Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды самодеятельного творчества и перспективы их развития.



СТ условно можно разделить на 6 видов:

I. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВ-ВО – процесс по созданию духовных ценностей на основе предшествующего опыта. Цель – приобщение людей к различным видам искусства, развитие их твор-ких способностей, воспитание эстет-го худож-го вкуса.

Классификация худ.творчества:

●По ориентации на осн-ные пласты худ.кул-ры:

● Нар.к-ра или самод-ть, ориентированная на фольклор (движения «Играй гармонь», «Раздолье»)

● Самод-ть, ориентированная на виды, школу и стили проф. академ. иск-ва (хореография, театр.самод-ть, нар.хор, академ.нар.хор, оркестры, ИЗО, литер-е творчество, кино- и фотосамод-ть, цирк)

● Оригинальная худ.самод-ть, не имеющая аналогов ни в проф-м, ни в нар-м твор-ве (КВН, Бардовские песни, агитбригады – театры малых форм)

●По типам творчества:

● Исполнительский тип твор-ва:

● Музыкальный

● Хореографический

● Театральное иск-во

● Цирковое иск-во

● Авторский тип:

● Литер-е твор-во

● ИЗО

● Кино- и фотосамод-ть

● Композиторство

● Барды

● КВН

● Импровизационный тип:

● Джаз, музыка – сейшн, конферанц, пародии, буриме (мгновенные стихи)

● По степени организованности и субъекту орг-ции:

● Неорганизованная или неформальная самод-ть (на 1 раз)

● Самод-ть нестабильных орг-х форм (клуб знатоков)

● Стабильные объединения разных типов

●По преобладающему виду д-ти:

● Объединение учебного типа (студии разных жанров)

● Объединение познавательного и художественно–исследовательского типа (клубы любителей)

● Художественно-пропагандистские объединения (агитбригады)

● Объединения игрового типа (КВН, Что? Где? Когда?)

● Коллективы худ.тв-ва всех жанров

● Объединения комплексного типа (разножанровые)

● По месту локализации:

● Сельская худ.самод-ть

● Худ.самод-ть малых городов

● Худ.самод-ть крупных городов

● По возрастному составу:

● Детская худ.самод-ть

● Дошкольный

● Младшешкольный

● Подростковый

● Юношеский

● Взрослая худ.самод-ть

● Молодёжь (до 36 лет)

● Средние возрастные группы

● Пожилые (с 65 лет)

● Разновозрастные коллективы

 

II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВ-ВО

Не только самод-ное, но и профессиональное. Техническое твор-во в проф-ной сфере – БРИЗ (бюро рационализаторов - изобретателей), ВОИР (Всероссийское об-во рационализаторов - изобретателей). Техн-е твор-во не связанное с производственной сферой – СЮТ (ст.Юн.техников), детские и юношеские орг-ции. По содержанию д-ти бывает: конструирование, моделирование, создание и эксплуатация картингов, мотто и автокружки, радиолюбительство, компьютеры.

Классификация техн.тв-ва:

●По степени связи с техникой

● Чисто технические виды (моделирование, констр-ние, радио)

● С преоблад-м эстет-го момента (худ.литьё, кузнечное и плотничное дело, выжигание, кино и фотос-ть)

● Со спортивной доминантой (картинги, мотто и автокружки, авиамоделирование, кораблестроение)

●По содержанию д-ти

● Связанные с новейшими обл-ми техники (компьютеры, электроника)

● Связ-е с традиц-ми обл-ми техники (механика)

● Связанные с ремёслами (кузн. и плотн. дело, обработка камня, металла)

●По степени творческого вклада

● Создание и конструирование принципиально новых систем (на уровне изобретения)

● Повторение известных технических систем

● Моделирование (копии)

● Мастерское овладение эксплуатацией (работа с готовой покупной продукцией)

Т.О. техн.тв-во – это процесс по освоению техн-х знаний на основе предшесвующего опыта. Цель – развитие техн-х спос-тей лич-ти. Стимул – НТП.

