Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: феноменология художественного творчества↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конспект лекций Ст. пр. Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики, 420 ауд. Литература: 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособ. – М.: Академ. Проект, 2003. – 304 с. 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества. – СПб.,1991. 3. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с. 4. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества. – Спб., 1995. 5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с. Задание для самостоятельной работы: подобрать иллюстрации к предложенному материалу.
Тема 1: Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА
1. Предмет и задачи психологии художественного творчества 2. История психологии творчества 3. Понятие творчества Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность. Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве. В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак, Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности. Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)». Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения: Ø Природа искусства и художественной одаренности Ø Наличие биологических предпосылок художественной одаренности Ø Эмоциональная сфера личности художника Ø Динамика формирования и развития творческих способностей Методы исследования: N Методы общей психологии: наблюдение, опрос, тестирование N Проективные методики N Анализ сопутствующих основной работе материалов N Изучение черновиков писателей, писем, дневниковых записей, самоотчетов, эскизов картин N Естественный эксперимент (игры) N Психофизиологические методы N Моделирование Понятие творчества Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум Первичное определение творчества: « Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью» Версии определений творчества: N Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом N Кюби: способность находить новые связи N Роджерс: возникновение новых отношений N Меррей: появление новых сочинений N Ласкуэль: предрасположение совершать и узнавать новшества N Жерар: деятельность ума, приводящую к новым прозрениям N Тейлор: трансформация опыта в новую организацию Подходы к пониманию творчества: Ø Творчество определяется через продукт. Сторонник - К. Тейлор Ø Сущность творчества раскрывается через процесс. Р. Арнхейм: «О творчестве нельзя судить по тому объекту, которое оно воспроизводит…Творчество – это полное развертывание знаний, действий и желаний» Ø Акцент в творчестве необходимо делать на качествах творческой личности. Дж. Гилфорд: «Творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению» Итак, мы имеем фактически три подхода к пониманию творчества: как к продукту, как к процессу и как к личности, ее особенностям.
В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей. (Г.Гиргинов) Признаки творчества: N Наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи N Социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности Ф.Д.Кондратенко Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчества:
Типы творчества.Отличаются по степени соотношения между элементами, базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций. A. Научное: 1) мышление 2) чувственные образы 3) эмоции B. Техническое: 1) чувственные образы 2) мышление 3) эмоции C. Художественное: 1) чувственные образы 2) эмоции 3) мышление
Виды творчества. 1. В зависимости от доминирования интуитивных или логических процедур деятельности: А) интуитивно-эвристическая, Б) нормативно-логическая творческая деятельность. 2. В зависимости от специфики содержания творческих задач: А) изобретательская деятельность; Б) исследовательская деятельность; В) художественное творчество (литературное, музыкальное и т.д.); Г) прикладное творчество, например, народные промыслы. 3. В зависимости от соотношения эмпирических и теоретических процедур творческой деятельности: А) эмпирические; Б) теоретические. 4. В зависимости от степени инициативы при постановке и решении творческой задачи: А) самостоятельное творчество; Б) вынужденное творчество. 5. В зависимости от соотношения логических процедур деятельности: А) индуктивно-творческое; Б) дедуктивно-творческое. 6. В зависимости от сферы деятельности и соотношения объективной или субъективной значимости новизны результата: А) учебно-творческая; Б) научная (или просто творческая). 7. В зависимости от предметной области: А) математическое творчество; Б) физическое творчество; В) литературное творчество и т.д. 8. В зависимости от профессии: А) педагогическое; Б) инженерное; В) творчество журналиста и т.д. 9. В зависимости от формы организации коммуникативных отношений: А) индивидуальное; Б) парное; В) групповое; Г) коллективное.
Фаза постановки проблемы Активно сознание Активно подсознание Гипотезы: 1) позволяет человеку оправиться от усталости; 2) позволяет забыть несоответствующие подходы к задаче, старые и безуспешные способы решения; 3) продолжаем работать над задачей бессознательно. 3. Фаза озарение (или инсайта) Фаза контроля Н.В.Рождественская 1. Готовность к работе. Предпосылки творческой деятельности появляются тогда, когда возникает потребность эмоционального отклика на какие-то явления действительности. 2. Появление замысла. Часто толчком к появлению замысла служит нечто, необычно притягивающее внимание и потому мобилизующее и концентрирующее силы на одной задаче. Рождение замысла субъективно воспринимается как большое событие. 3. Разработка замысла. «Стратегия творчества» с одной стороны, определяется художественным методом, а с другой — индивидуальным стилем деятельности. Состояние вдохновения. Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций. 5. Идентификация. Отождествление себя с рожденным воображением персонажем — единственный путь постижения иной психологии, и на этом пути художника ждут неожиданные открытия. Сопереживание рождает эмоциональный мир произведения 6. Поиск формы произведения. Иногда форма возникает непроизвольно, в порыве творческого вдохновения. Если замысел выношен, внутренняя модель произведения создана, она может достаточно легко вылиться в единственно возможную для данного содержания форму. Однако чаще поиск формы произведения достаточно мучителен. Важной психологической особенностью этого периода является раздвоение внимания художника в процессе работы. Воображение рождает художественный образ, который эмоционально переживается, увлекает мастера, а интеллект критикует, выверяет, выстраивает, отвергая находки воображения. Весь этот труд подчинен творческому замыслу. 7. Доработка произведения. Иногда для завершения работы необходима опора на реальную модель. Реализация замысла, удовлетворяя долго мучившую художника потребность, дает ему особое эстетическое наслаждение. Иногда стремление к совершенству заставляет переделывать уже законченное произведение. Проверяется воздействие произведения на первых слушателей, читателей, зрителей, и порою их реакция вносит существенные поправки в созданное.
