XVI. Ценности и их роль в жизни человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XVI. Ценности и их роль в жизни человека и общества



 

АЛЬТРУИЗМ – одна из форм обществен­ного поведения человека, осуществляемого ради пользы других, бескорыстная забота о благе, других, не считающаяся с личными интересами. Противоположен эгоизму. Альтруизм бывает неосознанным (в процессе эволюции живого при естественном отборе) и осознанным (в процессе культурной эволюции, присущей человеку). Со­общества, в которых индивиды проявляют самопожерт­вование ради пользы других, оказываются более жиз­нестойкими, чем те, члены которых, прежде всего, забо­тятся о собственном благополучии.

ДОБРОДЕТЕЛИ (от греч. доблесть) – оценки положительных человека, проявляющиеся в его делах и поступках. В истории культуры постоянно велись споры о природе и происхождении добродетелей. Они рассматривались то как космические надындивидуальные сущности и принципы, то человек признавался ареной добрых и злых сил, то как неизменные в своей основе психологические свойства личности (человек от природы добр или зол). В древней Греции под ними понимали устойчивые свойства характера. Платон выделяет четыре добродетели: мудрость, воздержание, справедливость и мужество (при этом мудрость – главнейшая). Аристотель к добродетели разума добавляет добродетель воли. В христианстве добродетели являются главным средством обретения святости и до­стижения спасения. Путь добродетели – это преображение и освящение греховной природы человека действием благодати Божией. Конкретные про­явления добродетелей в православной аскетикепринято опре­делять через противопоставление основным страстям (гордость и тщеславиепобеждаются смире­нием, чревоугодие – воздержанием, гнев – кротостью и терпением, печаль – слезами покаяния). В современной западнохристианской теологии выделяют четыре кардинальные добродетели (мудрость, воздержание, справедливость, мужество) и три теоло­гические (вера, надежда, любовь). В светской жизни понятие добродетели заменяю понятием «моральные качества». Для того, чтобы встать на путь добродетелей, необходимо следовать принятому в данном обществе своду моральных законов и правил.

ДОЛГ – сознательное, свободное и добровольное подчинение моральному повелению, обозначающее необходимость выполнения каких-либо обязанностей (профессиональных, семейных, гражданских). В долге сосредотачиваются нравственные требования общества по отношению к личности. Наиболее полно понятие долга сформулировано Кантом в его категорическом императиве как высшем нравственном законе, который определяет долг человека следующим образом: посту­пай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства. Кант считает каждого человека ценностью, которая требует отношение к ней как к цели, а не как к средству для достижения эгоистических целей. Это значит, что моральным будет лишь тот поведенческий акт, повто­рение которого любым другим человеком обеспечит гар­монию всего человечества. Категорический императив делает долгом отношение ко всякому разумному су­ществу не как к средству, а всегда только как к цели – каждое разумное существо есть цель сама по себе. Суть долга – стремиться к собственному интересу и способствовать чужому счастью. Следование нравственному закону является долгом человека, а стремление к его осуществлению определяется доброй волей и контролируется совестью.

ДУХОВНОСТЬ – феномен личностного бытия. Можно представить развитие индивида как состоящее из эмпирического бытия, рефлексивного и духовного. В эмпирическом сознании человек еще не выступаем субъектом своих мыслей и действий. Рефлексивный уровень бытия связан с формированием самосознания (сознание приобретает способность сосредотачиваться на самом себе и овладевает собой как посторонним предметом). Рефлексивное сознание формирует субъективность: человек обретает способность оценивать и судить самого себя. Только когда человек начинает осознавать себя как существо конечное и направляет свое поведение на достижение определённых целей по своему совершенствованию, он начинает осуществлять своё духовное бытие. На рефлексивном уровне происходит становление личности, а на духовном уровне личность существует в качестве духовной субстанции. На основе анализа уровней индивидуального бытия можно определить, что личность – это духовная субстанция и совокупное и духовных качеств индивида. Духовность может представлять собой особое качество личности, основанное на её способности создавать свой ценностный внутренний мир, осмысливая, бескорыстно оценивая и чувственно переживая полученную информацию на основе общезначимых норм нравственности, и направлять свою деятельность на достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования.