 

III. ПРИКЛАДНОЕ ТВ-ВО

Процесс по самостоят-му созданию общественных предметов, имеющих утилитарное значение.

Прикл.тв-во синтезирует в себе худ-е и техн-е тв-во. Всегда имеет утилитарный хар-р, т.к. используется в быту.

По содержанию: вышивание, плетение, макраме, выжигание, чеканка, кройка и шитьё, вязание, работа с бисером, оригами и т.д.

Цель – воспитание худ.вкуса, всестороннее развитие лич-ти

 

IV. ЕСТЕСТВЕНО-НАУЧНОЕ ТВ-ВО

Процесс по развитию логических способностей личности.

Цель – дисциплина мышления чел-ка, научить логически мыслить.

В КДД элементы твор-ва связаны с гумм-ми дисц-ми – краеведение, поисковые иссл-ния, экол.кружки, археол-е кружки, астрономия, астрология, уфология, биология, геоника, сполиология (пещеры), зоология, ботаника, любители разных животных и т.д.

Формы д-ти – семинары, начные конференции, экспкдиции, выставки, встречи с интересными дюдьми.

 

V. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОД-ТЬ

Полит.объединения – они ставят п/д собой полит.задачи - возрождение монархии, многопартийность, нар.фронты, ассоциации. Раньше – клубы политинформаторов, соц.лагеря. сегодня – клубы соц.направленности – комитеты солдатских матерей, ветераны всех войн, союз многодетных семей, центры реабилитации.

 

VI. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ САМОД-ТЬ

Существует 2 направления:

●Пропаганда здорового образа жизни – клубы закаливания, клубы моржей, «озарения» (детка – Порфирий Иванов), борьба п/в вредных привычек – клубы трезвости, движение анонимных алкоголиков (АА), нудисты, вегетарианцы, нар.медицина (дыхание по Бутенко).

●Пропаганда физ-ры – м/у худ.тв-вом и спортом – школа выживания, клуб любителей бега, клуб здоровья (Грация), йога, клуб аэробики, шейпинга, бодибилдинг, серфинг, роллеры, скейтбордисты, парашютисты, дельтапланы, турист.клубы, альпинизм.

 


36.Возрождение, сохранение и развитие традиционных национальных культур.

Интерес к возрождению национальных культур — это яркая примета последнего 10-летия ХХ века.

С 1989 года по всей стране идёт активный процесс создания различных общественных структур – национально-культурных ассоциаций, объединений, обществ, фондов, центров, кот. одной из главных задач ставили п/д собой – возрождение, сохранение и развитие нац-ной к-ры, обычаев, традиций, языка, форм досуга, исторической памяти своего народа.

В 1989 г. впервые в Ивановской обл. был создан Центр возрождения и развития народных промыслов, и была создана и принята Программа «Возрождение, сохранение и развитие народных промыслов».

Министерством кул-ры было рекомендовано всем Комитетам по к-ре принять Программу в свои регионы, изучить опыт.

В 1990 г. принята Программа на 3 года «Возрождение культуры сибирской деревни».

В Салехарде – Окружной дом НК, объединяет все малочисленные народы тюм-го севера (ханты, манси, селькупы, ненцы, коми, коми-зыряне).

В Тюмени уже 3 года сущ-т ОДНК Строитель (раньше этим занимался Нефтяник). Работает 15 отделов:

● Отдел русской культуры

● Татарской кул-ры

● Белорус-й кул-ры

● Укр-й кул-ры

● Польской кул-ры

● Чувашской кул-ры

● Кавказкой кул-ры

● Полиотдел (корейцы, евреи, немцы)

● Отдел малочисл-х народов севера и др.

 

С отделами работает Комитет по делам национальностей в АТО (во главе Воробьев). Комитет решает проблемы кул-ры, быта, трудоустройства, образования.

Также работают объединения:

● Нац-ная кул-ная автономия украинцев

● Нац-ная кул-ная автономия татар и сибирских татар, проживающих на территории Тюм.области.

