Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеи Просвещения и белорусская культура. Социально-философская мысль. Смена идеалов и ее отражение в литературе и живописи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Достаточно сложный период. Череда социально-политических конфликтов между магнатами. Август Сильный пытался привести страну к хорошему правлению, но привело это к немому сейму и его деятельность не стабилизировала Речь Посполитую. Социально-экономический упадок. В первой половине 18 века доминировали идеи схоластики. Представители схоластики: – Тылковский, Керсницкий. К середине 18 в. социально-экономические преобразования охватывают Речь Посполитую. В экономике - таможенные границы. Различия в системе меры и веса. Белорусский язык не функционировал. В конце 50-х – реформа экономического плана: стираются границы, единая система меры и веса. А. Тизенгауз – много сделал для Гродно и для его окрестностей. Новшества его привели к разорению королевской казны. Он основал Гродно и ряд учебных учреждений: медицинские, акушерские, ветеринарные и др. учреждения. Он лично в своей переписке приглашал Руссо в ВКЛ. Адукационная комиссия – образована в 1773 г. Деятельность её была успешна. Было открыто 20 школ. Система светского образования. Начальная – средняя – высшая школа. Было многое изъято из теологических курсов. Большое внимание к естественно-научным дисциплинам. В её деятельности принимали участие именитые просветители: Снедецкий, Хребтович, Патоцкий. Эта комиссия выполняла функцию министерства образования. Вильнецкая иезуитская академия, Главная литовская школа (2 факультета: нравственный и физический). Эталитовская школа стала базой для возникновения Виленского университета. Везде в 70-е гг. иезуитские ордена были запрещены. 1815г – в состав Российской империи входит Царство Польское; 1791г – принята Конституция Речи Посполитой. Это была вторая конституция в мире. Это результат просветительских идей, деятельности антироссийско настроенной шляхты, результат сейма 1762-1772гг; 1794г – восстание во главе Тадеуша Костюшки; 1795г – последний раздел РП. Два направления Просвещения второй половины 18 века: 1. Магнатская - Хребтович; Стройновский и Карпович полагали, что общество является естественным природным организмом, в которое входит человек с его моральными принципами. 2. Средняя шляхта – представлял Еленский, сторонник учения физиократов (провозглашали естественное равенство людей, критика крепостного права) Интересные идеи выдвигал Почобут-Одленицкий – построил обсерваторию. Казимир Нарбут, Бенедикт Добшевич, Анел Довгирд. Центры искусства и образования: Несвиж, Мир, Слоним, Пружаны, Шклов, Гродно. Распространена деятельность театра. Театр в Гродно (Тизенгауз организовал), в Ружанах, Шкловский театр Зорича, Несвежский театр Радзивила и др. Урсула Радзивил – одна из первых драматургов. Просветительский характер. Ноты, которые звучали в отношении взаимоотношений мужчин и женщин. Барокко – основной стиль до середины 18 века. Очень часто наше барокко называют Виленское барокко. Яркие образцы: костёлы, например Гродненский фарный костёл. 1. Раннее барокко (16 – пер. пол. 17 вв.) 2. Зрелое барокко (втор. пол. 17 – 1730 гг.) 3. Позднее барокко (1730 – 1780 гг.) – тесно переплетается с рококо, особенно в оформлении интерьера. В 18 веке происходит перестройка многих соборов, костелов. Глаубиц – представлял образец третьей ступени развития белорусского собора. Ему принадлежит перестройка собора Иоанна Крестителя в Столовичах, Барановического района. Перестройка костела Кармелит в Мстиславле, перестройка Архиеврейского монастыря в Могилеве. Усадьба Огинских под Слонимом (театр с плавающей сценой).Постепенно Беларусь входит в состав Российской империи: Виленская школа – Гуцевич, Шульц; Белорусская школа – Захаревич и братья Макаревичи; Петербуржская школа – Сталов, Стасов; Варшавская – Цуг; Итальянская – Спампани; Английская - Кларк. Архитектура классицизма: Иосифовский собор в Могилеве, по проекту Львова; Гомельский дворцово-парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей. Петропавловский собор в Гомеле. Усадьба Альбертин в Слониме.
