Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции развития современной религииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим основные тенденции развития религии на современном этапе. Секуляризация, по Дж.Уилсону (США), – это «процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ними ритуалы и институт религии утрачивает свое социальное влияние»[324]. Этому способствуют многие факторы, среди которых Н. Смелзер[325] выделяет следующие: 1) развитие науки: именно церковь сожгла Дж.Бруно и расправилась с Галилеем и даже в XX в. в США проходили позорные судебные процессы против преподавания дарвинизма. Бурное развитие и вторжение в нашу жизнь науки и техники толкает нас к отказу принимать на веру то, что нельзя доказать, объяснить и повторить; 2) развитие государства: государства в развитых странах носят светский характер и отделены от церкви и даже там, где церковь играет большую роль, граждане могут поступать вопреки канонам (делать аборты, покупать противозачаточные средства, разводиться); 3) развитие капитализма подрывает влияние церкви, делая упор на материальные ценности (накопительство, роскошь), а церковные праздники стали днями отдыха и покупок дорогих подарков; коммерциализация вытравливает святость обычаев; 4) компромиссы по спорным вопросам религии, что связано с желанием не обидеть конкурирующие конфессии (например, для предотвращения дискриминации иных конфессий государственным школам во многих странах запрещено включать в учебные планы религиозные предметы); 5) утрата связи людей с общиной: из-за роста мобильности и нестабильности населения люди при переезде теряют связь со своей общиной; 6) конкуренция церкви с другими институтами: интерес к религии заменяется мирскими интересами, у людей не хватает времени для церкви. Секуляризация ведет к росту веротерпимости – религиозной толерантности, установки на мирные отношения между различными конфессиональными общинами. В доиндустриальном обществе религиозная принадлежность имела большее социальное значение, чем даже этническая, что вело к религиозной нетерпимости, войнам даже внутри одного этноса (например, между католиками и гугенотами во Франции). Веротерпимость в Западной Европе установилась в ходе буржуазно-демократических революций и в связи с секуляризацией, а в Южной Европе в конце XX в. была развязана война между одноязычными южными славянами (католиками-хорватами, православными-сербами и боснийцами-мусульманами). В России традиционно сложилась веротерпимость. Статья 28 Конституции РФ провозгласила свободу вероисповедания любой религии. Разрешена также пропаганда религии. Однако такая веротерпимость не распространяется на те секты, что угрожают здоровью и жизни людей или проповедуют рознь между ними (например, "Белое братство", "Аум Сенрикё"). Однако религиозное мышление иногда замещается не научным, а иррациональным: вера в духов, привидения, вампиров, суеверия, мистика, магия и т.п. В ответ на секуляризацию религиозные организации начали проявлять стремление к экуменизму (от греч. экумена, ойкумена – населенная человеком часть земли) – достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями. Всемирный совет церквей, руководящий орган экуменического движения, созданный в 1948 г., объединяет около 300 церквей из почти 100 стран: протестантских, православных (русскую, грузинскую, армянскую) и иных. Заметна тенденция и к конвергенции протестантизма и католицизма, к объединению всех мировых религий. Идеологически поддерживают экуменические тенденции многие теологи, в частности, серьезную роль в стремлении сформировать «экуменическую церковь» играл в XX в. Ричард Нибур[326]. Кроме организованных форм экуменизма, наблюдается и аномическое, стихийное стремление рядовых верующих (например, в Республике Татарстан) к сближению конфессий, что отражается в следующем: а) в универсализации Бога (Аллаха) в сознании православных и мусульман, т.