Ежегодно проходят фестивали:

● I международный фольклорный фестиваль «Сибирские родники» прошел в 1997 году (были участники из Мексики (!))

● II международный фольклорный фестиваль – 2003 год, лето, площадь ЦУМа. (приезжали гости из Кореи(!))

Мост Дружбы (песни, нар-е творчество, хореография, этнографическая кул-ра, обряды, кухня). Проводится на открытом воздухе. (в 2003 году прошел в Строителе)

Детский фольклорный фестиваль «Радуга»

Коллективы русской культуры: «Сударушка», «Отрада», «Сибирская забава», «Росстань»;

Коллективы белорус-й кул-ры – «Лянок», «Палессе»;

Кол-вы укр-кой кул-ры – «Троянда»;

Кол-вы тат.кул-ры – «Ахтамушки», «Дуслык» (перевод -дружба)

Кол-вы польской кул-ры – «Квят папроци», «Карузеля».

 


37.Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.

Коллектив самодеятельного творчества – это свободная группа людей, объединённая единой целью, единым действием, организованная и снабжённая органами управления, дисциплинами и ответственностью.

1. Выявление интересов и потребностей населения в том или инм виде, жанре твор-ва.

Необходимо собрать инф-цию в населенном пункте о:

● Направленности интересов (театр, музыка и др.)

● Степени массовости распространения соответствующих интересов

● Заинтересованности в реализации интереса в процессе групповой деятельности

● Степени готовности к занятиям по интересу в рамках учреждения.

Выявление носителя данного интереса по методам: социологические, на мероприятиях УК, беседы с педагогом, комендантами общежитий, людьми.

В случае отсутствия интереса, необходимо попытаться создать данный интерес: самому представить номер, пригласить подобный кол-тив, показать видеокассету, сделать выставку.

 

2. Информационный блок (реклама):

● ч/з СМИ, в газету, радио…

● наружная реклама

● фотореклама

● показательное представление (конец мая – начало июня)

 

3. Непосредственная работа по привлечению. Приём.

● Необх-мо продумать дни и часы консультаций рук-ля

● Оборудование места

● Ведение инд-х бесед с изъявившими желание заниматься об условиях приёма

● Ведение документации

● Дальнейшее распространение рекл-го материала

● Нужно давать правдивую инф-цию

 

4. Организационный блок – первая встреча, оргсобрание.

Нужно решить будет ли конкурсный набор или нет. Отбор по +/- способностям повлияет на качество.


 

 

38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.

Организация отдыха и развлечений является одной из основных социальных функций современного УК. Любой вид свободной дея­тельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функ­цию развития знаний или способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей доминирующей, каждый вид деятельности имеет свойство преимущественно развивать челове­ка либо преимущественно восстанавливать его силы. Отдыхающий человек может быть деятельным и бездеятельный. Это зависит от его индивидуальных потребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желаний.

Бездеятельный отдых имеет как индивидуальную, так и коллектив­ную форму и реализуется в самых различных условиях: дома, во дворе, на природе и т.д. В тех или иных модификациях мы встречаем его и в УК. Большинство исследователей выделяют этот вид отдыха как само­стоятельную структурную единицу и функцию свободного времени. Бездеятельный отдых целесообразен лишь в разумных размерах.

Основное внимание современные клубы сосредотачивают на орга­низации активного отдыха. Это предпочтение имеет и чисто физио­логическое значение. Каким бы ни был по своему характеру труд, про­цесс утомления распространяется как на мышечную, так и на нервную систему. В наибольшей степени оно всегда затрагивает высший от­дел головного мозга — кору больших полушарий. При этом снижает­ся работоспособность отдельных участков коры. Истощенные нервные клетки могут восстановить растраченные питательные вещества и де­еспособность только после временного торможения. При этом наи­более действенным способом снятия утомления является не просто временный покой утомленных органов, а покой, связанный с работой других органов. Этот эффект лег в основу целостной теории активно­го отдыха. Суть ее заключается в периодическом чередовании раз­ных видов деятельности. Но работа по организации полноценного досуга связана с воздействием не только на биологическую, а и на духовную сферу личности. Отдых не может и не должен сводиться лишь к восстановлению сил уставшего человека.