Творчество как поиск Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение самого субъекта, его отношения к ситуации, при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности (т.е. при прагматической неопределенности в понимании П.В. Симонова). О мозговых механизмах поисковой активности известно пока не очень много. По-видимому, важную роль в этом поведении играет гиппокамп, который обеспечивает учет статистически маловероятных возможностей, без чего поисковая активность, особенно в сфере творчества, не была бы эффективной. Исследования, проведенные на человеке и животных, показали, что поисковая активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых разнообразных вредных факторов. Этот эффект почти не зависит от характера эмоций, сопровождающих поисковое поведение: резистентность к заболеваниям возрастает и при положительных, и при отрицательных эмоциях. Наблюдения за поведением человека и животных позволяют привести аргументы в пользу существования самостоятельной потребности в поисковой активности. У человека она может принять форму так называемой надситуативной активности, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь не будучи уверенным в их выполнимости. Вероятно, такой же механизм лежит в основе прагматически неоправданного риска.
Творчество и сублимация Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Согласно психоанализу, основным мотивом фантазии служат неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике и пробуждают воспоминания, связанные с впечатлениями раннего детства. В фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность. Но!!! Существует большое число примеров прямо противоположных, не так уж мало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. Экспериментально доказано, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае такие влияния нельзя считать законом. Концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной.
Креативность и интеллект Подходы к проблеме творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой активности личности. Авторы, стоящие на данной позиции (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.), объясняют творческое поведение через мотивацию, ценности, личностные черты. 2. Творческя способность (креативнось) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев). В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса: 1)Если IQ ниже 115–120, интеллект и креативность образуют единый фактор. 2)При IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.) Для подтверждения одной из гипотез большой интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда (Л.Термен, 1921г.). Отобрано 1528 детей от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Проводилось три среза по измерению IQ: через 7 лет, через16, и через 30 лет после первого исследования. А через 60 лет уже Д.Фельдман проверил достижения членов выборки Термена. Испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и пр.). Все интеллектуальные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук. Что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т.д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Практически все они добились высокого социального статуса. Однако высокий интеллект не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом. М.Воллах и Н.Коган тестируя интеллект и креативность учащихся 11–12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.
Воображение в творчестве Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. деятельность воображения. В процессе профессиональной художественной деятельности одни представления ассоциируются с другими, сливаясь в едином образе. Особенностью представлений художника является легкость их перехода из одной модальности в другую: от зрительных представлений к слуховым, от слуховых к двигательным и т.д. Таковы, например, видения актера. Благодаря конкретным и ярким представлениям – зрительным, слуховым, двигательным, тактильным, обонятельным – актер живет в предлагаемых обстоятельствах роли и спектакля как в реальной жизни. К.Станиславский называл "кинолентой видений" ассоциативную систему представлений "предлагаемых обстоятельств", возникающих в процессе работы над ролью. Важной особенностью представлений становится их подчиненность творческому замыслу. Художник способен сознательно, в соответствии с творческими задачами управлять представлениями, возникшими как будто непроизвольно. В творчестве актера особую роль играют двигательные представления. Можно вырабатывать двигательные навыки, лишь представляя движение, то есть, тренируя двигательные представления. (См.: Биомеханику В.Э.Мейерхольда. Теорию сценического движения И.Э.Коха.) И.М.Розет описывает внутренние механизмы фантазирования как продуктивной деятельности. Суть: независимо от характера и результатов продуктивной деятельности, при ее выполнении всегда имеет место смещение оценок: с одной стороны, обесценивание информации, приемов и способов решений (механизм анаксиоматизации), с другой – повышенная оценка полученных результатов, использованных приемов (механизм гипераксиоматизации). Автор распространяет действие этих механизмов на любую продуктивную деятельность, что подтверждено серией экспериментов. Т.Рибо.: Творческое воображение определяется единством трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и бессознательного и включает четыре стадии развития. 1 — переход от пассивного воображения к творческому; 2 — анимизм, или одушевление, окружающих предметов и явлений; 3 — игра; 4 — романтическая стадия. Приемы создания образов воображения: 1. Агглютинация. 2. Гиперболизация. 3. Подчеркивание каких-либо признаков или заострение. 4. Схематизация. 5. Типизация. Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций. Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей – существенная сторона творческой фантазии.
