Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советский Союз в период «оттепели»: достижения и неудачи

Поиск

Период с 1953 по 1964 г называют периодом "оттепели ". Этот тер­мин ввел писатель И.Эренбург. Понятие "оттепель" точно отражает общественную атмосферу тех лет, когда на смену сталинской "зиме" пришла еще не весна, а только "оттепель".

Политические реформы. Период с 1953 по 1964 г называют периодом "оттепели" неслучайно, так как в это время были приняты меры, которые должны были смягчить крайности существовавшего в стране тоталитарного режима. Инициатором и проводником этих мер был первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев.

Хрущев хотел осво­бодить страну от сталинского наследства. Он провозгла-сил курс на восстановление социалистичес­кой законности. По инициативе Хрущева была восстановлена деятельность государственных учреждений: стали регулярно созывать­ся сессии Верховного Совета СССР. Были восста-новлены и расширены права союзных республик: в их управление были пе-реда­ны сотни предприятий, среднеазиатские республики были освобождены от уплаты налогов в союзную казну и стали получать дотации.

Известно, что в сталинское время были репрессированы многие народы. В период "оттепели" большинство этих народов было реабилитировано. Были восстановлены и их автономные республики. Но больше всего современ-ники ценили деятельность Хрущева по реабили­тации невинно осужденных людей. 90 комиссий, созданных по решению XX съезда КПСС освободили сотни тысяч людей.

По инициативе Н.Хрущева была проведена чистка правоохранительных ор-ганов от дискредитировавших власть лиц. Эти органы были подчинены контролю ЦК КПСС. По инициативе Н.Хрущева было смягчено законодате­льство в части наказаний.

Экономические реформы. Немало нерешенных проблем оставил Сталин и в сфере экономики: отставание легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, устаревшее оборудование во всех отраслях экономики. Эти проб-лемы и пытался решить Хрущев. При этом он не покушался на основные принци­пы командной экономики.

Н.С.Хрущев начал реформы с реорганизации управления экономикой: он сократил вдвое число промышленных министерств. Но эта мера ухудшила управляе­мость народным хозяйством, и промышленные министерства вос-становили. Но ненадолго.

В 1957 г. стала вводиться новая модель управления народным хозяйством: были ликвидированы многие министерства, которые руководи­ли отдельными отраслями экономики, руководство экономикой перешло к советам народно-го хозяйства, которые были созданы в каждом из 105 эко­номических районов страны. Сначала эти меры дали положительные резуль­таты (повышение тем-пов роста), затем возобладали негативные тенденции (отсутствие единой технической политики, обострение противоречий между экономическими районами). Попытка реорганизации управления промы­шленностью не уда-лась.

Иными были результаты деятельности правительства по реконструкции действовавших предприятий. На многих предприятиях было установлено но­вое оборудование. Правительство осуществило электрификацию железных дорог.

Немало сделало правительство для подъема сельского хозяйства. Уже в 1953г. оно увеличило закупочные цены на сельхозпродукцию от 3 до 7 раз По инициативе Н.Хрущева была принята программа финансовой поддер­жки сельского хозяйства (в 1955г. оно получило 12 мдрд.руб., а в 1958г.- 50млрд. руб.). В колхозах начались работы по электрификации. С этого времени стало вводиться авансирование труда колхозников в крепких хо­зяйствах. В 1955-1956 гг. были расширены права колхозов: они стали получать задания только по заготовкам, сами определяли обязательный минимум трудодней, размер приусадебных участков колхозников. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства.

Но принимались и неоправданные решения. В 1954-1958гг. проходило ос-воение целинных земель. Туда было вложено много средств, а итог оказался плачевным: после трех лет низких урожаев был уничтожен плодородный слой. Много бед принесла колхозам поспешная реорганизация машинно-тракторных станций. Их имущество стало продаваться колхозам, но боль-шинство колхозов не смогло заплатить за это имущество и оказалось должниками. Негативные последствия имел и курс на свертывание личных подсобных хозяйств, который стал осуществляться после 1961г. Те же последствия имела кампания по культивированию кукурузы. Итогом сельскохозяйственной политики стала закупка хлеба за грани­цей.

