Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусское государство как «конфедерация»: Киев, новгород, полоцк. Особенности межгосударственного взаимодействия.

Поиск
Для начала мы отметим периодизацию Руси1: 1. Древняя Русь (9-13гг). 2. Московское Царство (14-17гг). 3.Имперская Россия (1721-1917гг). 4.Период советской России (1917-1991гг). 5. Постсоветский период (с 1991-по настоящее время). Периодизацию Руси2: 1.Древнерусский период(9-сер 12) 2.Удельный период феодальной раздробленности (30гг 12в-кон 15в; 13в – татарское иго) 3.Московский период (к 15-17вв) 4.Советский период (1917-1991гг) 5.Постсоветский период (с 1991 по сегодня)
Периодизация Беларуси (по Игнатовскому«НАРЫС АБ ГІСТОРЫІ БЕЛАРУСІ»): 1.Полоцкий период – 9 в. – 30-40 гг. 13 в. (Образование ВКЛ); 2.Период ВКЛ - 30-40 гг. 13 вв. – 1569 г. (Речь Посполитая образовалась); 3.Период Речь Посполитой – 1569 г. (Люблинская уния) – 1772, 1793, 1795 (Разделы Речи Посполитой); 4.Состав Российской империи – кон. 18 в. – 1917 г.; 5.Советский период - 1917 – 1991; 6.Период суверенной РБ, иногда период называется постсоветским – 1991 г. – по настоящее время.

1 гос. образование, возникшее на восточнославянских землях - Киевская Русь (или Древняя Русь). Создание единого русского государства стало возможным вследствие консолидации в 9 в восточнославянских союзов племён (вятичей, кривичей, северян, волынян и др.) в единую древнерусскую народность.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей. Она объединилась под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева.

В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства. В 988—89 Владимир I Святославич ввёл христианство как государственную религию. В городах (Киев, Новгород, Ладога, Белоозеро, Ростов, Суздаль, Псков, Полоцк и др.) развивались ремёсла, торговля, просвещение.

Киев и Новгород соперничали между собой за объединение восточнославянских земель, при этом Полоцку придавалось важное значение. Киевский князь Аскольд вместе со своим братом Диром в 860 г. совершил поход на полочан и принес им много беды.

Приемник Рюрика князь Олег в 882 г. решил объединить северную и южную Русь в одно государство со столицей в Киеве.

Упоминания о Полоцке говорят, что полоцкая знать и местные князья действовали с опорой на Киевского князя. Полоцк вначале X ст. можно рассматривать как союзника Киева. Город на реке Полота в период формирования древнерусского государства поддерживал контакты с Киевом. Дань, которая шла в Полоцк от греков, использовалась содержание полоцкой дружины, которая принимала участие в этом походе. Но уже во второй половине X ст. в Полоцке княжил независимо от Киева и Новгорода князь Рогволод. Иначе говоря, в те времена начало свое существование первое белорусское государство – Полоцкое княжество. Это свидетельствует про самостоятельность Полоцка. Возможно, были правы те историки, которые утверждали, что до драматических событий 980 г. Полоцк никогда не был под властью Киева. Другие исследователи утверждают, что Полоцк своей волостью являлся городом-государством (на ряду с Туровом)
В 980 г. Владимиру Святославичу, который был тогда новгородским князем и сражался со своим братом Ярополком за Киевский трон, удалось захватить Полоцк. Рогволод был убит, его дочь Рогнеда насильно стала женой Владимира. Затем, в гневе Рогнеда совершила неудачное покушение на жизнь Владимира и была вместе с сыном Изяславом удалена из Киева на Полоцкую землю. Изяслав Владимирович с Рогнедой получили сначала Изяславль (современный Заславль), а потом вероятно был приглашен полочанами княжить в Полоцк.

Полоцк не стремился к завоеванию Киева, это и обособило его.

Отношения между Киевом и Полоцком часто усложнялись. Полоцк соперничал с Новгородом и Смоленском за соседние районы. Если в первой половине XI ст. киевские князья еще выдерживали стремление полоцкого князя к обособлению, то во второй половине положение изменилось, и полоцкий князь стал основным соперником Киева.