ЗДОРОВЬЕ – это ценность, связанная со способностью взаимодействующих систем организма человека обеспечивать реализацию генетических программ, гармоничное единство его биологических и социальных качеств, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». При определении здоровья некоторыми исследователями подчеркиваются энергетические показатели силы и выносливости, параметров информационного потока. Существуют качественные и количественные характеристики здоровья. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации. Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др. Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – одно из главных моральных требований, задающее принцип поведения по отношению к другим людям: не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой, т.е. люди должны относиться друг к другу как равноценные – это квинтэссенция житейской мудрости известная с древности, но с конца XVIII века за ним закрепилось название «золотое правило».

ИДЕАЛ – идеальный образ, определяющий ход мыс­лей и практические действия людей, социальных групп, общества в целом. Существует два главных подхода к пониманию природы идеала: 1) идеал не отражает действительность и не является знанием, он только ука­зывает направление движения и принципиально не­достижим (Кант); 2) идеал есть момент действительности, может быть выражен в теории логически, на практике, он стимулирует действия людей (Гегель). Марксизм в пони­мании идеала примыкает к Гегелю, перерабатывая его концепцию в духе материалистического понимания ис­тории: идеал это реализация потребностей социальных групп. История есть процесс постепенного воплощения идеала. В настоящее время проблема идеала не находится в центре внимания философии.

КРАСОТА – этоэстетическое мера со­вершенства предметов и явлений, их ценностное значение для человека. Первые философские пред­ставления о красоте сформировались в древней философии (Аристотель, Гераклит, Платон) и связывались с образом космоса, который воспринимался в то время как вопло­щение всеобщей гармонии, определенности и порядка. Представления о гармоничности бытия, о прекрасном, воп­лотились в древнегреческой скульптуре и древнеримской архитектуре. Прекрасное человеческое тело стало основ­ным объектом изобразительного искусства эпохи Возрож­дения. Красота возникает в ситуации человеческого отношения к миру, своеобразного субъект-объект­ного отношения, в котором человек, в ко­нечном счете, соразмерно встраивает­ся во всеобщую гармонию вселенной. В художественной деятельности достигается определенное диалекти­ческое совпадение этих противопо­ложностей объективного и субъектив­ного в постижении красоты. Понима­ние законов красоты и умение творить по законам красоты начинают органи­чески совпадать в деятельности ху­дожника. Духовное осво­ение и отображение окружающей действительности состав­ляет суть, сущность художественной культуры во всем ее многоликом содержании. Красота – это мерило эстетичес­кого совершенства предмета, выражение его способности удовлетворять духовные потребности человека.

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ – система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей. Выбор определенных нравственных ценностей позволяет личности выработать не только моральную оценку рассматриваемых поступков, но и дать самооценку своего поведения, а также избрать ценностную ориентацию присущего ей морального сознания. Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в конечном счете в ценностной ориентации, реализуя её исходную нравственную позицию. Она проявляется не только в отдельных поступках и вызвавших их мотивах, но и во всей линии поведения.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – это «человеческое измерение» всех явлений и событий общественной жизни. Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значение придается естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения. Иногда их называют еще «священными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность и т.д. В основе концепции прав человека ле­жат две идеи: просвещения и разумного эгоизма. На­чиная с Гоббса, права человека сводятся к эгоистическому и корыстному соперничеству свободных индивидов, реа­лизующих личные цели, способствующие достижению жизненного успеха. Нравственная установка поведения личности отодвигается на второй план, уступая место юридическому началу. В русской философии понимание прав человека соотносится с идеей служения, отдающей предпочтение долгу, проти­воположной идее разумного эгоизма. Человек может реализо­вать свои собственные права только в том случае, если первостепенную значимость приобретает долг каждого человека, предполагающий реализовывать личностные особенности в интересах всего об­щества. Гражданское общество и правовое государство призваны гарантировать соблюдение прав человека во всем их объеме. Права человека, но взятые отдельно без обязанностей, лишены само­ценности.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ – ценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредственного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Под религией (этимологически означает «восстановление утраченной связи») понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утрачена и может быть восстановлена в полном объеме после второго пришествия и полного обновления человека и мира. Основная религиозная ценность – вера, которая даёт человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасение души и воскресение вечной жизни). Выделяют рациональную веру (предполагает вероятность события и готовность в него поверить) и иррациональную веру (абсолютная убежденность в существовании иного, потустороннего мира, не подчиняющегося физическим законам). Этот мир находится внутри нас («царство Божие») и открывается человеку в словах и действиях «святых», «учителей», «пророков». Мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера является актом личностного самоутверждения. Религиозное сознание пытается понять Откровение, замысел Творца относительно человека и его истории, исходя из того, что человек в христианской теологии «образ, подобие» Бога.