Социальная политика. В период "оттепели" государство повернулось ли-цом к социальным проблемам. Оно регулярно повышало заработную плату (повысило на 50%), пенсии и пособия, отказалось от системы принудите-льных займов у населения, отменило плату за обучение в старших классах школ и в вузах, ввело 7 часовой рабочий день.

По инициативе Н.С.Хрущева в стра­не началось грандиозное жилищное строительство. Тогда построили 1млрд.100млн.кв. м жилья, больше, чем за все предыдущие годы советской власти. В годы "оттепели" у многих сове-тских людей появились телеви­зоры, радиоприемники, холодильники, стира-льные и швейные машины.

Правительство проводило политехниза­цию средней школы. Целью поли-технизации было соединение школы с современ­ным производством. Но для дости­жения этой цели не было необходимой материальной базы. И тогда пошли по простому пути: два дня в неделю учащиеся 9-11 классов ходили на заводы и "осваивали там рабочие профессии". Чаще всего это была трата времени и средств.

Правительство осуществило реформу высшей школы. Были открыты 160 новых вузов. Проходила политехнизация вузов: студенты технических вузов осваивали рабочие профессии (два дня в неделю студенты работали на заводах).

Внешняя политика. И. Сталин оставил своим преемникам плохое наслед-ство в области внешней политики. Против СССР действовал блок НАТО. В 1954 г. был создан блок СЕАТО, в который входили США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зе­ландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан; в 1955 г. - блок СЕНТО, в который входили США, Великобритания, Турция, Иран и Пакистан.

У нового руководства СССР не было единства по вопросам внешней политики. Одна его часть (Молотов, Каганович) была за продолжение сталинского курса, в основе которого лежала идея о неизбежности тре­тьей мировой войны. Другая часть руководства (Маленков, Хрущев) вы­ступала за развитие отношений с Западом и не считала неизбежной тре­тью мировую войну.

В 1953-1955гг. были сделаны шаги, направленные на восстановление прежних связей. Советское руководство приложило усилия, чтобы пре-кратить войны в Корее и Индокитае, вывело советские войска из Австрии, нормализовало отношения с Югославией (при­несло руководству Югославии извинения за грубые обвинения Сталина). В это время стали налаживаться отношения с ФРГ, куда вернули всех не­мецких военнопленных.

Новый внешнеполитический курс СССР был провозглашен на XX съезде КПСС в 1956г. Н.С.Хрущев заявил, что возможно предо­твращение третьей мировой войны, что возможно мирное сосуществование стран с различным общественно-политическим строем. Вместе с тем, оставаясь коммунистом, Хрущев сказал, что мирное сосуществование открывает перспективы мир-ного, парламентского пути перехода от капитализма к со­циализму.

Новое руководство Советского Союза внесло определённые коррективы в отношения с социалистическими странами. Не отказываясь от диктата, гегемонии, совет­ское руководство стало искать новые формы сотрудничества с этими странами. Оно пыталось связать эти страны экономически через Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и военно-политически, создав Организацию Варшавского Договора в 1955 г.

Руководство СССР смирилось с курсом новых руководителей Польши на роспуск большинства кооперативов (1956 г). Иначе оно повело себя во время народных выступлений в Венгрии в том же 1956 г. Оно вмешалось во внутренние дела Вен­грии, арестовало правительство этой страны, заменив его на своих став­ленников.

Решения XX съезда КПСС стали поворотным пунктом в отношениях СССР с Албанией, Китаем и Северной Кореей. Руководители этих стран осудили Н.С.Хрущева за критику культа личности И.Сталина. С 1961г. Албания порвала все отно­шения с СССР.

В начале 1960-х гг. стали ухудшаться отношения Советского Союза с Юго-славией, поскольку советская сторона не прекращали критики югослав­ского пути к социализму, называя его отступничеством от марксизма-ле­нинизма.