е. в стихийно сложившемся, но устойчивом представлении о единстве всех религий и существовании единого Бога, лишь называемого на разных языках по-разному; б) в полном отсутствии религиозного фанатизма и в слаборазвитости конфессиональной нетерпимости, несмотря на политику христианизации в период феодализма; в) в диффузии обрядовости, взаимопроникновении ритуалов (мусульмане красят яйца на пасху, православные участвуют в исламских праздниках, а неверующие ходят в церковь). Наряду с секуляризацией, идет и обратный процесс сакрализации сознания, возникновения новых религий и роста числа их приверженцев. Можно выделить три типа новых (нетрадиционных) вероучений: 1) религии восточного происхождения (Сознание Кришны, дзэн-буддизм, Церковь Муна, Аум Сенрикё с ее массовыми психозами и убийствами), ориентированные на прямое единение человека и Бога; 2) харизматические религии (Церковь единения, Белое братство, Церковь Христа) "неохристианского" толка, во многом сходные с восточными; 3) учения, связанные с развитием потенциальных возможностей человека, его духовным совершенствованием (пацифистское учение Шри Чинмоя, учение П.Иванова, учение Сильвы об "управлении разумом" и др.). Первая и вторая группы в своем большинстве являются "мироотвергающими", они замыкаются в себе, рассматривая внешний мир как нечто угрожающее и призывая своих приверженцев отказываться от их прежней жизни. Многие из них обоснованно называют "тоталитарными сектами". Религии третьей группы являются "мироутверждающими", признающими этот мир, ориентируются на развитие скрытых возможностей человека и потому на индивидуализм. Эти деноминации и секты привлекают молодых образованных людей, чьи ориентации и цели еще не определились. Для них религии первой и второй группы – способ бегства от сложности жизни, особенно в нынешних условиях потери прежних идейных и социальных ориентиров и уверенности в завтрашнем дне, а деноминации третьей группы, наоборот, – путь приспособления к жизни, т.к. почти все из религий этой группы не отвергают науку и прогресс. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Какие проблемы изучает социология религии? Что такое религия? Как соотносятся понятия «религия», «вера в сверхъестественное, в колдовство и в волшебство», «миф», «идеология», «суеверие», «церковь»? Что такое «гражданская религия» и «невидимая религия»? Что входит в структуру религии? 2. Чем отличаются мировые религии от монотеистических? Иногда пишут, что Иерусалим – центр трех мировых религий. Вы согласны с этим? Назовите основные виды христианства, ислама, буддизма, расскажите, когда они возникли и где они распространены. 3. Чем различаются основные формы религиозной организации? Как соотносятся понятия «церковь» и «государственная религия»? В чем заключается «проблема второго поколения»? 4. Раскройте социальные функции религии и основные социологические концепции религии. 5. Как влияет религия на общество, как воздействовали на социальные порядки основные религиозные революции (рождение мировых религий, протестантизма, современные исламские революции)? В чем суть учения Христа? 6. Раскройте тенденции развития современной религии. В чем суть и пределы секуляризации? Почему многие западные конфессии терпимо относятся к разводам, абортам и контрацепции, к гомосексуализму, к возведению в священный сан женщин, а православие и ислам считают это аморальным, грехом? Как Вы относитесь к запрету во Франции носить хиджаб, в Швейцарии – строить новые минареты, к запрету священникам в Италии жениться и разрешению в исламе полигинии? Каковы причины войн на территории Югославии, конфликтов в Ольстере, Индии, Пакистане, Шри Ланка, на Филиппинах? Что Вы знаете о «теологии освобождения» в Латинской Америке? 7. Какие конфессии считаются основными для России, как развиваются межконфессиональные отношения в республиках РФ и отношения религий с государством? Какие цели ставят «тоталитарные секты»? КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: Религия, сверхъестественное, колдовство и волшебство, миф, суеверие, «гражданская религия», «невидимая религия». Сакральное и «профанное». Экзистенциальные дилеммы. Конфессия; вероисповедание; ритуалы; праведный образ жизни и религиозная мораль; обособление. Заповеди, адат и шариат. Мировые, локальные и племенные религии. Тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, культ предков и шаманизм. Монотеистические, промежуточные, дуалистические, политеистические, примитивные религии. Язычество. Аскетизм и мистицизм. Церковь, деноминация, секта, культ; прозелитизм, неофит. Теология, теодицея, телеология, секуляризация и сакрализация, веротерпимость, экуменизм. Новые религиозные течения, "мироотвергающие" (тоталитарные) и "мироутверждающие" секты и деноминации.
