Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия и религиозная мысль в России 16-17вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Периодизацию Руси2: 1.Древнерусский период(9-сер 12) 2.Удельный период феодальной раздробленности (30гг 12в-кон 15в; 13в – татарское иго) 3.Московский период (к 15-17вв) 4.Советский период (1917-1991гг) 5.Постсоветский период (с 1991 по сегодня) В это время продолжает складываться Московия, т.о. начали возникать вопросы: о форме политического строя, характере и прерогативах складывавшейся самодержавной власти, о формах управления, о месте в нем различных соц. Групп, о роли церкви в едином государстве, о правах и обязанностях разных сословий, о роли церкви в едином государстве. В начале 16 в формируется политическая теория Российского государства (ее основа была заложена раньше в период, когда разрабатывалась идея о преемственности власти московских великих князей от князей владимирских и киевских). В это время оформляется идея о Москве как о «третьем Риме», сформулированная игуменом псковского Елеозароского монастыря Филофеем. Теория «Москва – Третий Рим» была разработана в духе религиозной идеологии. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства проследовал из Рима «ветхого» во «второй рим»- Константинопль, а затем в Москву. Два Рима пали из-за их измены «истинному хритиантсву». Византия изменила хритианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439, что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию, она не призывала Флорентийскую Унию и потому теперь является «Третим Римом», а четвертому Риму – не бывать. Эта теория отражала реакцию церкви на успешно развивавшиеся в то время культурные связи России с католическими странами, прежде всего с Италией. Это теория никак не отражалась политически, она была только ролью церкви и религии, чтобы укрепить православие в жизни страны. В этой теории воплощались враждебное отношение церкви ко всему иноземному, проповедь национальной исключительности самоизоляции, религиозной нетерпимости. Вопрос о мести церкви в государстве стал одним из самых актуальных. Обострение социальных и внутриполитических противоречий, а так же накопление практических знаний способствовали критическому отношению к религии. Одним из ярких примеров – это выступление еретиков, которые пытались зайти за рамки традиционных религиозных представлений. Еретики отрицали основной догмат христианства о троичестве божества, церковные обряды, епархию, выступали против церковного стяжательства, они отрицали монашество (Курицын «Лаодийское послание» – мысль о самовластие души)= 15в. В ходе борьбы с еретиками внутри христианской церкви в 16 в. возникли 2 течения: «иосифляне” и “нестяжательстели”. Оба направления ставили перед собой цель: усовершенствовать церковно-монастырскую систему, поднять авторитет церкви. Но они существенно расходились в определение путей и средств достичжения этих целей. В результате этого между образовался ними религиозный спор православной церкви о том кто должен стать учителем нового христианского царства-церковь или гос-во. «Беседа волоамских чудотворцев»: вопросы гос устройства, дано обоснование сословно-предствительной монархии. Духовный лидер нестяжателей – Нил Сорский. Позиция: церковь должна жить собственным трудом и не иметь богатства и земель. Сорский призывал с проповедью аскетизма и нравстевнного усовершенствования как основного средства поднятия авторитета церкви. В его учении – влияние исихазма. Призывал молиться не устами, а умом. Его идеал – прообраз раннехристианской общины с простой, нестяжателньой трудобой жизнью всех ее членов. Социальная основа – собственность, а источник доходов – общеобязательный труд. Иосифляне- представлено Иосифом Воловским. Позиция – вопрос о соотношении между государством и церковью. Его центральная тема – превосходство духовно власти над светской. Он отстаивал существующий статус церковной системы и ее экономическое положение. Повышение внутрицерковной дисцеплины – укрепление позиции духовества. После того, как еретики были побеждены, он начал говорить о божественном происхождении княжеской власти, став при этом на сторону князя. Считал – церковь - образец мироустройства мирского. В монастыре чётко проявляется то, что дано божественными заповедями. Церковь может являться собственником и владеть землями – это не противоречит Божественным заповедям. Волоколамский монастырь – основал. Там очень жёсткий православный устав. Церковь должна иметь привелегированное положение как учреждение, освящающее светскую власть, которое должно заботиться о благополучии и не покушаться на ее богатства. Позиция единства церкви и власти – иосифляне. У них идея богоизбранности власти имела законченный вид. Соревнование между иосифлянами и нестяжателями окончилась победой иосифлян. Теперь самодержавие рассматривается как самовластие царя. В 17 веке церковь, преследуя христианские интересы и из-за не любви к новому и западному, запрещает распостранение зарубежной литературы, но все равно бел. и украинские издания просачиваются. Главнысм содержанием культурно-исторического процесса 17в, завершающего период средневековья, является начавшееся разрушение религиозного мировоззрения, развития светских элементов в культуре. Это век реформы русской церкви. Формально церковный раскол- это отделение значительной части русского православного общества от господствующей русской православной церкви. В результате произошло нравственно-культурное раздвоение общества, а потому раскол обрел черты социокультурного