Такими неоднозначными были отношения Советского Союза с социалисти­тическим лагерем.

В период "оттепели" советское руководство стадо активно развивать отно-шения со странами так называемого "третьего мира ". Их стали рас­сматри-вать и как потенциальную базу для роста социалистического ла­геря и как союзников в борьбе против стран Запада. Стараниями Советского Союза была принята резолюция ООН о де­колонизации в 1960г. Десятки стран Аф-рики получили независимость. Советский Союз стал оказывать им военную, экономическую помощь, а так­же помощь в подготовке кадров. Для этой цели в Москве был открыт Уни­верситет дружбы народов. Особенно магически действовали на руководите­лей СССР слова о социалистической ориентации страны третьего мира. Тогда советская помощь многократно возрастала. Так случилось с Египтом, где президент Насер в знак особой любви стал героем Советского Союза.

Противоречиво развивались отношения СССР со странами Запада. Сна­чала была полоса налаживания отношений: шли переговоры о сотрудниче-стве с Францией и Великобританией. Расширялись контакты с США. В 1959 г. Н.С.Хрущев посетил США. Ему многое там понравилось. Создавались усло­вия для улучшения отношений. СССР предложил прекратить испытания яде­рного оружия. США поддержали это предложение.

С 1959г. отношения Советского Союза с Западом стали ухудшаться. Совет-ская сторона сократила численность ар­мии на 1.2млн.чел. Страны Запада не поддержали эту инициативу. В апреле 1960 г. над Свердловском был сбит американский самолет-раз­ведчик. Тогда в августе 1961г. руководство ГДР и СССР решили возвести стену вок­руг Западного Берлина. Это чуть не привело к вооруженному конфликту. Стараниями дипломатии США были сорваны советско-японские переговоры о заключении мирного договора (США предложили Японии договор о безопас­ности).

Наивысшей точки конфронтация между СССР и США достигла в октябре 1962г., когда был создан Карибский кризис. После рево­люции на Кубе, с 1960 г., Советский Союз стал поддерживать правительство Кубы, а США –его противников. США грубо нарушали суверенитет Кубы. Советское и кубин­ское руководство решили наказать США, разместив на Кубе советские раке­ты с ядерным оружием. Эта акция поставила мир на грань ядерной войны. К счастью для человечества Н.С.Хрущев и президент США Дж.Кеннеди смогли найти компромисс, и кризис был разрешен. Вскоре два руководите­ля подписали договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

 

СССР в 1964-1982 гг.

Политический режим. Период с 1964 по 1982гг. получил название периода застоя. Политичес­кий режим и в это время не изменился: он остался тотали-тарным, но приобрел новые черты.

После отставки Н.Хрущева в руководстве КПСС сложились три группи­ровки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Ко­сыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шелепин, Суслов) предлагала вернуть­ся к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений.

В 1964-65гг. сторонники Л.Брежнева поддержали А.Косыгина и Ю.Андро­пова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные ре-зультаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма "очерните-льством". Благодаря этим уступ­кам Л.Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС.

В 1966-69гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: вез-де и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три чле-на Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с крити-кой деятельности генсека, то Л.Брежнев нашел поддержку у министра оборо­ны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как "верно-ного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появи-лись передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты "вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочи­нений.

В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консерватив­ный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено раз­витое социалис-тическое общество. Вновь история стала рассматриваться "как история слав-ных побед". Началась реабилитация Сталина и сталин­ского периода.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреплена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л.Брежневу и его окружению не удалось пол­ностью возродить сталинские порядки.

Конец 1970-х гг.- нача­ло 1980-х гг. стали апофеозом разложения тоталита-рного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личнос-ти. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погря­зло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на все-союзном уровне, воровали и облас­тные, и городские и районные князьки.

Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая груп-па диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли извест­ные ученые А.Сахаров и И.Шафаревич. Они пытались защитить конституцион­ные права советских граждан: писали письма советским руководите­лям, об-ращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение дис­сидентов.

