ТОП 10:

Тема 11: Художественное творчество и психологическое здоровье



(для самостоятельного изучения)

История взглядов на связь творчества и психологического здоровья. Генетика гениальности. Терапия искусством как метод психотерапии. Психоаналитическая первооснова метода – теории З.Фрейда и К.Юнга. Общее представление об арт-терапии. Цели арт-терапии. Основные подходы и принципы арт-терапии. Групповая арт-терапия. Сублимация как центральное понятие в терапии искусством.

Основные формы арт-терапии: рисуночная арт-терапия, библиотерапия, сказкотерапия, кинотерапия, психодрамма, данс-терапия, музыкотерапия и другие. Роль фантазии в творческом процессе. Психотерапевтические возможности арт-терапии. Формы организации арт-терапии – индивидуальная и групповая. Виды арт-терапии: рецептивная, активная, интегративная. Направления в арт-терапии: психофизиологическое, психотерапевтическое, социально-педагогическое, психологическое.

Подходы в арт-терапии – психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и инновационные направления: мультикультуральное, интегративное, феминистский подход.

Литература по теме:

 

1. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.

2. Андерсон, Д. Мир – театр. Будь актером! / Пер с англ. А. Петровой / Дейл Андерсон. – Вильнюс: Полина, М.: Полина М, 1998. – 285 с.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева и др. – М.: Академия, 2001. – 248 с.

4. Архипова, О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми (на базе Пансионата для ветеранов труда) // Психология зрелости и старения, № 2 (42) Лето, 2008. – С. 18 – 58.

5. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической и социальной работе – Речь, 2007. – 336 с.

6. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Лань, 2002. – 230 с.

7. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. – СПБ.: ЛОИРО, 2001. – 320 с.

8. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: Учебное пособие. – М.: «Когито-центр», 2007. – 95 с.

 


Тематика семинарских занятий

 

СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества. особенности творческой личности

1. Место интуиции в процессе творчества.

2. Генетика гениальности (биологические предпосылки).

3. Творческая активность у лиц с наркотической зависимостью, больных шизофренией и другими психосоматическими особенностями.

4. Волевые и психодинамические особенности творческой личности.

5. Половые различия в творческой деятельности.

Литература:

1. Гениальность: божий дар или наказание? – Москва, Изд. дом “Дом РДФ”, Издательский образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”; 2006. – 1711 с.

2. Гончаренко, Н.В. Вдохновение и интуиция // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб.: «Питер», 2000. – С. 265 – 272.

3. Мир психологии. – 1996, № 4(9). Тема номера: Интуиция как явление (в познании, творчестве, общении) и как объект научного познания.

4. Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности – М., Тайдекс Ко, 2002. – 375 с.

5. Разумникова, О.М. Проявление половых различий в творческой деятельности // Вопросы психологии, № 1, 2006. – С. 105 – 112.

 

СЕМИНАР 2. Способности и творческая одаренность

1. Понятие и виды одаренности.

2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.

3. Уровни творческих способностей. Проблема развития способностей.

4. Виды, типы, направления, способы проведения и особенности психологического воздействия арт-терапии.

5. Юмор и творчество.

Литература:

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1998.

2. Одаренные дети: Пер с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – С. 169 –200; 235 – 254.

3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса – М.: Академия, 1996.

4. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности – М.: МПСИ, 1997. – 224 с.

5. Лук, А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – 1977.

 


Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи и методы психологии художественного творчества.

2. История становления психологии художественного творчества.

3. Проблема психологического здоровья и творчества в истории психологии художественного творчества.

4. Понятие творчества. Виды, типы и признаки творчества.

5. Признаки и структура творческого акта.

6. Структурно-уровневая модель механизма творчества.

7. Место интуиции в процессе творчества.

8. Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества.

9. Психические состояния в процессе творчества.

10. Этапы процесса художественного творчества.

11. Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности.

12. Связь творческих способностей с особенностями строения мозговых структур.

13. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.

14. Мотивация фантазирования. Дискуссии о сублимации как ведущем мотиве фантазии.

15. Теория творчества как разновидности поисковой активности.

16. Индивидуально-психологические черты творческой личности.

17. Структура и характер творческой личности.

18. Факторы формирования личности художника.

19. Возрастная динамика творческой продуктивности.

20. Подходы к пониманию креативности.

21. Структура креативности.

22. Теоретические подходы к соотношению понятий креативности и интеллекта.

23. Проблема развития креативности.

24. Понятие и виды одаренности.

25. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.

26. Соотношение общей и художественной одаренности как основа профессионального прогнозирования.

27. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Роль личности педагога в этом процессе.

28. Творческие способности: их уровни и развитие.

29. Формы художественного познания. Роль памяти в художественном познании.

30. Особенности творческого мышления.

31. Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения.

32. Свойства и закономерности восприятия в художественном творчестве.

33. Особенности и механизмы художественного восприятия.

34. Условия и этапы восприятия художественного образа.

35. Художественное творчество как специфическая форма социального общения.

36. Психологические закономерности формирования и развития творческого коллектива.

37. Требования, предъявляемые к руководителю художественного коллектива.

38. Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество.

39. Понятие арт-терапии; ее формы и виды.

40. Психотерапевтические возможности творчества.

Примечание. На экзамен выносятся три вопроса: два в билете из перечисленных выше, а третий должен быть подготовлен студентом заранее самостоятельно и должен представлять собой психологический анализ какого либо факта из сферы художественного творчества.

Например:

- анализ использования какого-либо вида творчества для саморегуляции (эмоционального состояния, самооценки, страхов, развития определенных личностных качеств и прочее);

- иллюстрация явления переноса стиля деятельности из художественной сферы в иные виды деятельности (социальную, интеллектуальную, и др.);

- анализ фактов измененных состояний сознания из биографий творческих личностей;

- анализ личности Художника (по всем указанным в курсе параметрам);

- анализ креативности творческой личности с вычленением структуры этой креативности;

- анализ этапов развития художественных способностей творческой личности с указанием факторов, повлиявших на нее;

- анализ конфликта (конкретного) в творческом коллективе и роли руководителя в его создании или разрешении;

- иллюстрация возможностей искусства как средства общения;

- анализ факта работы интуиции с выделением и объяснением каждой составляющей;

- анализ нейрофизиологических особенностей личности Художника и их влияние на творческий метод;

- анализ индивидуальных особенностей творческой и сотворческой (коллективной) деятельности и их взаимовлияние на личность и становление творческости одаренного ребенка;

- анализ мотивационной сферы творческой личности с указанием доминантных мотивов;

- анализ условий, механизмов, этапов и проч., необходимых для сотворческого восприятия вашего вида искусства зрителями (слушателями, читателями…);

- другое.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.135.32 (0.011 с.)