Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи Просвещения и белорусская культура. Социально-философская мысль. Смена идеалов и ее отражение в литературе и живописи.

Поиск

Достаточно сложный период. Череда социально-политических конфликтов между магнатами. Август Сильный пытался привести страну к хорошему правлению, но привело это к немому сейму и его деятельность не стабилизировала Речь Посполитую. Социально-экономический упадок. В первой половине 18 века доминировали идеи схоластики. Представители схоластики:Тылковский, Керсницкий. К середине 18 в. социально-экономические преобразования охватывают Речь Посполитую. В экономике - таможенные границы. Различия в системе меры и веса. Белорусский язык не функционировал. В конце 50-х – реформа экономического плана: стираются границы, единая система меры и веса.

А. Тизенгауз – много сделал для Гродно и для его окрестностей. Новшества его привели к разорению королевской казны. Он основал Гродно и ряд учебных учреждений: медицинские, акушерские, ветеринарные и др. учреждения. Он лично в своей переписке приглашал Руссо в ВКЛ.

Адукационная комиссия – образована в 1773 г. Деятельность её была успешна. Было открыто 20 школ. Система светского образования. Начальная – средняя – высшая школа. Было многое изъято из теологических курсов. Большое внимание к естественно-научным дисциплинам. В её деятельности принимали участие именитые просветители: Снедецкий, Хребтович, Патоцкий. Эта комиссия выполняла функцию министерства образования.

Вильнецкая иезуитская академия, Главная литовская школа (2 факультета: нравственный и физический). Эталитовская школа стала базой для возникновения Виленского университета. Везде в 70-е гг. иезуитские ордена были запрещены.

1815г – в состав Российской империи входит Царство Польское; 1791г – принята Конституция Речи Посполитой. Это была вторая конституция в мире. Это результат просветительских идей, деятельности антироссийско настроенной шляхты, результат сейма 1762-1772гг; 1794г – восстание во главе Тадеуша Костюшки; 1795г – последний раздел РП.

Два направления Просвещения второй половины 18 века:

1. Магнатская - Хребтович; Стройновский и Карпович полагали, что общество является естественным природным организмом, в которое входит человек с его моральными принципами.

2. Средняя шляхта представлял Еленский, сторонник учения физиократов (провозглашали естественное равенство людей, критика крепостного права)

Интересные идеи выдвигал Почобут-Одленицкий – построил обсерваторию. Казимир Нарбут, Бенедикт Добшевич, Анел Довгирд.

Центры искусства и образования: Несвиж, Мир, Слоним, Пружаны, Шклов, Гродно.

Распространена деятельность театра. Театр в Гродно (Тизенгауз организовал), в Ружанах, Шкловский театр Зорича, Несвежский театр Радзивила и др.

Урсула Радзивил – одна из первых драматургов. Просветительский характер. Ноты, которые звучали в отношении взаимоотношений мужчин и женщин.

Барокко – основной стиль до середины 18 века. Очень часто наше барокко называют Виленское барокко. Яркие образцы: костёлы, например Гродненский фарный костёл.

1. Раннее барокко (16 – пер. пол. 17 вв.)

2. Зрелое барокко (втор. пол. 17 – 1730 гг.)

3. Позднее барокко (1730 – 1780 гг.) – тесно переплетается с рококо, особенно в оформлении интерьера.

В 18 веке происходит перестройка многих соборов, костелов.

Глаубиц – представлял образец третьей ступени развития белорусского собора. Ему принадлежит перестройка собора Иоанна Крестителя в Столовичах, Барановического района. Перестройка костела Кармелит в Мстиславле, перестройка Архиеврейского монастыря в Могилеве.

Усадьба Огинских под Слонимом (театр с плавающей сценой).Постепенно Беларусь входит в состав Российской империи:

Виленская школа – Гуцевич, Шульц; Белорусская школа – Захаревич и братья Макаревичи; Петербуржская школа – Сталов, Стасов; Варшавская – Цуг; Итальянская – Спампани; Английская - Кларк.

Архитектура классицизма: Иосифовский собор в Могилеве, по проекту Львова; Гомельский дворцово-парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей. Петропавловский собор в Гомеле. Усадьба Альбертин в Слониме.


