Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное и гуманитарное знание

Поиск

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ
Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д.
Социальное знание имеет и свои специфические особенности.Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.
К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку обращена к духовному миру человека.
Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания. Вот как об этом писал выдающийся отечественный ученый М. М. Бахтин (1895—1975): «Гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т. е. создает текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.)... Увидеть и понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир...»
Обращаясь к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских сочинений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор. Это возможно лишь рассматривая текст в контексте той среды, в которой жил его создатель, в привязке к его жизненному миру.
Понимание текста не может быть таким же строгим, как объяснение объективных социальных связей. Напротив, возможны такие толкования текста, которые не являются необходимыми, единственно верными, несомненными, но имеют право на существование, тем более что пьесы А. П. Чехова и У. Шекспира сегодня наполняются иным смыслом, чем в момент их создания. Поэтому гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, активно использующих математические выкладки.
Возможность придания текстам различных смыслов, обилие случайных отношений, невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям не обесценивают гуманитарное знание. Напротив, такое шишие, обращенное к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Культура и духовная жизнь

Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
Понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Материальная культура
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Критерий деления
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.
Основные функции культуры:
1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
2) оценочная - осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
3) регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
4) информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
5) коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
6) социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

 

Структура духовной жизни общества:
- Духовные потребности
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности
- Духовная деятельность (духовное производство)
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом
- Духовные блага (ценности):
Идеи, теории, образы и духовные ценности
Духовные общественные связи индивидов
Сам человек как существо духовное
Воспроизводство общественного сознания в его целостности
Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя
Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества..

4.2. формы и разновидности культуры-народная,массовая и элитарная культуры, молодежные субкультуры
Типология культуры (основа классификации – типы культуры):
1) связь с религией - культуры религиозные и светские;
2) региональная принадлежность - восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская;
3) регионально-этническая особенность - русская, французская и т. д.;
4) принадлежность к историческому типу общества - культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества;
5) хозяйственный уклад - культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура;
6) сфера жизни общества или вид деятельности - культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры;
7) связь с территорией - сельская и городская культуры;
8) специализация - обыденная и специализированная культуры;
9) уровень мастерства и вид аудитории - высокая, или элитарная, народная, массовая культуры.
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Культура
Основные формы:
- элитарная - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами;
- народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы);
- массовая - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры).
Разновидности структур:
- субкультура - часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная);
- контркулътура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
Позитивное:
- утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;
- её произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
- отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени;
- отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке;
- имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству.
Негативное:
- снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;
- ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей;
- рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере;
- насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.);
- формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности;
- используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения.

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

 

Критерии Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») Элитарная Народная
Авторы Профессиональные творцы (стандартизация культуры) Профессиональные творцы, создающие культурные каноны Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
Характер Коммерческий (невозможно без СМИ) Некоммерческий Некоммерческий
Уровень сложности Низкий Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) -
Аудитория Массовая Узкая Широкая
Взаимодействие Тесное взаимодействие и взаимодополнение


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.163 (0.013 с.)