Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XV. Философские проблемы человека

Поиск

АНТРОПОЛОГИЗМ – стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – вопроса о человеке.

АНТРОПОЛОГИЯ – направление современной философии, в центре внимания которого стоит не индивид или единичная судьба, а человек как социальное существо. Давление жизни было первичным фактором в бытии человека, что и побудило его создавать культуру с целью защиты от стихийного давления окружающей природы.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс становления человека. В эпоху средневековья господствовало учение о бо­жественном творении человека. Начиная с эпохи Возрождения предпочтение начинает отдаваться естественным причинам происхождения человека, среди которых наибольшую известность получила эволюционная концепция Дарвина. По мере индустриализации на первый план вышла трудовая те­ория происхождения человека. К этим теориям примы­кает идея недостающего звена, помогающая объяснить морфологический скачок между человекообразной обе­зьяной и человеком (Гексли), близкой к идее «недоста­ющего звена» является концепция Поршнева, объеди­нившего питекантропов, неандертальцев и австрало­питеков в семейство прямоходящих высших приматов (троглодитов). Но до сих пор не удалось обнаружить это «звено». На отсутствие кардинальных сдвигов в морфологическом строении между обезьяной и чело­веком указывал Тейяр де Шарден. Имеют место версии инопланетного про­исхождения человека (Бехтерева). Наличие множе­ства концепций свидетельствует о сложности и нере­шенности проблемы происхождения человека. Что касается становления современного человека, то боль­шинство исследователей считают его биологическую эволюцию законченной, тогда как социальную ха­рактеризуют как бесконечный процесс.

БЕССМЕРТИЕ – термин, которым обозначается про­блема жизни после смерти. Существуют: а) отрица­тельное научно-материалистическое решение пробле­мы и б) положительное (в восточных концепциях реинкарнации, в средиземноморско-европейских концеп­циях загробного сохранения личности). В истории культуры предлагались различные интерпретации идеи бессмертия: а) биологическое бессмертие (в детях); б) родовое (бессмертие в человечестве); в) социальное, или этическое (бессмертие дел, творчества, свершений в памяти потомков); г) идеальное (бессмертие души). Доказательств бессмертия не существует, что приводит к оттор­жению этой проблематики научным сообществом. Отсюда тенденция игнорировать проблему, подменяя идею личного бессмертия идеей сохранения личности в её творениях, оставшихся после смерти. Некоторые выдающиеся ученые (один из создателей квантовой механики Шредингер, психолог Юнг, механик Раушенбах, социолог Кестлер, нейрофизиолог Бехгерава и др.) признают перспективы возможного про­рыва в субстанционализации духовного, возвращения к античным идеям тонких материй и энергий. Про­блема бессмертия, однако, опережает возможности ее решения, представляемые современным уровнем развития по­знания.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ – проблема о наличии у человека био­логически запрограммированных протосхем, опреде­ляющих его поведение на социальном уровне. Сторон­ники социальной природы человека отвечают на этот вопрос отрицательно. На существовании таких схем настаивают социобиологи, которые, не отрицая реша­ющего влияния культуры, одновременно утверждают, что большинство стереотипных форм человеческого по­ведения свойственны и млекопитающим, а более спе­цифических – приматам. Утверждение биосоциаль­ной природы человека отнюдь не тождественно при­знанию превосходства одних человеческих рас над другими или существования биологических причин преступности. Научные исследования, по рас­шифровки генома человека не подтверждают биоло­гических оснований человеческого неравенства.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА – сфера индивидуальной жизни человека, включающая в себя эмоции, чувства, аффекты, верования, устремления и содержащая в себе результаты внутреннего и внешнего опыта че­ловека, не подлежащего полной и адекватной переда­че другому. В западной культурной традиции откры­тие ценности и глубины внутреннего мира человека произошло с приня­тием христианства; с эпохи Нового времени его замещают набором вещных отношений (превращен­ных форм внутреннего мира). В. современной мысли существуют различные подходы к его рассмотрению в рамках экзистенциализма, герменевтики, психо­логии, феноменологии и др. Сущностная составляющая внутреннего мира человека определялась по-разному: в классической философии – это разум, в учении К. Юнга – архе­тип, в психоаналитике 3. Фрейда – бессознательное. Внутренний мир человека не подлежит пол­ной рефлексии и вербализации (так, выражение в слове чувств, эмоций возможно только через исполь­зование метафор, которые приспособлены косвенно обо­значать движение души).