 

23. Реформы второй половине XVIIIв. Светское и религиозное образование в Беларуси XVIII в.

На рубеже XVII-XVIII русское государство переживает кризис, обусловивший переход к новому типу культуры. Происходит культурный разлом – выделяются дворянская (аристократическая) и народная культуры. Церковь берет курс на сближение с государством и подчинение его интересам. Феофан Прокопович идеологически обосновал сближение светской и духовной власти в произведении «Правда воли монаршей». Выделение дворянства в качестве образованной элиты и носителя новой культуры. Появление новой ценности: военно-имперская самореализация, т.е. служение отечеству в армии. Личные интересы оказались неотъемлемы от интересов отечества.

Все эти процессы выразились в ряде государственных реформ:

1. Манифест о вольности дворянства (1762 г.) – впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы, могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу. Однако обязаны были служить в вооружённых силах во время войн. Отрицательной чертой манифеста было усиление крепостного права.

2. Учреждение для управления губерний Всероссийской империи (1775 г.) – документ, разделявший тер. России – губернии, в каждой из которых должно проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения.

3. Школьная реформа (1782-1786 гг.) – В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских – четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литера тура, единые учебные планы. Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназией при Московском университете составляли структуру среднего образования в России.

4. Жалованная грамота городам (1785 г.) – Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов, независимо от профессиональных занятий и рода деятельности — мещанства, определяла их личные и экономические права и свободы. Все население городов делилось на 6 категорий: настоящие городские обыватели, записанные в гильдии купцы, ремесленники, иностранные и иногородние купцы, именитые граждане, прочее городское население.

5. Указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей (1764 г.) и переводе их крестьян в категорию государственных, под управление Коллегии экономии.

6. Начали проводиться экономические реформы: В 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности.

7. Расширение крепостнического законодательства (2я пол. XVIII в.). Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков.

Светское и религиозное образование в Беларуси XVIII в.:

В XVIII в. (в особенности в его начале) монополия на образование все еще принадлежала церкви. В XVII—XVIII вв. в ВКЛ проявлял активность орден иезуитов, располагавший широкой сетью учебных заведений. Обучение в них велось преимущественно на латинском языке и было проникнуто богословием. Помимо школ католических орденов существовали и школы униатской церкви под патронатом ордена базилиан. Их важнейшим отличием явилось обучение на родном языке. В них так же изучались преимущественно теология, схоластика, риторика.

 

С середины XVIII в. образование в Беларуси стало приобретать более светский характер. Проводившаяся в это время под руководством С. Канарского реформа школ поколебала монополию иезуитов в просвещении и образовании. В учебных заведениях стали преподаваться современные языки, больше внимания уделялось общественно-политическим и естественно-научным дисциплинам, теоретические знания стали подкрепляться практическим опытом, создавались физические кабинеты. В общественно-политических науках преобладание теологии ослабело. Стали использоваться данные естественных наук — медицины, биологии, физики, астрономии. Широко изучались труды польских, русских, западноевропейских ученых-просветителей. Важным явлением культуры стали библиотеки.

В 1773-1775 гг. была сформирована «Адукационная комиссия» — практически первое в Европе министерство народного образования. Она попыталась провести общую реформу школы в Речи Посполитой. Создавались средние школы, окончание которых давало право на поступление в высшее учебное заведение. Низшей ступенью новой системы образования стали приходские училища. В них рекомендовалось изучать предметы, которые давали бы учащимся практические знания и навыки. Усилиями комиссии на белорусской земле в короткий срок было открыто 20 новых школ. Комиссия отменила преподавание религии в рамках школьных программ.

Значительную роль в развитии науки и культуры играл Виленский университет, основанный первоначально как коллегия. В конце XVII — первой половине XVIII в. многие его преподаватели вышли за рамки богословских догм. В последней четверти XVIII в. преподаватели Виленского Университета активно пропагандируют просветительские идеи. В распространение естественно-научных знаний значительный вклад внесла Гродненская медицинская школа, созданная А. Тизенгаузом.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.008 с.)