Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Потребности и способности человека
Содержание книги
- Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
- Процессы глобализации и становление единого человечества,целостность современного мира,его противоречия
- Глобальные проблемы человечества
- Потребности и способности человека
- Деятельность человека, ее основные виды.
- Основные классификации деятельности
- Цель и смысл жизни человека.
- Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
- Формы познания:чувственное и рациональное, истинное и ложное
- Многообразие форм человеческого знания.
- Социальное и гуманитарное знание
- Средства массовой информации
- Религия как феномен культуры
- Экономика: наука и хозяйство
- В экономическом аспекте различают индивидуальную, коллективную и государственную форму присвоения благ и услуг.
- Роль права в развитии частной собственности
- Преимущества традиционной экономики
- Измерители экономической деятельности
- Экономический цикл и экономический рост
- Экономический цикл и экономический рост.
- Концепции происхождения денег.
- Основные инструменты денежно-кредитной политики государства
- Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя.
- Уровень жизни и прожиточный минимум
- Многообразие социальных групп
- Социальный контроль и самоконтроль
- В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Компоненты политической власти
- Признаки,фунции,формы государства
- Основные черты гражданского общества
- Право в системе социальных норм
- Система права: основные отрасли, институты, нормы
- Конституция в иерархии нормативных актов
- Юридическая ответственность и ее виды
- Правовые основы брака и семьи
- Основы конституционного строя РФ
- Законодательная,исполнительная и судебная влась в РФ
- Международное гуманитарное право.
Похожие статьи вашей тематики
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение. Группы потребностей: биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д. социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми. духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека. Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Уровни способностей человека: Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Талант – высокий уровень развития способностей. Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.
На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может.
Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.
Инстинкт и потребность. Их виды и взаимосвязь
В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт.
Инстинкт – биологический, то есть природный фактор, присущий индивиду как живому существу.
Инстинкты можно поделить три группы:
1. Витальные (латынь – жизнь), то есть обеспечивающие жизнедеятельность организма (пища, размножение и т.п.);
2. Социальные – необходимость в отношениях между индивидами;
3. Интеллектуальные – необходимость в познании окружающего мира. (ориентировочный инстинкт)
потребности можно поделить на аналогичные группы:
1. Биологические – потребность во всем, что обеспечивает жизнедеятельность;
2. Социальные – потребность в труде, самореализации, самоутверждении – словом, в том, что вытекает из людских взаимоотношений.
3. Духовные – потребности в познании, знании, культуре…
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Как известно, наука не стоит на месте, но развивается на базе уже известного.
Все потребности делятся на 2 группы: первичные и вторичные.
Первичные (базовые, основные) – врожденные. К ним относятся:
1. Физиологические потребности (примеры выше)
2. Экзистенциальные (англ. – существовать) – комфорт, уверенность в завтрашнем дне, гарантии безопасности…
Вторичные – благоприобретенные. К ним относятся:
1. Социальные потребности – общение с людьми, совместная деятельность…
2. Престижные потребности – самоуважение, достижение успеха, карьера, уважение другими себя…
3. Духовные потребности – самовыражение.
По мнению Маслоу, потребности каждого следующего уровня становятся можно удовлетворить только тогда, когда предыдущий уровень достигнут.
Мнимые и подлинные потребности
Также можно различать подлинные и мнимые потребности
Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности.
Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации.
- мнимыми потребностями являются, например: потребности в курении, алкоголе. - удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба другим людям, природе. - удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Интерес и потребность: сходство и различие
Нужно понимать еще и то, что в жизни часто смешивается понятия интереса и потребности. А это не одно и то же.
Интерес – это осознанная потребность, характеризующаяся отношением людей к предметам или явлениям действительности, имеющим важное общественное значение.
В основе интереса лежит понимание необходимости совершения каких-то действий для достижения цели. То есть это – осознанная потребность. НО!
Интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают этот предмет доступным. Сложно, да? Пример: человек решил пользоваться президентским самолетом в качестве пассажира. Это стало осознанной потребностью. Но для этого он должен стать президентом, и его интерес направлен на то, чтобы баллотироваться на этот пост. А как только он станет президентом – тут же станет и пассажиром борта № 1.
Классификация интересов
Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к определенной социальной группе. Следовательно,
Интересы различаются:
- по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
- по сфере направленности (экономические, духовные, социальные, политические…);
- по степени осознанности (стихийные или созданные на основе разработанной программы деятельности);
- по возможностям осуществления (реальные и мнимые).
Деятельность человека немыслима без возможностей ее осуществления. Эти возможности и называются способностями.
Способности
Способность – это индивидуальная особенность человека, от которой зависит успешность выполняемой им деятельности.
При этом стоит иметь в виду, что способность –это не просто умение что-то делать хорошо, но и то насколько быстро, насколько полно, насколько прочно (в смысле длительности) сделано что-либо.
Способностями и их происхождением интересовались еще в античные времена. Тогда их трактовали как особые свойства души, присущие человеку изначально, с рождения. В эпоху Просвещения крен пошел в сторону того, что способности полностью зависят от внешних условий жизни человека. ТО есть человек рождается без способностей, а они создаются в процессе жизни (принцип tabula rasa - «чистая доска»).
Современный подход – посередине. Способности сейчас рассматриваются как синтез биологического и социального в человеке.
Попросту говоря, способности закладываются генетически (есть генетические программы поведения, закодированные в молекулах ДНК), но развиваются только в процессе жизнедеятельности.
Иными словами, генетически закладывается не сама способность, а способность иметь способность. Если эту способность иметь способность не развивать, то ничего не проявится.
Стало быть, развитие любой способности зависит от множества социальных факторов.
Критерием для типологии способностей обычно выступают различные виды деятельности – наука, музыка, искусство. И способности выделяют – художественные, музыкальные, инженерные, литературные и т.д.
Кроме того, в рамках психологии, выделяются и общие способности, отвечающие за успешность в различных видах деятельности. (то есть при наличии математических способностей у ученика, к примеру, успешно идет обучение математике, истории, физике, биологии…)
Талант и гениальность
Как серединный и крайний вариант развития способностей различают талант и гениальность.
Талант – это совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся совершенством, но в рамках уже имеющихся знаний или умений.
Гениальность – это такая совокупность способностей или же способность, которая позволяет создать принципиально новое, то, аналогов чему еще не бывало.
Социальные потребности
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.
Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".
2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."
3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.
Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня наглая агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.
Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.
Духовные потребности
| Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.
Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность? Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения -бездуховность. Хорошо писал об этом С. Булгаков. "Если поставить знак равенства между добром и удовольствием, то нет того падения и чудовищного порока, которое бы не освящалось этим принципом. Идеал в этом смысле - превращение человека в животное".
Для объяснения феномена духовности необходимо использовать понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.
Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира.Трансцендировать -значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы.
Духовность - трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира.
Характеризуя религию, Маркс писал: "Религия есть с самого начала сознание трансцендентности, возникающее из действительной зависимости".
Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.
Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом – бездуховное. Бездуховность - это сознание, не выходящее за пределы утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, порабощенное вирусом потребительств а удовлетворения биологических потребностей и вещизма.
Такое сознание присуще людям без высоких жизненных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, "прожигателям жизни".
Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.
Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
| Ценностно-ориентированные потребности Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.
По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:
1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.
2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.
3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.
Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.
От способности человека различать разумные и неразумные потребности и роли этой способности в формировании разумного образа жизни и, в конечном счете, счастья человека писал французский социалист XVIII века Габриэль Мабли: "Бесполезные (неразумные) потребности вызывают у человека бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями".
Извращенными (вредоносными) я называю те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода "человек".
Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.
Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.
|
|
|