явления. Самые большие достижения – при Романове Влексее Михайловиче. На фоне последстий смуты и развиваюшегося процесса сукуляризации и царь, и глава церкви увидели угрозу для своей власти, что заставило их объеденить усилия для восстановления пошатнувшегося равновесия. Почва для союза – это традиционная культура. Говорили «нет» новациям. Но,чтобы восстановить традицию нужно было многое изменить. Решающую роль в обновлении церкви сыграл: Никон, который потребовал от царя беспрекословного подчинения всех бояр. тем самым в Москве установилось двоевластии на несколько лет (царя и «великого государя»). Он хотел поставить духовную власть выше светской.. Он начал свои реформы с преобразования церковной службы. Его цель – восстановления гречиских обрядов, но вспомнив, что христианская вера на Руси сложилась как синтез ценностей христианства и язычества, сложились свои особенности и обряды. Он начал исправлять тексты (точнее продолжать эту традицию,кот началась от Арсения Грека), но делали тоже много ошибок.Для исправления книг были посланы монахи: Епифаний и Арсений. Преобретались греческие рукописи. Был издан новый служебник. Никон запретил «двуперстие» (2 природы Христа: небесное и земное. Культ Христа к 16в возростает). Все привычное рухнуло: не только церковь, но и общество в расколе. «БОГОЛЮБЦЫ»- во главе с Аваукумом ополчились против Никона. Они полагали, что реформа церкви коснется только церковной организации и нравственности. Они предлагали ввести проповеди, а исправлять книги не по греческому канону. А по старинным русским рукописям. Отмену «двуперстия» воспринимали как предательство. Смысл раскола состоял не только в том, какие книги принять за образец непогрешимости. Принятие за идеал «благочестия» древнерусских книг означало бы восстановление и в ином обличие прежней изоляционистской формулы «Москава – 3 Рим». И тогда все истоки нужно было бы искать только в русской культуре, а Аваукуму бы это не понравилось, так как они провозглашали себя просветителями и обрели уже много знакомых и поплечников. Истинная подоплека раскола: выбор между изоляцией и открытостью,диологом с другими культурами. Тут образовался особый конфликт. Резеденция Никона около Московии стала называться Новым Иерусалимом. Аввакум написал «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга облечений». Он был гоним. Никон не одержал победу. Он в конце тоже оказался в опале. Уже не являлся патриархом церкви. Итоги раскола: 1. формирование новых типов личностей или новых культурных героев (тип героя-мученика, страдальца. Страдальца за веру и т. п. Аввакум, боярыня Морозова); 2. светская власть одержала победу над духовной; 3. некий духовный смысл раскольничества (главный критерий существования раскольников – правда, совесть и честь, труд является богоугодным делом); 4. преодоление ситуации культурного одиночества (фряжское, то есть немецкое, датское, скандинавское влияния; возникновение немецкой слободы; аристократия подражала западной одежде. Короче, всё двигалось к ликвидалии изоляционизма России); 5. динамизм жизни (он был размеренный, обдуманный – это выражается понятием «косность», но к концу 17 веку – уже подвижность, здесь отмечается быстрота); 6. рационализация картины мира (в 17 веке возник Печатный двор в Кремле – попросту типография, учебная литература имела массовый характер, в основном, это грамматика М. Смотрицкого и букварь Бурцова, ну и конечно же печатался Псалтири; грамоте учили всех; книга становится источником знаний; книжное знание во многом обладала практической направленностью и не смотря на разрозненность сведений и знаний в целом подрывала средневековую картину мира; появляется религиозная, учительная и развлекательная книга; престиж знаний возрос; в 17 в. Попов и Дежнёв отправились из ледовитого океана в Тихий и пришли к выводу, что Азия отделена от Америки, Хабаров совершает путешествия по реке Амур, Поярков исследует охотское море; деятельность гос. деятелей при дворе Алексея Михайловича – Ордин-Нащокин, Ртищев, Матвеев, Крижанич); 7) вольнодумство (И. Хворостынин, «Словеса царей и дней» - вольнодумец и его труд, здесь говорится об ответственности царей перед людьми и всевышним, он также открыто заявлял об ошибках в церковном учении).
Литература и искусство Московского царства XVI – XVII вв. Становление русского централизованного гос-ва сопровождалось литературой, обосновывающей необходимость деспотической власти: «Послание о Мономахе-венце» метрополита Саввы, «Сказание о князьях Владимирских», в центре которого- вымышленная легенда о происхождении московских князей от римского императора Августа. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Еразма, посвященное муромскому князю и его жене. Еще одна тема повестей – это сильная и жестокая державная власть: «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле» Феофана Курицына, «Сказание о магмете-салтане» Ивана Пересветова, в кот. говориться, что царь должен всегда держать царство в грозе. Все повести обосновывают желание в централизованном правлении, в противном случае страну ожидают анархия, произвол и раскол. Сюжеты: В это время Москва провозглашает себя 3 римом («Повесть о начале Москвы»). «Строительная жертва» - пожертвование сыном властителя («Житие Константина Муромского с сыновьями его»). Историческая повесть «О Гневе Грозного на сына». Летописи сходят на нет, вместо них – хронографы. В литературе одна из главных тем – тема судьбы человека и ценности человеческой личности. Тема бренности человеческого бытия, размышление на тему несправедливости