Полоцкие князья настойчиво старались расширить свои владения, в первую очередь за счет выгодного размещения территорий издавна заселенных кривичами. Периодические попытки южнорусских князей заставить Полоцк и Минск подчинится власти Киева, приводили к военным стычкам. Длительность и упорство борьбы свидетельствуют, что полоцко-минские князья имели мощную поддержку в своем княжестве. В 1065 году Всеслав начал войну с киевским князем Изяславом Ярославичем. Это было воспринято современниками как недоброе предзнаменование.
Киевским князьям не удалось создать единого государства, ни централизованного, ни федеративного. Роль Киева как общерусского центра падала по мере усиления экономической и политической жизни областей-земель. Хотя Киев оставался номинальным центром Руси, действительная власть перешла к князьям и боярам на местах. Даже когда Киев перестал быть столицей империи Рюриковичей, он продолжал оставаться крупнейшим центром Южной Руси. Права занять великое княжение Киевское домогались представители различных ветвей династии Рюриковичей. Однако реальное соотношение сил было таково, что великий князь киевский не мог уже навязывать свою волю суверенным и могущественным правителям Чернигова, Полоцка, Смоленска, Новгорода и других земель .
Великий Новгород
впервые упоминается в летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги. Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически: город стоял на перекрёстке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток, поэтому к середине IX века он сделался самым крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенёс столицу туда. Образовалось сильное славянское государство – Киевская Русь. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. С помощью новгородских дружин князья вели борьбу за великий киевский престол, ратники из Новгорода принимали участие в военных походах на Византию, в обороне рубежей государства от кочевников. Новгород старался держаться независимо и даже отказывался принять князя-наместника, присланного из Киева.

Большие изменения в жизни Новгорода произошли в годы княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава Мудрого. При первом была крещена Русь. В 988 году в Новгород прибыл первый епископ, грек Иоаким Корсунянин, который вместе с посадником Добрыней разрушил древние языческие святилища и крестил новгородцев. При Ярославе Мудром Новгород попытался освободиться от власти Киева.

В 1014 году князь Ярослав отказался платить дань Киеву и пригласил к себе наёмников – варяжскую дружину, которая лишь причинила городу многие беды.

КУЛЬТУРА:

В период Киевской Руси появилось много произведений искусства, которые одинаково принадлежат и до духовного наследства белорусов, украинцев и русских. Былины: «Вальга Святаслававич, и Микула Селянинавич», «Дабрыня-сват».

Часто центром культуры становился город. Софийские соборы были построены в 3 главных центрах Древней Руси – Киев, Новгород, Полоцк. Строительство их приходится на 11 век. Самым первым был в Киеве 1037г, построил Ярослав Мудрый (сын Рагнеды и Владимира), после в Новгороде и почти одновременно в сер. 11 века построен собор в Полоцке при Всеславе Чародее. Образцом послужил Константинопольский Софийский собор. Куполная система, которая уподоблялась византийскому образцу, после больше приобретало свои особенности. Постепенное создание к 12 века собственных архитектурных школ – крестово-купольная система.

Новгородский князь тем самым стремился возвысить статус Новгорода до уровня титулярной архиепископии. Этой цели было подчинено и создание церковного предания о передаче Ярославом Мудрым в дар Новгороду ко дню освящения тамошнего Софийского собора так называемых Корсуньских ворот работы византийских мастеров второй половины VIII — начала IX века, якобы привезённых в Киев ещё Владимиром Святославичем из Крыма в качестве «трофеев новой веры». Эта позднего происхождения легенда была обязана своим появлением желанию утвердить право Новгорода на роль второго по значению сакрального центра Руси.

По мнению Г. К. Вагнера, «Полоцкое «изгойное» княжество вообще заметно обособилось от Киева, тем более от Новгорода, и если князь Всеслав счёл необходимым построить в своей столице большой кафедральный собор, то это вовсе не было актом ориентации на сильного соседа, а, скорее, наоборот, жестом открытого противостояния ему… Можно сказать, что как Ярослав противостоял со своей Софией Константинополю, так Всеслав противостоял со своей Софией Киеву и Новгороду».

Тела Е. Полоцкой погребено в Киево-Печорской лавре, которая была основана в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. (до 1991г)


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.128 (0.01 с.)