Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль социологии в современном мире. Место социологии в системе наук↑ Стр 1 из 37Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История социальной мысли насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет, однако окончательное отпочкование социологии от философии и этики, превращение ее в самостоятельную научную дисциплину, приходится на середину XIX в., когда в США, Англии и Франции появились первые исследования, научные течения, открылись журналы социологического профиля. В XX веке интерес к социологии резко вырос: первый социологический бум наблюдался в 1920-1930-е гг., затем – в 1950-1960-е и, наконец, в 1980-1990-е гг. Наиболее интенсивно она стала развиваться в США, Европе. В США социология и юриспруденция являются самыми популярными профессиями, насчитывается более 100 тысяч социологов, выпускается множество специализированных социологических журналов; во Франции звание лиценциата по социологии ежегодно получают свыше 1000 человек; в России при ведущих университетах страны созданы факультеты и отделения социологии, социология стала учебной дисциплиной в вузах, колледжах, гимназиях (в качестве самостоятельного предмета или как значительная часть учебного курса обществознания). Значимость социологии определяется тем, что она предлагает множество вариантов ответов на вызовы современности: - в демократических обществах власти заинтересованы в изучении мнения населения для принятия управленческих решений; - при развитом рынке без социологического исследования целевой аудитории, постоянного слежения за спросом, изменениями в конъюнктуре и моде не может обходиться ни одно предприятие, если оно ориентировано на успех; - в XX в. человеческая цивилизация обнаружила не только свои возможности, но и свои тупики (экономические бедствия, ядерные катастрофы, СПИД, массовая бездуховность, международный терроризм, кризисы), а многочисленные науки не в состоянии предложить единый путь выведения человечества из упомянутых тупиков (развитие физики привело к появлению ядерного оружия и новому витку гонки вооружений, развитие химии вызвало колоссальные экологические бедствия, а развитие генетики поставило на повестку дня клонирование человека), и опыт требует определенного социального научного фундамента и контроля общества, а социальный контроль предполагает изучение мнения населения о целесообразности/нецелесообразности принимаемых властных решений (ввоза в страну ядерных отходов из других стран, строить АЭС, вводить телефонную «повременку» или Болонскую систему в учебный процесс, проводить реформу жилищно-коммунального комплекса, апробировать другие социальные эксперименты, касающиеся прямых интересов населения); - использование методов эмпирической социологии позволяет решать практические социальные проблемы (совершенствование управления в фирме, распределение обязанностей в семье, борьба с преступностью, сохранение согласия в обществе и в малых коллективах); - знание основных социологических доктрин, а также методики и техники прикладных социологических исследований позволяет в бизнесе научными методами изучать спрос и изменение потребностей и возможностей разных категорий населения, целенаправленно применять свои ресурсы, наиболее полно проводить свои экономические и политические интересы через социальные институты; - во всех экономически развитых странах социология заняла прочное место среди других общественных наук благодаря своему пограничному положению между естественно-научным и социогуманитарным знанием, и на социологию возлагается ответственность за точное и всестороннее раскрытие механизма действия общественной системы; социологическое исследование позволяет получить сравнительно точную социально-статистическую информацию для понимания состояния общества и качественного прорыва в социальном регулировании; - социология выступает мощным оружием в руках разных политических сил, воздействуя на массовое сознание своими результатами, формируя его, активно влияя на установки и ценностные ориентации личности. В системе общественных наук социология занимает особое место, так как связана со всеми гуманитарными науками социальным аспектом, техникой и методикой изучения человека и его деятельности: сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (экономических, демографических, политических), развиваются новые "пограничные" науки (социобиология, социолингвистика, социогеография, социальная антропология, социальная психология, социальная экология и др.). То, что социология занимает общее, а не частное место среди гуманитарных наук, не означает ее превращения в философскую науку. Ее значение для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе через его структуры, через закономерности их взаимодействия. (Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам такое же, что и положение, к примеру, общей физики к акустике, электронике, учению о свете или положение общей химии к органической, неорганической химии и т.