СМЫСЛ ЖИЗНИ – высшая ценность человеческого существования, выраженная в форме конечной цели, которой подчинены все частные интересы и потребности человека. Среди многих подходов к решению этой слож­ной проблемы можно выделить три главных: 1) Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных религиоз­ных основаниях; 2) Смысл жизни – в содействии прогрессу, участии в переустройстве мира на началах добра и справедливости; 3) Смысл жизни созидается самим субъек­том. Важно отметить, что всем трем подходам при­суще стремление к человеческой солидарности и заинтересованность в становлении человеческого в че­ловеке. Представления о смысле жизни несут в себе общечеловеческие компоненты, отражают особенности конкретных культур (с характерны­ми для них философскими и этическими установками), а также индивидуальные черты отдельных личностей. Поэтому определение смысла жизни предстает как выбор конкретного человека. Такой выбор будет далее определять выдвижение жизненных целей, влиять на поведение личности. Наиболее часто смысл жизни усматривался: а) в спасении души; б) в достижении земного счастья, успеха, славы; в) в наслаждении; г) в служении долгу и высшим целям (например, классу, государству, обществу, науке, искусству); д) в самореализации человека, максимальном развитии его творческих сил и способностей (именно такой подход имеет наибольшее число приверженцев). Имеются концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования (А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед лицом смерти все усилия и стремления человека теряют смысл).

СОВЕСТЬ – внутренний нравственный судья человека, являющийся основным законом морали. Совесть – специфическй механизм нравственного самоопределения:, это ведущий стимул совершенствования человека, оценивающего свои поступки на основе нравственного идеала и доминирования в человеке ответственности перед самим собой и мирозданием за свою жизнедеятельность и поступки Другого. Сама этимология слова «со-весть» говорит о том, что это «весть» переданная со-обществом о том, как человек раскрывает свои потенциальные возможности в движении к идеалу.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это принципы, регулирующие соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием в процессе распределения благ и обязанностей граждан. Справедливость – принцип, перед которым должны быть все равны, однако она не является нормативным идеа­лом, подобно «Божьей справедливости», реализуемой только в потустороннем мире. Но в человеческом мире достижение полной справедливости породило бы вопиющую несправедливость, ибо такое состояние исключало бы все проявления милосердия. В практическом и теоретическом применении более действенна – идея распределительной справедливости, согласно которой распределение может осуществляться в соответствии с принципами: равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способно­стей, социального ранга и статуса, спроса и предложения. Справедливость может выступать в самых различных формах. Представления о справедливости меняются от эпохе к эпохе и потому имеют конкретно-историческое содержание, так как ориентируются на существующие в обществе систему ценностей, зависят от условий жизни людей, и их мировосприятия. Справедливость может выступать в самых разных фор­мах: нравственного идеала и морального требовании к миру и человеку, цели человеческой деятельности и меры поступков человека и т.д. Она касается абсолютно всех сфер жизни людей – политики, экономики, права, семейных отношений и др., являясь основанием общественного идеала.

СЧАСТЬЕ – эмоционально-приподнятое состояние удовлетворенности человека в результате достижения своей цели и заветного желания. В основе удовлётворённости лежит интерес человека. У каждого человека – своя система интересов, сформированная в процессе его воспитания и жизнедеятельности. Представления о счастье связаны с конкретными условиями человеческого бытия, положением людей в обществе, характерными для данной эпохи ценностями и идеалами, а также с истолкованием человеком смысла жизни. Поэтому каждый человек видит своё счастье по-своему: или в достижении личного благополучия, или в любви, или в поисках истины, или в творчестве и т.д. Но как бы человек ни понимал счастье, стремление, быть счастливый отражает неудовлетворенность его своей жизнью, потреб­ность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к идеалу. Если притязания человека значительно завышены по сравнению с его способностями или возможностями общества удовлетворить, то жизнь может сложиться трагично, утратить всякую ценность и смысл. Счастье человека возможно тогда, когда личные интересы он согласует с интересами окружающих, когда, ставя нрав­ственные цели, он выбирает и нравственные средства для их достижения. «Стараясь о счастии других, мы находки своё собственное» (Платон). Нельзя быть счастливым це­ной несчастья других людей. Нередко в мечтах люди понимают счастье как блаженст­во, покой. Однако удовлетворенность по достижении цели, радость по поводу исполнения желаний временны, за ними вновь следуют поиски, но теперь уже более высоких целей, возникают новые желания и потребности, а это значит, что нет постоянного счастья.