ГЛАВА 17. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ 1. Исходные понятия этносоциологии 2. Операционализация понятия “этническое самосознание” в этносоциологическом исследовании 3. Этническая идеология и этнические ценности Исходные понятия этносоциологии Этнические феномены являются предметом исследования многих наук, а также изучаются на стыке наук (этнологии, этносоциологии, этнополитологии, этноконфликтологии, этнопсихологии, этнографии). У каждой из этих наук – свой категориальный аппарат. Социология этноса – раздел теоретической социологии, рассматривающий особенности развития этноса, иных этнических общностей, их соотношение с другими общностями (государственной, конфессиональной, этнорасовой). Этносоциология – научная дисциплина на стыке этнологии и социологии. Этносоциология занимается в основном сравнительными исследованиями различных этнических групп, специфики проявления в них социальных явлений. Объект этносоциологии – этнические аспекты социальных процессов и социальные аспекты этнических явлений. Имеется большая путаница в исследуемых понятиях вышеназванных наук: традиционный для отечественных гуманитарных наук термин "нация", в зависимости от выбора исследователей, используется то в контексте этнической общности, то гражданской общности. Поэтому при изучении этносоциологии трудно обойтись "без терминологической конвенции". Даже подготовленный известными учеными этнологический словарь страдает большой непоследовательностью в этом отношении. Одни разделы написаны авторами, придерживающимися традиционных взглядов на нацию и понимающих ее как этническую общность, другие – теми, кто следует общепринятой в зарубежной социологии интерпретации нации в контексте нации–государства. Попытаемся "развести" эти понятия. Научно строгими исходными понятиями являются "этническое сообщество", " этническая группа"; их иногда можно варьировать с понятием "этническая общность". Что же касается категории "этнос", от которой производны все вышеназванные понятия, то она является все же базовой категорией этнографии и этнологии. Этнос (от греч. ethnos - племя, народ) – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). В "Этнологическом словаре"[327] этнос определяется как "естественно исторически сложившаяся устойчивая общность людей, основными стадиальными типами которой считаются племена, нации, а в советской науке до последнего времени – народности". Термин "народ" также иногда может быть использован в этническом контексте. Наиболее распространенных значений слова "народ" три: народ-население (народ Татарстана в значении: население Татарстана); народ как субъект истории ("воля народа", "решение народа" и т.п.); народ как конкретное этническое сообщество (русский народ, татарский народ и т.п. – как собирательные понятия). При всей неточности применения к этносоциологии термина "этнос", составители данного учебного пособия все же были вынуждены им пользоваться (во избежание чрезмерной дискуссионности рассматриваемых далее проблем), но в интерпретации, более адаптированной к этносоциологии. Из всех имеющихся определений "этноса" как базовой категории ряда наук таковым является следующее: этнос – это коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности. Комплиментарность - подсознательное ощущение взаимной симпатии и общности людей, определяющее деление на "своих" и "чужих". Тем самым, этническая принадлежность определяется не происхождением или "чистотой крови", и вообще не "однородностью психики" (Ю.Бромлей[328]), не схожестью и подобием (как семья держится на несходстве мужчины и женщины), а на устойчивости связей между людьми. Эта принадлежность обнаруживается в сознании (комплиментарность – ощущение: человек является русским или татарином, т.к. он себя им считает и другие его считают русским или татарином), отражает общие стереотипы поведения – более глубокую сторону природы человека (Л.Н. Гумилев[329]). Экономическая общность является одним из признаков государства (нации), но не этнической общности в современном ее значении. Этнический ареал – территория распространения этноса. Только компактное расселение обеспечивает развитие всех необходимых внутриэтнических связей. Различаются: а) анклав (небольшая, удаленная от основного ареала территория); б) эксклав (когда вблизи окраины ареала живет иной этнос). Несовпадение этноса и его ареала заставило Ю.