Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальное белорусское возрождение рубежа веков 19-20

Поиск

После подавления восстания 1863-1864 гг. в Беларуси произошёл резкий спад селянских выступлений и на протяжение следующих 40 лет селянское движение никогда не достигало такого уровня. Организованное крестьянское движение в Беларуси начало возрождаться только в середине 70-х гг. С самого начала в народе существовало два крылареволюционноеи реформаторское. Представители первого основными средствами достижения своих целей считали крестьянскую революцию. Умеренные народники хотели прийти к социализму путём постепенного реформирования существующего строя России. Народное движение в Беларуси было идейно организовано и связано с общероссийским.

Летом 1879 г. петербургская организация «Земля и воля» раскололась на две новые организации: «Народную волю» и «Черный передел». Большинство народников в Беларуси поддержало «Черный передел». Его лидер Г. В. Плеханов дважды приезжал в Беларусь (в 1879 и 1880 гг.). В Минске была организована подпольная типография, выпустившая в 1881 г. три номера печатного органа организации — газеты «Черный передел», столько же номеров газеты для рабочих «Зерно» и две прокламации. В 1882 г. «Черный передел» распался. Бывшие его сторонники начали переходить в «Народную волю». Члены этой организации делали ставку на политический террор против представителей власти. 1 марта 1881 г., после нескольких неудачных попыток, народовольцы убили Александра II.

В первой половине 1880-х гг. в Петербурге существовали студенческие кружки народовольческого и либерально-просветительского направлений, участниками которых были выходцы из Беларуси. Члены группы «Гомон» (А. И. Марченко, X. А. Ратнер и др.) выступали с инициативой объединения всех народнических кружков Беларуси. В 1884 г. они издали два номера гектографического журнала «Гомон» (на русском языке). Гомоновцы объявили себя Белорусской социально-революционной группой. Их идеалом была свободная от социального и национального угнетения Россия, построенная на основе федерации равноправных автономных областей. Они поддерживали связи с народническими кружками Минска, Витебска, Могилева, но объединить всех революционных народников Беларуси в то время не сумели.

Народное движение в Беларуси было идейно организовано и связано с общероссийским. Тем не менее, выступлений рабочих в Беларуси было немного. Только в 90-е года наблюдается возрастание борьбы. Постепенно рабочее движение приобретает всё большую организованность и в конце 19 века выделяется в самостоятельное крыло. Во второй половине 80-х – начале 90-х гг в некоторых городах Беларуси были организованы кружки, в которых изучались труды Маркса, Энгельса и их последователей. Однако уже с середины 90-х годов в социал-демократическом движении России происходят значительные изменения. Начинается переход от узкой пропаганды марксизма к массовой экономической и политической агитации.

Во второй половине 1880-х — 1890-е гг. основным направлением в народничестве стало либеральное. Либеральные народники отказались от революционных методов борьбы и основное внимание обратили на реформирование земельного законодательства с целью увеличить крестьянское землевладение и сохранить общину в деревне. Вместе с тем белорусские либеральные народники интересовались историей и культурой своего края, содействовали развитию национального самосознания белорусов.

Важную роль в становлении белорусской литературы сыграл Ян Чечот, собравший и издавший большой фольклорный матери ал и написавший несколько стихотворений на белорусском языке.(Нач 19 века – период общения культур, 1812г – наполеоновская война,которая для шляхты была не отечественной войной,а явлением освобождения от российского владычества. В университете существовала художественная школа, сложившаяся вокург факультета искусств. В университете образованы тайные общества – товарищество филаматов (Томаш Зам, Адам Мицкевич, Ян Чачот - организаторы) – любителей наук, филареты – привеженцы нравственной и моральной чистоты. Писали и обсуждали трактаты широких взглядов: о софокле, о классицызме, о двух разновидностях власти, математические науки, об электричестве, о положении христиан.

Александр Рыпинский издал этнографическо-фольклорную работу «Беларусь» на польском языке в Париже. Один из основателей современной белорусской литературы Ян Барщевский написал «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях», а также оставил ряд стихотворений, написанных по-белорусски.

В первой половине XIX века была написана поэма Энеида наизнанку, её наиболее вероятный автор — Викентий Равинский. Усилиями Винцента Дунина-Марцинкевича белорусская литература приобрела большее сюжетное разнообразие. Благодаря ему стала терять популярность практика отрицания самобытности белорусской культуры, а его произведения способствовали подъёму национального самосознания.