Воля, как структурный элемент духовности, представляет собой способность человека ставить себе цель и прилагать все необходимые внутренние усилия, чтобы её осуществить. Она обладает сложной структурой. Волевое действие само как бы распадается на три звена: постановку и осознание цели для удовлетворения своего интереса, принятие решения действовать и выбор наиболее целесообразных средств и способов осуществления действия. Решающим моментом в этой цепи волевого действия является исполнение решения, для которого необходима так называемая «сила воли». Но этот решающий момент не исчерпывает волевого акта. Постановка цели и ее осознание только определяют, какое действие зарождается в индивиде, порождая «идеальные стремления», или «силы воли». Сознание и воля тесно связаны между собой: чем выше уровень сознания человека, тем более устойчивы его ценностные установки и тем свободнее действует его воля.

ВОЛЯ – структурный элемент духовности, представляет собой способность человека ставить себе цель и прилагать все необходимые внутренние усилия, чтобы её осуществить. Она обладает сложной структурой. Волевое действие само как бы распадается на три звена: постановку и осознание цели для удовлетворения своего интереса, принятие решения действовать и выбор наиболее целесообразных средств и способов осуществления действия. Решающим моментом в этой цепи волевого действия является исполнение решения, для которого необходима так называемая «сила воли». Но этот решающий момент не исчерпывает волевого акта. Постановка цели и ее осознание только определяют, какое действие зарождается в индивиде, порождая «идеальные стремления», или «силы воли». Сознание и воля тесно связаны между собой: чем выше уровень сознания человека, тем более устойчивы его ценностные установки и тем свободнее действует его воля.

ГЕНДЕР – социальный, культурный пол, поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации. Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, которые не наследуются, а приобретаются в обществе. Для обозначения половой принадлежности принято использовать два понятия: секс и гендер. Если секс обозначает биологический пол и суммирует био­логические различия между мужчиной и женщи­ной. тотл гендер ти принято использовать два понятияретаются в обществе приобретается в процессе социализации. И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СТОЯЩИЕ гендер является социальной конструкцией, обозначающей особенности пове­дения, социальных стратегий. Секс детерминирован, биологическими факторами: гормональным стату­сом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатоми­ей. Гендер – своеобразный итог социализации че­ловека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Существуют некоторые универ­салии в восприятии пола. Так, мужское ассоцииру­ется с инициативностью в отношениях, агрессив­ностью, установкой на господство, авантюризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыс­лях и действиях, стремлением к монологу, эгоиз­мом. Женская линия в поведении, как правило, свя­зана с мягкостью, ответственностью, ненасилием, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску компро­мисса и т.п. В зависимости от характера общества тендерные различия будут иметь различную силу. Этнографы устанавливают усиление гендерного неравенства от охотнически-собирательских к аг­рарным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре и особенно к ин­формационному обществу.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – активность челове­ка, направленная или на преобразование внешнего мира (внешняя деятельность), или на самосозидание себя (внутренняя деятельность). Внешняя деятельность связана с созданием культурных артефактов и подчинением себе природных форм. Её доминирование присуще образу жизни западной культуры. Её основным преобразовательным принципом является техника, а основным результатом – создание искусственной среды обитания (индустри­альная цивилизация). Внутренняя деятельность основана на самосовершенство­вании человеком своего внутреннего мира. Она явля­ется реализацией присущей человеку интенции внутрь (наряду с интенцией вовне, проявляющейся во внеш­ней деятельности), которая относится к сфере внутреннего мира человека, непостижимого средства­ми научной или философской рациональности. Она является результатом личностного опыта чело­века, требует глубокого сосредоточенного усилия. По­пытки её систематизации производились в учении исихазма в рамках православия, в практиках восточ­ных культур (йога, дзен, даосизм и др.). Внутренняя деятельность является необходимым условием существо­вания человека, ибо без неё теряются целостность и нравственное начало человека.