В. Бромлея в работе «Очерки теории этноса»[330] ввести термин этникос (от греч. ethnicos – маленький этнос), под которым понимается этнокультурное единство представителей одного и того же народа, где бы они ни проживали. Его следует отличать от «национальности» (личной фиксации этнической принадлежности). Этникос состоит из: а) этносоциальных общностей (живущих в "своих" этногосударственных образованиях), б) компактных групп в других государствах и в) рассеянной диаспоры. Расселение народов, таким образом, бывает: компактным и дисперсным. Последний вариант вызывает определенные последствия, прежде всего появление этнических меньшинств - групп людей определенной этнической принадлежности, живущих в среде более многочисленного этноса или по соседству с ним в одном государстве и испытывающих воздействие крупного народа. Ввиду большой неточности и путаницы в понимании терминов "коренное" и "некоренное" население в этносоциологии отдается предпочтение терминам "титульное население" (т.е. давшее название государству или государственному образованию), которое имеет более благоприятные возможности для развития, и "нетитульное население". Признаками этноса являются: 1) этническое самосознание – чувство принадлежности к этносу, внешне проявляющееся в признании самоназвания народа, родства со «своей» земли; осознание своего единства, культурной общности и отличия от иных этносов (без сопоставления "мы" – "они" невозможно измерение понятия "этническое самосознание"), традиции этнической эндогамии, а также представление об общности происхождения всех членов этноса, под которым понимается совместная историческая практика их предков; 2) психический склад (этнический характер, многими учеными рассматриваемый расширительно, вплоть до включения в него даже этнического темперамента); 3) этническая культура (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, этнорелигиозные нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение). Язык как средство общения людей (в устной и письменной форме) – важнейшее скрепляющее начало культуры как признака этноса. Общность языка – условие формирования любого сообщества, в том числе этнического. Связь языка с этносом – наиболее ранняя, естественная и устойчивая, поэтому этнонимы часто совпадают с названиями языков. Однако язык и этнос необязательно совпадают. Культура шире языка – возможно наличие одного, общего, языка у ряда этносов, различающихся по религии, историческим традициям (сербско-хорватский язык у сербов, хорватов, боснийцев, черногорцев; немецкий – у немцев, австрийцев, германо-швейцарцев, люксембуржцев; португальский – у португальцев, бразильцев, ангольцев; испанский – у испанцев, большинства латиноамериканских этносов; английский – у англичан, американцев, канадцев, новозеландцев, южноафриканцев, индийцев, многих народов Африки; французский – у французов, валлонцев, алжирцев, франко-швейцарцев и др.; арабский у более чем 20 арабских народов). Встречаются и двуязычные, трехязычные этносы – мордва (эрзя и мокша); татары (татарский и русский), евреи (русский, идиш, язык страны проживания и т.д.). Другой этнической общностью является этническая группа – локальная (внутренняя) часть этноса, имеющая специфические элементы быта, культуры, языка, психологии, религии, но не обладающая особым самосознанием и самоназванием. Субэтнические же общности имеют самоназвание и свое самосознание. Метаэтнические общности – этнические общности более высокого уровня, чем базовая (т.е. чем этнос), образования, охватывающие по несколько этносов, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждый из этих этносов. Метаэтносы различаются по группам: а) языковая группа (славяне, тюрки, финно-угры, германская группа, романская группа); б) религиозная общность (православные, католики, протестанты, иудеи, мусульмане, буддисты, синтоисты, индуисты); в) регионально-экономическая (европейцы, азиаты, африканцы, латиноамериканцы). Этносоциальная общность – вид этнической общности, сопряженной с общностью иного социального порядка (экономической, политической); это, прежде всего - нация как этатистская (государственно-политическая) общность, охватывающая всех граждан определенного государства. Нация (от лат. natio - племя, народ) – понятие, охватывающее всех граждан какого-либо государства, всех, кто считает себя и кого признают гражданами общего государства. Нация - люди, объединенные одним правительством, страной; обширная общность людей, соединенных с особой территорией, и составляющих общество, управляемое одним правительством. В доиндустриальных обществах преобладало этническое понимание нации, т.