стране все больше нарастал кризис, а вместе с ним и необходимость коренных перемен, коренной перестройки. И, следовательно, перестройка - процесс закономерный и исторически необходимый. Первый этап (март 1985 — январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы скоррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий.

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Третий этап (июнь 1989—1991). В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов».

 

 

38) Высшие органы государственной власти по Конституции 1993 г.

Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ.

Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.

Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства.

Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

1. Органы законодательной власти - Федеральное собрание РФ в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти.

2. Органы исполнительной власти - это Правительство РФ. Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

3. По Конституции РФ третьей отраслью власти появляется судебная, которая осуществляется только судами на основе закона. Cоздание чрезвычайных судов запрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ. В соответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ.

 

39) Становление многопартийности в современной России

 

- один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в соответствии со своими политическими воззрениями в политические партии, равенство всех политических партий перед законом, свободу их деятельности. Принцип М. не исключает права компетентных государственных органов в установленном законом порядке запрещать и распускать политические партии, проповедующие национальную, расовую, религиозную или социальную нетерпимость, насильственное свержение законных органов государственный власти или иным образом нарушающие действующее законодательство. От юридической (формальной) М. следует отличать реальную М. Последняя выражается в существовании в конкретном государстве развитой и эффективной системы партий, представляющих весь спектр социальных и политических интересов.

 

Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество элементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские мандаты. После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность была практически сведена на «нет» отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партии зачастую оказались изолированы от механизма принятия государственных решений, получив минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития. Таким образом, появление множества партий в России еще не свидетельствует о наличии многопартийной системы. нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями.    

 

1.Особенности и закономерности развития российской государственности

2.Теоретические подходы к изучению истории российской государственности

3.Восточнославянское общество и складывание предпосылок образования государства

4.Становление государственной власти и управления в Киевской Руси (IX – X вв.)

5.Христианизация Руси и изменения в государственном управлении (конец X – XI вв.)

6.Государственное управление в удельный период (XII – XIII вв.)

7.Монгольское влияние на развитие русской государственности

8.Возвышение Москвы и этапы образования Российского централизованного государства в XIV – первой половине XV вв.

9.Система управления в Московском государстве в конце XV – нач. XVI вв. (Иван III,

10.Изменения в системе управления в эпоху царствования Ивана IV Грозного

11.Смута и альтернативы государственного развития России в начале XVII в.

12.Восстановление государственности в XVII в. Зарождение институтов абсолютизма

13.Изменения в структуре служилого сословия России в XVII в. Система центральных

14.Реформы государственного управления в петровскую эпоху

15.Формирование нового государственного аппарата и государственной службы при

16.Эпоха дворцовых переворотов в политической истории России

17.Управление государством в период просвещенного абсолютизма Екатерины II

18.Государственная политика Павла I

19.Эволюция государственного управления в 1-й четверти XIX в.

20Стабилизация самодержавного режима в эпоху Николая I

21Государственные реформы Александра II (судебная, городская, военная, высшие и центральные органы и т.д.)

22Земская реформа 1864 г.

23Политика корректировка реформ и государственное управление в 1880-е – 1890-е гг.

24Создание дуалистической монархии в России в начале XX в.

25Деятельность политических партий в России в начале XX в.

26Развитие российской демократии в 1917 г.: от Февраля к Октябрю

27Становление советской системы государственного управления в 1917 – 1918 гг.

28Режимы «белой» и «демократической контрреволюции» в условиях Гражданской

29Образование СССР. Советское государственное управление в 1920-е гг.

30Оформление советского тоталитарного режима в 1930-е гг.

31Государственное управление СССР в 1941 – 1953 гг.

32Внутрипартийная борьба 1950-х гг.: участники, этапы, итоги

33Хрущевские реформы государственных и партийных органов управления

34Партийное и государственное управление во 2-й пол. 1960-х – 1970-е гг. Ко

35Кризис советской системы управления и попытки ее реформирования в 1980-е гг.

36Распад СССР и формирование новых центров власти

37Борьба за создание правовых основ новой российской государственности (1990 – 1

38Высшие органы государственной власти по Конституции 1993 г.

39Становление многопартийности в современной России

40Формирование российского федерализма и местного самоуправления

 

Истории России

1 Историческая наука и ее основные категории

2 Российские исторические школы и их представители

3 Древние народы и государства на территории России (I тыс. до н.э. – X в. н.э.)

4 Восточные славяне: теории происхождения, общественный строй

5 Образование Древнерусского государства: предпосылки…

6 Социально-политический строй Киевской Руси

7 Крещение Руси: причины, характер, значение

8 Эпоха раздробленности Руси (XII – XIII вв.): причины, …

9 Борьба русских княжеств с иноземными завоевателями в XIII в.

10 Великое княжество Литовское и Русское в XIII – XVI вв.

11 Предпосылки и начало объединения русских земель (XIV – первая половина XV вв.)

12 Завершающий этап образования Российского централизованного государства

13 Начало царствования Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады

14 Опричнина Ивана IV Грозного и ее последствия

15 Внешняя политика России в XVI веке

16 Смутное время: социальная катастрофа и поиск альтернатив развития России

17 Политическое развитие России при первых Романовых (XVII в.).

18 Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Соборное уложение 1649

19 Внешняя политика России в XVII веке

20 Православная церковь и государство в XVII веке. Реформа патриарха Никона и рас

21 Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи

22 Реформы Петра I: административные, экономические, социальные.

23 Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.)

24 Россия во второй половине XVIII в.: политика просвещенного

25 Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII в.

26 Поиск путей либерального реформирования России при императоре Александре I

27 Апогей самодержавия в период правления Николая I

28 Общественно-политические течения первой половины

29 Внешняя политика России в первой половине XIX в.

30 Отмена крепостного права. Социально-экономическое

31 Сущность и значение либеральных реформ Александра II

32 Политика контрреформ Александра III

33 Общественно-политические движения второй половины XIX

34 Внешняя политика России во второй половине XIX в.

35 Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв.

36 Революция 1905 – 1907 гг. и изменения в системе управления третьеиюньской мо

37 Формирование политических партий России в начале XX в.

38 Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война. Первая мировая

39 Революционные события 1917 года в России

40 Гражданская война в России 1918 – 1922 гг.

41 Советское государство в 1920-е гг.: социально-экономическое

42 Установление тоталитарного режима в 1930-е гг

43 Внешняя политика СССР в 1920-е – 1930-е гг.

44 СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне

45 Развитие СССР в послевоенный период (1946 – 1953 гг.)

46 Либерализация советской системы в период руководства Н.С. Хрущева (1953 – 1964 гг.)

47 Политический и экономический «застой» 1960-х – начала 1980-х гг.

48 Кризис советской системы и попытки ее реформирования в 1980-е –

49 Внешняя политика СССР в условиях холодной войны (1946 – 1991 гг.)

50 Российская Федерация в 1990-е гг.: противоречия

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.137.4 (0.022 с.)