ДУХ (от лат. дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от мате­риального начала; в узком смысле однозначно с понятием «мышле­ние». Представители различных течений домарксовской философии выделяют субъективный дух (субъект, личность, индивид), абсолюти­зация которого ведет к субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в каче­стве самостоятельной силы), признание первичности которого ве­дет к объективному идеализму. Античная философия рассматрива­ла дух как теоретическую деятельность (например, для Аристотеля выс­шей формой деятельности дух является мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно которой дух – Бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Представители немецкого классического идеализма подчеркивали активность дух рассматривая его прежде всего с точки зрения деятельности самосознания. Так, Гегель понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Дух, по Ге­гелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до са­мого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает дух как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты XVII –XVIII вв. (Гоббс, Локк, Ламетри) понимали дух лишь как комбинацию ощущений или об­щее чувство, в целом – как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем-то существующем независимо от материи. Бытие человека проявляется в духе. Дух человека основан на сознании. Сознание – это выработанное общественно развитым человеком совместно с другими людьми знание, активно и целенаправленно отражающее действительность в речевой или символической форме. Сущность сознания заключается в связывании вновь поступившей информации с прежним опытом, где человек выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя этому миру как субъект объекту, наделяя его эмоциональной оценкой и созданием предварительного мыслительного образа о том, что происходит в окружающем материальном и собственном духовном мире. Таким образом, дух можно определить как субъективное состояние сознания, проявляющее себя в целенаправленном стремлении к самосовершенствованию и целостности существования с универсумом.

ДУША – особая жизненная сила, нематериальное начало человеческой природы, позволяющее сохра­нять идентичность индивидуаль­ности в постоянном потоке сознания, круговороте впечатлений и переживаний. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеа­лизме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей душа это нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире. В идеалистической философии душа отождествляется с тем или иным элементом созна­ния. У Платона это вечная идея, у Гегеля – низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная душа). В сред­ние века утверждается её религиозная трактовка, как божественного начала в человеке, когда в шестой день творения «создал Господь Бог человека из праха зем­ного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). В дуалистических учениях душа понимается как нечто изначаль­ное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеймс). В домарксистском материализме (Демокрит, метафизи­ческий материализм) душа понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом душа, психическая деятельность, сво­дилась к механическим или физико-химическим процессам. Христианская антропология рассматривает человека, прежде всего, как явление духовного порядка, где душа выступает в ка­честве своеобразного посредника в отношениях меж­ду духом и плотью, в ней кроется основная тайна и смысл жизненного мира человека. В идеалистических системах она рассматривается как особая нематериальная, субстанция, самостоятельная и независимая от тела сила, существующая в потустороннее мире (её рассматривали как: энергию жизнеспособного тела, как дыхание, дарованное организму извне, где кровь является носителем души). Гилозоисты (одна из разновидностей материализма) допускали всеобщую одушевленность мира. Диалектический материализм определяет душу как синоним человеческой психики.

Душа человека представляет собой особое качество его бытия, которое обеспечивает монадность индивида во взаимодействиях с внешним миром и проявляется в виде психических переживаний, которые возникают на основе переработки осмысленной информации. Она предопределяет функционирование всех других уровней и слоев духовной сущности человека, управляя ими как единым слаженным организмом. Душа не наследуется от родителей, её не формирует социум. Она обладает следующими свойствами: во-первых, сопричастностью ко всему (отсюда исходит сопереживаемость человека всему); во-вторых, душевные переживания глубоко истинны и неприкосновенны; в-третьих, душа непокорна никакому принуждению, кроме самой себя, и даже своенравна. Поэтому её с полным правом можно определить как жизнедеятельное начало человеческого существования, связывающее телесное и духовное в человеке. Душа – это жизнедеятельное экзистенциальное начало человека, проявляющее себя в виде психических переживаний, которые потенциально содержатся в ментальности человека, но возникают только в результате ценностно-осмысленного понимания конкретных явлений, приводя в состояние активности его природные и волевые возможности.

