Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность гуманитаристской социологии

Поиск

Гуманитаристская социология (совокупность всех непозитивистских течений, отрицающих тождество человека и природы и настаивающих на специфике объекта и метода социологии – науки, призванной помочь человеку преодолеть отчуждение от социальных структур) включает множество доктрин – от радикального антипозитивизма до принимающих отдельные из принципов неопозитивизма теорий. Их можно сгруппировать в четыре основные категории: понимающую социологию, уходящую своими корнями в немецкую идеологию, философию жизни и неокантианство; герменевтическую теорию социального действия; теорию конфликта и неомарксизм. Первые две к началу XXI в. вылились в методологию постмодерна, объединившего их теоретические наработки.

Социология постмодерна (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, Ж. Делез, З.Бауман, Ж. Деррида и др.) является новым направлением социологии конца ХХ – начала XXI вв. По мнению представителей данного направления, постмодернистский мир характеризуется широчайшим плюрализмом, альтернативностью, постепенным устранением из всех сфер – будь то политика или экономика, информация или культура – любой универсальной связующей власти. Общество переживает падение всех авторитетов, люди все меньше стремятся идентифицировать себя с государством, какой-либо партией, с определенными социальными институтами. Как отмечает Ж.-Ф. Лиотар, «общество больше не завораживают великие имена прошлого или герои современной истории». Согласно социологии постмодерна, в обществе размываются всевозможные социальные границы, дезорганизуются большие сообщества и структуры, растет культурная и социальная фрагментация, исчезают классовые и идеологические партии, этническая и классовая идентификация[43].

Изучение общества в гуманитаристской социологии ставит цель понять окружающий мир: признается и свойственное естественным наукам причинное и функциональное объяснение поступков людей, но доминирует иное, конечное объяснение, и иной способ понимания, основанный на уникальной возможности человека внутренне соотносить себя с другими людьми, чтобы понять смысл их поступков, их субъективное значение, мотивацию (одни и те же поступки могут содержать совершенно разные мотивы и по-разному оцениваться: иногда за убийство человека награждают, иногда – расстреливают – разница в мотивах, а не в открытом для наблюдения поведении). Это предполагает двойственную субъективность и у объекта анализа, и у исследователя. Поэтому общество (социальность) – это не объективная структура, стоящая над людьми и независимая от них, а сумма взаимоотношений двух и более индивидов, их "разделенная субъективность, интерсубъективность", существующая в людях и между ними. Поэтому в понимающей социологии главное – расшифровка, истолкование смысла, содержания взаимодействия (практически один и тот же жест болгарин трактует как отрицание, остальные европейцы – как согласие).

Имеются разнообразные методы истолкования, применяемые в рамках гуманитаристского направления социологии: использование и общенаучных методов (математический и статистический анализ, в частности), и специфических методов, предполагающих наличие у ученого оригинальности его подхода и богатство воображения; методологический субъективизм (в основе последнего может быть взято известное суждение американского социолога У. Томаса: «Если люди считают, что те или иные обстоятельства реально существуют, то эти обстоятельства производят реальный эффект на всю последующую деятельность этих людей»[44]); анализ символов (значения жестов, выражений лица, лексики); этнометодология; ролевые приемы; оценка чужих и собственных представлений человека о самом себе (теория человеческого сознания Дж.Мида); соотнесение индивидуального смысла поступков с их общественным значением (теория идеальных типов Вебера).

Автором термина "понимающая социология" и его первой разработки является М. Вебер. Социология, по его мнению, "интерпретируя, понимает социальное действие и тем самым пытается причинно объяснить его течение и результаты". Под действием он подразумевал человеческое поведение. Основополагающую идею понимающей социологии сформулировал В. Дильтей (1833-1911), противопоставивший природу и общество («Природа же нема для нас. …Общество же – это наш мир»[45]).

На место позитивистских методов и принципов бихевиоризма, верификационизма, квантификации и методологического объективизма понимающая социология (как и большинство версий гуманитаризма, в частности постмодернизм) ставит такие методы и принципы, как идиографический и социокультурный методы, качественный анализ, методы понимания, феноменологизма, герменевтики и лингвистический, принцип ценностной релевантности.

Подвергнем их терминологическому анализу.

1) Идиографический (idiographic) метод – метод исследования индивидуальных, уникальных лиц, событий или предметов. Идиографические методы противоположны номотетическим, целью которых является нахождение общих законов, объединяющих индивидуальные случаи. Социологические суждения субъективны, они окрашиваются собственным опытом исследователя.

