Теоретическое обоснование проблем изучения способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое обоснование проблем изучения способностей.



Содержание

  Введение    
  Теоретическое обоснование проблем изучения способностей    
1.1 Понятие способности.    
1.2 Структура способностей.    
1.3 Взаимосвязь способностей с другими психическими явлениями.    
1.4 Развитие способностей.    
  Практическая часть.Методы изучения способностей.    
2.1 Описание методов изучения способностей.    
2.2 Анализ монографии Н.С. Лейтеса. «Возрастная одарённость и индивидуальные различия»    
  Заключение    
  Список литературы    
  Приложение 1    
  Приложение 2  
  Приложение 3  
         

Введение

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Актуальность данной темы очевидна для каждого человека. Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности? Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуального развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских, «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют способными.

Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.

В.Г. Белинский понимал под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.

По Б.М. Теплову, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.

Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.

Способность - это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность - имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.

Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а, следовательно, воспитуемые и преобразуемы. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. В связи с этим тема моего исследования - «Способности. Методы изучения способностей».

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе анализа изучения научной литературы, рассмотреть проблему изучения способностей.

Задачи исследования:

1. Описать общее представление о способностях.

2. Рассмотреть структуру и психологические теории способностей.

3. Провести взаимосвязь способностей с другими психическими явлениями.

4. Определить основные методы изучения способностей.

5. Провести анализ монографии научной работы Н.С Лейтеса «Возрастная одарённость и индивидуальные различия».

Методы исследования:

1.Метод анализа научной литературы.

2.Психодиагностический метод.

3.Метод качественного и количественного анализа результатов исследования.

 

 

Теоретическое обоснование проблем изучения способностей.

Понятие способности.

Как считал Немов Р.С., когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

По мнению Немова Р.С. термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции (от лат. definitio – ограничение) и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось, и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребляемым и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Рубинштейн С.Л. в своих трудах писал, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях.

Для доказательства наследования способностей обычно указывают на существование семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не менее 18 значительных музыкальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по нисходящей линии, причем в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований. Однако когда из подобных фактов непосредственно заключают о наследовании способностей, относя их исключительно за счет наследственных особенностей организма, то допускают явную ошибку, не учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальный отец не только передает своим детям определенные гены, но и оказывает влияние на развитие детей.

И так как критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет, можно сказать о том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т. д.) предъяв­ляет человеку определенные требования к его психическим про­цессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качест­вами, у других они могут быть слабо развиты. Если люди обла­дают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответст­вующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности.

Способностиэто индивидуально-психологические особен­ности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. [2,с.242]

Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности - это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельно­сти. И наконец, способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения дея­тельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Но следует не забывать о том, что способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а, следовательно, воспитуемые и преобразуемы. А если рассуждать точнее, то в своих исследованиях Б.М. Теплов выделяет некоторые условия формирования способностей. В частности, он выявляет, что сами по себе способности не могут быть врожденными, т.е. проявляющимися с момента рождения и формирующимися под воздействием наследственных и средовых факторов. Врожденными могут быть только задатки, из которых позднее формируются способности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, способности формируются в результате выполнения определенной деятельности и они же могут повлиять на результат этой деятельности.

Структура способностей.

Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Существует общепризнанная классификация способностей. Согласно ей способности делятся на общие и специальные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Умственные способности во многом походят на учебные, т.е. способствующие усвоению знаний, умений и навыков, однако, в некотором роде они являются более широким понятием, т.е. включают в себя как учебные, так и некоторые другие способности. В широком смысле умственные способности – это качества личности, способствующие более легкому и быстрому усвоению знаний. Однако человек, обладающий развитыми умственными способностями, способен успешно и эффективно решать не только учебные, но и жизненные задачи, а также обладает достаточным «арсеналом» умственных действий.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

1. учебные и творческие,

2. математические,

3. конструктивно-технические,

4. музыкальные (технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение) слуховые (музыкальный слух)),

5. литературные,

6. художественно-изобразительные,

7. физические способности и др.

Учебные способности определяют успешность человека в обучении и воспитании. Хорошо развитые – они помогают лучше усваивать умения, знания или навыки, а также, в воспитательном процессе, с их помощью легче проходит процесс формирования качеств личности. Творческие же способности способствуют всем видам созидательной деятельности, созданию элементов материальной и духовной культуры, развитию новых идей, открытий и т.д.