ЦЕЛЬ – идеальный образ и предвосхищающая модель жизненной ситуации человека, ставшие основой его жизнедеятельности на определённое время.

ЦЕННОСТИ – это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В самом объекте ценности изначально не заложены, они возникает как результат отношения между человеком и объектом, в котором определяется положительное значение объекта для человека и его окружения. Поэтому возникновение и существование ценности неотделимо от оценки. Для того чтобы возникла ценность, объекты подлежат оценке, благодаря которой одни ценности утверждаются как высшие, другие отходят на второй план. Ценности выстраиваются в определённой иерархии. По форме бытия ценности делятся на предметные и духовные. В качестве ценности могут выступать разнообразные материальные и духовные (идеальные) объекты, а также процессы и отношения. Например, ценностью для человека могут быть и вещи повседневной жизни, и другие люди, и мирная жизнь, и идея добра, и процесс получения знаний. Духовные ценности (политические, правовые, моральные, эстетические, философские, религиозные, познавательные и др. идеи, теории, взгляды, настроения человека и общества) составляют содержание духовного мира субъекта; в обществе – содержание общественного сознания, духовной культуры общества.

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – это интегрирующая способность нравственного сознания постоянно направлять в самых различных ситуациях помыслы и поступки людей на обретение той или иной моральной ценности. Ценностная ориентация объединяет все компоненты нравственного сознания, позволяя обрести линии поведения той или иной личности необходимую целеустремленность и последовательность. В то же время, ценностная ориентация, объединенная в единую мировоззренческую систему взглядов, проявляется как воплощение моральной убежденности личности. Эта ориентация обеспечивает единство всей структуры нравственного сознания, выражаясь в направленности на те или иные предпочтения среди компонентов указанной структуры и не нарушая ее. Наличие такой ориентации способствует нахождению определенного ценностного смысла в моральном выборе. Конкретный человек ориентируется не на одну какую-то моральную ценность, как правило, речь идет об ориентации на ряд ценностей, которые взаимосвязаны между собой. Учитывая это обстоятельство, можно говорить о господствующей ценностной ориентации, которая определяет поведение какой-либо социальной группы или даже конкретного общества в целом, включая многих отдельных его представителей. Смена ценностных ориентации является, таким образом, одним из наиболее существенных изменений в ходе преобразования нравственного сознания как отдельной личности, так и общества в целом.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ – это ценности образного постижения мира

в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (например, пейзаж), самого человека (знаменитая чеховская формула: в человеке должно быть все прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает, прежде всего, состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром. Поэтому известное выражение Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества.


XVII. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

 

БЫТ – сфера внепроизводственной социальной жизни, в которой осуществляется воспроизводство рабочей силы че­ловека,удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Она включает питание, отдых, общение, лече­ние, семейную жизнь людей, а также потребление духовных благ, любительские занятия, развлечения. В широком смыс­ле слова быт – это повседневная жизнь людей вне работы.

БАЗИС – основной элемент (подсистемы) общественно-экономической формации; совокупность господствующих и преобладающих в обществе экономических отноше­ний, выражает экономический строй общества.

БРАК – социально одобренный союз мужчины и женщины, заключаемый для сексуального общения, совместно­го воспитания детей, сотрудничества в организации быта и досуга. Формы брака исторически изменчивы. В первобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина определенной группы племени считался мужем каждой жен­щины другой его группы. При полигамном браке один муж­чина находился в браке с несколькими женами (встречает­ся и сегодня в ряде мусульманских стран Азии и Африки). У некоторых племен бытует и поныне пережиточная форма полиандрического брака – сожительство нескольких муж­чин с одной женщиной. Подавляющее большинство совре­менных жителей Земли предпочитает основную форму брака, моногамию — союз одного мужчины с одной женщи­ной, наиболее соответствующий потребностям и возмож­ностям человека как личности. В последние десятилетия в Америке и странах Запад­ной Европы появились альтернативы моногамному бра­ку – групповые («браки коммун»), открытые (допускаю­щие супружескую неверность по соглашению между супруга­ми) и пробные (заключаемые на некоторое время без юридического оформления) браки. Преимущество таких бра­ков не доказано, напротив, все данные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие от фиктив­ного, является условием сохранения и развития личности, поскольку, как правило, его отличает атмосфера любви и уважения, способность супругов к сотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению.

