Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Систематизация основных направлений и ориентацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте В литературе имеются различные типологии основных направлений в развитии социологии. Так, известный социолог Н. Смелзер в своем учебнике "Социология" пишет о том, что "исследователи макросоциологического уровня, как правило, придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма и теории конфликтов"[27], а затем последовательно проводит анализ положений этих теорий через все темы своего популярного курса. Однако такой упрощенный подход недостаточно корректен как с логической, так и с источниковедческой точек зрения: 1) если выделяется теория конфликтов, то следует рядом с ней ставить не столько функционализм, сколько эволюционизм (функционализм – лишь одна из школ эволюционизма); 2) игнорируется множество других близких к функционализму школ, явно входящих с ним в одно направление; 3) функционализм – скорее метод, тогда как рядом с ним ставится теория (конфликтов); приведенное «соседство» себя оправдывает лишь в одном случае – если рассматривать функционализм и теорию конфликта в контексте бесконфликтной и конфликтуалистской парадигм. Шведский социолог П. Монсон дает несколько иную типологию основных направлений в современной социологии, выделяя позитивизм, или объясняющую социологию, структурализм; понимающую социологию и диалектическое направление, или изменяющую социологию (табл. 1): Таблица 1 Основные направления в социологии согласно интерпретации П. Монсона
Отношение между обществом (как упорядоченной структурой, как системой) и индивидами П. Монсон раскрывает таким образом: "С одной стороны, все свободны. С экзистенциалистской точки зрения люди, как сказал французский мыслитель Жан-Поль Сартр, "приговорены к свободе". В принципе каждый в любой момент может поступить иным образом, чем он или она это сделали. Но, с другой стороны, индивиды всегда поступают вполне определенным образом. Все индивидуальные действия, взятые вместе, создают некие социальные образцы, паттерны. Эти образцы не есть просто результат действий всех индивидов, они в то же время формируют социальную структуру общества, которая в свою очередь оказывает влияние на поступки входящих в него индивидов. Итак, круг: индивидуальные поступки (то, что создает) – образцы поведения (то, что формирует) – социальные структуры (то, что оказывает влияние - индивидуальные поступки – это основная социальная форма, в которой мы, люди, проживаем наши жизни"[28]. Значит, с одной стороны, люди свободны, как лодки в море, плывущие, куда хотят. С другой, люди, протоптав и вырубив аллеи, чтобы удобнее было ходить, затем придерживаются этих аллей и тропинок (т.е. социальных норм, институтов и контроля) и лишь "кое-кто у нас порой" сворачивает с них, углубляясь в заросли кустарника, где большинство упрямцев пропадает – но не все из них: некоторые из девиантов (людей с отклоняющимся поведением), исцарапавшись, протаптывают новые дорожки, со временем превращающиеся в широкие аллеи, тогда как прежние аллеи зарастают (эти "протаптывание и зарастание", по образному сравнению Монсона, и составляют процесс социальных изменений). Социологические теории во многом различаются своим ответом на вопрос, как относятся друг к другу действия индивидов и структура общества, т.е. человек и общество (и его институты). То направление в социологии, которое рассматривает человека не самого по себе, а лишь как часть общества, его стабильной структуры – институтов ("аллей"), так как поведение человека предопределяется обществом, называется неопозитивизмом, а у Монсона – структурализмом (структурализм - одна из версий неопозитивизма, его метод, подход). Характеризующий человека как творца своей жизни образ "лодок в море", для которых нет видимых "аллей", путей, что не мешает им знать и выбирать свое направление, свойственен гуманитаристскому направлению в социологии (у П. Монсона – экзистенциалистскому или понимающему, что, как мы считаем, сужает область применения данного сравнения). Согласно этому подходу, не человек – продукт общества, а общество – результат поступков отдельных людей, обладающих свободой воли. Если мы подчиняемся образцам поведения, институтам, то мы выбираем несвободу, отсутствие выбора. Признание свободы воли не означает призыва ко вседозволенности и не предполагает полную произвольность выбора - причины движения в определенном направлении (как и у корабля) не столь очевидны, как в случае с людьми на аллеях парка. Люди строят в своем сознании проекты, исходя из своих интересов, но при реализации эти проекты часто сталкиваются между собой и в итоге получается совсем не то, чего добивались люди. Если же проекты у многих совпадают, то возникают социальные институты, которым человек добровольно отдает часть своей свободы, получая что-то другое взамен. П. Монсон выделяет три основных вопроса, выясняющих степень научности любой дисциплины: 1) Что изучается? Этот вопрос касается онтологии, дающей представление о природе и свойствах объекта исследования. В данном случае этот вопрос звучит так: что такое общество? 