е. первоначально слово "natio" понималось как род, племя, народ, так как одной из главных общественных (и, в какой-то мере, государственных) связей, наряду с религиозной (идеологической), была этническая. В индустриальных обществах в трактовке нации произошли изменения: сначала во французском и английском языках и государственном праве Франции и США, а затем и в языках иных стран и в международном праве утвердилось и стало нормативным этатистское, т.е. государственно-политическое значение термина "нация" как гражданской общности. Нация в зарубежной социологии и политологии определяется как гражданская общность (Организация Объединенных Наций – это не организация этносов, а государств; национальная гордость, выражаемая всеми гражданами; национальное страхование - государственные налоги на заработки, используемые на здравоохранение, пенсии, пособия по безработице; национализация как огосударствление; национализм как политический патриотизм, как движение за политическую, экономическую и иную независимость страны, контролируемой другим государством и т.д.). Этногенез – процесс возникновения этнических общностей вплоть до становления их самосознания, связанный с глоттогенезом (образованием языка), культурогенезом, взаимодействием рас. Характеристика этногенеза - возникновение этнонима. Все этносы складывались из нескольких частей. Ряд ученых (Л.Н.Гумилев[331] и др.) расширяет понятие этногенеза, включая в него не только период рождения, но и все последующие этапы развития этноса. Этнические сообщества проявляются во взаимодействии. Несмотря на противостояние этносов "по определению", они не изолированы, а взаимосвязаны друг с другом. При этом возможны четыре варианта этнических контактов: а) сосуществование – это самый распространенный вариант контактов, при котором этносы не смешиваются и не подражают друг другу, заимствуют технические нововведения; изменение ситуаций ведет к особо заметной разнице реакций и стереотипов поведения; б) ассимиляция – поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и традиций первого этноса; в) метисация, при которой сохраняются и сочетаются традиции обоих этнических предков и память о них, это обычно не стойкие вариации, существующие за счет пополнения новыми метисами; г) слияние, при котором утрачиваются традиции обоих первичных компонентов и возникает третий, новый этнос. Этногенез – процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. Согласно концепции этногенеза Л.Н.Гумилева[332], жизненный цикл этноса – не более 1200 лет до появления нового этноса и 1500 лет – до полного разрушения; в общей форме выглядит таким образом: пассионарный толчок ≤ активная деятельность этноса (пассионарный подъем) ≤ расцвет ≤ упадок ≤ гибель или появление нового этноса ≤ начало нового цикла. В целом, этнические процессы – это существенные изменения этносов или отдельных их частей в ходе исторического развития или взаимодействия с другими этносами. Этнические процессы по своему влиянию на судьбу этноса подразделяются на эволюционные (изменения любого из элементов этноса, ведущие к перемене языка, культуры, социальной и демографической структуры этноса) и трансформационные (существенные изменения элементов этноса, этнического самосознания, этнонима). По своей направленности этнические процессы имеют формы этнического объединения и этнического разделения. Рассмотрим некоторые формы этнических и межэтнических процессов. Интеграция – сближение этнических общностей, результат которого появление определенной культурной и социально-экономической общности (при сохранении основных этнических черт), межэтнических или метаэтнических общностей (в США, Канаде, Швейцарии, бывшем СССР, нынешней России, Индии, Пакистане, Индонезии, других странах Азии, в Африке, Латинской Америке, Океании). Консолидация – сближение и слияние