ВЛАСТЬ – специфическое общественное отношение, предполагающее возможность и способность одного социального субъекта (индивид, группа, партия) реализовать свою волю в деятельности других субъектов. Власть представляет собой: 1) силовое отношение, которое выражает превосходство и доминирование (в социальном измерении); 2) отношение лидерства (психологическое измерение); 3) порядок и уровень организации (организационное измерение); 4) совокупность элементов, средств и способов, с помощью которых политические субъекты, и, прежде всего, государство, управляют, координиру­ют, подчиняют интересы всех членов общества единой политической воле (политическое измерение). Будучи необходимым признаком политической системы общества, власть может осуществляться при помощи различных средств: принуждение или убеждение; сила нравственного авторитета и опора на традиции или оружие; инициирование положительных чувств и настроений людей или их низменных инстинктов.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – постоянно возникающие проблемы общечеловеческой зна­чимости, к которым относятся: демографические, образовательные, здравоохране­ния, продовольственные, международного экономического порядка, энергетические, сырьевые, войны и мира и др.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – это проблемы, порождённые деятельностью не от­дельных стран, а всего человечества в целом и угрожающие существованию всего населения Земли, решение которых возможно только при совместных усилиях мирового сообщества. К числу негативных последствий развития современной цивилизации относятся следующие проблемы: 1) экологическая, связанная с загрязнением окружающей среды и истощением ма­териальных и энергетических ресурсов, что угрожает самому существованию человечества; 2) демографическая, выражающаяся в перенаселении планеты, что совмещается со старением населения в Европе и Северной Америке (снижение рождаемости в сочетании с увеличением продолжительности жизни обусловливает изменение соотношения возрастных групп); 3) гонки вооружений и угрозы ядерной войны, которая может привести к гибели всего человечества; 4) продовольственная: если в экономически развитых странах имеет место переизбыток продуктов питания, то во многих регионах Земли население хронически голодает; 5) здравоохранения, наиболее ярко проявляющаяся в связи с распространением СПИДа, наркомании и ряда других болезней, а также некоторых других проблем. Глобальные проблемы имеют столь острый характер, что в 1992 г. ООН приняла в качестве обязательной для всех ее членов концепцию устойчивого развития: а) необходимо осознать губительность безудержного роста стандартов потребления, не­посильного ни природе, ни обществу; б) нужно отказаться от уверенности в безграничных возможностях промышленного, технического, научного прогресса, ибо он имеет пределы (обусловленные необходимостью сохранения баланса природы и общества); в) целевые усилия должны быть направлены на разработку «щадящих» технологий, спо­собствующих преодолению существующих трудностей.

ГОСУДАРСТВО – политическое образование, в рамках которого отношениямежду людьми регулируются законами и нормами при наличии средств принуждения. В исто­рии философии существуют различные подходы к про­блеме возникновения и функционирования государства, начиная с идеи его божественного установления и заканчивая игровой концепцией возникновения государства. Платон видел в государстве естественное продолжение и рост семьи; Аристотель – определенную форму политических от­ношений; Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо – результат обще­ственного договора; К. Маркс определял государство как форму и орудие политической власти, которая возникает в результате общественного разделения труда, появле­ния собственности и образования антагонистичных классов; В.И. Ленин видел в государстве аппарат угнетения одних классов другими. Составными элементами государства являются: а) единая территория, на которую рас­пространяется юрисдикция данного государства; б) население; в) власть системы органов и учреждений; 4) право, закрепляющее определенную систему норм. Целью государства как исторической формы союза людей является свобода и благополучие граждан как выражение реального господства всеобщей воли.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – высокая ступень развития обще­ственных отношений, когда человек становится не подданным власти, а гражданином, уважающим и со­блюдающим законы. Государство, в свою очередь, опи­рается не на силу, а на общественный договор с граж­данами, гарантируя уважение и защиту их неотъем­лемых прав. Еще в античную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах че­ловека, появляющихся у него в силу факта рождения (право на жизнь, свободу, безопасность и др.). Разви­тие гражданского общества неотделимо от сохранения и укрепления правового государства, а возникающие противоречия должны разрешаться в цивилизованных формах, исключающих насилие, ложь и манипулиро­вание волей и сознанием людей. Человек, его права и свободы должны являться высшей ценностью обще­ственного развития. Это предусматривает многообразие форм собственности и развитие институтов демо­кратии на всех уровнях.

ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ – объективные закономерные процессы и явления в развитии общества. К. Маркс сформулировал закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, конфликт которых является основой для социальной революции, которая приводит к победе новых, более высоких произ­водственных отношений. Способ производства мате­риальных благ определяет, в концепции марксизма, социальный, политический и духовный процесс жиз­ни и, следовательно, общественное бытие определяет общественное сознание. В XX в. Начинают развиваться концеп­ции, претендующие на исчерпывающее объяснение ис­тории на основе религиозно-философских и духовно-идеологических построений (О. Шненглер, А. Тойнби). Сторонники релятивистского подхода (Э. Фромм и др.) утверждают, что история имеет только субъек­тивный смысл, который придает ей сам человек.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ – приходящие на смену друг другу формы совокупности людей, объединенных социальными связями и отношениями и обладаю­щие общими чертами и признаками. К ним относят: род (объединение кровных род­ственников, связанных коллективным трудом и защитой общих интересов), племя (объединение нескольких родов, обладающее своей территорией и языком), народность (общность людей с экономическим, территориальным и языковым единством), нация (общность, возникшая на основе экономической жизни, единой территории, языка, культурных связей и обычаев).

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – закономерное и последовательно чередование явлений, которое включает в себя исследованием явлений, начиная с возникновения, анали­за тенденций последующего развития и современного этапа.

Про­шлое и настоящее людей неразрывно связаны, в опре­деленной степени определяя будущее. В обществе (как и в природе) имеются определенные причинно-следственные отношения, которые приводят к со­ответствующим изменениям социальных явлений. Старые общественные отношения меша­ют развитию общества и поэтому замещаются более прогрессивными отношениями. История во многом случайна, и прогресс в истории скорее возможен, чем необходим. Свобода человека в истории не исчерпывается осознанной необходимос­тью, скорее – это осознанная возможность сохранить ценности людей: право, справедли­вость, труд, творчество, свободу и др. Периодизация мировой истории дается ар­хеологией, разделяющей ее на палеолит, мезолит, нео­лит, бронзовый век и железный век, обозначающие основные этапы прогресса материальной культуры. Историки-социологи берут за основу конкретных пе­риодизаций общую модель развития общества, про­ходящего на своем пути три основных этапа: первобытный строй, феодализм, буржуазное общество. У Маркса эта модель усложняется: переход от первичной форма­ции общества осуществляется по трем направлениям, общество-деспотия с азиатс­ким способом производства, рес­публика-полис греков и римлян, феодализм, эпоха капитализма. В модернистских концепциях XIX в. в истории выделяется два этапа – традиционное об­щество и современное общество, грань между которыми фиксируется индустриальной революцией конца XVIII – начала XIX века (выделяется также постиндустриальное общество, то есть постсовременность).

ИСТОРИЯ – временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись ее в форме обычного временного следования одного события за другим (хроника, летопись). Первые греческие историки Геродот и Фукидид понимают под историей знания, изучающие про­шлое человечества во всем его многообразии. История человечества – знание фактов и со­бытий развития человеческого общества во всем их богатстве и конкретном проявлении. Начиная с Гегеля, выделяют типы исторического знания: хронологию изложения событий, свидетелями которых были сами авторы повествований, описа­ния событий, в которых авторы не участвовали лично. История понимается как реальный временной про­цесс изменений и одновременно – знание прошлых состояний этого процесса. Выделяют историю общества, историю природы, историю отдельной личности.

КУЛЬТУРА (от лат. возделывание, воспитание, об­разование) – первоначально обработка и уход за землей, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения челове­ческих потребностей; термином культура обозначается оп­ределенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, тради­ций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Понятие культуры употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных обществ, народно­стей, наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (художественная культура, культура быта, труда); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распростра­няет созданные им культур, ценности. Творчество возмож­но только в культуре, творчество и культура неразрывно связаны. Ка­тегория культура обозначает созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регули­рования соц. взаимодействия и поведения.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ – исследования о роли личности в социально-преобразовательной деятельности. В философии предлагались различные оценки возможностей личности. Крайними являются следующие позиции: 1) Личность не играет существенной роли в общественном развитии, так как оно полностью определяется внешними по отношению к людям силами (Божественным Провидением, мировым разумом, жесткими и однозначными социальными законами); 2) Личность полностью определяет ход истории, может направлять ее в любое русло в со­ответствии с собственными желаниями и устремлениями. Наиболее значимой является следующая точка зрения. Личность, безусловно, влияет на исторический процесс. Степень этого влияния зависит от того, в какой степени последовательно соотносятся ее действия с объективными закономерностями, насколько полно она выражает интересы тех или иных социальных сил, и, разумеется, от ее личных качеств, способности увлечь и организовать людей. Выдающаяся личность может ускорить (если ее деятельность п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.6.55 (0.026 с.)