Культурный отдых — это не только средство избавления от уста­лости, но и средство нейтрализации и компенсации негативных сторон повседневного образа жизни элементов монотонности и жестких стереотипов. И здесь требуется не просто отдых, а отдых в сочетании с разнообразными развлечениями. В большинстве слу­чаев современные исследователи четко разграничивают понятия отдых и развлечения. В традиционном словоупотреблении «раз­влечениями» именуют такие виды деятельности в свободное вре­мя, которые дают возможность повеселиться, приятно провести время, отвлекают от повседневных дел, доставляют удовольствие. В отличие от отдыха, который может быть пассивным и полупас­сивным, развлечения всегда требуют активности, предполагают определенную подготовку и организацию. Отдых необходим, обя­зателен для человека — развлечение не столь непреложно: оно может быть отодвинуто, перенесено на другое время без суще­ственного ущерба для здоровья. Если в процессе отдыха удовлет­воряются в основном физиологические потребности, то развле­кательные занятия связаны главным образом с реализацией по­требностей психологического плана.

Развлекательные занятия отличаются особенно высоким уров­нем эмоциональной насыщенности. Одна из задач рекреационно-развлекательной деятельности — повышение общего психическо­го тонуса личности, формирование хорошего, жизнерадостного на­строения. В отличие от эмоции настроение не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение — это общее эмоциональное со стояние личности; оно создается под влиянием многих впечатле­ний, некоторые из них даже не осознаются человеком.

Педагогические возможности отдыха и развлечений довольно разнообразны. На отдыхе люди могут получать новую информацию, обогащаться интеллектуально. В развлекательных занятиях человеку предоставляются широкие возможности для тренировки и появле­ния сообразительности, находчивости, изобретательности. Клубные игры почти всегда требуют гибкости ума, творческой выдумки, ост­роумия. Соревновательная обстановка, присущая многим игровым развлечениям, особенно активизирует мысль. Клубный досуг спосо­бен оказать положительное влияние на нравственное становление личности, в частности на выработку чувства коллективизма. Отдых и развлечения могут эффективно способствовать и эстетическому раз­витию личности, формированию художественного вкуса.

Основные виды отдыха и развлечений

Игра. Игра — социальное и педагогическое явление, роль кото­рого в жизни личности трудно переоценить. Игра социальна по сво­ей природе и по непосредственному насыщению. Игра удовлетво­ряет познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреаци­онные потребности человека. Посредством направленного исполь­зования игровых форм досуга решаются воспитательные задачи, происходит ознакомление с культурными ценностями.

Любительское художественное исполнительство.

· массовая песня

· массовые танцы

· музицирование

Развлекательные зрелища. Рекреационно-развлекательный харак­тер может носить восприятие разного рода зрелищ — художествен­ных, спортивных, игровых. Развлекательные зрелища всегда возбуж­дают, дают своеобразную эмоциональную встряску. Особое место сре­ди развлекательных зрелищ занимают произведения приключенчес­кого жанра: фильмы, спектакли, телевизионные постановки — прямо рассчитанные на удовлетворение потребности зрителей в развлече­нии и не ставящие сколько-нибудь крупные задачи в плане интеллекту­ального обогащения личности. Действие таких произведений развер­тывается чаще всего в необычных условиях и отличается динамичнос­тью, остротой коллизий, насыщено загадками, тайнами, внезапными поворотами сюжета. Несомненной рекреационно-развлекательной ценностью обладают и зрелища комедийного плана, в которых на пер­вый план выдвигаются веселье, юмор. Качественным своеобразием отличаются спортивные и спортивно-игровые зрелища. Они демонст­рируют образцы силы, ловкости, смелости, показывают красоту, без­граничные возможности физического и интеллектуального совершен­ства человека. Спорт обладает неповторимой эстетической привлека­тельностью. Особое удовольствие человек получает от восприятия спортивно-игрового состязания. Такое зрелище неизменно собирает большую аудиторию, зрители с неослабевающим интересом следят за ходом борьбы, горячо реагируют на все ее перипетии. Восприятие зрелищ не требует сколько-нибудь значительных усилий и, следова­тельно, не может физически утомить человека. Зрелища, как правило, обладают немалой познавательно-воспитательной ценностью. Зрели­ща сравнительно просты в организационном плане и вместе с тем дают отдых и развлечение сразу большому числулюдей. Зрелища дают очень мало простора для активности. На зрелищах откровенно развлекатель­ного характера слаба и умственная активность человека.