п.) Наиболее тесная связь у социологии с историей. И та, и другая изучают общество и его закономерности в конкретных проявлениях. Различия между ними в том, что история воспроизводит социальный процесс post factum, а социология in factum; история описывает, а социология анализирует (история отвечает на вопросы "Кто? Что? Где? Когда?", а социология ищет ответы на вопросы "Почему? Для чего? Какой? Как? Куда?"); история выстраивает анализ в хронологической последовательности, социология – в логической иерархии; историю интересуют разные уникальные события, социологию – повторяющиеся и воспроизводимые. Отличие социологии от других наук можно проследить на конкретных примерах. Рассмотрим работу транспорта. Все мы ездим на учебу или работу городским транспортом и возмущаемся его неритмичной работой, постоянным ростом тарифов и отмиранием общественного транспорта (в Казани – закрытием трамвайных линий). Экономист, оценивая работу транспорта, посчитает расходы горючего, энергозатраты, даст схему рационального размещения маршрута, предложит повысить плату за проезд, чтобы укрепить материальную базу предприятия. Философ посчитает это слишком частным и не заслуживающим серьезных теоретических обобщений. Историк отметит, что в ХХI в. городской транспорт и его состояние характеризуются новым уровнем и качеством промышленной цивилизации; психолог охарактеризует специфику поведения отдельных пассажиров, водителей и контролеров и т.д. Между тем социолога интересуют вопросы: Кто виноват в плохой работе общественного транспорта и в его сокращении? Кто заинтересован в повышении оплаты за проезд? Что сделать, чтобы люди меньше тратили время на проезд? Как снять названные проблемы? Социолог рассмотрит вопрос и о том, куда пассажиры тратят время и почему у них его не хватает; проанализирует этот факт в связи с общей схемой распределения времени и потребностей в нем общества. Например, в 1800 году в европейских городах средняя продолжительность жизни равнялась 36 годам, из которых средний человек в сумме отрабатывал 8 лет, а на свободное время у него оставалось 3 года. В 1890 году продолжительность жизни составляла 45 лет, из которых 11 лет приходилось на работу и 5 лет – на свободное время. К концу ХХ века продолжительность жизни в Европе достигла 72 лет при 8 годах работы и 20 годах свободного времени. Средняя продолжительность жизни в России в 1896-97 гг. составляла 32 года, в СССР в 1926-27 гг. – 44 года, в 1958-59 гг. – 69 лет, в 1970-71 гг. – 70 лет, в начале XXI в. – 65,9 лет (у мужчин – 59,2, у женщин – 73,1). В Европе средняя продолжительность жизни в 1890 составляла 38,7 лет, а в 1970 около 70 лет. Ныне в странах ЕС она равна 78,5 лет, у мужчин – 75,4, у женщин – 81,9 года. Разрыв в продолжительности жизни между Россией и иными странами Европы увеличился до 7-10 лет у женщин и 14-17 лет для мужчин за период с 1986 по 1994 гг. К середине 1990-х годов Россия занимает 133-134 место в мире по продолжительности жизни у мужчин, и 90-100 место у женщин. Рабочее время в промышленности ряда стран Запада сократилось с 2.350 часов в год в 1950 г. до 1.716 часов в 1987 г. Среднестатистический отпуск вырос с 12 дней в 1950 г. до 31 дня в 1988 г. В 1961 году стирка и уборка отнимали у хозяйки до 13 часов в неделю, а в начале 2000-х – не больше 6, приготовление пищи вместо 1 часа 40 минут в день занимает сегодня чуть меньше часа[4]. Следовательно, главная задача людей – спасти свободное время, на что и направлен научно-технический прогресс (создание безлюдных технологий на производстве). Россиянам катастрофически не хватает свободного времени потому, что у большинства из них чрезмерно низкие доходы, заставляющие людей иметь вторичную занятость, плохо налажена сфера обслуживания. Самая страдающая от недостатка времени категория – женщины от 25 до 49 лет. Анализируя соотношение рабочего и свободного времени, социолог, таким образом, выявит комплекс проблем общечеловеческого масштаба. Приведенный пример социологического анализа лишь одной проблемы социальной жизни свидетельствует о том, что нет ни одной социальной сферы, ни одного социального института или социальной группы, которые бы не нуждались в социологическом исследовании.