ЕВГЕНИКА – система антропологических знаний о возможности со­здания нового вида людей в соответствии с заданным идеалом на основе генетических манипуляций с на­следственностью человека, что требует философских обобщений и кри­тического осмысления. Евгеника как точная генетическая наука зародилась в начале XX в. В 20—30-е гг. была разработана специаль­ная американская евгеническая программа, задачей которой было создание расы чистокровных англосаксон­ских американцев, а также: устранение низших рас (негров, ита­льянцев, японцев, китайцев, поляков, и русских); стерилизация нищих, преступников; запрещение меж­расовых браков. В это же время в СССР образовалось Русское евгеническое общество, которое занималось генетикой человека, главная задача которой – устранение наследственных заболеваний, при этом определились три сферы воздействия на наследственность человека: а) меди­цинская генетика, занимающаяся выявлением и пре­дотвращением генетических изменений, приводящих к наследственным заболеваниям; 6) генная инжене­рия как целенаправленное изменение макромолекулярного субстрата человеческого генотипа; в) евфеника, способствующая улучшению фенотипа путем мо­дификации функций генов человеческого организма.

ЖИЗНЕННАЯ ПРОГРАММА – изложение основных положений и целей деятельности человека, в расчете на весь период его существования.

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА – совокупность естественных и социокультурных факторов, которые обес­печивают воспроизведение и усовершенствование жизни человека и удовлетворение его потребностей. Включение чело­века в разные сферы общества, политическая, производственно-эко­номическая, культурно-идеологическая и социально-бытовая жизнь определяют наличие соответственно политического, экономиче­ского, культурно-идеологического и социально-бытового про­странств («образовательное пространство», «правовое пространство», «социальное пространство» и др.). Все эти термины отражают совокупность условий бытия людей в различных сферах жизни, и являются предметом изучения специальных наук.

ЖИЗНЕННЫЙ МИР – ценно­стная основа всех идеальных образований человеческой психики. Введено в философию основателем феноменологии Э. Гуссерлем как понятие, которое характеризует дотеоретический опыт – мир донаучной жизни: догадок, суеверий и предрассудков. Феноменология трактует жизненный мир как: а) мир научной объективности; б) мно­гочисленные миры, обусловленные специфическими профессиональными интересами (мир бизнесмена, слесаря и т.п.); в) мир непосредственных переживаний и интуитив­но выстроенных ориентиров, которые предусматривают будущий опыт; г) как совокупность априорных структур, которые предусматривают образец любого опыта, «архе­типы» пространственности и времени. Экзистенциализм трактует жизненный мир как открытость мира человеку, которая достигается не столько через осведомленность, сколько через трансцендентальность(в отличии от мира на­уки, который скорее его заслоняет). Жизненный мир – это воспроизведение чистого опыта реальности вне любого умственного анализа. Лишь благодаря жизненному миру человек ощущает и переживает красоту, новизну, значимость и осмысленность мира, его неисчерпаемость, в противоположность его рациональному осмыслению.

ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО – это процесс созидания жизни, созидающий качественно новые материальные и духовные ценности. Жизнь как творчество – это создание человеком своей жизни на основе выработанных им ценностей и смысла своего существования в соответствии с общественно-значимыми ценностями.

ЖИЗНЬ – особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого является обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных; особая форма существования, характеризующаяся целостностью и способ­ностью к самоорганизации; способ разрешения противоречий между конечным и бесконечным; в ряде философских направлений синоним процессу реализа­ции предназначения человека, его судьбы. В начале XIX в. феномен жизни становится предметом исследования биологических наук (Ламарк создаёт классификацию живых организмов, Мендель занимается проблемами наследственности). С конца XIX в. к проблеме жизни обращается философия («филосо­фия жизни»: Ницше, Бергсон, Дильтей, Зиммель, Шпенглер и др.; гуманистически ориентированные фено­менология, персонализм и экзистенциализм). Жизнь стала трактоваться как непрерывный целостный, творчес­кий процесс, постижение которого должно осуществ­ляться не в формах рационального, логико-понятий­ного познания, а в формах интуитивного, образно-сим­волического понимания, чувствования. В конечном итоге, сливаются жизнь и знание жизни, человек и его пред­ставление о себе. Существует множество трактовок жизни: биологические, культурно-исторические, мистические и космопланетарные, (например, концепция «торсионной модели», фиксирую­щая одну из граней единства жизнедеятельности че­ловека и Космоса).

