Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советский Союз в период «оттепели»: достижения и неудачи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Период с 1953 по 1964 г называют периодом "оттепели ". Этот термин ввел писатель И.Эренбург. Понятие "оттепель" точно отражает общественную атмосферу тех лет, когда на смену сталинской "зиме" пришла еще не весна, а только "оттепель". Политические реформы. Период с 1953 по 1964 г называют периодом "оттепели" неслучайно, так как в это время были приняты меры, которые должны были смягчить крайности существовавшего в стране тоталитарного режима. Инициатором и проводником этих мер был первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев. Хрущев хотел освободить страну от сталинского наследства. Он провозгла-сил курс на восстановление социалистической законности. По инициативе Хрущева была восстановлена деятельность государственных учреждений: стали регулярно созываться сессии Верховного Совета СССР. Были восста-новлены и расширены права союзных республик: в их управление были пе-реданы сотни предприятий, среднеазиатские республики были освобождены от уплаты налогов в союзную казну и стали получать дотации. Известно, что в сталинское время были репрессированы многие народы. В период "оттепели" большинство этих народов было реабилитировано. Были восстановлены и их автономные республики. Но больше всего современ-ники ценили деятельность Хрущева по реабилитации невинно осужденных людей. 90 комиссий, созданных по решению XX съезда КПСС освободили сотни тысяч людей. По инициативе Н.Хрущева была проведена чистка правоохранительных ор-ганов от дискредитировавших власть лиц. Эти органы были подчинены контролю ЦК КПСС. По инициативе Н.Хрущева было смягчено законодательство в части наказаний. Экономические реформы. Немало нерешенных проблем оставил Сталин и в сфере экономики: отставание легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, устаревшее оборудование во всех отраслях экономики. Эти проб-лемы и пытался решить Хрущев. При этом он не покушался на основные принципы командной экономики. Н.С.Хрущев начал реформы с реорганизации управления экономикой: он сократил вдвое число промышленных министерств. Но эта мера ухудшила управляемость народным хозяйством, и промышленные министерства вос-становили. Но ненадолго. В 1957 г. стала вводиться новая модель управления народным хозяйством: были ликвидированы многие министерства, которые руководили отдельными отраслями экономики, руководство экономикой перешло к советам народно-го хозяйства, которые были созданы в каждом из 105 экономических районов страны. Сначала эти меры дали положительные результаты (повышение тем-пов роста), затем возобладали негативные тенденции (отсутствие единой технической политики, обострение противоречий между экономическими районами). Попытка реорганизации управления промышленностью не уда-лась. Иными были результаты деятельности правительства по реконструкции действовавших предприятий. На многих предприятиях было установлено новое оборудование. Правительство осуществило электрификацию железных дорог. Немало сделало правительство для подъема сельского хозяйства. Уже в 1953г. оно увеличило закупочные цены на сельхозпродукцию от 3 до 7 раз По инициативе Н.Хрущева была принята программа финансовой поддержки сельского хозяйства (в 1955г. оно получило 12 мдрд.руб., а в 1958г.- 50млрд. руб.). В колхозах начались работы по электрификации. С этого времени стало вводиться авансирование труда колхозников в крепких хозяйствах. В 1955-1956 гг. были расширены права колхозов: они стали получать задания только по заготовкам, сами определяли обязательный минимум трудодней, размер приусадебных участков колхозников. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства. Но принимались и неоправданные решения. В 1954-1958гг. проходило ос-воение целинных земель. Туда было вложено много средств, а итог оказался плачевным: после трех лет низких урожаев был уничтожен плодородный слой. Много бед принесла колхозам поспешная реорганизация машинно-тракторных станций. Их имущество стало продаваться колхозам, но боль-шинство колхозов не смогло заплатить за это имущество и оказалось должниками. Негативные последствия имел и курс на свертывание личных подсобных хозяйств, который стал осуществляться после 1961г. Те же последствия имела кампания по культивированию кукурузы. Итогом сельскохозяйственной политики стала закупка хлеба за границей. Социальная политика. В период "оттепели" государство повернулось ли-цом к социальным проблемам. Оно регулярно повышало заработную плату (повысило на 50%), пенсии и пособия, отказалось от системы принудите-льных займов у населения, отменило плату за обучение в старших классах школ и в вузах, ввело 7 часовой рабочий день. По инициативе Н.С.Хрущева в стране началось грандиозное жилищное строительство. Тогда построили 1млрд.100млн.