Структура социологии Имеются разные подходы к характеристике структуры социологии: содержательный, целевой, масштабный. Содержательный подход подразумевает выделение трех основных частей социологии – теории, методологии и эмпирии. Без этих составляющих социология перестает быть цельной наукой: ее нельзя рассматривать только как эмпирическую науку, равно как и ограничивать ее содержание общей социологической теорией или методологией. Конкретные социологические исследования требуют глубоких теоретических обобщений, а методология представляет собой способы получения знаний, принципы движения от эмпирии к теории и обратно. Теоретическая социология. В ее задачи входит изучение общих законов функционирования и развития общества. Она выявляет взаимосвязи экономики, политики и культуры, взаимодействие различных социальных групп. Теоретическая социология включает в себя большой спектр теорий разной степени общности, в ней сложились свои традиции исследования: труд, семья, общественное мнение, политика, право, молодежь, гендер, спорт, мода, искусство, религия, личность, социальная девиация и др. Основатели социологии были прежде всего выдающимися теоретиками. В современных условиях наблюдается возрождение интереса к теории, по размаху сравнимое лишь с периодом зарождения социологии. Польский социолог П. Штомпка обосновывает этот факт сходством двух эпох: и тогда, и сейчас общества переживали быстрые перемены радикального свойства, в обоих случаях налицо широко распространенное негативное восприятие, сильный критический настрой по отношению к унаследованному социальному миру и желание его изменить. Имеют место массовая активность, различные формы протестных движений. Штомпка делает предположение: теории – это порождение времени перемен. Во времена решительных и быстрых социальных изменений существует большая потребность в общей теории, и именно общая теория демонстрирует самую сильную восприимчивость, самую большую способность влиять на течение социальных процессов в широчайшем смысле этого слова, потому что она формирует модели, с помощью которых люди определяют ситуацию, совершают выбор, предпринимают определенные действия. Современную потребность и российском, и в западном обществах П. Штомпка артикулирует так: "Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований. Страны Восточной и Центральной Европы переживают период радикальных и стремительных перемен. Размах и глубину посткоммунистических изменений можно сравнить лишь с "великим переходом" в XIX в., когда аграрный феодальный строй уступил дорогу современному индустриальному урбанизированному обществу капиталистического Запада. Возможно, сегодня нигде не происходит таких фундаментальных изменений, как в России... В такие периоды все члены общества – политики, лидеры и обычные люди – одинаково испытывают чувство растерянности, неуверенности в будущем, лишаются надежных ориентиров. Широко распространяется аномия в дюркгеймовском смысле этого слова. Такие переживания особенно остры, поскольку следуют за периодом "официальной уверенности", преисполненной утопических обещаний светлого будущего, всеобщего счастья, свободы и изобилия... Испытывая растерянность и стремясь найти новые ориентиры, люди нуждаются в некоем интеллектуальном компасе, который упорядочил бы их хаотический опыт и объяснил, откуда они пришли, где находятся сейчас и куда движутся. Они должны иметь представление о том, что происходит. К этому люди идут разными путями: ищут помощи у Бога, Провидения или, в более приземленном варианте, у харизматических лидеров, новых вождей, политических демагогов, но приходят к новым разочарованиям. Однако некоторым удается избежать подобных атавистических рефлексов и эмоциональной зависимости и мобилизовать разум, чтобы, наконец, прозреть"[5]. Штомпка подчеркивает, что "интеллектуальный ориентир сегодня, в хаосе перемен необходим безотлагательно". Опасности, проблемы, угрозы, но в то же время шансы и перспективы, с которыми столкнулся мир как единое целое в конце ХХ столетия, породили целую волну теорий (теории модерна и постмодерна, постиндустриального общества, посткультуры, «конца истории» и т.