человеческой жизни. Литература преимущественно анонимна. Сатирическая литература: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» «Архангельский собор», А. Новый в начале 16 в. Сочетает в себе черты древнерусского зодчества и классическая ордерная система. «Архангельский» - в честь Архангела Михаила, а не в честь Архангельска. Раковины в качестве декора. Кокошник в виде раковины. Раковина – символ Девы Марии, она скрывает дится Марии как жемчужину. Это храм-усыпальница!!! «Благовещенский собор», строился с привлечением итальянских мастеров. Трёхкупальный Храм, в котором совмещались черты псковской архитектуры. Был перестроен – стал девятиглавым. «Колокольня Ивана Великого», Бон-Фрязин в начале 16 века. Затем она достраивалась в конце 16 века. «Грановитая палата», Марко Руффо и Пьетро-Антонии Солари в конце 15 века. От слова «грань». Эта палата выполняла функцию приёма различных послов. Возникает шатровая архитектура. Художественная культура 17 в. основывается на базе раскола церковного. Печатный двор в Кремле – попросту типография, учебная литература имела массовый характер, в основном, это грамматика М. Смотрицкого и букварь Бурцова, ну и конечно же печатался Псалтири и вся эта; грамоте учили всех; книга становится источником знаний; книжное знание во многом обладала практической направленностью и не смотря на разрозненность сведений и знаний в целом подрывала средневековую картину мира; появляется религиозная, учительная и развлекательная книга; престиж знаний возрос; в 17 в. Попов и Дежнёв отправились из ледовитого океана в Тихий и пришли к выводу, что Азия отделена от Америки, Хабаров совершает путешествия по реке Амур, Поярков исследует охотское море; деятельность гос. деятелей при дворе Алексея Михайловича – Ордин-Нащокин, Ртищев, Матвеев, Крижанич И. Хворостынин, «Словеса царей и дней» - вольнодумец и его труд, здесь говорится об ответственности царей перед людьми и всевышним, он также открыто заявлял об ошибках в церковном учении). Приобретает огромное значение художественная культура (многие черты барочной культуры проявились и в русской культуре 17 века, барокко попало через очень разнообразную деятельность и творчество С. Полоцкого, А. Белобоцкого, Карион, Стомин). Со второй половины 17 века появляется нарыжкинское (Московского) барокко. В архитектуре барокко проявилось интересно. Обильный декор и лепнина. Из барокко была заимствована идея «дивного узора» - богатая и активная резьба и орнаментальность. Образцы нарыжкинского барокко : Храм «Покрова» в Филях (конец 17 в.) и церкви Новодевичьего монастыря. Симеон Полоцкий являлся инициатором создания театров, активно учувствовал в полемике с протокопом Аввакумом, был учителем детей Алексея Михайловича, находился у истоков сознания. В литературе мы не видим уже летописей. Но вместо этого появляются хронографы. В них существует попытка оценить происходящие события, связываются события всей России, связываются события всего мира. Одна из главных тем в литературе – тема судьбы человека и ценности человеческой личности. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Сказание о роскошном житии и веселье», «Повесть о горе злосчастия» - это решаемая проблема выбора между страстью и разумом. Возвращается житие, «Житие протокопа Аввакума». Архитектура: запрет строительства Храмов в стиле шатровой архитектуры, но тем не менее элементы шатровой архитектуры. Строение Нового Иерусалима на реке Истра. Храм был огромный, монументальный, богат узорчатостью. Этот монастырь поражает воображение. Дворец Алексея Михайловича. Теремной дровец московского Кремля (30-е гг. 17 в.) – Божен Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Ларион Ушаков (архитекторы). Продолжение не только иконописи, но и появление светского жанра в живописи. Родоначальником такого светского рода в живописи – С. Ушаков. «Князь Скопеншуйский», С. Ушаков. В 17 веке появляются свои школы, которые показывают сплетение некоторых иных концептов в иконописи. Две школы – Строгановская и Годуновская. 1. Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения. 2. Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. (В Европе первую книгу в 1450 г. отпечатал Иоганн Гуттенберг.)Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). В XVII в. в русской живописи появляется такой жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль — московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенском под Москвой. 3. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов. 4. Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. 5. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере. 6. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI-XIII в.) Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре. 7. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству. Официальной идеологией стала апология самодержавного правления. Московские правители начиная с Ивана IV считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, включая церковь. Бунт, крамола, богохульство, ересь и т. д. осуждались церковью и жестоко наказывались. Универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни — «Домострой» — составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной рады. Развивается народная культура — фольклор (предания, песни, сказки), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), танцы, изобразительное и декоративное искусство, праздники годового цикла, обычаи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 3658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.009 с.) |