2) Как мы можем утверждать, что мы что-то знаем? Этот эпистемологический (относящийся к теории познания) вопрос в данном случае формулируется так: На каком основании мы предполагаем, что смогли получить достоверные сведения об обществе или общественных отношениях? 3) Третий вопрос – вопрос об отношениях между первыми двумя проблемами, между онтологией и эпистемологией – звучит так: Если предполагается, что: а) есть общество той или иной природы и б) мы можем получить научное знание о нем, то что нужно сделать для получения этого знания и как убедиться в его правильности? Этот вопрос решает методология: каждая наука должна обладать методами исследования своей части действительности, гарантирующими научность предмета[29]. Все эти вопросы дискутировались на протяжении истории социологии (как и в любой иной науке, так как отказ от таких споров быстро превращает науку в подобие средневековой схоластики, в которой все истины идут от Бога). Все согласны, что для ответа на эти вопросы нужно, так сказать, "подниматься на вертолете" и обозревать общество "извне", или абстрактно, создать теоретическую концепцию об обществе и его частях. Однако любое понятие – всегда абстракция, упрощение действительности, нет абсолютной науки, полностью охватывающей объект познания, не упрощая его. Направления социологии различаются по тому, какие из абстракций в них менее упрощены, или сохраняют важнейшие черты реальности. Это касается различий в ответе на первый из поставленных выше вопросов. То направление в социологии, рождение которого П. Монсон связывает с Дюркгеймом, рассматривает прежде всего не человека, а общество, существующее над отдельным человеком, являющееся структурой, живущей по собственным законам, игнорируя волю отдельного индивида и диктуя ему поведение. Другое (которое мы называем гуманитаристским) направление в социологии, идущее от Вебера, считает главным именно поступки людей, чьи мотивы социология должна понять, а общество – лишь суммой этих действий индивидов. Третье (диалектическое, марксовое) направление, по П. Монсону, стремится совместить два первых подхода и изучать отношения между структурами общества и поступками людей: как люди меняют структуры, и как структуры влияют на поведение людей. Соответственно, различаются ответы и на второй вопрос, ибо различны исходные точки для абстрагирования. Первое направление видит источник всех знаний в непредвзятом наблюдении социальных фактов как основы построения теорий. Это эмпирический подход к познанию. Второе направление основано на рационалистической теории познания: в природе нет никаких объективных фактов и главное – это возможности мозга человека сконструировать понятие и с его помощью создать взаимосвязь с жизнью. Мы никогда не познаем общество само по себе, не узнаем, есть ли в нем эта связь на самом деле, но можем рационально сформулировать свои представления о нем и даже управлять этим "черным ящиком", как мы управляем телевизором, ничего не понимая в нем. Третье направление, хотя и основано на эмпирическом подходе, но не ставит знака равенства между фактами и их отражением в головах людей, а считает, что теории также создаются людьми и потому могут не совпадать с реальностью и требовать критического подхода. Тем самым нужно то анализировать жизнь с помощью понятий, то критически оценить уместность самих этих понятий. Неодинаковы и ответы на третий вопрос, различна методология в названных направлениях социологии. Первое направление, трактующее общество как нечто объективно существующее, а познание – как объективную оценку фактов, независимых от намерений и стремлений людей, использует в качестве главного средства статистику (создание банка данных, их обработку), стремится проверять правильность теорий с помощью этих конкретных данных и затем объяснять, опираясь на теории, взаимосвязи между статистическими переменными и действительностью. Второе направление, представляющее общество как нечто субъективное, зависящее от идей и поступков людей, требует такого конструирования понятий, чтобы ученый смог понять изучаемых людей. Метод понимания, основанный на нашей способности к эмпатии, к сопереживанию, должен выявить личные мотивы поступков людей. Поскольку важно не приписывать им собственные представления ученого, то чем больше культурный разрыв между исследователем и исследуемым, тем труднее использовать этот метод. Отсутствие абсолютных критериев правильного понимания заставляет говорить лишь о правдоподобности и вероятности действий человека, о многозначности истины (общества), а не о нахождении объективной