п.). В современной зарубежной социологии (Великобритания, Франция, Германия, США) нормой стало не полемическое теоретизирование, а синтезирование, признание права на существование плюралистических дискурсов. Эмпирическая социология. Представляет собой комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов социальной жизни с использованием специальных методов – опросов, интервью, наблюдения, социального эксперимента, математических и статистических методов. Прикладные эмпирические исследования направлены на решение четко определенных практических задач, таких как: выяснение причин, порождающих социальный дискомфорт в обществе; выработка рекомендаций по их устранению; разработка методов сбора, обработки и интерпретации полученных социологических данных; определение объекта, стратегии и цели исследования; обоснование репрезентативной выборки. Теория и эмпирия имеют существенные различия. Теоретическая социология включает в себя совокупность гипотез, теорий, моделей, объясняющих процессы развития социальной системы и ее элементов, а эмпирическая социология изучает реальные социальные факты, что является исходной точкой социологического анализа. Методология – это учение о методе социального познания, система философских, исторических и социальных принципов, обосновывающих пути и способы накопления, построения и применения социологического знания. Методология может содержаться в социальной теории (структурно-функциональный метод в теории Т.Парсонса и Р.Мертона, метод идеальной типизации М.Вебера, метод социального конструирования реальности П. Бергера, Т. Лукмана, структуралистско-конструктивистский метод П. Бурдьё и др.). В англоязычной литературе в качестве сходного понятия используется термин метатеория (meta-theory), обозначающий общее философское основание (background) допущений, создающее правила для построения частных социологических теорий и обосновывающее применение частных социологических методов. В социологии существует несколько таких метатеорий, примером которых является герменевтика. Второй подход к рассмотрению структуры социологического знания – целевой. В его рамках выделяются фундаментальная и прикладная социологии. Фундаментальная, или академическая, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Разрабатываемые теории и концепции отвечают на два вопроса: "что познается?" (объект) и "как познается?" (метод), т.е. они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач. Основной, отличительной чертой фундаментальной социологии является то, что главная задача социального познания усматривается в открытии и формулировании универсальных, независимых от времени и места характеристик поведения человека и социальной организации, в поиске объективной истины. Прикладная социология, или "проблемно ориентированная", "ориентированная на клиента", изучает проблемы, связанные с практическим преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы, использования теоретических знаний. Она прямо отвечает на вопрос: "Для чего?" (для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования личности, для реконструкции управления и т.д.) Под прикладной социологией западными учеными понимается совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Это социологическая работа «для заказчика» (государственного учреждения, правительственной организации, частной фирмы, федеральных органов власти и др.). Таким образом, фундаментальная и прикладная социологии различаются по объекту и методу исследования, по содержанию и характеру научной деятельности, по цели (решение научных или практических задач) и ориентации (на практическую пользу или на приоритет знания и научный вклад в фундаментальные открытия). Прикладная социология пользуется особенным авторитетом в США, где популярны курсы подготовки практических социологов. Прикладную социологию различают по используемым методам: в ней выделяются две главные разновидности – социальная инженерия и клиническая социология (clinical sociology). (Последний термин ввел в 1930-е годы Л. Вирт, наблюдавший работу социологов в клиниках, в состав которых входили психиатры, психологи и социальные работники. Эти клиники занимались прежде всего проблемами поведения детей, но Вирт предвидел развитие социологических клиник, имеющих дело с большинством социальных проблем, предполагая, что социолог станет частью терапевтической команды, обеспечивающей исследование, обучение и практическое участие в проблемах своих клиентов. Л. Вирт считал, что социология может обеспечить врачей и психиатров видением социальных измерений умственных и физических болезней.) Между двумя направлениями прикладной социологии имеются следующие различия. Инженер-социолог обычно пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача "клинического социолога" – поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить "терапевтические" меры. Так, социоинженер разрабатывает новую форму брачного контракта, а "клиницист" просвещает молодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте. Информация, полученная социологом, – это собственность корпорации, которая вольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив, принять к сведению, запретить публикацию или внедрить в практику. Третий подход к рассмотрению структуры социологического знания – масштабный. В соответствии с делением субъектов социальной жизни и типов их связей по степени общности на субъекты и связи мегауровня (общества, цивилизации), субъекты и связи макроуровня (социальные общности и общественные институты, т.