В середине XIX века была написана сатирическая поэма «Тарас на Парнасе», её вероятный автор — Константин Вереницын. В 1862-63 впервые на белорусском языке латинской графикой выходила газета Мужицкая правда, издаваемая Константином (Кастусём) Калиновскими положившая развитие белорусской публицистике. Дальнейшее развитие белорусская литература получила благодаря Францишку Богушевичу, который разрабатывал патриотическую и социальную тематику, а также активно выступал в поддержку белорусского языка.

После восстания 1863 года и запрета на использование в белорусском языке латинской графики издание книг на нём было приостановлено до рубежа 1880-х — 90-х. Официальная печать в белорусских губерниях («Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости») проводили русификаторскую политику. В 1886—1902 в Минске выходил Минский листок — независимое издание, на страницах которого часто печаталась белорусская интеллигенция. Большая роль в распространении белорусского языка в печати принадлежит Александру Слупскому и Николаю Янчуку, которые в конце XIX века начали издавать «Северо-Западные календари» (или «Календари Северо-Западного края») с использованием текстов на белорусском языке.

 


 

Литература и искусство Беларуси рубежа XIX в. – ХХ в.

Со 2ой пол 19 века усиливаются тенднции русификации,охватывающей все сферы к-ры беларуси; интенсивные исследования истории и к-ры беларуси. Знаковые события: 1863-1864гг восстание, деятельность Костуся (Константин) Калиновского. Возрос интерес к своей культуре и языку,чувствуется необходимость нац самосознания – масшатбно, с тчк зрения интеллигенции и народа. 80е – рубеж 19 -20века – 1ая волна бел нац возрождения. Черты: 1)рост нац самосознания, 2)научно-исследовательский интерес по поводу бел культуры, языка, истории.

Начало положено белорусским архивом древних грамот. Восстановление историч культ памяти – способствовали научные иследования сотрудников северо-западного отдела русского географического товарищества. После восстания 1863гг територия бел-си называлась северо-зап краем, польское королевство – фигурировало как превислинский край. Сотрудники: Романов, Шейн, Крачковский.Среди изучающих проблемы бел культуры – польский учённый Федоровский – собрал 5 тыс бел нар песен, загадок,пословиц, опубликовал в восьмитомном сборнике «Люд беларусский».

Масштабна в этом плане деятельность Носовича – собирал 16 лет материалы по бел языку, издал Словарь беларусского наречия. Доказал на примере собраного материала самостоятельность бел этноса и языка.

Рубеж 19-20веков – эту же тчк зрения подтвердил Иархим Карский, издал многотомное исследование «Беларусы». Выпуски томов: 1903-1922гг.

Учённые: Игнат Домейко. Участвовал в восстаннии 1930-31гг.

Черновский – разработал первый проект подводного судна, уроженец Червеня.В 1834гг – Шильдер построил подводную лодку.

Ястребский – уроженец Беларуси, был знатоком в области технич наук, математики и механики, издал 2ух томный курс практической математики и механки. Удостоился демидовской премии.

Во 2ой пол 19 века – перемены в области образования. Русификация – общая тенденция. после восстания 1863-64г – закрыты многие уч заведени: Горы-Горецкий земледельческий институт-исследовательский,единственное в рамках рос империи такого рода заведение. Закрыта свислочьская гимназия – кузница кадров – преподавтелей,разносчик свободомыслия, там учился Кастусь Калиновский. В петербурге – мощная бел диаспора.

60-80ее гг реформы рос образования коснулись и нас. Крупномасштабные политич,экономич,соц реформы в россии: 1861г – отмена крепоснова права, реформы на основе либеральный бурж традиций благодаря упорсту Александра второго; судебная реформа. В беларуси после восстания судей лично назначали. Крен в Беларуси на «реальное» естественнонаучное образование. Реальные гимназии и народные училища – при Александре 3ем в 80е годы – стали создаватся особенно активно. Вводились квоты для евреев,католиков,молодёжи и т.д. (дискриминация). Основное внимание – подготовка учительских кадрав в учительских семинариях; открытие нар училищ и гимназий с уклоном в сторону естественно научных предметов. Уровень образования – невысок. Евреи,немцы – самые умные, по териториальному признаку – северозападный край самый учённый.

Сер 19 века в области худ к-ры доминирующим направлением становится реализм. К концу 19 века, рубеже 19-20 ст в канву реализма вплетались ноты неоромантизма, символизма, сложное переплетение их в твор-ве многих авторов. Для возрождения нац самосознания и идентичости – нужна своя бел лит-ра, профессиональная лит-ра на родном языке.