Экономика. После отставки Н.С.Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Сове-та Министров СССР А.Н.Косыгин. Суть его предло­жений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была из­мениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предпри­ятиях. Они могли ее ис-пользовать для материального стимулирования ра­ботников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фак-тически реформа означала перевод пред­приятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть минис­терств.

В 1965г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967гг. реформа дала положительные результаты: повысились тем­пы экономического роста и зарплата работников, стала расши­ряться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 1960-х гг. реформа была свер-нута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята.

После провала экономической реформы А.Н.Косыгин делал попытки рефо­рмирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали созда­ваться агро-промышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышлен­ные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую эконо­мику.

Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повы-сило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в се­льское хозяйство за 1964-1980гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низ­ких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработ­ке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР.

Уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. некоторые экономисты ста­ли понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема.

Внешняя политика. К середине 1960-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третье­го мира не дала ожидаемых результатов.

В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разряд­ку международной напряженности. Ито-гом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры: о нераспространении ядерно­го оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового унич­тожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975г. в Хельсинки Заключи­тельного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обяза­лись уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопро­сы мирным путем.

К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную побе­ду и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути.

Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалисти­ческом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод "Дружба", газопровод' "Союз" и единая энергосистема "Мир". Была принята программа экономи­ческой инте-грации на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять эконо-мическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах.

На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехосло­вакии в 1968г. Там новые руководители страны попытались решить нако­пившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов.

Брежневское руководство в начале 1970-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Ки­тай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния.

В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил поль­скому руководству военную помощь, но последнее решительно отказа-лось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистичес­кий лагерь разваливался...

Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Зада-да. Во второй половине 1960-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама.

В начале 1970-х гг. в стра­нах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 1970-хгг. Запад вышел из энергетичес­кого кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения.

В период брежневского руководства СССР увеличил материальную по­мощь странам третьего мира. Миллиарды нефтедолларов шли на поддерж­ку "прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других стра­нах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода совет­ских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уни­чтожить президента Афганистана Х.Амина. После этого в Афганистан были введены со­ветские войска по просьбе нового президента Б.Кармаля, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы.

Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие вне­шнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содру­жестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира».

 

44. Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований

Смерть Черненко в марте 1985 г. положила начало новому периоду в со-ветской истории. К власти в СССР пришли новые люди во главе с М.С. Гор-бачевым. Они поставили вопрос о необходимости обновления социализ­ма при сохранении руководящей роли КПСС. Сторонники перемен не были едины: большинство (Лигачев, Рыжков) были за обновление совет­ской модели социализма, меньшинство (Горбачев, Яковлев) готовы были пойти дальше. В Политбюро ЦК КПСС были и противники перемен (Громыко, Ро-манов, Гришин), но они составляли меньшинство.

Новое руководство СССР встало на путь реформ потому, что обострились кризисные явления в экономике и резко упал жизненный уровень советских людей.

В проведении реформ можно выделить три этапа: 1) 1985 г. - начало 1987г., 2) 1987г.- начало 1990г., 3) 1990 - 1991 гг.

Первый этап реформ. В апреле 1985г. был при­нят курс накачественное преобразование всех сторон жизни советско­го общества", т.е. на перестройку. Считали, что у социалистической системы большие резервы, которые надо использовать. Предполагали модернизировать машинострое­ние и на его основе модернизировать все другие отрасли экономики. Планировали устранить такие недостатки, как низкую дисциплину тру­да и низкое качество выпускаемой продукции. С этой целью началась борьба с пьянством и алкоголизмом. Для повышения качества продукции ввели государственную приёмку. В ходе этих преобразований были расширены права трудовых коллективов.