Математические способности обуславливаются не только хорошей памятью и вниманием. Для математика важно умение уловить порядок элементов, и умение оперировать этими данными. Эта своеобразная интуиция и есть основа математической способности.

Суть конструктивно-технических способностей тоже кроется в особой интуиции, умении заметить необходимые детали и выстроить их в правильном порядке. Однако многое есть в них и от творческих способностей.

В основе литературных способностей также лежат творческие, то есть способности к созиданию и творчеству. Кроме того, люди с развитыми литературными способностями хорошо чувствуют язык, а также наделены богатой фантазией и высоким уровнем развития эстетических чувств.

Художественно-изобразительные способности обеспечивают успешную изобразительную деятельность, художественное творчество. Человек с такими способностями обладает не только хорошо развитым образным мышлением, но и умением придать этим образам материальную форму.

К физическим способностям относятся не только силовые, но также и быстрота реакции, гибкость, предрасположенность к тому или иному виду спорта и т.д.

Как мы видим, многие виды специальных способностей не являются однозначными. Одни категории шире, другие уже, некоторые являются совокупностью других способностей. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют общие качества, необходимые для успешного выполнения определенного вида деятельности. Эти качества могут в различной степени присутствовать в структуре той или иной способности. Это говорит о том, что в человеке могут сочетаться различные виды способностей, притом это не означает, что проявляться они будут в равной степени. В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности. И даже в обычной жизни в определенных ситуациях различные способности могут проявляться по-разному. Например, в людях с развитыми творческими способностями, как правило, легко уживаются способности к изобразительной, музыкальной и прочей творческой деятельности.

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей:

1. репродуктивный

2. творческий

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное.

Стоит принять во внимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую. Также, оба уровня довольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новыми знаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой, меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные или даже гениальные люди начинали с подражания.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

1. Задатки

2. Способности

3. Одаренность

4. Талант

5. Гениальность

Задатки — только как бы «дремлющие» силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся «пробудить», выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности.

Способность – это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей – к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Высокий уровень развития способностей, по мнению Крутецкого В.А., обозначают словом «талант».

Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающее возможность особенно успешно, творчески выполнять определённую деятельность. [2,с.247]

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретение определенных навыков или опыта.

Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.

Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно отнести замечательного русского ученого М. В. Ломоносова, проявившего исключительные способности в области математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук.

Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки.

 

Развитие способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст - время ускоренного развития специальных способностей. Необходимыми условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в "зоне потенциального развития" (Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.

В исследованиях Немова Р.С. становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Немов Р.С. также писал, что одним из важных условий комплексного и разностороннего развития способностей являются многоплановость и разнообразие видов деятельности. В связи с этим, он описывает основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.[5,с.389]

Большое значение имеет постепенное увеличение трудностей. Поставленные перед ребёнком задачи должны требовать умственных усилий. Если выполняемая деятельность находится на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. [1,с. 212]

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. К сожалению, бывает так, что ребёнка, имеющего все данные для успешной учебной работы, иногда считают неспособным к ней из-за его некоторой умственной пассивности. Она проявляется в отсутствии интереса к знаниям, в стремлении избегать умственных усилий. Такого ребенка надо расшевелить, активизировать, заинтересовать сведениями, которые близки его склонностям. Посколькуспособности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, кому как не учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны­ми, глубокими, устойчивыми и действенными. [2,с.250]

Как вы помните, вывод очевиден, развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семенного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

 

Практическая часть.

Описание методик.

Список литературы к разделу 6.

Приложение. А.С. Пушкин о детях.

В данную книгу избранных трудов психолога вошли его основные работы по проблемам индивидуальных различий детей. Особое место отведено исследованиям умственной одарённости школьников.

Основным предметом изучения автора были индивидуальные различия по общим способностям в годы школьного детства. К таким способностям относятся, по мнению психолога, свойства ума, а совокупность общих способностей часто называют интеллектом.

