Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11: Художественное творчество и психологическое здоровье↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(для самостоятельного изучения) История взглядов на связь творчества и психологического здоровья. Генетика гениальности. Терапия искусством как метод психотерапии. Психоаналитическая первооснова метода – теории З.Фрейда и К.Юнга. Общее представление об арт-терапии. Цели арт-терапии. Основные подходы и принципы арт-терапии. Групповая арт-терапия. Сублимация как центральное понятие в терапии искусством. Основные формы арт-терапии: рисуночная арт-терапия, библиотерапия, сказкотерапия, кинотерапия, психодрамма, данс-терапия, музыкотерапия и другие. Роль фантазии в творческом процессе. Психотерапевтические возможности арт-терапии. Формы организации арт-терапии – индивидуальная и групповая. Виды арт-терапии: рецептивная, активная, интегративная. Направления в арт-терапии: психофизиологическое, психотерапевтическое, социально-педагогическое, психологическое. Подходы в арт-терапии – психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и инновационные направления: мультикультуральное, интегративное, феминистский подход. Литература по теме:
1. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с. 2. Андерсон, Д. Мир – театр. Будь актером! / Пер с англ. А. Петровой / Дейл Андерсон. – Вильнюс: Полина, М.: Полина М, 1998. – 285 с. 3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева и др. – М.: Академия, 2001. – 248 с. 4. Архипова, О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми (на базе Пансионата для ветеранов труда) // Психология зрелости и старения, № 2 (42) Лето, 2008. – С. 18 – 58. 5. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической и социальной работе – Речь, 2007. – 336 с. 6. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Лань, 2002. – 230 с. 7. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. – СПБ.: ЛОИРО, 2001. – 320 с. 8. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: Учебное пособие. – М.: «Когито-центр», 2007. – 95 с.
Тематика семинарских занятий
СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества. особенности творческой личности 1. Место интуиции в процессе творчества. 2. Генетика гениальности (биологические предпосылки). 3. Творческая активность у лиц с наркотической зависимостью, больных шизофренией и другими психосоматическими особенностями. 4. Волевые и психодинамические особенности творческой личности. 5. Половые различия в творческой деятельности. Литература: 1. Гениальность: божий дар или наказание? – Москва, Изд. дом “Дом РДФ”, Издательский образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”; 2006. – 1711 с. 2. Гончаренко, Н.В. Вдохновение и интуиция // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб.: «Питер», 2000. – С. 265 – 272. 3. Мир психологии. – 1996, № 4(9). Тема номера: Интуиция как явление (в познании, творчестве, общении) и как объект научного познания. 4. Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности – М., Тайдекс Ко, 2002. – 375 с. 5. Разумникова, О.М. Проявление половых различий в творческой деятельности // Вопросы психологии, № 1, 2006. – С. 105 – 112.
СЕМИНАР 2. Способности и творческая одаренность 1. Понятие и виды одаренности. 2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 3. Уровни творческих способностей. Проблема развития способностей. 4. Виды, типы, направления, способы проведения и особенности психологического воздействия арт-терапии. 5. Юмор и творчество. Литература: 1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1998. 2. Одаренные дети: Пер с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – С. 169 –200; 235 – 254. 3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса – М.: Академия, 1996. 4. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности – М.: МПСИ, 1997. – 224 с. 5. Лук, А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – 1977.
Вопросы к экзамену 1. Предмет, задачи и методы психологии художественного творчества. 2. История становления психологии художественного творчества. 3. Проблема психологического здоровья и творчества в истории психологии художественного творчества. 4. Понятие творчества. Виды, типы и признаки творчества. 5. Признаки и структура творческого акта. 6. Структурно-уровневая модель механизма творчества. 7. Место интуиции в процессе творчества. 8. Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества. 9. Психические состояния в процессе творчества. 10. Этапы процесса художественного творчества. 11. Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности. 12. Связь творческих способностей с особенностями строения мозговых структур. 13. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества. 14. Мотивация фантазирования. Дискуссии о сублимации как ведущем мотиве фантазии. 15. Теория творчества как разновидности поисковой активности. 16. Индивидуально-психологические черты творческой личности. 17. Структура и характер творческой личности. 18. Факторы формирования личности художника. 19. Возрастная динамика творческой продуктивности. 20. Подходы к пониманию креативности. 21. Структура креативности. 22. Теоретические подходы к соотношению понятий креативности и интеллекта. 23. Проблема развития креативности. 24. Понятие и виды одаренности. 25. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности. 26. Соотношение общей и художественной одаренности как основа профессионального прогнозирования. 27. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Роль личности педагога в этом процессе. 28. Творческие способности: их уровни и развитие. 29. Формы художественного познания. Роль памяти в художественном познании. 30. Особенности творческого мышления. 31. Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения. 32. Свойства и закономерности восприятия в художественном творчестве. 33. Особенности и механизмы художественного восприятия. 34. Условия и этапы восприятия художественного образа. 35. Художественное творчество как специфическая форма социального общения. 36. Психологические закономерности формирования и развития творческого коллектива. 37. Требования, предъявляемые к руководителю художественного коллектива. 38. Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество. 39. Понятие арт-терапии; ее формы и виды. 40. Психотерапевтические возможности творчества. Примечание. На экзамен выносятся три вопроса: два в билете из перечисленных выше, а третий должен быть подготовлен студентом заранее самостоятельно и должен представлять собой психологический анализ какого либо факта из сферы художественного творчества. Например: - анализ использования какого-либо вида творчества для саморегуляции (эмоционального состояния, самооценки, страхов, развития определенных личностных качеств и прочее); - иллюстрация явления переноса стиля деятельности из художественной сферы в иные виды деятельности (социальную, интеллектуальную, и др.); - анализ фактов измененных состояний сознания из биографий творческих личностей; - анализ личности Художника (по всем указанным в курсе параметрам); - анализ креативности творческой личности с вычленением структуры этой креативности; - анализ этапов развития художественных способностей творческой личности с указанием факторов, повлиявших на нее; - анализ конфликта (конкретного) в творческом коллективе и роли руководителя в его создании или разрешении; - иллюстрация возможностей искусства как средства общения; - анализ факта работы интуиции с выделением и объяснением каждой составляющей; - анализ нейрофизиологических особенностей личности Художника и их влияние на творческий метод; - анализ индивидуальных особенностей творческой и сотворческой (коллективной) деятельности и их взаимовлияние на личность и становление творческости одаренного ребенка; - анализ мотивационной сферы творческой личности с указанием доминантных мотивов; - анализ условий, механизмов, этапов и проч., необходимых для сотворческого восприятия вашего вида искусства зрителями (слушателями, читателями…); - другое.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.012 с.) |