Развлекательные мероприятия в клубе следует проводить с уче­том графика работы местных учебных заведений. Национальные и местные традиции — еще одно обстоятельство, ощутимо влияю­щее на тип отдыха. В сфере досуга традиции держатся исключи­тельно прочно и отличаются известной консервативностью. Еще один фактор, оказывающий влияние на отдых,— особенности не­рвной системы человека. Важная задача организаторов отдыха — помочь каждому найти способ отдыха, соответствующий свойствам его характера. Организация отдыха и развлечений строится на це­ленаправленном использовании в рекреационно-развлекательных Целях определенных средств. К этим средствам следует отнести прежде всего игру, общение, искусство и общие природные факто­ры. Совокупность современных клубных занятий и мероприятий с ярко выраженным рекреационным содержанием можно условно разделить на три основные группы: повседневный отдых. Еженедельный и праздничный.

 

 


39. Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность — общественно-значимый способ активного отношения человека к действительности, проявляющийся в производстве, распространении и потреблении ценностей культуры в сфере досуга.

 

Характеристика:

· СКД осуществляется в рамках свободного времени, главным образом, в той его части, которая определяется как досуг.

· СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.

· Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.

· СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.

· Главными носителями СКД являются:

Профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.

— Большая часть населения России, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.

· СКД в Российской Федерации имеет государственный статус, что проявляется в курировании данной отрасли государственными органами управления.

· СКД основана на духовных интересах и потребностях человека, носит добровольный, инициативный, самодеятельный характер.

· В отличие от материального производства, учреждения и организации СКД производят адресованные населению услуги, в том числе и в сфере культуры и туризма.

 


 

40. Общественные функции социально-культурной деятельности.

 

Функции СКД – это общественное назначение СКД; соц.заказ выполняемый субъектом СКД.

 

1) пропаганды общественно научных знаний;

2) расширения кругозора человека;

3) приобщения масс к искусству;

4) развития способностей человека;

5) гедонистическая функция;

6) функция организации досуговых занятий;

7) функция организации туристического отдыха.


 

 

41. Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности.

Клуб –самый распространенный тип КДЦ.

Существует около 60 тыс. (58тыс.) различных типов клубных учреждений.

Суть культурных центров вкл. в себя учреждения гос-го, ведомственного, профессионального подчинения, частные клубы. Гос. культ.центры находятся в системе министерства культуры России, подчиняются непосредственно комитетам и отделам культуры на местах. К ведомственной сети относятся КЦ, находящиеся в подчинении различных министерств, гос., комитетов, ведомств.

Наиболее крупные комитеты имеют целую сеть КУ. Комитеты по образованию управляют общеобразовательными учреждениями, имеют вместе с тем в своем подчинении подростковые дома творчества, центры эстетического воспитания, центы детского творчества и т.п. В системе министерства обороны России действует гарнизонные дома офицеров, солдатские, матросские клубы. Учреждения искусств представлены в ведомственных в малочисленном составе, как исключения, например министерство обороны имеет сотни клубов и один драм.театр, театр рос. армии.