кв. м жилья, больше, чем за все предыдущие годы советской власти. В годы "оттепели" у многих сове-тских людей появились телевизоры, радиоприемники, холодильники, стира-льные и швейные машины. Правительство проводило политехнизацию средней школы. Целью поли-технизации было соединение школы с современным производством. Но для достижения этой цели не было необходимой материальной базы. И тогда пошли по простому пути: два дня в неделю учащиеся 9-11 классов ходили на заводы и "осваивали там рабочие профессии". Чаще всего это была трата времени и средств. Правительство осуществило реформу высшей школы. Были открыты 160 новых вузов. Проходила политехнизация вузов: студенты технических вузов осваивали рабочие профессии (два дня в неделю студенты работали на заводах). Внешняя политика. И. Сталин оставил своим преемникам плохое наслед-ство в области внешней политики. Против СССР действовал блок НАТО. В 1954 г. был создан блок СЕАТО, в который входили США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан; в 1955 г. - блок СЕНТО, в который входили США, Великобритания, Турция, Иран и Пакистан. У нового руководства СССР не было единства по вопросам внешней политики. Одна его часть (Молотов, Каганович) была за продолжение сталинского курса, в основе которого лежала идея о неизбежности третьей мировой войны. Другая часть руководства (Маленков, Хрущев) выступала за развитие отношений с Западом и не считала неизбежной третью мировую войну. В 1953-1955гг. были сделаны шаги, направленные на восстановление прежних связей. Советское руководство приложило усилия, чтобы пре-кратить войны в Корее и Индокитае, вывело советские войска из Австрии, нормализовало отношения с Югославией (принесло руководству Югославии извинения за грубые обвинения Сталина). В это время стали налаживаться отношения с ФРГ, куда вернули всех немецких военнопленных. Новый внешнеполитический курс СССР был провозглашен на XX съезде КПСС в 1956г. Н.С.Хрущев заявил, что возможно предотвращение третьей мировой войны, что возможно мирное сосуществование стран с различным общественно-политическим строем. Вместе с тем, оставаясь коммунистом, Хрущев сказал, что мирное сосуществование открывает перспективы мир-ного, парламентского пути перехода от капитализма к социализму. Новое руководство Советского Союза внесло определённые коррективы в отношения с социалистическими странами. Не отказываясь от диктата, гегемонии, советское руководство стало искать новые формы сотрудничества с этими странами. Оно пыталось связать эти страны экономически через Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и военно-политически, создав Организацию Варшавского Договора в 1955 г. Руководство СССР смирилось с курсом новых руководителей Польши на роспуск большинства кооперативов (1956 г). Иначе оно повело себя во время народных выступлений в Венгрии в том же 1956 г. Оно вмешалось во внутренние дела Венгрии, арестовало правительство этой страны, заменив его на своих ставленников. Решения XX съезда КПСС стали поворотным пунктом в отношениях СССР с Албанией, Китаем и Северной Кореей. Руководители этих стран осудили Н.С.Хрущева за критику культа личности И.Сталина. С 1961г. Албания порвала все отношения с СССР. В начале 1960-х гг. стали ухудшаться отношения Советского Союза с Юго-славией, поскольку советская сторона не прекращали критики югославского пути к социализму, называя его отступничеством от марксизма-ленинизма. Такими неоднозначными были отношения Советского Союза с социалиститическим лагерем. В период "оттепели" советское руководство стадо активно развивать отно-шения со странами так называемого "третьего мира ". Их стали рассматри-вать и как потенциальную базу для роста социалистического лагеря и как союзников в борьбе против стран Запада. Стараниями Советского Союза была принята резолюция ООН о деколонизации в 1960г. Десятки стран Аф-рики получили независимость. Советский Союз стал оказывать им военную, экономическую помощь, а также помощь в подготовке кадров. Для этой цели в Москве был открыт Университет дружбы народов. Особенно магически действовали на руководителей СССР слова о социалистической ориентации страны третьего мира. Тогда советская помощь многократно возрастала. Так случилось с Египтом, где президент Насер в знак особой любви стал героем Советского Союза. Противоречиво развивались отношения СССР со странами Запада. Сначала была полоса налаживания отношений: шли переговоры о сотрудниче-стве с Францией и Великобританией. Расширялись контакты с США. В 1959 г. Н.С.Хрущев посетил США. Ему многое там понравилось. Создавались условия для улучшения отношений. СССР предложил прекратить испытания ядерного оружия. США поддержали это предложение. С 1959г. отношения Советского Союза с Западом стали ухудшаться. Совет-ская сторона сократила численность армии на 1.2млн.чел. Страны Запада не поддержали эту инициативу. В апреле 1960 г. над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик. Тогда в августе 1961г. руководство ГДР и СССР решили возвести стену вокруг Западного Берлина. Это чуть не привело к вооруженному конфликту. Стараниями дипломатии США были сорваны советско-японские переговоры о заключении мирного договора (США предложили Японии договор о безопасности). Наивысшей точки конфронтация между СССР и США достигла в октябре 1962г., когда был создан Карибский кризис. После революции на Кубе, с 1960 г., Советский Союз стал поддерживать правительство Кубы, а США –его противников. США грубо нарушали суверенитет Кубы. Советское и кубинское руководство решили наказать США, разместив на Кубе советские ракеты с ядерным оружием. Эта акция поставила мир на грань ядерной войны. К счастью для человечества Н.С.Хрущев и президент США Дж.Кеннеди смогли найти компромисс, и кризис был разрешен. Вскоре два руководителя подписали договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.
