Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
X. Современная западная философияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АРХЕТИП – основной термин теории К. Юнга, означающий кодирование в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу общечеловеческой символики, то есть врождённая психическая структура, находящаяся в «коллективном бессознательном». БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – учение З. Фрейда, которое рассматривает глубинный фундамент человеческой психики, определяющий всю сознательную жизнь и судьбу человека, являющуюся основной интуиции при решении задач, и всех актов человеческой деятельности. ВЕРИФИКАЦИЯ – основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных утверждений устанавливается в результате их опытной проверки путём сопоставления с чувственными данными. Процедура верификации – установление истинности или ложности научного утверждения путём эмпирической проверки. Суть её состоит в том, что нужно сравнить предложение с фактами и указать конкретные эмпирические условия, при которых оно будет истинным или ложным. ВОЛЮНТАРИЗМ – направление, признающее волю человека первоосновой всего существующего. Главный его предводитель – Шопенгауэр, а продолжатели – Штирнер и Ницше. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы. ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. истолковывающий, разъясняющий) – искусство и теория истолкования текстов, методология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому понимание является целью и средством человеческого бытия. Термин появился в древнегреческой мифологии (Гермес – один из олимпийских богов – посредник между богами и людьми, призванный истолковывать людям поведение богов, а для богов – делать понятными просьбы людей). В средние века использовалась как метод в протестантской теологии в толковании библейских текстов и поиска их скрытого смысла. В эпоху Возрождения понималась как искусство перевода литературных источников античности на язык живой современной культуры. Основоположником философской герменевтики является Ф. Шлейермахер, который называл её «искусством понимания» и утверждал, что с помощью психологического «вживания» содержания текста можно проникнуть во внутренний мир его автора и на этой основе реконструировать описываемое событие, понять его более глубоко, чем его осознавали сами участники. ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение, в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особой способности сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению. ИРРАЦИОНАЛИЗМ – тип философского мировоззрения, согласно которому не разум играет существенную роль в познании и поведении человека, а чувства, воля и интуиция. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – один из основных принципов неопозитивизма, заключается в том, что основные принципы, аксиомы науки не отражают объективные связи действительности, а представляют соглашения (конвенции), принимаемые учёными не в силу их истинности, а для удобства объяснения связей и отношений. КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ – одно из ведущих направлений современной философии, разработанное К. Поппером. В основу исследования развития научного знания положен принцип фальсификации (принципиальной опровержимости), суть которого заключается в том, что научное положение лишь постольку может считаться истинным, поскольку оно ещё не опровергнуто. Отсюда прогресс науки обусловлен тем, что эти положения опровергаются и заменяются новыми. ЛИБИДО («страсть») – одно из основных понятий психоанализа, обозначающее бессознательное чувственное вожделение, половое влечение, т.е. силу сексуального возбуждения, психическую энергию, инстинкт любви. МАХИЗМ – второй этап развития позитивизма, основанный на философских воззрениях Маха и его последователя Авенариуса. Основу махизма составляет концепция «экономии мышления» как идеал «чисто описательной» науки. НЕОМАРКСИЗМ – условное обозначение совокупности философских учений, в которых используются принципы и идеи марксизма, модифицированные в соответствии с требованиями современности. НЕОПОЗИТИВИЗМ – обобщенное название современных философских учений, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия). НЕОТОМИЗМ – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представители: Маритен, Лоц, Грабман и др. НЕОФРЕЙДИЗМ – обобщенное название группы учений, в которых использованы модифицированные идеи и положения психоанализа Фрейда. Его представители: Хорни, Маркузе, Фромм. ПЕРСОНАЛИЗМ – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна бать личность (персона) как духовная сущность и первоэлемент бытия. ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ – понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психо-эмоционального стресса и т.п.). ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus – положительный) – философия конкретно-научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традиционной философской тематики, особенно проблем онтологии. Позитивизм прошел в своем развитии следующие этапы: классический (30-90 гг. XIX в.; О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер), махизм или эмпириокритицизм (70-е гг.XIX в. – нач. XX в.; Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре), неопозитивизм (20-е гг. XX в.; М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн), постпозитивизм или критический рационализм (50-60-е гг. XX в. К. Поппер), философия науки (60-70-е гг. XX в. Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос) (атомизм, логический эмпиризм, логическая, аналитическая философия). Методологические основы позитивизма: 1) решительный разрыв с философией (наука не нуждается в ней); 2) провозглашение нейтральности своего учения (отрицание как идеализма, так и материализма); 3) наука не должна объяснять явления, она должна их описывать; 4) наука должна стремиться к знанию полезному, выгодному и удобному для применения (истина – это польза). ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философские концепции конца XIX – нач. XX века, характеризующиеся отходом от классического рационалистического типа философствования, и обращением глубокой разработки проблем человека, анализу его чувств, настроений и переживаний. Эти концепции стали интеллектуальной предтечей философии конца XX века, иногда называемой «постмодерном». ПРАГМАТИЗМ (от греч. действие, практика) – философская концепция, разработанная в США в конце XIX – нач. XX вв., согласно которой философия должна помогать человеку решать жизненные проблемы. Представители: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Поскольку жизнь человека име-ет практический характер, то любую проблему следует решать применительно к его нуждам. Истинны те идеи, которые удобны и помогают человеку в достижении цели. ПСИХОАНАЛИЗ – концепция учёного-психиатра З. Фрейда, состоящая из трёх частей: теория бессознательного, теория сновидений и теория детской сексуальности, где впервые психика человека рассматривается как соотношение сознательных и бессознательных процессов. СТРУКТУРАЛИЗМ (20–50-е гг. XX в.) – философское направление, (Ф. де Соссюр, Леви-Стросс, Фуко), возникшее в связи с переходом ряда гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования, использующее методы естественно-научного знания (структурного метода, моделирования, элементов формализации и математизации) согласно которому имеет приоритет в исследовании объекта, являясь ключом к разгадке природы культуры. СУБЛИМАЦИЯ – в философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую. СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ (от лат. наука) – мировоззренческая позиция, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума. Сторонников сциентизма отличает вера в способность науки разрешить все социальные проблемы. Сциентизм преувеличивает значение науки, абсолютизирует возможности научного знания. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм принижает или вовсе отвергает социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения. Антисциентизм –мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, в своих крайних формах антисциентизм вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Методологическая основа антисциентизм – абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.). УТИЛИТАРИЗМ (от «польза, выгода») – тип философского мировоззрения, согласно которому полезность является целью и средством человеческого бытия, а ценность поступка связывается с его полезностью (такой поступок считается нравственным). Основателем его был Бентам. ФЕМИНИЗМ – философский принцип, согласно которому правда о свободе женщин должна быть равными с правами мужчин, так как право является высшей ценностью. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (от греч. учение о феноменах) – философская концепция Гуссерля, согласно которой предметом изучения должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотрения идеальных сущностей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феноменологии – раскрытие сущности предмета, явления. ФИДЕИЗМ (от «вера») – учение, утверждающее примат веры над разумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты религиозных догм. ФИЗИКАЛИЗМ – один из принципов позитивизма, разработанный Р. Карнапом, который язык физики рассматривал как универсальный язык науки вообще. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистическое философское течение конца XIX – начала ХХ вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни как некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – одно из направлений современной западной философии, занятое поисками новой методологии науки, и наиболее ярко разработанное Т. Куном в его концепциях «парадигмы» и «научного сообщества», И. Локатосом в его концепции «методология исследовательских программ» и П. Фейерабентом в его теории «эпистемологического анархизма». ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – иррационалистическое направление, возникшее после первой мировой войны (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю), в основе которого находится проблема уникальности человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать острейшие эмоциональные переживания. Проявления сущеествования определяются через смерть, в пограничных ситуациях, где человек обретает свободу. ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. существование) – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональных состояниях и переживаниях. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – второй этап развития позитивизма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необходимость очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максимума знаний при минимуме затрат).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.121 (0.01 с.) |