Современные тенденции развития социологической мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные тенденции развития социологической мысли



Четвертый этап развития социологии можно квалифицировать как этап второго кризиса социологии. Основными тенденциями развития современной западной социологии являются:

- полицентризация социологии (она получила развитие не только в США, но и в других странах);

- дивергенция теорий и ориентаций, их дифференциация на неопозитивистские и гуманитарные;

- реидеологизация западной социологии;

- стремление к целостному охвату социальных процессов, исследованию различных типов цивилизаций;

- расширение объектного диапазона исследований;

- формирование междисциплинарных наук (экономическая социология, социальная география, геополитология, регионология, социобиология и др.);

- интеграция наук об обществе, синтезирование их результатов;

- психологизация и философизация социологии (использование методов психологии, социальной психологии и философии истории для анализа социологических фактов);

- усиление интереса к прикладной социологии;

- широкая популяризация социологического знания.

Среди социологов этого этапа выделяется неопозитивист Поль Лазарсфельд (1901-1976, США). Это один из ведущих специалистов в области методологии и применения математических методов, руководивший рядом крупных эмпирических исследований по проблемам массовой коммуникации и по механизмам избирательной борьбы в США, выступавший за сближение социологии с другими общественными науками; отстаивавший концепцию деидеологизации социологии и превращения ее в "естественную науку", свободную от ценностей. В соответствии с неопозитивистской традицией основным критерием истинности научного знания Лазерсфельд считал принцип верификации. Количественные (прикладные) методы исследования, по его мнению, способствуют преодолению барьеров, существующих между различными дисциплинами социальных наук. Как наиболее научно плодотворный метод эмпирического исследования он выделял метод шкалирования, а основную задачу эмпирической социологии интерпретирует как поиск «все более уточненной техники разработки шкал и их комбинирования во все более сложные взаимозависимости»[19].

В рамках гуманитаристской социологии появилась "новая социология" Чарльза Райта Миллса (1916-1962, США), положившая начало социологии действия и неомарксизму в США. Последователь немецких социологов Вебера, Веблена, Манхейма, Маркса. Миллс считал плодотворным метод Маркса, но придерживался взгляда об устарелости его теории. Миллс крайне критично относился и к традиционной западной социологии за консервацию стереотипов и предрассудков в отношении политической власти и социального неравенства. По его мнению, центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих определенную роль в политических, экономических и военных институтах различных обществ. Миллс заложил основы политической социологии. Он выделил и определил критерии содержания таких категорий, как "новый средний класс", "властвующая элита", рассматривал последнюю как совокупность экономической, политической и военной "верхушек", обладающих наибольшим влиянием при принятии важных решений. В работе «Белые воротнички» (1951) он проанализировал социальные характеристики среднего класса США. В работе «Властвующая элита»[20] (1956) Миллс объяснял структуру власти США как интегрированное расположение элит в различных сферах. Эти элиты являются в некоторой степени самоувековечивающимися. В работе «Социологическое воображение»[21] (1959) он представил свою интерпретацию эволюции социологии США и подверг решительной критике консерватизм двух главных доктрин социологии США: господство функционализма и эмпиризма, т.е. высокой (большой) теории Парсонса с ее бюрократическим этосом и абстрактного эмпиризма Лазарсфельда с его требованием деидеологизации. В противовес этому Миллс призывал к возрождению основной традиции классической социологии и прежде всего - ее гуманистических и просветительских идеалов, акценту на социальных изменениях и конфликтах. В «Письме к новым левым» (1960) он сформулировал основные положения неомарксизма: 1) пролетариат и традиционные левые потерпели крах; 2) отныне движущей силой изменений становится молодежь; 3) необходимо перевести моральный подъем студенческой молодежи в русло политической борьбы, для чего создать новую теорию структурных изменений общества.

Идеи "новой социологии" Миллса послужили важным источником формирования оппозиционного сознания молодежного движения "новых левых", сыгравшего значительную роль в политике в 1960-х годы.

Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего человечества. В российской литературе термин "исследование будущего" употребляется редко, распадаясь на два общепринятых ныне понятия: "прогностика" (теория разработки прогнозов) и "прогнозирование" (практика разработки прогнозов). Футурология имеет длительную предысторию, связанную с эволюцией религиозной эсхатологии, социальной утопии и философии истории. Возникновение научного предвидения, связанного с марксизмом, вызвало во второй половине XIX - начале XX вв. появление ряда специальных работ о будущем Земли и человечества. Открытый в 1920-е гг. советскими учеными эффективный способ исследования будущего – выявление назревающих проблем методами экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций (генетический прогноз) и определение возможных путей решения такого рода проблем методами экспертизы (телеологический прогноз) – не получил применения и вплоть до недавнего времени оставался неизвестным мировой научной общественности. Он был «заново открыт» американскими учеными в конце 1950-х гг. при научных разработках космической программы "Аполлон" (только генетический прогноз получил название поискового, телеологический – нормативного, а в дополнение к методам экстраполяции и экспертизы был предложен широкий набор методов моделирования). В совокупности оба подхода стали называться "технологическим прогнозированием", продемонстрировавшим чрезвычайно высокую эффективность при обосновании решений в сфере управления, что привело в 1960-е гг. к "буму прогнозов" – возникновению сотен исследовательских центров, занятых разработкой научно-технических, военно-политических, технологических прогнозов.

В начале 1970-х гг. на передний план выдвинулось течение, выступившее с концепцией неизбежности глобальной катастрофы при сохранении существующих тенденций развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб, по инициативе которого развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ (компьютеров), в результате чего сложилось новое направление исследований – "глобалистика". К середине 1970-х гг. указанное течение разделилось на два: "экологических пессимистов" (Дж. Форрестер, супруги Медоуз, Н. Хейлбронер) и "технологических оптимистов" (Г. Кан, О. Тоффлер, М. Месарович, Э. Ласло, Дж. Нейсбитт и др.). Первые трактуют перспективы человечества с позиций неомальтузианства (недопотребления), а вторые пытаются доказать возможность избежать катастрофы путем оптимизации государственно-монополистической социальной экономики. Специалисты в области исследования будущего объединены в ряд международных научных обществ (Всемирная федерация исследований будущего, Общество мира будущего, ассоциация "Футурбиль"), проводящие конференции и издающие журналы ("Футурист", "Футурбиль").

В рамках критики неопозитивизма все более популярными становятся различные версии понимающей социологии и постмодернизма как разновидностей гуманитаристской социологии, разбираемые в последующих главах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризуйте основные теоретические направления в социологии..

2. Как был реализован Э. Дюркгеймом метод социального фактизма в его книге «Самоубийства. Социологический этюд».

3. Перечислите видных представителей психологического направления в социологии.

4. Устарела ли концепция толпы Г. Лебона?

5. Раскройте сущность метода идеальной типизации М.Вебера.

4. Охарактеризуйте взгляды Парсонса и Лазарсфельда, Грамши и Миллса.

5. Проанализируйте новые тенденции в развитии современной социологии.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социальный факт. Приоритет общества над индивидом. Социальная морфология, социальная физиология и общая социология. Социальный фактизм как метод. Психологизм, психологический эволюционизм. Французская психологическая школа. Теория подражания. Толпа как социальный феномен.

Метод идеальной типизации. Структурно-функциональный метод. Франкфуртская школа социологии.

Футурология. Генетический и телеологический прогноз. Экологический пессимизм и технологический оптимизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.025 с.)