ИНДИВИД – единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек». Когда люди говорят об индивиде, то обращают внимание на то общее, что свойственно массе людей и отвлекаются (абстрагируются) от характеристик, присущих какому-либо конкретному лицу.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – мировоззренческий и нравственный прин­цип и жизненная позиция, исходящий из приоритета ценности ин­дивидуальной человеческой жизни и утверждающий право челове­ка на свою особенность, индивидуальность, человеческие права. Теоретической основой принципа индивидуализма было признание автономии и самодеятельного характера существования человека в обществе, изначального наличия у него права на свободное самоутверждение. Социально-исторической основой возникновения и упрочения этого принципа был процесс индивидуализации социального бы­тия человека на основе общественного разделения труда и частной собственности. Индивидуалтзм использовался для обоснования духовной независимости человека от переменчивого хода событий и небла­гоприятной судьбы (эпикурейство, стоицизм, скептицизм), для ут­верждения ценности человеческой жизни и достоинства человека (эпоха Возрождения), для освобождения от всех форм социальной зависимости. На этом пути играл положительную роль, способ­ствуя развертыванию личной активности человека, свободе мо­рального выбора и самоопределения, проявлению ответственности за свое поведение. Долгое время в этике считалось, что только кол­лективистские ценности соответствуют природе морали, утвержда­ющей всеобщий интерес, в то время как индивидуалистические ценности лишь ослабляют и подрывают ее. В действительности мораль выполняет свое предназначение только при сознательном, свободном и добровольном выборе личности своей нравственной и жизненной позиции, когда общественные коллективистские ценности не навязываются человеку насильно, под жестким соци­альным контролем, а выступают как итог, к которому приходит личность в своем индивидуальном свободном развитии. В крайних формах когда этот принцип абсолютизировался, индивидуализм, зачастую оборачивался эго­измом, волюнтаризмом, анархизмом, личным произволом и безот­ветственностью.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – термин, обозначающий неповторимость человеческого существа. Если определение индивид подчеркивает, что отдельный человек – это представитель рода, то понятие индивидуальность, напротив, выявляет специфику, своеобразие данного представителя всеобщности, в чем он не схож с другими.

ИНСТИНКТ (отлат. побуждение ) – биологически обуслов­ленное и генетически наследуемое (врожденное) побуждение живого существа к определенному поведению или образу действий. Реализуясь автоматически, ин­стинкты не допускают предвидения предполагае­мого действия, и невыводимы из индивидуального опыта, хотя и могут усиливаться либо ослабляться в течение жизни. Современная этология предполагает нали­чие нескольких врожденных инстинктов (паттер­нов поведения): питания, сна, половой активнос­ти, ухаживания, родительского, инстинкта борьбы (агрессии), территориальных отношений и др. Нереализованность инстинкта в перспективе ве­дет к росту сопряженных психических напряже­ний и страданиям его носителя.

ИНТЕРЕС – избирательное, эмоционально окрашен­ное отношение человека к действительности, ко все­му тому, что ему необходимо и важно. Интерес возникает на основе потребности, но не сводится к ней. Он от­ражает своеобразие духовного склада человека, бо­гатство или бедность его внутреннего мира. Интерес имеет общественно-историческое значение, зависит от социокультурных и национальных факторов. Различают следующие типы интересов: 1) классовый – обобщенное выраже­ние потребностей, стремлений, социальных ожида­ний, ориентации и деятельностного начала в созна­нии представителей тех или иных классов; 2) политический – институционирует политические, экономичес­кие, социальные и др. потребности индивидов, соци­альных групп, слоев, классов, партий и движений в их стремлении либо к сохранению и упрочению су­ществующей системы власти, либо к ее ниспровер­жению и установлению собственной власти.; 3) социальный – выражает стремление и дей­ствия отдельных индивидов, их групп и общностей, касающихся их социального положения (статуса) в социальной структуре общества и возможностей его реального изменения в лучшую сторону, что создает конфликтную ситуацию во взаимодействии с други­ми социальными субъектами.