Одновременно с преобразованиями в экономике осуществлялись и полити­ческие преобразования. Они проходили под лозунгом: "Больше соци­ализма!" В этот период предпринимались усилия по активизации деятель­ности Сове-тов, оживлению деятельности прокоммунистических обществен­ных органи-заций. Главным стала борьба за укрепление социалистической законности. Некоторые коррупционеры из высшей номенклатуры получили тюремное наказание.

В январе 1987г. были подведены итоги первого этапа реформ. Они оказа­зались отрицательными. В экономике дефицит увеличился до 37млрд. руб., обострились диспропорции в народном хозяйстве, был подорван потреби­тельский рынок.

Но даже эти робкие попытки реформ вызва­ли сопротивление у консервато-ров. И консерваторы были удалены из пар­тийных и государственных орга-нов.

В выс­шем руководстве СССР остались только обновленцы и реформаторы. Между ними и начались споры о путях дальнейшего развития страны. В январе 1987 г. М.Горбачев предложил новый курс. Он заявил, что "без политической реформы невозмож­на экономическая реформа. Социализм де-формирован. Сталинский социализм необходимо заменить демократическим социализмом. А путь к этому лежит через политику гласности". Обнов­ленное руководство КПСС поддержало курс Горбачева.

В январе 1987г. начался второй этап реформ. Начала осуществляться по-литика гласности. Целью гласности был показ пороков сталинской модели социализма и формирование концепции социализма с человеческим лицом. Политика гласности была активно поддержана обществом. Начался газет-ный и журнальный бум. Читатели узнали правду о всех периодах советской истории: о красном терроре, об убий­стве царской семьи, о голоде 1921г., о вывозе культурных ценностей за границу, о советской агрессии против рес-публик Закавказья, о сговоре Сталина с Гитлером в 1939г., о Новочеркасском расстреле 1962 г., о кор­рупции в брежневские времена. В ходе осуществле-ния политики глас­ности была создана комиссия ЦК КПСС, которая стала изучать дела о реп­рессиях.

В Политбюро ЦК КПСС обострились противоречия между двумя группи­ровками, которые имели разные представления о пределах гласности. В марте 1988г. Е. Лигачев использовал письмо тогда мало кому известной Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". Она утверждала, что поли­тика гласности - шельмование "славной советской истории". Воспо-льзо­вавшись тем, что Горбачев и Яковлев тогда находись с заграничным ви­зитом, Лигачев опубликовал "письмо" во всех партийных газетах. Но через 2 недели всё встало на свои места: "письмо" Н.Андреевой было осужде­но, как антиперестроечное.

Во второй период перестройки осуществлялись и экономические рефор­мы. Был взят курс на создание социалистического рыночного хозяйства. В ходе осуществления этого курса предприятия были переведены на полный хозрас-счет, трудовые коллективы получили право выбирать своих руководителей. В 1988 г. были приняты законы об индивидуальной трудовой деятельности, об аренде и о кооперации. Однако эти меры ухудшили положение в экономике: исчезли дешевые товары, резко обост­рился дефицит основных товаров.

Что в этих условиях делал М. Горбачев? Он предлагает курс на гу­манный демократический социализм и переход к рыночной экономике.

Третий этап перестройки. На этом этапе удалось провести только полити-ческие реформы. Были проведены демократические выборы народных депу-татов СССР на альтернативной основе, была дана амнистия политическим заключенным, были реаби­литированы все жертвы незаконных репрессий, была введена свобода слова, разрешена деятельность других политических партий, были разрешены забастовки. В марте 1990 г. М. Горбачев стал прези-дентом СССР. Эти рефор­мы ослабили позиции КПСС (была отменена и ст.6 Конституции, где за­креплялась руководящая роль КПСС).

М. Горбачеву не удалось осуществить плавный переход к рыночной эконо-мике. Этому помешала позиция руководства России во главе с Б. Ельциным, а также желание номенклатуры воспользоваться ослаблением власти и прива-тизировать, прибрать к своим рукам, государственную соб­ственность.

Перестройка была насильственно прервана августовским путчем 1991г. В декабре 1991 г. распался и СССР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.019 с.)