Твор-во Дунина-Мартинкевича: переплетение реализма, класицизма, романтизма, сентиментализма. На первый план выдвигались проблемы морально бытового и национально-демократич сойства. «Идилия», «Сялянка», перевод Пана тадевуша на бел язык, «Пинская шляхта», Гапон,Залёты.

Маститый писатель, возрадил бел язык – Францыск Багушевич. Издал ряд сборников, сборник «Дудка беларусская»; поэмма «Кепска будзе», «У астрозе». Ему пришлось имигрировать. Сборник «Смык беларуски» - вышел в конце 19 века. Издал сборник произведений «Скрыпачка беларусская» - утерян. Рдел за сохранение бел языка и культуры, писал на беларусском. Первый автор-литератор,полностью перешедший на позиции реализма, отражения проблем, жизни бел народа, внимание к истории и культуре критич нотки по поводу нац самосознания беларусов.

Творчество Кастуся Калиновского. «Листы з-пад шибеницы», «Мужыцкая Правда». Среди поэтич произведений: «Марыська чарнаброва, галубка мая».

Янка Лучина – псевдоним. Иван Неслуховский.Писал и на русском, польском, и на бел. В нач 20 века выпускает сборник стихотворений «Вязынка»

Адам Гуринович - позиция такова, что своя лит-ра должна пробуждать у народа интерес к своей итории, к лучшей доле. Верил что для народа настанут лучшие времена,что пробудится самосознание. Укреплял в лит-ре принцип народности и соц реализма.

Максим Багданович – столп бел к-ры и лит-ры. Великий поэт, протокультуролог. Интересовался историей бел-си периода возрождения. Помимо его поэмм «Маким Багдалена», стратим лебедь, зорка венера; публицистические работы: статья «бел адраджэнне» 1915год. Один из первых ввёл в историческое исследование и литературу принцип историзма. Его интересовали события бел истории с 12 века до нач 20: построение их в концептуальный ряд. Переплетение мысли и идей об историч облике и концепте бел истории. В это же врем этим интересуются Купала, Колос. Образ тутэйшасти, бел земли как определённого топоса. Что такое беларускость, аксиологич комплексы – интересуют многих авторов и исследователей.

К 19 -Нач 20 века – изменения в области архитектуры. Эпоха класицызма в беларуси – к 18 века, в к 19 начинает звучать с новой силой. Яркий архитектор неокласицизма Иван Желтовский – уроженец Пинщины, уехал в Москву, построил там московский иподром.

Всей второй пол 19 века присуща архитектурная линия эклектизма. К концу 19-нач 20 ст проялвяется в аппеляции к историч стилям, в т.ч. готике, романскому стилю. Создание масштабных неоготич соборов. К 19 века – грандиозный собор в Сарье (Витебская обл). По стилистике напоминает пламенеющую готику 15 века, по стилистике сравнивают с собором в Кёльне. Неоготич явления с вплетением романского контекста – костёл в минске имени святых елены и Симеона, в народе Красный костёл, построен в нач 20 века, 1911г – закончилось строительство. Елена и симеон – умершие дети, отец – пожертвовал деньги на строительство костёла.

Рубеж 19, особенно нач 20 века – развитие модерна, который в своих чертах заполонил беларусь: гомель.Интенсивное строительсвто фабрик,заводов,вокзалов. Беларусь становится одним из центров железнодорожного строительства (детская железная дорога). Иногда во многих здания - эл-ты романского зодчества. перекличка с рубежом 18-19 – аллюзия на романский стиль(так же было популярно). Башенки – в косовском замке. Романскому – не массивному, а изящному,мифологизировному,лёгкому,связаному с образом башенок.

Наполеон Орда. У него около 1000 зарисовок замков и дворцов. Он – график,писал акварели, был музыкантом, брал уроки у Шопена, был очень активным человеком.

Творчество художника Селивановича. Многие представители беларуси работали и учились в Петербурге. Он – автор иконостаса Исакиевского собора в Петербурге. В часности – тайная вечеря. Среди многожанровых его работ - те образы созданые на основе его любви к вилейщине. «Старый пастух», «В школу» - жанрово-бытовая.

Архимович – представитель историч жанра: «Похороны Гедемина», «На этапе» - хрестоматийный образ, как заключённых перегоняли на этапы, приговорённые к каторге. Он сам учатсоввал в восстании 63-64 года,показал реалии.

Азимбловский. Извесность получила его литография «Славянский невольник»(беларусский раб). Давала особое понимание что представляет собой крепостное право. Экспазировалось за пределами бел. Несёт в себе протест. Образ забитого рвущегося к свободе беларуса.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.173 (0.01 с.)