Развитие русской культуры: советский и постсоветский периоды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие русской культуры: советский и постсоветский периоды.



Хронологические рамки, которые нужно рассматривать: с установления советской власти (октябрь 1917) до распада СССР (заключение договора«О Денонсации договора 1922 года»). Этот период нужно разделить на несколько этапов:

1) 17-20 годы. Это очень сложный и противоречивый этап.

Это время гражданских войн и интервенций: эти события ознаменоли раскол общества на сторонников и противников революции (июльские дни, корниловское выступление, крестьянские погромы помещичьих имений осенью 1917 г.). Формальной гранью начала гражданской войны можно считать насильственное смещение Временного правительства и захват государственной власти большевистской партией, а также последовавший вскоре разгон Учредительного собрания. Но все эти вооруженные столкновения носили локальный характер. В целом этот период завершился с ликвидацией в ноябре 1920 г. последнего белого фронта в европейской части России.

Это период Советско – польской войны: 25 апреля 1920 г. польская армия, снаряженная на средства Франции, вторглась в пределы Советской Украины и 6 мая захватила Киев. Глава польского государства маршал Ю. Пилсудский вынашивал план создания «Великой Польши» от Балтийского моря до Черного, включая часть литовских, белорусских и украинских земель. В октябре воюющие стороны заключили перемирие, а в марте 1921 г. — мирный договор. По его условиям к Польше отошла значительная часть исконных земель Украины и Белоруссии.

Очень ванна в этот период политика НЭПА: это очень противоречивая политика, она и поворачивает к кооперации, но и государство начинает контроль. Появяется облик нового буржуа (нэпмана).Это экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

В этот период – очень интересная ситуация в культуре. Это время противоречий и разделения на русский авангард (классический авангард) или модернизм и на пролетарское искусство 30 гг (соц. Реализм.) Основными направлениями русского авангарда были: Абстракционизм (Василий Кандинский, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.), Супрематизм(Казимир Малевич), Конструктивизм(Владимир Татлин), Кубофутуризм (Кубизм, Футуризм- Владимир Маяковский. Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко). С оцреализм: Митрофан Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 и Луначарский был первым литератором.

2) 1930-1953 – это период таталитаризма. С одной стороны – это упрочение Советского Союза в экономическом плане (стремление с одной стороны к индивидуализму, но и к коллективизму). Со второй стороны – возникновение ГУЛАГа (очень позорно). Гулаг- это подразделение осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей в 1934—1960 годах. Всего за годы существования системы ГУЛАГ через него прошли 15-18 млн человек. Из них скончались в лагерях примерно 1,5 миллиона.

Это время наростания тоталитаризм 37-38гг, но мы не можем сказать что это стагнация (stagnare — делать неподвижным, предохранять, останавливать").

Это страшный период ВОВ. Это тяжелейшие последствия для всего народа. Это восстановление хозяйства и не оправдывание надежд об ослаблении тоталитаризме.

Этот период и мрачный и многообещающий – поворот к новой волне, которая начинается после смерти в 53году Сталина.

3) С 60- период Хрущевской оттепели. Это период развенчивания культа Сталина (личности). Это период выдачи паспортов колхозникам. Были сделаны попытки реформироватьнародное хозяйство, которые в большей степени ни к чему не привели, кроме диалога СССР с зазраницей, которые в свою очередь тоже привели к обострению. Мы все помним Карибский кризис 62 года (чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом», в США распространено название «Кубинский ракетный кризис»).

 

4) Феномен 50-60гг. Шестидесятники — субкультура советской интеллигенции Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели». ПР: журнал «Новый Мир»Александром Твардовским. «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Пядь земли» Григория Бакланова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, «Мёртвым не больно» Василя Быкова и другие. Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

 

5) Около 1965 – 1985 – стагнация, застой. Но этот период все же разнообразный. На смену Хрущеву приходи Брежнев. В первое время наблюдаются реформы, которые должны были коснуться кооперативов, сдельной зарплаты, но этого ничего не произошло. В 70гг – никакого движения вперед. Начинают приниматься консервативные решения. В народе, соответсвенно, репрессии, которые сопровождались не решением проблем, а изоляцией и высылкой.

Сфера искусство в это время, несмотря на стогнацию, очень интересна и разнообразна. Продолжает развиваться соцреализм, проявляется творческая индивидуальность.

6) Период перестройки 85-91,92гг. К власти приходит Горбачев. Внутренняя дестабилизация форсируется и тенденциями саморазрушения. Это время возникновения корпоративов, обострения национально-этнических проблем, гонения.

 

 


 

36. Тенденции и особенности развития белорусской культуры ХХ ‑ ХХI вв.

