Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность человека, ее основные виды.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность человека – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Человеческая деятельность носит характер: сознательный – человек осознанно определяет цель и предвидит результат. продуктивный – человек направляет активность на получение результата (продукта). преобразующий – человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя. общественный – в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные отношения с другими людьми. В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей. Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности: I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам): 1.Практическая (материальная) деятельность – деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей. материально-производственная – деятельность по преобразованию природы. социально-преобразовательная – деятельность по преобразованию общества. 2.Духовная деятельность – деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. А) познавательная – деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях. К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний: чувственное – познание через ощущение, восприятие, представление. рациональное – познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). научное познание – познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности знаний, системности знаний и проверяемости знаний. художественное – познание через искусство (связано с использованием художественных образов). житейское (обыденное, практическое) – познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности. личностное – познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его интеллектуальной деятельности. мифологическое – познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. религиозное – познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными). паранаучное – познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов. Б) ценностно-ориентировочная – деятельность, связанная с положительным или отрицательным отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения. В) прогностическая – деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности. II. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты. разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты III. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии: репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами. продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств. IV. В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:
экономическая – деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ – производственная и потребительская деятельность. политическая – 1.Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усиления с целью упрочения политической власти или ее захвата. 2.Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене – государственная, военная, международная деятельность. духовная – деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения, распространения и освоения – научная, образовательная, досуговая. социальная – деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением общества и своей социальной сущности. V. В зависимости от особенностей проявления человеческой активности внешняя – деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. внутренняя – деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы. Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд. Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением: – общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства; – общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.; – общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат). Учение может приобрести характер самообразования. По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения: – труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде; – труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный. Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека. В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.2.111 (0.009 с.) |