СССР в 1964-1982 гг. Политический режим. Период с 1964 по 1982гг. получил название периода застоя. Политический режим и в это время не изменился: он остался тотали-тарным, но приобрел новые черты. После отставки Н.Хрущева в руководстве КПСС сложились три группировки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Косыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шелепин, Суслов) предлагала вернуться к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений. В 1964-65гг. сторонники Л.Брежнева поддержали А.Косыгина и Ю.Андропова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные ре-зультаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма "очерните-льством". Благодаря этим уступкам Л.Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1966-69гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: вез-де и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три чле-на Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с крити-кой деятельности генсека, то Л.Брежнев нашел поддержку у министра обороны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как "верно-ного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появи-лись передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты "вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочинений. В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консервативный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено развитое социалис-тическое общество. Вновь история стала рассматриваться "как история слав-ных побед". Началась реабилитация Сталина и сталинского периода. В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреплена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л.Брежневу и его окружению не удалось полностью возродить сталинские порядки. Конец 1970-х гг.- начало 1980-х гг. стали апофеозом разложения тоталита-рного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личнос-ти. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погрязло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на все-союзном уровне, воровали и областные, и городские и районные князьки. Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая груп-па диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли известные ученые А.Сахаров и И.Шафаревич. Они пытались защитить конституционные права советских граждан: писали письма советским руководителям, об-ращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение диссидентов. Экономика. После отставки Н.С.Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Сове-та Министров СССР А.Н.Косыгин. Суть его предложений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была измениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предприятиях. Они могли ее ис-пользовать для материального стимулирования работников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фак-тически реформа означала перевод предприятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть министерств. В 1965г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967гг. реформа дала положительные результаты: повысились темпы экономического роста и зарплата работников, стала расширяться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 1960-х гг. реформа была свер-нута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята. После провала экономической реформы А.Н.Косыгин делал попытки реформирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали создаваться агро-промышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышленные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую экономику. Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повы-сило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в сельское хозяйство за 1964-1980гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР. Уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. некоторые экономисты стали понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема. Внешняя политика. К середине 1960-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третьего мира не дала ожидаемых результатов. В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разрядку международной напряженности. Ито-гом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры: о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения. Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975г. в Хельсинки Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обязались уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопросы мирным путем. К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную победу и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути. Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалистическом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод "Дружба", газопровод' "Союз" и единая энергосистема "Мир". Была принята программа экономической инте-грации на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять эконо-мическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах. На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехословакии в 1968г. Там новые руководители страны попытались решить накопившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов. Брежневское руководство в начале 1970-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Китай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния. В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил польскому руководству военную помощь, но последнее решительно отказа-лось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистический лагерь разваливался... Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Зада-да. Во второй половине 1960-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама. В начале 1970-х гг. в странах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 1970-хгг. Запад вышел из энергетического кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения. В период брежневского руководства СССР увеличил материальную помощь странам третьего мира. Миллиарды нефтедолларов шли на поддержку "прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других странах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уничтожить президента Афганистана Х.Амина. После этого в Афганистан были введены советские войска по просьбе нового президента Б.Кармаля, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы. Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие внешнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содружестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира».
44. Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований Смерть Черненко в марте 1985 г. положила начало новому периоду в со-ветской истории. К власти в СССР пришли новые люди во главе с М.С. Гор-бачевым. Они поставили вопрос о необходимости обновления социализма при сохранении руководящей роли КПСС. Сторонники перемен не были едины: большинство (Лигачев, Рыжков) были за обновление советской модели социализма, меньшинство (Горбачев, Яковлев) готовы были пойти дальше. В Политбюро ЦК КПСС были и противники перемен (Громыко, Ро-манов, Гришин), но они составляли меньшинство. Новое руководство СССР встало на путь реформ потому, что обострились кризисные явления в экономике и резко упал жизненный уровень советских людей. В проведении реформ можно выделить три этапа: 1) 1985 г. - начало 1987г., 2) 1987г.- начало 1990г., 3) 1990 - 1991 гг. Первый этап реформ. В апреле 1985г. был принят курс накачественное преобразование всех сторон жизни советского общества", т.е. на перестройку. Считали, что у социалистической системы большие резервы, которые надо использовать. Предполагали модернизировать машиностроение и на его основе модернизировать все другие отрасли экономики. Планировали устранить такие недостатки, как низкую дисциплину труда и низкое качество выпускаемой продукции. С этой целью началась борьба с пьянством и алкоголизмом. Для повышения качества продукции ввели государственную приёмку. В ходе этих преобразований были расширены права трудовых коллективов. Одновременно с преобразованиями в экономике осуществлялись и политические преобразования. Они проходили под лозунгом: "Больше социализма!" В этот период предпринимались усилия по активизации деятельности Сове-тов, оживлению деятельности прокоммунистических общественных органи-заций. Главным стала борьба за укрепление социалистической законности. Некоторые коррупционеры из высшей номенклатуры получили тюремное наказание. В январе 1987г. были подведены итоги первого этапа реформ. Они оказазались отрицательными. В экономике дефицит увеличился до 37млрд. руб., обострились диспропорции в народном хозяйстве, был подорван потребительский рынок. Но даже эти робкие попытки реформ вызвали сопротивление у консервато-ров. И консерваторы были удалены из партийных и государственных орга-нов. В высшем руководстве СССР остались только обновленцы и реформаторы. Между ними и начались споры о путях дальнейшего развития страны. В январе 1987 г. М.Горбачев предложил новый курс. Он заявил, что "без политической реформы невозможна экономическая реформа. Социализм де-формирован. Сталинский социализм необходимо заменить демократическим социализмом. А путь к этому лежит через политику гласности". Обновленное руководство КПСС поддержало курс Горбачева. В январе 1987г. начался второй этап реформ. Начала осуществляться по-литика гласности. Целью гласности был показ пороков сталинской модели социализма и формирование концепции социализма с человеческим лицом. Политика гласности была активно поддержана обществом. Начался газет-ный и журнальный бум. Читатели узнали правду о всех периодах советской истории: о красном терроре, об убийстве царской семьи, о голоде 1921г., о вывозе культурных ценностей за границу, о советской агрессии против рес-публик Закавказья, о сговоре Сталина с Гитлером в 1939г., о Новочеркасском расстреле 1962 г., о коррупции в брежневские времена. В ходе осуществле-ния политики гласности была создана комиссия ЦК КПСС, которая стала изучать дела о репрессиях. В Политбюро ЦК КПСС обострились противоречия между двумя группировками, которые имели разные представления о пределах гласности. В марте 1988г. Е. Лигачев использовал письмо тогда мало кому известной Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". Она утверждала, что политика гласности - шельмование "славной советской истории". Воспо-льзовавшись тем, что Горбачев и Яковлев тогда находись с заграничным визитом, Лигачев опубликовал "письмо" во всех партийных газетах. Но через 2 недели всё встало на свои места: "письмо" Н.Андреевой было осуждено, как антиперестроечное. Во второй период перестройки осуществлялись и экономические реформы. Был взят курс на создание социалистического рыночного хозяйства. В ходе осуществления этого курса предприятия были переведены на полный хозрас-счет, трудовые коллективы получили право выбирать своих руководителей. В 1988 г. были приняты законы об индивидуальной трудовой деятельности, об аренде и о кооперации. Однако эти меры ухудшили положение в экономике: исчезли дешевые товары, резко обострился дефицит основных товаров. Что в этих условиях делал М. Горбачев? Он предлагает курс на гуманный демократический социализм и переход к рыночной экономике. Третий этап перестройки. На этом этапе удалось провести только полити-ческие реформы. Были проведены демократические выборы народных депу-татов СССР на альтернативной основе, была дана амнистия политическим заключенным, были реабилитированы все жертвы незаконных репрессий, была введена свобода слова, разрешена деятельность других политических партий, были разрешены забастовки. В марте 1990 г. М. Горбачев стал прези-дентом СССР. Эти реформы ослабили позиции КПСС (была отменена и ст.6 Конституции, где закреплялась руководящая роль КПСС). М. Горбачеву не удалось осуществить плавный переход к рыночной эконо-мике. Этому помешала позиция руководства России во главе с Б. Ельциным, а также желание номенклатуры воспользоваться ослаблением власти и прива-тизировать, прибрать к своим рукам, государственную собственность. Перестройка была насильственно прервана августовским путчем 1991г. В декабре 1991 г. распался и СССР.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.019 с.) |