2) Лингвистический метод: в противовес бихевиоризму, понимающая социология придает особое значение не чувствам, ощущениям, наблюдению открытого поведения, а языку. Изучается то, что доступно языку, мышлению. Главное – не как поступил человек, а почему. (В обществе нет тривиальной физической реакции "действие – противодействие". В природе никому не придет в голову создать партию в защиту лунного затмения - оно и так неизбежно.) Смысл утверждений социологов ограничен специфическими языковыми контекстами.

3) Основной метод или, точнее, методологию понимающей социологии составляет социокультурный метод, т.е. понимание духовных сдвигов, изменений в культуре, идеально-типическое моделирование общественных процессов.

4) Метод качественного анализа (qualitative analysis) – анализ, не основанный на точном измерении и количественных данных. (Не все нуждается в исчислении, часто необходимо понимание феноменов, а не их подсчет; и не все можно точно измерить; например, малопригодны для измерения летописи, иные исторические и письменные документы; качественный анализ часто бывает более адекватным при применении такого способа сбора информации, как включенное наблюдение.)

5) Феноменологизм (в одном из значений) представляет собой метод социологической интерпретации, противопоставляемый позитивистской квантификации, склонной останавливаться на подсчете фактов, когда, например, изучение общественного мнения лишь фиксирует мнения индивидов, а не мотивы, причины формирования этих мнений. Феноменологизм дает возможность познания причин и сущности социальных явлений. Конкретными способами феноменологической интерпретации являются лингвистический, метод понимания и герменевтика.

6) Основу методологии понимающей социологии представляет собой "понимание" – понятие, введенное Вебером, определявшим социологию как науку, занимающуюся имеющими смысл действиями. Для «понимания» важны субъективный смысл действия, мотив, вкладываемый в действие индивидом, его намерения и цели. Понимание – это процедура получения доступа к этим смыслам, состоящая в том, чтобы поставить себя в положение других людей. Не исследуя смысл действия, можно оказаться в заблуждении, объединив в одну категорию разнородные действия. В какой-то степени анализ смысла является простым продолжением повседневных попыток понимания действия, а не причинным объяснением.

7) Герменевтикой называется метод интерпретации осмысленных человеческих действий. (Есть мнение, что герменевтика возникла с целью восстановления аутентичной версии Библии, где за века переписывания от руки было сделано множество ошибок. В XIX в. понятие «герменевтика» расширилось за счет интерпретации любого текста, исходя не только из текста, но и из опыта автора.)

В. Дильтей включил в герменевтику два специфических, резко отличных от естественнонаучных, метода исследования любых человеческих действий как выражения пережитого опыта: 1) интерпретатор достигает понимания, помещая себя в позицию создателя действия, книги или картины; б) понимание достигается при помещении человеческого действия в более широкий контекст, придающий ему смысл (например, живопись понимается посредством обращения к кругозору или мировоззрению общества, в котором она появляется). Этот же метод использовал К. Маннгейм.

Герменевтика возникла в противовес позитивизму, считавшему человеческое действие простым производным от разных социальных структур. Однако затруднения герменевтики заключались в достижении надежности интерпретаций, поскольку у каждого социолога возможно свое объяснение. Предлагаемое решение этой проблемы состоит в "герменевтическом круге", круговой связи между целым (мировоззрением общества) и его частями (действием человека) - объяснение части через целое и целого через часть, как предложил в XX веке Х. Гадамер.

8) Гуманитаристская социология, как правило, отрицает и "свободу от ценностей" или "ценностную нейтральность", выдвигая на их место ценностную релевантность (уместность ценностей). Вебер четко различал ценностное суждение и ценностную интерпретацию. Однако, поскольку социология предполагает интерпретирующее понимание социального действия, интерпретация зависит от ценностной интерпретации. Ценности социологи определяют, какие вопросы будут поставлены в том или ином исследовании, какие темы будут отобраны для исследования и какие методы используются для сбора данных. По М. Веберу, ценностная релевантность действует на трех уровнях интерпретации: а) филологическом, устанавливающем смысл текстов; б) этическом, приписывающем ценность объекту исследования; в) рациональном, выясняющем причинную связь между явлениями.

Главным в ценностной интерпретации является определение тех ценностей, на которые направлена деятельность, но не оценка этой деятельности как хорошей или плохой. Вместе с тем многие концепции гуманитаристской социологии прямо отвергают и "свободу от ценностей", считая ее невозможной в социологии – науке, затрагивающей интересы людей. Большинство представителей гуманитаристской социологии настроены субъективистски: убеждено, что знания влияют на общество, а ценности, выбираемые социологом, – на науку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.008 с.)