КОЛЛЕКТИВИЗМ – воззрение и практика органи­зации общественной жизни, ставящая во главу угла коллектив, кооперированные действия людей, осно­ванные на общности основных интересов, солидарно­сти, взаимопомощи и ответственности. Противоположен индивидуализму и либерализму. Сторонники идеи коллективизма (Зиновьев) рассматри­вают его как наиболее соответствующий человечес­кий природе и наилучший способ организации социальности. В теориях социализма принцип коллективизм объявляется условием личной свободы (Маркс: «толь­ко в коллективе возможна личная свобода»). В Рос­сии идея коллективизма или «коммюнитарности» (Бердяев) все­гда была важнейшей составляющей «русского миро­воззрения». Противники коллективизма, ссылаясь на опыт XX в., утверждают наличие связи между ним и тоталитариз­мом, стремлением планировать, а, следовательно, контролиро­вать экономическую и социальную жизнь.

ЛИЧНОСТЬ (от лат. персона) – термин, обобщающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Это человек со своими социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, волевыми и эмоциональными.

Но не каждый, прошедший социализацию индивид становится личностью. Личностью человек становится только поднявшись на высший уровень своего духовного развития, когда он становится самодостаточным индивидом, ставящим перед собой цели и достигающим их на основе ответственности за судьбы мира. В своём развитии каждый человек проходит следующие этапы: 1) эмпирический (витальный, когда он занят поддерживанием существования своего физического организма); 2) рефлексивный (связан с формированием самосознания, приобретением способности сосредотачиваться на самом себе, овладевать собой как посторонним предметом, оценивать и судить самого себя) – на этом уровне начинается становление личности; 3) духовный (когда личность существует в качестве духовной субстанции, поэтому духовность представляет собой особое качество личности, основанное на способности создавать свой ценностный внутренний мир, осмысливая, бескорыстно оценивая и чувственно переживая полученную информацию на основе общезначимых норм ценностей и направлять свою деятельность на достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования). Каждое общество формирует присущий ему тип личности. Это свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т.д. В современном западном обществе понятие личности чересчур акцентуировано и юридизировано, нередко служит средством манипуляции сознани­ем.

МЕНТАЛИТЕТ (от лат. образ мысли, душевный склад) – это устойчивая совокупность оценок, стереотипов, переживаний, установок, которые передаются от поколения к поколению и незаметно сами по себе управляют поступками людей. Этот термин, как духовная направленность человека и группы, введён в научный обиход в начале XX века Ж. Лефевром. Менталитет – это социальное и одно­временно личностное явление, ибо личность – это единственный носитель со­циального. Но слово «менталитет» чаще всего применяют для акцен­тирования внимания на самом глубинно-устойчивом, подсознательном ядре личности, которое определяет ценностно-смысловую установку её деятельности, то есть побуждает её подсознательно и иррациональ­но следовать определённым ценностям, отказываясь от всего чуждого. Другими словами, его можно представить как границы, в пределах ко­торых осуществляются поведение человека и действуют его духовные ориентиры и куда сознание ещё не подключается. Личность как бы сначала всё, с чем сталкивается в своей жизнедеятельности, пропуска­ет через призму своего менталитета, а затем, подвергая отобранное сознанием анализу, включает в свой духовный мир. Менталитет – это общественная установка личности, которая, затрагивая глубинно-подсознательные устойчивые психоло­гические и морально-ценностные качества, предопределяют её мысли­тельные, эмоциональные и поведенческие реакции.

НАСИЛИЕ – принуждение человека к выполнению чего-либо помимо его воли, в том числе и путем на­сильственной ее модификации. Среди причин, порождающих насилие, биологичес­кие (Лоренц, Уилсон), психологические (Фрейд), со­циальные (Маркс, Фромм). В настоящее время полу­чили распространение новые формы насилия, связанные с манипуляцией сознанием, возможность которой резко возросла с развитием электронных средств массовой информации и всемирной сети Интернет.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – способность и возможность человека выступать полноправным субъектом соб­ственного поведения – сознательно и добровольно выполнять нравственные и правовые требования и осуществлять стоящие пе­ред ним задачи. Быть ответственным за тот или иной поступок – значит признать себя его автором и принять на себя его последствия. Человек отвечает за поступок: 1) когда он совершен созна­тельно и именно им; 2) когда он совершен сознательно, но не обязательно им самим; 3) когда его совершил именно он, но не желая того; 4) когда он его не желал и не совер­шал собственноручно, но при этом от него зависела воз­можность его избежать. В этом отношении различают раз­ные степени ответственности, в зависимости: от того идет ли речь о гражданской или об уголовной ответственности, или о моральной ответственности. Существуют три условия ответственности: наличие закона (общественного или морального), вменяемость (не­вменяемые не несут ответственности), свобода (мы не несем ответственности за поступок, совершенный по принуж­дению).