В течение нескольких 10 лет вплоть до нач. 90-х гг. развивалась сеть профсоюзных КУ, которые подчинялись и находились на балансе профсоюз.комитетов, отдельных предприятий и отраслей производства. Каждое крупное предприятие имело свой собственный дворец, дом культуры, такое учреждение могло находится на территории предприятия, и в этом случае специализировалось полностью на обслуживании трудового коллектива.

В другом варианте КУ находясь вне территории предприятия оно обслуживало жителей данного района. Профсоюзные КУ имеют названия, соответствующие профилю отрасли (геолог, нефтяник, строитель и т.д.). Большая часть профсоюзных КУ осталась без необходимого финансирования и поэтому либо прекратила своё существование, либо переведена в ранг рос.учреждений культуры.

В сельской местности КУ различаются по типам в зависимости от статуса сельского поселения. Соответственно в районных поселках работают Районные дома культуры, на централизованных усадьбах – сельские дома культуры, их филиалы и отделения. Как правило, они относятся к гос. сети КУ.

 


42. Особенности организации творческо-производственной деятельности парка культуры и отдыха.

Парк Культуры и Отдыха – это культурно досуговый и рекреативно функциональный комплекс, действующий в условиях местного климата и ландшафта.

ПКиО создается в местности от 10 до 100 тыс. чел. В городах свыше 100 тыс., в каждом административном округе.

Эти нормативы не соблюдаются т.к.:

- требуются большие площади

- должны быть, построены многочисленные сооружения (до 30 сооружений).

 

ПКиО, в отличие от др. УК имеют свои особенности:

1. открытое пространство

2. массовость посетителей

3. ориентация на все категории населения.

4. парковая аудитория не стабильная, она перемещается от одного объекта к другому.

5. бесплатный вход, поэтому трудно определить время пребывания посетителей на тер.парка.

Это и образует специфику ПКиО.

 

ПКиО обычно поводит комплекс мероприятий, кот.имеют богатую структуру и длительное время организации. В СКД наиболее комплексной формой является праздник, кот.способен обобщить различного рода просветительные, рекреативные, развлекательные мероприятия. ПКиО организует календарные праздники (Новый год, Рождество, День Победы и т.д.).

В положении о ПКиО в качестве досуговых мероприятий обычно выделяются:

● организация и проведение народных гуляний

● проведение тематических дней, лекций, бесед и т.д.

● организация встреч с деятелями культуры и искусства

● проведение дней коллективного отдыха предприятий и учреждений

● проведение спортивных мероприятий, соревнований

● организация смотров, фестивалей и творческих коллективов

● организация выставок

● организация учебных занятий в спорт.клубах, школах, секциях

● организация в занятиях коллективах ХС

● проведение лотерей, аукционов, ярмарок и др.

 

ПКиО в отличие от других КДУ широко используют предпринимательскую деятельность и организацию платных услуг населению. Посреднические услуги, приобретение акций и ценных бумаг, покупка, торговля оборудования, долевое участие, сдача в аренду закрепленного за ним имущества. Главная работа парка приходится на летний период, в осенне-зимний период осуществляется подготовительная деятельность.

 


43. Понятие и классификация принципов социально-культурной деятельности.

Принципы СКД – это наиболее общие положения, которые отражают объективно – существующие, внутренне обусловленные, устойчивые связии отношения СКД и определяют направленность, характер и условия ее организации.

Принципы схожи с ф-цией в той части, что они тоже яв-ся продуктом общественного развития. Вместе с тем принципы более консервативные явления – они не так часто меняются в истории. Нединамичное явление. Всегда отражает политическую или идеологическую направленность. Связаны с воспитанием.
Все принципы СКД можно отнести разделить на 3 группы:

 

· Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:

a. принцип демократизации

b. принцип научности

c. принцип связи с жизнью.

· Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:

a. принцип дифференцированного подхода

b. принцип комплексного подхода

c. принцип преемственности и систематичности.

· Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:

a. принцип добровольности и общедоступности СКД

b. принцип инициативы и самодеятельности

c. принцип духовного наполнения досуга.


 

44. Основные методы социологических исследований в СКС.

Методы социологических исследований: анализ документов, наблюдение, опрос, интервью, экспертные оценки, социометрия, эксперимент и др. многомерные методы анализа данных. Качественные методы социологических исследований: обобщение данных и представление результатов. Методика ручной и машинной (ЭВМ) обработки социологической информации. Прикладные программы компьютерного анализа социологической информации. Особенности подготовки отчета по результатам прикладного социологического исследования».


45. Профессиональная терминология работника культуры.

Терминология – это совокупность терминов, слов или словосочетаний, являющихся названиями определенных понятий специальных областей науки техники и искусства. (насчитывают 600-800 терминов)

Терминология отличается строгой нормированностью, унифицированностью. Терминология ряда отраслей стандартизирована.

В теории СКД подробный стандарт не выработан, отсюда возникают такие проблемы как, разночтение определения, отсутствие спец. словарей, неопределенность круга спец. терминов, неоправданная заимственность терминов их др. наук. Многие проблемы развития терминологии СКД порождены тем, что она относится к категории естественно сложившихся терминологии.

Термины рождает практика, поэтому часто теория от нее зависима. На обработку понятий требуется определенное время, ряд понятий требуют дополнительных исследований, а в некоторых случаях их комплекс.

Термин – слово или словосочетание с оттенком спец. его значения, уточняемого в контексте или какой-либо теории. 1)Устойчивые словосочетания, существенно не изменяющиеся, отражают крупные явления УК, отличаются стабильностью.(библиотеки, театры, культура, искусство). 2)Абсолютно новые термины или появившиеся недавно (презентация, казино, шоу-бизнес). 3)Архаизмы относятся устаревшие термины, вышедшие из употребления (изба-читальня, культ. просвет. работа, красный уголок).

Основными понятиями называются наиболее объемные в проф. языке понятия которые использовались и будут использоваться еще долгое время (творчество, искусство, духовная жизнь, досуг и т.д.). Отраслевые понятия относятся к отдельным сферам и направлениям СКД, конкретизируя основные (клуб.формирования, самодеятельность, культура молодежи). К числу локальных понятий относ.наиболее конкретные, отражающие узкоспециализированную направленность СКД (дискотека, вечер отдыха).

Значимость профессиональной терминологии для СКД:

· технологическая - терминология используется в обучении, подготовке специалиста.

· практическая - терминология используется на практике, существует для практиков. Ошибки терминологического характера или неточности в определениях неизбежно влекут за собой ошибки практического характера.

· научная - без использования специальных терминов нельзя развивать теорию. Любая наука есть система теорий, а теория, в свою очередь, есть система понятий. В конечном счете, и сама наука является системой понятий.

Терминология теории СКД относится к разряду естественно сложившейся профессиональной терминологии. Термины рождает практика.

 


46. Возникновение клубов в России.

.

С конца XVIII века в России стали возникать клубные формы проведения досуга. В 1770 году в Петербурге, а затем через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как, например, Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 году в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представи­тели высшей аристократии.

Конец XVIII - начало XIX века явилось временем развития са­лонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были узкосослов­ными, дворянскими. Достаточно известный салон 3. Волконской лю­бил посещать А.С. Пушкин. Здесь для специалистов особый интерес представляет отличие кружка от салона, которое состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета, а салон не был тематически направ­ленным объединением. В салоне особый статус имел хозяин или хо­зяйка. Салоны были похожи на гостевые вечера, но в отличие от по­следних их организация предполагала наличие четкого сценария, главным компонентом которого был концерт или публичное чтение и т.п.

Развитию общественных форм дворянского досуга способство­вало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений.

В 50-х годах XIX века в России стали возникать купеческие клубы, которые действовали как сословные досуговые объединения.

Кроме новых форм досугового времяпрепровождения в среде купечества сохранялись и старые. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники.