23. Реформы второй половине XVIIIв. Светское и религиозное образование в Беларуси XVIII в. На рубеже XVII-XVIII русское государство переживает кризис, обусловивший переход к новому типу культуры. Происходит культурный разлом – выделяются дворянская (аристократическая) и народная культуры. Церковь берет курс на сближение с государством и подчинение его интересам. Феофан Прокопович идеологически обосновал сближение светской и духовной власти в произведении «Правда воли монаршей». Выделение дворянства в качестве образованной элиты и носителя новой культуры. Появление новой ценности: военно-имперская самореализация, т.е. служение отечеству в армии. Личные интересы оказались неотъемлемы от интересов отечества. Все эти процессы выразились в ряде государственных реформ: 1. Манифест о вольности дворянства (1762 г.) – впервые в истории России дворяне освобождались от обязательной 25-летней гражданской и военной службы, могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу. Однако обязаны были служить в вооружённых силах во время войн. Отрицательной чертой манифеста было усиление крепостного права. 2. Учреждение для управления губерний Всероссийской империи (1775 г.) – документ, разделявший тер. России – губернии, в каждой из которых должно проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения. 3. Школьная реформа (1782-1786 гг.) – В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских – четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литера тура, единые учебные планы. Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназией при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. 4. Жалованная грамота городам (1785 г.) – Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов, независимо от профессиональных занятий и рода деятельности — мещанства, определяла их личные и экономические права и свободы. Все население городов делилось на 6 категорий: настоящие городские обыватели, записанные в гильдии купцы, ремесленники, иностранные и иногородние купцы, именитые граждане, прочее городское население. 5. Указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей (1764 г.) и переводе их крестьян в категорию государственных, под управление Коллегии экономии. 6. Начали проводиться экономические реформы: В 1775 г. объявлена свобода предпринимательства, а с 1762 г. упразднена монополия в торговле и промышленности. Заплатив сбор, купцы могли освободиться от подушной подати и рекрутской повинности. 7. Расширение крепостнического законодательства (2я пол. XVIII в.). Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Светское и религиозное образование в Беларуси XVIII в.: В XVIII в. (в особенности в его начале) монополия на образование все еще принадлежала церкви. В XVII—XVIII вв. в ВКЛ проявлял активность орден иезуитов, располагавший широкой сетью учебных заведений. Обучение в них велось преимущественно на латинском языке и было проникнуто богословием. Помимо школ католических орденов существовали и школы униатской церкви под патронатом ордена базилиан. Их важнейшим отличием явилось обучение на родном языке. В них так же изучались преимущественно теология, схоластика, риторика.
С середины XVIII в. образование в Беларуси стало приобретать более светский характер. Проводившаяся в это время под руководством С. Канарского реформа школ поколебала монополию иезуитов в просвещении и образовании. В учебных заведениях стали преподаваться современные языки, больше внимания уделялось общественно-политическим и естественно-научным дисциплинам, теоретические знания стали подкрепляться практическим опытом, создавались физические кабинеты. В общественно-политических науках преобладание теологии ослабело. Стали использоваться данные естественных наук — медицины, биологии, физики, астрономии. Широко изучались труды польских, русских, западноевропейских ученых-просветителей. Важным явлением культуры стали библиотеки. В 1773-1775 гг. была сформирована «Адукационная комиссия» — практически первое в Европе министерство народного образования. Она попыталась провести общую реформу школы в Речи Посполитой. Создавались средние школы, окончание которых давало право на поступление в высшее учебное заведение. Низшей ступенью новой системы образования стали приходские училища. В них рекомендовалось изучать предметы, которые давали бы учащимся практические знания и навыки. Усилиями комиссии на белорусской земле в короткий срок было открыто 20 новых школ. Комиссия отменила преподавание религии в рамках школьных программ. Значительную роль в развитии науки и культуры играл Виленский университет, основанный первоначально как коллегия. В конце XVII — первой половине XVIII в. многие его преподаватели вышли за рамки богословских догм. В последней четверти XVIII в. преподаватели Виленского Университета активно пропагандируют просветительские идеи. В распространение естественно-научных знаний значительный вклад внесла Гродненская медицинская школа, созданная А. Тизенгаузом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.008 с.) |