В первом разделе автор описывает 3 жизненных истории про 3 одарённых мальчиков. Он описывает их индивидуальные различия. Подводя нас к выводу, что склонность к труду является фактором одарённости. Под одарённостью ученика Н.С. Лейтес понимает более высокую, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одарённость, по его мнению, - это особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

У рано развившихся детей, как заметил автор, имеется большая потребность в деятельности, т.к. в этом, по-видимому, нуждается их созревающий мозг. Вероятно, именно «неустанная тяга» к знаниями приводит к более раннему умственному подъёму. Такое тяготение называют «склонность». Она обозначает расположенность к процессу деятельности и предполагает эмоциональную вовлечённость в работу. Но такая тяга не является чем – то внешним по отношению к способностям, она является лишь стороной способностей, т.е. фактором одарённости.

По мнению автора, изучение возрастной одаренности – весьма значимое и перспективная задача исследований в области психологии детства, так как, употребляя термин, возрастная одаренность оно несет объяснительное значение, показывая, что признаки одаренности ребенка могут возникать из возможностей детства.

Во втором разделе автором велись систематические наблюдения за учащимися 2, 6, 9 классов. Сопоставление групп школьников с разным возрастом, позволило психологу, наблюдать возрастные различия в условиях: их общения с взрослыми и детьми, учебные занятия и развлечения. Изучив этот раздел, можно сделать вывод, что возраст учеников и характер начального обучения в школе, в большей степени определяет особую роль учителя и расположенность детей к послушанию, которое заметно снижается в последующих классах. По отношению к обучению второклассники впитывают накопленные знания с повышенной впечатлительностью. Учебные занятия в школе - это источники для роста познавательных сил. В ходе систематического учения у них развиваются волевые черты, проявляются особенности не только активности, но формирующейся саморегуляции. Рассмотренные черты младших школьников это факторы их возрастной одаренности. Подростки. Шестиклассники – характерные представители серединного периода школьного детства. По отношению к занятиям не редко наблюдаются признаки некоторого равнодушия. Подлинная поглощенность на уроке у данных представителей возникает гораздо реже, чем в младших классах, но по отношению к развлечениям (проведение вечеров КВН, участие в туристических походах, решение задачек на сообразительность и др.) они проявляют активность и энтузиазм. Так же у младших подростков возрастает потребность быть вместе со сверстниками: равняться на них, участвовать в совместной с ними жизни. Старшие школьники, на примере девятиклассников: у них во многом сохраняется отношение к окружающей в школе обстановке, к привычным ученическим обязанностям. Часто обращает на себя внимание их критическое отношение к преподавателям, к их не подготовленности и слабости. Но у них часто обнаруживают повышенный интерес к самостоятельному обсуждению самых различных проблем. Споры друг с другом, дискуссии на уроках и др., отвечает насущной потребности возраста. Материалы наблюдения Н.С. Лейтеса говорят о том, что учащиеся 15 – 16 лет отличает не только высокий уровень умственных возможностей. Старший подростковый возраст по – своему обогащает личность, открывает новые предпосылки для ее всестороннего развития.

Проведенные наблюдения, по мнению автора, позволяют констатировать главное: школьников младших, средних и старших классов отличает качественное своеобразие их умственных возможностей, и такого рода возрастные особенности могут быть отнесены к предпосылкам становления общих способностей, к возрастным факторам одарённости.

В третьем разделе по наблюдениям автора у взятых учеников, у которых разница в возрастном развитии обнаруживалась не столько в степени умственного развития, сколько в своеобразии проявляемого ими интеллекта.

В данном разделе идёт описание трёх школьников 12 -13 лет, заметно различающимися по своим возрастным особенностям. «Способный, но не умный»: ученик с очень наивным, не по возрасту, отношением к окружающему; «Тихоня»: всегда чистенький, причёсанный, доверчивый и серьёзный по отношению к занятиям; и «Привязчивая ученица»: самая сильная ученица класса, делает усилия на то, чтобы учителя были ею довольны; такие названия дал им Н.С. Лейтес и убедился, что достоинства данных учеников неразрывно связанны с сохранившимися у них чертами детскости. Такого рода связь умственных свойств с неравномерностью хода возрастного развития характеризует по преимуществу не степень, а своеобразие проявляемого учениками интеллекта.

Но так же встречались в наблюдениях автора, ученики 12-13 лет, которые по психологической зрелости как бы опережали свой возраст, а ещё описание случаев подъёма умственных способностей в старшем школьном возрасте.

