Деятельность человека, ее основные виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность человека, ее основные виды.



 

Деятельность человека – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

 

Человеческая деятельность носит характер:

сознательный – человек осознанно определяет цель и предвидит результат.

продуктивный – человек направляет активность на получение результата (продукта).

преобразующий – человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.

общественный – в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные отношения с другими людьми.

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности:

I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам):

1.Практическая (материальная) деятельность – деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.

материально-производственная – деятельность по преобразованию природы.

социально-преобразовательная – деятельность по преобразованию общества.

2.Духовная деятельность – деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

А) познавательная – деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.

К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:

чувственное – познание через ощущение, восприятие, представление.

рациональное – познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).

научное познание – познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности знаний, системности знаний и проверяемости знаний.

художественное – познание через искусство (связано с использованием художественных образов).

житейское (обыденное, практическое) – познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности.

личностное – познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

мифологическое – познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.

религиозное – познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными).

паранаучное – познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.

Б) ценностно-ориентировочная – деятельность, связанная с положительным или отрицательным отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.

В) прогностическая – деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности.

II. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как

созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты.

разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты

III. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии:

репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами.

продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

IV. В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:

 

экономическая – деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ – производственная и потребительская деятельность.

политическая – 1.Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усиления с целью упрочения политической власти или ее захвата.

2.Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене – государственная, военная, международная деятельность.

духовная – деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения, распространения и освоения – научная, образовательная, досуговая.

социальная – деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением общества и своей социальной сущности.

V. В зависимости от особенностей проявления человеческой активности

внешняя – деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.

внутренняя – деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями.

Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

 

 

 

Мотивсовокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельностиэто осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действиеэто процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

 

 

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Играэто особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

 

Существует несколько классификаций общения.

 

 

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учениеэто вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Трудэто вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.019 с.)