Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4: Мотивация творческой деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Мотивы фантазии 2. Творчество как поиск 3. Творчество и сублимация
§ Гегель: художником движет интерес к предмету и потребность самовыражения. § И.Мардов: критерием истинности художественного произведения является эгоистическое стремление к самовыражению. § М.Розин: движущая сила творчества - стремление художника «…хотя бы осмыслить происходящее по художественным законам». Мотивы творчества, которые так или иначе провоцируют действия художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника. Мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система. «Мотив творчества» – отдельные факторы или их комплексы, которые побуждают человека приступить к выполнению продуктивной умственной деятельности, поддерживают в нем стремление завершить ее, а также заставляют иногда к ней возвращаться. Крачфилд разделил мотивы творчества на:
§ Д.Богоявленская: внутренние мотивы познавательной творческой деятельности способствуют творческим достижениям, а мотивы престижа, соревновательности блокируют их. § А.Росляков: у неуспешных актеров преобладает склонность к гедонистическим переживаниям, эмоциональному комфорту, боязни трудных задач, а у успешных – развивающие мотивы преобладают над мотивами поддержания жизнеобеспечения. Внутри художника, поэтому, действуют две как бы исключающие друг друга силы. С одной стороны – стремление к снятию напряжения в окончательном результате творческого акта, несущее удовлетворение и некоторое угасание созидательной потребности, и одновременно тяга к подъему напряжения, концентрации, новому активному преодолению среды. Первый комплекс движущих сил поведения был подробно разработан З.Фрейдом в теории сублимации, превращенных форм снятия напряжения. Однако если обычному человеку снятие напряжения приносит успокоение, ведет к завершению деятельности, то у художника напротив, реализованный результат влечет за собой потребность нового подъема сил, нового нарастания напряжения. Второй комплекс движущих сил получил разработку в трудах А.Берталанфи и Ш.Бюлер. Близкие идеи высказывал и Гессе, когда утверждал, что путь художника – это непрестанное самоотречение, в то время как идеал мещанина – самосохранение. Не стоит проводить резкую грань между внешними и внутренними мотивами. Как показал С.Л.Рубинштейн, все внешнее всегда преломляется через внутреннее. Но все-таки гораздо большее значение имеют внутренние мотивы Ведущим внутренним мотивом в системе гештальтпсихологии выступает тенденция к сохранению равновесия психического поля, так называемый принцип гомеостаза. В качестве мотива, противоположного гомеостазу, выдвигается тенденция к новизне и новшеству, Все эти идеи могут быть обобщены в концепцию, согласно которой ведущим мотивом творчества и фантазии является стремление к самовыражению, или, к самоактуализации. Вряд ли можно отрицать мнение о том, что неудовлетворенность служит важным мотивом творчества. Главным зачинателем такого взгляда является З.Фрейд. Вместе с тем деятельность человека в области искусства (науки) способствует его самоутверждению и «самоактуализации» всего его творческого потенциала. Таким образом, как неудовлетворенность, так и стремление к самовыражению могут быть внутренними стимулами деятельности одного и того же человека. Еще один своеобразный мотив «отклонения» от реальности, а именно – стремление к созданию предметов, образов и идей, не похожих на наличные в данной ситуации. Итак, наиболее значительные психологические мотивы творческой деятельности: 1)Внешние, 2)Внутренние, 3)Неудовлетворенность, 4)Самореализация, 5)Создание непохожего. Психологическими закономерностями, обеспечивающими возможность реализовать эти мотивы являются механизмы фантазии: анаксиоматизация и гипераксиоматизация. Это инструменты, при помощи которых реализуются наиболее существенные мотивы фантазии.
Творчество как поиск Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение самого субъекта, его отношения к ситуации, при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности (т.е. при прагматической неопределенности в понимании П.В. Симонова). О мозговых механизмах поисковой активности известно пока не очень много. По-видимому, важную роль в этом поведении играет гиппокамп, который обеспечивает учет статистически маловероятных возможностей, без чего поисковая активность, особенно в сфере творчества, не была бы эффективной. Исследования, проведенные на человеке и животных, показали, что поисковая активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых разнообразных вредных факторов. Этот эффект почти не зависит от характера эмоций, сопровождающих поисковое поведение: резистентность к заболеваниям возрастает и при положительных, и при отрицательных эмоциях. Наблюдения за поведением человека и животных позволяют привести аргументы в пользу существования самостоятельной потребности в поисковой активности. У человека она может принять форму так называемой надситуативной активности, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь не будучи уверенным в их выполнимости. Вероятно, такой же механизм лежит в основе прагматически неоправданного риска.
Творчество и сублимация Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Согласно психоанализу, основным мотивом фантазии служат неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике и пробуждают воспоминания, связанные с впечатлениями раннего детства. В фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность. Но!!! Существует большое число примеров прямо противоположных, не так уж мало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми. Экспериментально доказано, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае такие влияния нельзя считать законом. Концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.012 с.) |