В данном разделе книги, можно познакомится с некоторыми вариантами хода возрастного развития: со случаями относительного основания или опережения умственного развития у подростков, а также со случаями ускорения умственного развития, связанными со вступлением в пору ранней юности. Одни из вариантов хода развития сказываются по преимуществу не на уровне, а на своеобразии умственных возможностей, другие – определенно обусловливают самый уровень интеллекта. Все это указывает на глубокую взаимосвязь проявлений способностей и хода возрастных изменений, на важность изучения такого рода зависимости.

Предлагаемые психологические характеристики в 4 разделе – результат индивидуального изучения автором учащихся, различающихся по типу нервной деятельности. Существенный интерес представляют различия по качествам ума и личностным особенностям, обусловленные принадлежностью к тому или другому психофизиологическому типу, у школьников с высоким умственным уровнем.

Описание различий связанных с преобладанием у одних людей словесно-логических моментов у других – образных. Автор приводит пример множество научных исследований разных авторов: Бине (практики и словесники – противопоставление, которое имеет всеобщее значение); и Павлова (два противоположных типа и промежуточный между ними: первая сигнальная система – «художественный» тип, вторая сигнальная система – «мыслительный» и с уравновешенностью сигнальных систем – «средний» тип).

Чтобы судить об этом своеобразии нужны, прежде всего, конкретные знания о различиях в умственной деятельности, осуществляемые в сходных условиях. В этом отношении представляются оправданными специальные наблюдения за школьниками.

Автор приводит описание умственных особенностей трех школьниц (Юли, Вики и Нины). Речь как способ выражения первых сигнальных впечатлений может быть двух родов: образное, метафорическая (Вика) и просто конкретная, безыскусственно выражающая близость к действительности (речь Нины и частично Вики). «Второсигнальный характер речи Юли проявляется в том, что слова для нее в значительной мере лишены своего чувственного содержания.

Приложение этих данных описанных автором жизненных фактов не должно ограничиваться сферой деятельности художников и мыслителей. Нина, Вика и Юля – весьма распространенный типы школьниц. Выяснение различий между ними с точки зрения соотношения сигнальных систем позволяет полнее, определеннее понять их умственное своеобразие.

В описании своеобразии интеллекта, связанные с типом нервной системы лежат свойства основных нервных процессов по И.П.Павлову(возбуждение и торможение); а именно: сила основных нервных процессов, уравновешенность между ними и подвижность – составляет тип нервной системы.

Н.С. Лейтес описывает характеристики трех юношей, окончивших школу с медалью, и выявляет «жизненные показатели» нервной системы каждого ученика.

Приведенное описание автором могут представлять интерес не только с точки зрения характеристики определенных типов нервной системы, но и для выявления свойств типа – силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

Данный раздел книги знакомит с двумя типологиями, имеющими физиологическое обоснование. Знание умственных особенностей, относящихся к тому или иному психофизиологическому типу, дает представление о некоторых вариантах своеобразия одаренности. Автор поясняет нам, что одарённость всегда неповторимо индивидуальна и вместе с тем несёт в себе те или иные типические черты. И уже проявившиеся типологические различия играют вполне реальную роль: они могут указывать на некоторые будущие черты индивидуальности и во многом обусловливать дальнейший ход умственного развития.

В 5 разделе автор обращает наше внимание на вопрос о нравственной одарённости. Его наблюдения показывают, что нравственно- эмоциональная отзывчивость может быть столь же органична для индивидуальности, как и собственно умственные данные. Более того, в пору юности нравственная потребность играет ключевую роль в общем умственном развитии.

На примере двух историй, видимо, неправомерно было бы с понятием «одарённость» соотносить только интеллект, отделяя его от других сторон личности. Нравственно-эмоциональные моменты могут быть отличительной особенностью именно одарённости человека. Нередко способности, Ирины (первой героиней) в единстве с нравственным чувством подсказывают ей действия, нужные другим; нравственные установки Андрея (второго героя) как бы вбирают в себя результаты его разносторонней начитанности и умственного анализа.

Выводом данной главы можно считать, по мнению автора то, что одарённость у растущего человека выступает, прежде всего, как потребность, настоятельная и вместе с тем не вполне определённая. Умственная активность и её саморегуляция, направленность ума и чувств – предвестники будущих возможностей – выражают единство и индивидуальное своеобразие развивающейся личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.058 с.)