субэтносов или родственных этносов (мегрелов и лазов с грузинами). В итоге консолидация сокращает число этносов (может быть добровольной и принудительной). Ассимиляция – это не только аккультурация, но и смена этнического самосознания. Объективной основой ассимиляции является интернационализация – расширение и углубление взаимодействия народов, ведущее к межэтнической интеграции. Это понятие было впервые использовано в исследованиях американских расовых отношений с целью описания процессов, посредством которых иммигрантские группы интегрируются в господствующую культуру белых. Так, в "цикле расовых отношений" Р. Парка[333] (1950) социальное взаимодействие между принимающим обществом и новыми иммигрантами концептуализировалось в терминах четырех стадий: контакты, конкуренция, аккомодация и ассимиляция. Первоначально ассимиляция рассматривалась как одномерный, односторонний процесс, посредством которого посторонние оставляли свою собственную культуру ради культуры господствующего общества. До недавнего времени ассимиляция рассматривалась как взаимный процесс, заключающий в себе обоюдное приспособление принимающей и мигрирующей общностей. Кроме того, определенный характер этнической группы может облегчать, сдерживать или исключать межрасовые, межэтнические браки, участие в гражданстве и социальное принятие. Межэтническая миксация – процесс смешения этносов в ходе их интеграции, в результате возникает новое этническое образование. Одним из условий, благоприятствующих этническому объединению, являются этнические контакты, или различные формы связей и взаимодействий между этносами: экономические, политические, жилищно-бытовые, языкокультурные, брачносемейные и др. Активно способствуют миксации межэтнические браки. По типу общения этнические контакты делятся на два вида: а) пограничные (по этнической границе или пограничной зоне); б) проникающие (проникновение более развитого этноса на слабо заселенную территорию другого: русских в Поволжье, на южный Урал и в степи Казахстана, или - реже - взаимопроникновением этносов при освоении незаселенных территорий: русских и украинцев в степях Причерноморья и Северного Кавказа). Этническая адаптация – приспособление этнических общностей к природной и социокультурной среде ареала их обитания. Существуют две формы социокультурной адаптации иммигрантов: а) связанная с занятостью (устройством на работу), б) аккультурация (языково-культурная). Этническое разделение включает два вида процессов в зависимости от того, как оно соотносится с базовой этнической системой – этносом: a) если мы имеем дело с разделением самого этноса, то этот процесс называется трансформационным внутриэтническим разделением; б) если же речь идет о разделении метаэтнических общностей, состоящих из ряда этносов, то это межэтническое разделение. Внутриэтническое разделение проявляется в двух основных формах в зависимости от дальнейшей судьбы этноса: 1) простое разделение – когда единый прежде этнос распадается на несколько частей или когда из этноса выделяются части (из-за миграции или границ) в отдельные этносы (австрийцы, люксембуржцы из общегерманского этноса; украинцы, белорусы, русские из древнерусского этноса). 2) Иной характер носит этническая дивергенция – полный распад этнической общности с потерей комплиментарности (взаимности, симпатии) на всех уровнях этнической иерархии; Формы межэтнического разделения более разнообразны. Эволюционное разделение / разъединение этносов проявляется в формах: этнонациональной дифференциации – стремления этносов сохранить свою самобытность, автономию в рамках политических и социальных объединений; сегрегации – ограничения в правах народов по мотивам их расовой, религиозной или этнической принадлежности: территориальная сегрегация предполагает поселение отдельных групп на специально выделенных территориях – в резервациях, гетто и т.п.[334]; коммуникативная сегрегация - ограничение общения групп, запрещение браков между ними; экономическая сегрегация – неравный экономический статус разных этнорасовых групп (неравная оплата труда, неодинаковый доступ к руководящим постам и к служебному продвижению); политико-правовая сегрегация – неравный политико-правовой статус этнорасовых групп (лишение активного и пассивного избирательного права, доступа к постам в органах власти); институциональная сегрегация – создание специальных органов власти для сегрегируемых групп; культурно-образовательная сегрегация – раздельное обучение этнорасовых групп с разными возможностями для дальнейшей карьеры; апартеид – комплексная сегрегация небелого населения, существовавшая в ЮАР в 1960-1980-е гг. Трансформационное этническое разделение, т.