истины. Третье направление, соответственно, сочетает различные методы в зависимости от уровня абстракции рассмотрения проблемы (используя и статистику, и включенное наблюдение, когда социолог внедряется в какой-то коллектив). Лишь практика устанавливает и подтверждает истину, и потому после абстрагирования необходимо (для практического использования и проверки знаний) "спуститься на землю", по выражению П. Монсона. Теория без практики такая же бессмыслица, как и практика без теории. Тем самым первое направление дистанцируется от объекта, второе "погружается" в него, третье сравнивает полученную теорию с различными проявлениями общества. И, как отмечает Монсон, "социология именно потому и является наукой, что в ней есть разные традиции и направления, в рамках которых и благодаря которым можно проводить анализ с онтологической, эпистемологической и методологической точек зрения, что в ней есть место подобным дискуссиям"[30]. Таким образом, различия между тремя выделяемыми Монсоном направлениями социологии касаются ответов на вопросы, что такое общество, как оно должно изучаться и почему его следует изучать. Как изучать общество? Сначала надо его увидеть, получить представление о нем. Как это сделать? Выйти на улицу, взглянуть на толпу? Или собрать статданные о числе преступлений и изменении благосостояния и построить теорию взаимосвязи этих двух переменных? Или прочесть массу романов о кризисе брака и строить теорию современного восприятия брака? На эти вопросы следует ответить и "да", и "нет". "Общество" присутствует и на улице, и в статистике, и в воображении писателя, но чтобы эти "данные" стали социологией, их надо поместить в социологические рамки, а не только непредвзято наблюдать и описывать. Для этого есть три способа, три подхода к их изучению: одни хотят объяснить видимые ими процессы развития; другие – понять их значение для людей; третьи – изменить новые отношения еще более радикально. Что подразумевают эти подходы? Изучать общество в социологии значит анализировать его с помощью институционализированных правил и искать новые правила, но если речь идет об обществе, то и правила создаются людьми. Как считает Ю. Хабермас, разделяющий направления в социологии по различным познавательным интересам[31], Позитивисты, руководствуясь технически-манипуляционным интересом, воспринимают свой объект изучения как нечто, зависящее не от исследователя и конкретного предмета, а от объективных законов, и потому цель их исследования – открытие этих законов для управления обществом (как законы естественных наук применяются в промышленности). Гуманитаристы, исходя из герменевтического (разъясняющего, понимающего) интереса, видят глубокое различие между естественными и гуманитарными науками и цель их исследования – построение теорий, позволяющих лучше понять других людей, иные общества и эпохи. Третьи, исходящие из критически-эмансипаторского познавательного интереса, видят цель науки в освобождении людей от угнетающих структур общества. Таково различие в мотивах ученых (в их стремлении объяснить, понять или изменить общество), в их ответе на вопрос, почему следует изучать общество. Дискуссия между направлениями социологии длится не первое столетие. Позитивисты объявляют гуманитаризм ненаучным и основанным на субъективном произволе. Гуманитаристы обвиняют позитивизм в опасных упрощениях и типизации уникальных личностей, квазинаучности и манипулировании людьми. Позитивисты мыслят абстрактно, не учитывая специфику разных людей, сравнивая их по весьма небольшому числу переменных (пол, возраст, доходы, место в производстве и т.п.), но нет мужчин или женщин вообще, наемных рабочих вообще, равно не все мужчины, женщины или рабочие мыслят одинаково. Гуманитаристы иногда увлекаются уникальностью конкретной жизни отдельного человека, игнорируя, что пол, возраст, доходы и т.п. значительно влияют на его мышление и поведение. Третье направление в современной социологии считает своей основной задачей дать рекомендации желающим изменить общество. Истоки этого подхода лежат в трудах философов эпохи Просвещения, идейно подготовившим буржуазные революции. Разработано оно в период подъема рабочего и революционного движения XIX в. в трудах К. Маркса, было взято на щит революционными социалистами Германии и России в конце XIX - начале XX вв., возродилось в годы студенческих волнений 1968 г. Марксом в социологию был привнесен новый момент: наука должна использоваться не только для объяснения или понимания общества, но и для его изменения. До этого революционное движение, с одной стороны, и проекты идеального устройства общества, с другой, существовали изолированно. Маркс отверг заманчивые модели будущего и анализировал настоящее и прошлое. Отрицая волюнтаризм, подгоняющий общество под теорию, он полагал, что к социалистической революции приведет естественная закономерность