ПСИХИКА (от «душевный») – способность высокоразвитых живых существ и человека взаимодействовать с окружающем средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации в мире. У человека психика приобретает качественно новую форму – сознание, хотя поведение человека во многом определяется неосознаваемыми психическими процессами, включая бессознательное.

ПЕРСОНА – в психологии личность индивида, в каком виде она представлена другим; отражение той роли, которую человек играет при взаимодействии с окружающим миром, что является формой достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом и дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения.

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ – возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философии в решении проблемы свободы личности можно выделить следующие подходы. 1) Фатализм (Сенека, П. Гольбах): свободы не существует, личность полностью зависит от природных и социальных закономерностей, что означает: человек подчиняется природным законам (он рождается, взрослеет, стареет и умирает не по своей воле); он подчиняется и социальным законам (он живет в соответствии с нормами и правилами, устанавливаемыми обществом). 2) Свобода как «познанной необхо­димости» (Б. Спиноза. Г. Гегель, Ф. Энгельс), где свобода предстает как возможность познания объективных закономерностей действительности и действия в соответствии с ними. 3) Абсолютная свобода (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Дж. Сантаяна), где свобода рассматривается как внутреннее и духовное явление и выражает возможность выбора любого решения. 4) Относительность свободы (наиболее популярным в философии XX века), где утверждается, что человек обладает свободой воли, но она не абсолютна, так как люди не вольны в выборе объективных условий их жизни, но свободны в постановке целей и определении средств их достижения. Мера свободы личности определяется: а) конкретной ситуацией; б) особенностями самой личности и её способностью осуществлять выбор, принимать решения и отвечать за них.

СМЕРТЬ – завершающий момент существования живого существа и определяющий момент его мировоззрения. Первые суждения о смерти (Сократ, Платон) – не выходили за рамки религиозной парадигмы. В Новое время смерть и бессмертие стали рассматривать как имманентные жизни. Истолкование смерти приобрело две основные фор­мы: 1) смерть даёт возможность обнаружить смысл жиз­ни и придать ей значимость (Хайдеггер), поэтому она более важна по сравнению с жиз­нью; 2) смерть не есть источник жизненного смысла (Сартр, Камю, отчасти Адорно), она – «противоположность смысла». До сегодняшнего времени европейская культура не умеет готов­ить человека к смерти, поэтому разного рода учения пытаются компенси­ровать это упущение (концепции Грофа, исследованиями феномена клинической смерти, традиционно христианские вероучения). Однако при любой трактовке большинство исследователей приходит к выводу, что смерть не только не обессмысливает человеческую жизнь, но, напротив, придает ей смысл, делая ее содержательной и наполненной событиями, свершениями, поступками. Именно зная о неизбежности окончания земного существования, человек стремится максимально реализовать свои способности, сделать в этой жизни как можно больше. Осознание смертности в существенной степени определяет выбор человеком способа проживания собственной жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ – социальная природа человека (он формируется в качестве человека толь­ко в обществе, вне которого не возникают такие его способности, как сознание, самосознание, мышление, творчество, целесообразная деятельность). Даже морфологическое строение мозга, хи­мический состав ткани и крови, человеческая чувствен­ность формируются до собственно человеческих пара­метров только в общественной среде. Человек не может быть понят в своей изолированности, вне соответству­ющей системы общественных отношений и предметного мира куль­туры. Поскольку «человеческое в человеке» усваива­ется и присоединяется к нему извне в готовых формах, некоторые авторы приходят к радикальному вы­воду: абсолютизации социального в чело­веке, противостоит подход, стремящийся учесть био­логическое в человеке.

СПОСОБНОСТИ – комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в кач<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.013 с.)