Вопросы к экзамену 1. Предмет, задачи и методы психологии художественного творчества. 2. История становления психологии художественного творчества. 3. Проблема психологического здоровья и творчества в истории психологии художественного творчества. 4. Понятие творчества. Виды, типы и признаки творчества. 5. Признаки и структура творческого акта. 6. Структурно-уровневая модель механизма творчества. 7. Место интуиции в процессе творчества. 8. Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества. 9. Психические состояния в процессе творчества. 10. Этапы процесса художественного творчества. 11. Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности. 12. Связь творческих способностей с особенностями строения мозговых структур. 13. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества. 14. Мотивация фантазирования. Дискуссии о сублимации как ведущем мотиве фантазии. 15. Теория творчества как разновидности поисковой активности. 16. Индивидуально-психологические черты творческой личности. 17. Структура и характер творческой личности. 18. Факторы формирования личности художника. 19. Возрастная динамика творческой продуктивности. 20. Подходы к пониманию креативности. 21. Структура креативности. 22. Теоретические подходы к соотношению понятий креативности и интеллекта. 23. Проблема развития креативности. 24. Понятие и виды одаренности. 25. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 26. Соотношение общей и художественной одаренности как основа профессионального прогнозирования. 27. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Роль личности педагога в этом процессе. 28. Творческие способности: их уровни и развитие. 29. Формы художественного познания. Роль памяти в художественном познании. 30. Особенности творческого мышления. 31. Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения. 32. Свойства и закономерности восприятия в художественном творчестве. 33. Особенности и механизмы художественного восприятия. 34. Условия и этапы восприятия художественного образа. 35. Художественное творчество как специфическая форма социального общения. 36. Психологические закономерности формирования и развития творческого коллектива. 37. Требования, предъявляемые к руководителю художественного коллектива. 38. Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество. 39. Понятие арт-терапии; ее формы и виды. 40. Психотерапевтические возможности творчества. Примечание. На экзамен выносятся три вопроса: два в билете из перечисленных выше, а третий должен быть подготовлен студентом заранее самостоятельно и должен представлять собой психологический анализ какого либо факта из сферы художественного творчества. Например: - анализ использования какого-либо вида творчества для саморегуляции (эмоционального состояния, самооценки, страхов, развития определенных личностных качеств и прочее); - иллюстрация явления переноса стиля деятельности из художественной сферы в иные виды деятельности (социальную, интеллектуальную, и др.); - анализ фактов измененных состояний сознания из биографий творческих личностей; - анализ личности Художника (по всем указанным в курсе параметрам); - анализ креативности творческой личности с вычленением структуры этой креативности; - анализ этапов развития художественных способностей творческой личности с указанием факторов, повлиявших на нее; - анализ конфликта (конкретного) в творческом коллективе и роли руководителя в его создании или разрешении; - иллюстрация возможностей искусства как средства общения; - анализ факта работы интуиции с выделением и объяснением каждой составляющей; - анализ нейрофизиологических особенностей личности Художника и их влияние на творческий метод; - анализ индивидуальных особенностей творческой и сотворческой (коллективной) деятельности и их взаимовлияние на личность и становление творческости одаренного ребенка; - анализ мотивационной сферы творческой личности с указанием доминантных мотивов; - анализ условий, механизмов, этапов и проч., необходимых для сотворческого восприятия вашего вида искусства зрителями (слушателями, читателями…); - другое.
Конспект лекций Ст. пр. Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики, 420 ауд. Литература: 1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособ. – М.: Академ. Проект, 2003. – 304 с. 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества. – СПб.,1991. 3. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с. 4. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества. – Спб., 1995. 5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с. Задание для самостоятельной работы: подобрать иллюстрации к предложенному материалу.
Тема 1: Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА
1. Предмет и задачи психологии художественного творчества 2. История психологии творчества 3. Понятие творчества Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность. Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве. В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак, Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности. Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)». Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения: Ø Природа искусства и художественной одаренности Ø Наличие биологических предпосылок художественной одаренности Ø Эмоциональная сфера личности художника Ø Динамика формирования и развития творческих способностей Методы исследования:
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.012 с.) |