развития капитализма. Но Маркс не впадал и в фатализм, ибо считал, что, хотя люди и подчинены почти полностью экономическим законам, они могут это господство законов над людьми устранить, благодаря их осознанию. В XX в. германские социал-демократы ревизовали марксизм в реформистском духе, тогда как Ленин в России развивал его революционную сторону, а Сталин догматизировал марксизм, используя его в противоположных Марксу целях: чтобы воспрепятствовать изменениям в обществе. Сама же изменяющая социология, стремясь изменить общество, исходит из того, что необходимо учитывать как всеобъемлющие структуры, тормозящие любые девиации, так и действия отдельных людей, способных произвести изменения в обществе. Другим течением в изменяющей социологии стала теория действия. В изменяющей социологии виден ее политический, идеологический характер, но такой же аспект присущ и всем иным социологическим теориям, которые поддерживают сохранение общественных отношений и "построены на либеральных и консервативных идеологиях", эта отсылка к идеологическому оттенку любой доктрины, как пишет Монсон, не снимает "опасность для науки – превратиться в идеологию"[32]. Такая опасность снимается лишь в одном случае: если теория не возводится в догму, не объявляется истиной в последней инстанции, подвергается постоянному критическому анализу (дискуссиям) и самоанализу. Тогда научный и идеологический аспекты теории вполне совместимы. Вообще, как считает П. Монсон, "не существует критериев, которые позволили бы окончательно доказать превосходство одного из направлений социологии над остальными"[33] - каждое из них ориентируется на свой уровень абстракции (одни абстрагируются от личности, другие – от общества) и для комплексного анализа "все направления хороши ". По нашему мнению, П. Монсон в целях упрощения изложения выделил три направления в социологии без учета их критериальных различий. Мы выбираем в качестве критерия типологизации направлений социологии не несколько критериев, а один – оценку объекта социологии (общества) как аналога природы (предметно-вещного мира) или как специфического субстрата, в котором действуют иные закономерности. Это позволяет выделить два глобальных направления, в которые укладываются основные подходы, течения, школы, теории, концепции, парадигмы и модели: позитивистское и гуманитаристское, хотя между ними и есть различия в оценке методов и предназначения социологии[34]. Кроме вышеназванных направлений, имеются и иные течения (в основном конфликтологической ориентации), которые совмещают черты обоих основных направлений. Типология важнейших направлений и школ в социологии может быть представлена следующим образом (табл. 2): Таблица 2 Основные направления и методологические ориентации социологии
Представим схематичный сравнительный анализ методов, используемых в неопозитивистской и гуманитаристской социологии (табл. 3): Таблица 3 Неопозитивистская и гуманитаристская социология
Другим критерием, используемым при выделении теорий, трактующих роль конфликта и общественные изменения, является анализ конфликта как неизбежной и даже необходимой формы социального изменения или его игнорирование. Исходя из данного критерия, основными ориентациями в современной социологии являются эволюционистская и конфликтологическая. Главное различие между названными ориентациями заключается в апологетике существующего общества и государства в эволюционистских теориях и их неприятие – в конфликтологических (табл. 4): Таблица 4 Эволюционистская и конфликтологическая ориентации
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Что такое парадигма, мультипарадигмальность, дискурс в социологии? 2. Как соотносятся социологическая теория и идеология? 3. Разберите различия между терминами "концепция", "школа", "течение", "направление" и "ориентация" в социологии. Какие направления в социологии выделяют Смелзер и Монсон? Раскройте различия между подходом к обществу, человеку и к их изучению по версии Монсона. 4. Рассмотрите основные различия между позитивизмом и гуманитаризмом, а также между эволюционизмом и конфликтологией. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: Парадигма, мультипарадигмальность, социологическое направление, ориентация и дискурс. Социологические школы. Реальные идеологии, протоидеологии (течения), социальные учения, теории и концепции. Теоретическое содержание, программа и методология социального учения. Схоластичность, утопизм, технологичность, открытая ангажированность, субъективизм учения. Общественный идеал. Классические консерватизм, либерализм и социализм, коммуно-большевизм, социал-демократизм, неолиберализм и неоконсерватизм. Позитивизм, непозитивизм и диалектика. Объясняющая, понимающая и изменяющая социология. Позитивизм и гуманитаризм. Эволюционизм и конфликтология.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.017 с.) |