е. социальные и социетальные системы), субъекты и связи микроуровня (личности и их взаимодействие «лицом-к-лицу»), социологические теории различаются по уровню обобщения: 1) общая социология (мегасоциология); 2) макросоциология; частные теории среднего уровня: а) специальные (изучающие крупные социальные общности типа города, церкви, молодежи), б) отраслевые (исследующие отдельные сферы, т.е. социальные системы, структуры, институты и процессы); 3) микросоциология (изучает социальные контакты «лицом-к-лицу» в повседневной жизни, межличностное поведение). По мере познания всего многообразия социальных объектов в социологической науке возникло множество специализированных теорий среднего уровня. Основными из них являются: - экономическая социология, изучающая социальную жизнь в сфере экономики, т.е. взаимоотношения между социальными субъектами в этой сфере, социальные различия между ними и отношения данной сферы с другими сферами жизни общества; - индустриальная социология или социология труда, нацеленная на трудовые отношения людей на предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по увеличению эффективности производства (в США это – прикладная отрасль социальных наук); - социология управления, изучающая "социологическую надстройку" в менеджменте; - социология семьи как социального института (функции семьи, мотивы вступления в брак, причины и последствия разводов и др.); - социология поселенческих структур: городская социология, или урбан-социология, рассматривающая социальные процессы в городах; социология села, исследующая социальные проблемы сельского населения; провинциология [6], исследующая социокультурные процессы в сравнительном формате с «центром» и «периферией»; - социология досуга, изучающая социальное поведением индивидов и групп в свободное время, формы реализации потребностей в отдыхе, развлечении, общении; "индустрию досуга"; - социология социальных ценностей (аксеология), исследующая социальные ценности, их иерархизацию соответственно их приоритетности для индивидов); - социология девиантного поведения, анализирующая социальные корни, условия и причины отклоняющегося поведения; - политическая социология, исследующая социальные аспекты политики и политические аспекты общественных явлений; - социология образования, предметом которой является образование как социальный институт, канал социальной мобильности; - социология религии, изучающая религиозные институты в их взаимодействии с обществом; - этносоциология, рассматривающая специфику этнического самосознания, этнический фактор социальных процессов; - социология молодежи, изучающая различные аспекты жизнедеятельности молодого поколения – процесс взросления, социализацию, формирование идентичностей, субкультурную активность, образование и досуг и др.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Для чего нужно изучение социологии? Что она может дать человеку? Почему социология развивается лишь в условиях демократии и рынка? 2. Что изучает социология? В чем разница между объектом и предметом социологии? Изучает ли она взаимоотношения между народами, между мужчинами и женщинами, между горожанами и сельчанами, если да – то какие? Чем она отличается при этом от иных гуманитарных наук? 3. В чем разница в трактовке социологии в Европе и Америке? 4. Как социология изучает человека и общество? Использует ли она те же инструменты, приемы и способы, что и естественные науки? 5. Какова структура социологии? В чем отличие между теоретической и фундаментальной социологией, между прикладной и эмпирической наукой, между социальной инженерией и клинической социологией? Обоснуйте свои ответы и суждения. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Социология. Объект социологии. Предмет социологии. Социальные субъекты. Социальные различия. Социальный статус. Социологическая теория, методология и эмпирия. Фундаментальная и прикладная социология. Социальная инженерия и клиническая социология. Общая социология, макро- и микросоциология, теории среднего уровня.
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС СОЦИОЛОГИИ 1. Предыстория социологии. Периодизация развития социологии 2. Возникновение социологии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.017 с.) |