В конце XVIII века в Москве и других крупных городах России начали распространяться сословно-профессиональные и внесословные клубы и клубные учреждения, объединявшие более широкие, чем представителей конкретного сословия, слои горожан. Среди приказчичьих или коммерческих клубов (наиболее крупным и из­вестным являлся Московский приказчичий клуб, располагавшийся на знаменитой «клубной» улице - Дмитровке). Вокруг клубов группи­ровались мелкие служащие, чиновники низших рангов, торговцы из мещан и часть купечества. Приказчичьи клубы представляли те средние круги города, которые ориентировались в своих устремлени­ях на дворянско-буржуазные верхи. Эти клубы своим устройством и характером деятельности стремились подражать «благородным» - Дворянскому собранию и Английскому клубу.

На рубеже XIX-XX веков в России появились первые Народные дома, ставящие целью организацию разумных развлечений для народа.


47. Становление социалистической системы культурно-просветительной работы в России (1917-1925).

Страна переживает тяжелые экономические трудности, гражданскую войну, голод, разруху, классовую борьбу.

Самый главный негатив до революции и после совершения их влияния – безграмотность населения, по времени 1917 г. насчитывается: 75% неграмотных, 7% грамотных (чуваши), 3% таджики, 48% национальностей не имели письменности.

В 1922 г. вывезены из России более 100 крупных ученых. Под видом уничтожения старых политиков разрушаются церкви, храмы, монастыри. Многие культурные ценности вывезены за границу, разворовываются фонды

Победившая партия утверждает свою идеологию, все учреждения культуры используют средство для пропаганды советской власти.

1918 год – декрет о свободе совести церковных и религиозных обществ. В результате него церковь отделяется от государства (государство носит светский характер). В учебных заведениях отменяется изучение божьего закона. Проводится активная, антирелигиозная пропаганда – т.е. отрицание любых решений.

1918 г. совет народных комиссаров принимает декрет о мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью.

26.12.1919 г. – декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР.

2 декрет: обучение граждан от 8 до 50 лет.

3 декрет: о снятии памятников царских деятелей и создание новых памятников.

Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведения искусства: Питер – Эрмитаж, Москва – Третьяковская галерея.

1919 г. – создан руководящий орган – наркомпрос (отдел искусства, отдел внешкольной работы). Во главе: Луначарский, Крупская. Финансировался государством и выдвигал задачи:

1. строительство новых учреждений внешкольного образования

2. создание единой сети УК

3. подготовка кадров

Июль 1920 г. – комиссия по ликвидации неграмотности.

Основные принципы культурно-просветительской работы:

1. Принцип партийности

2. Принцип научности

3. Принцип связи с жизнью.

Съезд вынес постановление о политической пропаганде и культурно-просветительской работе в деревне, т.к. считается, что основами просвещения должны являться – коммунистическая пропаганда, общее и агропромышленное образование.

1918 г. – первый всероссийский съезд по просвещению.

1919 г. – первый всероссийский съезд по внешкольному образованию, который вынес решение об объединении внешкольной просветительской работы в РСФСР, решение о ликвидации безграмотности, решение о создании государственной системы учреждений внешкольного образования.

В стране происходит культурная революция:

1 этап.Построение социалистической культуры

Задачи:

1. ликвидация безграмотности

2. создание единой сети внешкольного образования и просвещения

3. развитие советской науки и техники

4. развитие советской литературы и искусства

5. создание советской интеллигенции.

Задачи, выдвинутые Лениным:

1. воспитание женщин

2. уделить внимание национальным окраинам

3. введение русского языка

2 этап. Построение коммунистической культуры.

Итог: с первых дней октября перед учреждениями культуры ставится задача идейно-политического воспитания и просвещения.

 


48. Государственная культурная политика в 1930-е и предвоенные годы.


1. Культурно - просветительная деятельность в Советском Союзе, наряду с остальными видами деятельности во всех сферах и отрасл



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.039 с.)