19 Всесоюзной конференцией КПСС были рассмотрены проблемы национально-культурного развития. Такая постановка вопроса содействовала дальнейшей активизации деятельности общества по расширению сферы употребления белорусского языка. Активную деятельность в этом направлении принимала газета «Литература и искусство». В 1989 появилась рубрика «Белорусскому языку—статус государственного». За возрождение национальной культуры выступил организационный комитет по образованию Белорусского народного фронта. Важное место в развитии национальной культуры, расширении употребления белорусского языка имело образование Общество белорусского языка. Литература. Литература начала эстетическую разработку новых тем, таких, как нацио нальная проблематика, чернобыльская катастроф а, судьба белорусского народа в связи с радиационной опасностью. Важную роль приобрела историческая тематика, тема культурного наследия в жизни народа. Возвращение «забытых» писателей и поэтов. Это М. Горецкий, А. Гарун, В. Ластовского, Я. Лучины и т.д. современная белорусская литература обогатилась значительными художественными произведениями различных жанров. Особое место занимают И. Чигринов «Оправдание крови», «Плачь перепелки», В. Быков. Демократизация жизни принесла новое понимание содержания сталинского тоталитарного режима, пережитого белорусским народом. Важную роль играют произведения С. Граховского, Ф. Алехновича, Б. Микулича. Трагедией ХХ века стала а вария на Чернобыльской АЭС. Все жанры литературы не остались в стороне от осмысления причин и выводов чернобыльской беды. Так появился роман И. Шамякина «Злая звезда» и «Краем белого пути » В. Карамазова. В контексте чернобыльской трагедии рассматривается жизнь полесской деревни. Важна деятельность Р. Барадулина. Он остро переживает то, что молодое поколение забывает свою историю, традиции. Произошли перемены в драматургии. В этот период появляется драма «Слом» А. Дударева.

Литература этого периода духовно обогатила человека, несет в себе след возрождения, содействовала воспитанию национального самосознания бел народа. Театр. несмотря на сложности экономического развития, наблюдается тенденция увеличения театральной сетки. Профессиональные драматические театры начали деятельность в Молодечне, Слониме, Мозыре. Новой чертой театральной жизни стало образование частных театров. С каждым годом в творческих коллективах проявляется поворот к национальной идее. Деятельность театров отмечена широким обращением к национальной культуре, поискам и разработкам оригинального репертуара. Идея национально-культурного возрождения стала содержанием работы белорусского театра имени Я. Купалы. Белорусский государственный академический театр имени Я. Колоса ставил пьесы классиков русской и зарубежной драматургии. Важна роль минского Альтернативного театра. Его репертуар включает в себя драматургию абсурда. Под знаком национального возрождения развивается деятельность областных театров. Имена: Н. Араховский, В. Маслюк, М. Пинигин, Р. Тапилова.

Музыка. Ведущим жанром в белорусской музыке остается симфония. Важное место занимают 8-я симфония Д. Смольского и камерная симфония В. Войтика. Развивались вокально-симфонические жанры и в первую очередь кантата. Продолжала развитие белорусская песня. В это время развиваются музыкальные театры. Несмотря на сложное экономическое положение, в республике образовываются новые музыкальные коллективы, которые пропагандируют национальное музыкальное искусство. Работают новые коллективы, которые возрождают забытые страницы белорусской музыкальной культуры, пропагандируют современную музыку. Этому способствовали музыкальные фестивали.

Искусство 1917 год является переломной датой для жизни значительной части Европы. Но в искусстве ситуация еще более сложная: классический авангард Витебска имеет много общего с футуризмом, творчество Марка Шагала больше связано с парижской атмосферой начала века, а не с советским планом монументальной пропаганды. Творчество Фердинанда Рущица и Язепа Дроздовича перекликается с традициями Сецессии и европейским символизмом. Культурное поле ХХ века включает в себя такие имена, как Казимир Малевич, Владислав Стшеминьский, Юдель Пэн, Марк Шагал, Михаил Филиппович, Роман Семашкевич и др. В начале столетия Беларусь имела все реальные возможности для включения в европейские творческие эксперименты. В определенной мере они были реализованы в 1920-х годах, хотя так и не достигли вершины своего развития. На протяжении ХХ — первого десятилетия ХХI века художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохраняя за собой качество цельного художественного явления. Страна и ее искусство начали существовать в совершенно новых исторических условиях. Изобразительному искусству Беларуси всегда была свойственна легкость усвоения прогрессивных элементов мировой культуры. Обзор и анализ этого нового этапа — интересная задача. Принципиально новое качество искусства начала XXI века диктуется далеко не только волей художника, но и вполне объективными обстоятельствами. Новый этап свидетельствует об изменении ожиданий, связанных не только с общественным устройством, но, как и в начале ХХ века, с широтой интереса творческой интеллигенции, выраженной в обновляемых творческих стратегиях. Художественная жизнь начала 1990-х годов более многоплановая, чем в предыдущие десятилетия, но все еще далекая от требований времени. Уверенно утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика и т.д., расширяется жанрово-видовой спектр изобразительного искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.009 с.)