е. дезинтеграция этносов проявляется в таких формах как этнонациональная дезинтеграция (естественная и принудительная) – политическое разъединение и разделение национальных общностей, государства или межгосударственных объединений (порождающая "разделенные нации"; сепаратизм – стремление к отделению, обособлению части государства, а также целых этносов (иногда приводит к сецессии – выходу из состава государства его части или разделению единого государства на несколько суверенных государств: отделение Норвегии от Швеции (1905), Пакистана от Индии (1947), распад Чехословакии (1992); балканизация (термин появился в связи с событиями на Балканском полуострове в начале ХХ в.), или создание каждым этносом собственного государства, дробление единого государства и разрыв традиционных связей. Этническое самосознание – это совокупность социальных, политических, экономических, нравственно-эстетических, философско-религиозных и иных взглядов, знаний и эмоций, характеризующих содержание, уровень, ориентацию и специфику духовного развития этнических общностей. Ориентация этнического самосознания может быть разнообразной, руководствоваться в зависимости от своего приоритета этнической или полиэтнической парадигмами. Этническая парадигма ориентируется на огосударствление этноса, воплощается в идеологии этнонационализма: полиэтническая парадигма исходит из стремления к объединению в едином государстве общности более общего порядка, чем этнос, проявляется в метаэтнических и универсалистских теориях. Универсалистские теории, отвергающие политизацию и тем более огосударствление этносов, делятся на этнонигилизм, космополитизм, интернационализм и экуменизм. Этноцентризм – психологическая основа этнической парадигмы, свойство этнического самосознания, при котором жизнь других народов рассматривается через призму традиций, установок и ценностей своего этноса (чаще всего при этом свой этнос ставится выше остальных, редко – ниже). Понятие введено в начале ХХ в. У.Самнером[335] (США), базируется на естественном противопоставлении "мы – они", лежащем в основе этнической самоидентификации, уходит корнями в ксенофобию, негативно-настороженную реакцию на все «чужое». В идеологии и политике естественный этноцентризм выражается в этнонационализме – приверженности людей интересам своего этноса. Этнонационализм выступает на межличностном и групповом уровне в виде этнических симпатий и антипатий, предпочтений, на уровне идеологии этногосударственности. Этнонационализм как любовь к своему этносу (народу) и к родной земле может играть: - позитивную или политически нейтральную роль, сочетаясь с чувством общегражданского патриотизма, интернационализма; - в негативном контексте этнонационализм смыкается с ксенофобией (от греч. xenos-чужой; phobos - страх) – чувством страха и вражды ко всему незнакомому, к чуждому, в этносоциологии – к чуждым этническим (языково-культурным) или расовым группам. Ксенофобия часто испытывается по отношению к иностранцам. На уровне идеологии и политики такой этнонационализм называется шовинизмом, нацизмом или, если вводится расовое неравноправие, расизмом. Полиэтническая парадигма вписывается в суперэтнические (национальные, патриотические) теории, призванные обосновать национальное единство всех граждан какого-либо государства. Панэтнические теории призваны объединить в единое государство континентальные общности, языковые группы, религиозные общности, расовые общности (панамериканизм, паназиатизм, панисламизм, панафриканизм, евразийство). Предмет этносоциологии можно расширить за счет изучения религиозной и расовой общности. Расы – это подразделения современного человечества, характеризующиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной областью распространения. Слово "раса" (лат. ras – голова, начало) впервые встречается у французского ученого Ф.Бернье (1684 г.), впоследствии предложены многочисленные квалификации рас, основанные на внешних признаках, среди которых наиболее удачной является классификация Ж.Деникера (1900 г.); в настоящее время выделяют три большие расы (или группы рас): белую (европеоидную), желтую (монголоидную) и черную (негроидную), однако некоторые ученые добавляют четвертую большую расу - австралоидную, близкую к черной. Расизм – совокупность антинаучных концепций, основы которой составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию. Расизм может быть / индивидуальным, включающим в себя индивидуальные акты притеснения по отношению к расовым группам или индивидам, и скрытым / институциональным, включающим массовые практики подчинения и притеснения отдельных социальных групп. Расовые теории преследуют цели объяснить и оправдать расовое неравенство. Идеи расизма развила расово-антропологическая школа – течение в социологии второй половины XIX – начала XX вв. (Ж.А. Гобино, Ж. Ларуж, Франция; О. Амон, Германия; Ф. Гальтон, Великобритания), неправомерно переносившая на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора. Представители этого течения рассматривали общественное развитие с точки зрения понятий наследственности. Выдвинув в середине XIX века первую расистскую концепцию, Гобино в сочинении "Опыт о неравенстве человеческих рас" назвал арийцев "высшей расой", а смешение рас – фактором, ведущим к их деградации[336]. Много общего у расистских концепций с социальным дарвинизмом, мальтузианством, евгеникой, фашизмом. Кроме "белого" расизма, возможны проявления "черного" ("черные пантеры" в США) и "желтого" (паназиатизм) расизма. Первым дал сокрушительную критику идей Гобино историк и социолог, министр иностранных дел в дни Французской революции 1848 г. А.Токвиль. Современная генетика добавила аргументы против расизма. В рамках полиэтнической парадигмы следует рассматривать универсалистские теории (этнонигилизм, космополитизм, интернационализм, экуменизм): Этнонигилизм – отрицательное отношение к этнонациональному фактору, его игнорирование. Имеет две формы: а) идентификационную – отказ от записи «национальности» в документах; б) правовую – отказ этносам в развитии культуры и языка – полезен лишь шовинистам, для остальных – негативен. Космополитизм (от слова "космополит" – гражданин Вселенной) – идеология мирового гражданства, приоритет чувства принадлежности ко всему человечеству над всеми иными социальными связями. Включает две стороны: а) государственно-политическую, т.к. выступает за отмену границ; б) этническую (лингвистическую), ратует за отмену различий в языках. Противостоит этнонационализму и патриотизму, часто связан с шовинизмом крупных этносов и наций. Интернационализм – идеология и политика объединения людей разной этнической и национальной принадлежности вокруг "общезначимых задач", их готовность действовать сообща, солидарно. Объективная основа интернационализма – интернационализация и глобализация жизни народов. Термин введен в 1780 г. И.Бентамом в работе «Введение в основание нравственности и законодательства»[337]. Экуменизм – межконфессиональный диалог, имеющий целью объединение верующих разных конфессий и слияния их религий, прежде всего христианских. Культура этноса включает в себя как духовную и политическую, так и материальную. Материальная охватывает производственную, бытовую, экологическую; политическая отражает специфику политического самосознания этноса; в духовную входят язык, этническое искусство, религия, образование, идеология. Этническое общественное сознание включает такие формы как систематизированное (теоретическое – наука, идеология; художественно-образное сознание) и несистематизированное, к которому относится обыденное этническое самосознание, включая признанный этноним, и этническую психологию). Культурная автономия этноса – идея самостоятельного и даже изолированного развития языка, культуры, системы образования этноса. Выдвинута австрийскими социал-демократами. В. Ленин был категорически против такой автономии. Сейчас в мире принята концепция экстерриториальной автономии – самостоятельности в области культуры (не прикрепленной к местности, не связанной с границами в условиях глубокой взаимной диффузии этнических групп). Россия также возвращается к мировым нормам. Особого внимания за
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.171 (0.017 с.) |