Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XIV. Философская гносеологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ - формы знания, которые не укладываются в критерии научности: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки». Выделяют следующие виды вненаучных знаний: 1) ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное – предварительная база научного; 3) паранаучное – несовместимое с имеющимся познавательным стандартом; 4) лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание – основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное – утопичное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное –спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.). ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения, но оно не является механическим суммированием ощущений. Процесс восприятия активный и творческий, основан на предшествующих наблюдениях. ГИПОТЕЗА – обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых знаний. Ее характеристики: принципиальная проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предложений для их объяснения), проверка (дедуктивное выведение следствий из фактов) и доказательство (практическая проверка полученных выводов). ДОГМА – положение, принимающее слепо на веру, без доказательств. ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) – форма метафизического мышления, абсолютизирующая момент устойчивости, не учитывающая изменений реальной действительности и «раздувающая» значение абсолютных истин. Он выводит мыслительные формулы не из реальной жизни, а из других умозрительных формул, оторванных от реальной действительности. ДОСТОВЕРНОСТЬ – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности его объективным прообразам. 3аблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпирические и теоретические, иллюзии, утопии, ошибки (логические, фактические), религиозные, философские (эмпиризм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, схоластика) и т.п. 3аблуждение – это необходимый момент движения к истине. 3аблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, а также от ошибки — результата неправильного действия индивида в любой сфере деятельности. ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет (репрезентирует) другой, отличный от него предмет. ЗНАНИЕ – результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознание человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это такое содержание сознания, которое получено человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Термин знания обычно употребляется в трех основных смыслах: а) способности, умения, навыки, которые, базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; б) любая познавательно значимая информация; в) особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением. Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии и эпистемологии. ЗНАНИЕ И ВЕРА – основные, взаимосвязанные друг с другом способы деятельности человеческого разума, где знание означает фиксированную систему суждений о мире, а вера это убеждённость, не требующая доказательств. Если знание объективируется в представлениях, теориях, продуктах труда и подлежит различным видам анализа, характеризуется рефлексивностью, логической обоснованностью, возможностью проверки, оценки, то вера характеризуется в понятиях достоверности, убежденности, возможности. В различных философских и религиозных концепциях отношения знание и вера имеют разные интерпретации: от теории «двух истин» (У. Оккам, Ф. Бэкон) до целостного понимания опыта знания и веры (Вл. Соловьев). ЗНАЧЕНИЕ – это функция знака представлять и выражать содержание, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака. ИНТУИЦИЯ (от лат. взгляд, вид) – способность непосредственного постижения сущности истины без опоры на логические обоснования и доказательства. В истории философии можно выделить следующие трактовки интуиции: 1) как формы непосредственного интеллектуального знания (созерцания) (Платон); 2) как понятие ясного и внимательного ума, порождаемое естественным светом разума (Декарт); 3) как скрытый бессознательный принцип творчества (Фрейд); 4) как своеобразный тип мышления, когда оно протекает в виде «свернутого» и неосознанного процесса, а предельно ясно осознается только итог скрытых размышлений (Материалистическая диалектика). Истина, найденная интуицией в дальнейшем должна пройти через этап доказательств и обоснований. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ (от лат. неразумное) – знание, несоизмеримое с рациональным мышлением и противоречащее ему. Иррациональное знание приносят эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также аномальные явления, которые характеризуются парадоксальностью и не подчинённостью законам логики. ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его так, как существует само по себе, вне и независимо от человека и его сознания, знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина одновременно объективна и субъективна (её познают люди и выражают и выражают в определённых мыслительных формах). Она – всегда процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу и в полном объеме. Истина абсолютна, ибо выражает устойчивость и неизменность явления в определённый период времени) и относительна (так как отражает постоянную изменчивость явления). Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается: а) как исчерпывающее знание о действительности и идеал её познания, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; б) как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем, что принято называть вечными истинами (люди смертны). Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов. Истина всегда конкретна, то есть её содержание и применение определяются данными условиями места, времени и обстоятельствами. Критерии истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. В истории философии выделяют следующие их трактовки: 1) ясность и отчетливость знаний (Декарт); 2) чувственность (Фейербах); 3) общезначимость (то, что признается многими людьми); 4) полезность (прагматизм.); 5) то, что соответствует соглашению (конвенционализм); 6) то, во что люди верят; 7) то, что соответствует мнению авторитетов; 8) общественно-историческая практика (диалектический материализм). Но практика как критерий истины тоже относительна, так как сама практика развивается, совершенствуется и потому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Практика как критерий истины является только объективной основой существования иных критериев истинности знания (таких как внутринаучные – простота, красота, внутреннее совершенство и логические – опосредованно выведенный из практики). ИСТОРИЗМ – принцип познания являющийся методологическим выражением саморазвития действительности. Включает в себя: 1) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; 2) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некритической оценки настоящего; б) архаизация или модернизация прошлого; в) смешение предыстории предмета с самим предметом; г) подмена основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидение будущего без анализа прошлого и настоящего. КОНЦЕПЦИЯ – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания. К числу главных научных критериев относятся: 1) Задача – обнаружение объективных законов природы, общества, мышления, познания. 2) Цель – достижение объективной истины. 3) Ориентация науки – изменение окружающей действительности и управление реальными процессами. 4) Научное знание образует целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в языке – естественном или искусственном (математическая символика, химические формулы). 5) Применение специфических материальных средств: приборов, инструментов и др., использование для исследования таких методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие общенаучные приемы и методы. 6) Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов наряду с гипотезами, вероятностными рассуждениями. 7) Постоянная методология исследовательских процедур. ЛИЧНОСТНОЕ (НЕЯВНОЕ) ЗНАНИЕ – компоненты научного знания, являющиеся предпосылками мышления, которые невозможно полностью выразить в языке в виде четких формулировок (навыки восприятия, использования языка науки, методы экспериментирования, практические умения, ценностные ориентации). Концепцию личностного знания разработал в XX в. английский ученый и философ М. Полани, который определил их как знания, которые передаются путем непосредственной демонстрации образцов научной деятельности и ее продуктов (напр. нет чётких рецептов построения аксиом, хотя существуют соответствующие аксиомы). ЛОЖЬ – предметное воздействие заведомо неправильных представлений об истине. МЕТОД — совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, основная функция которого – организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Нельзя недооценивать или отвергать роль метода (методологический негативизм), так же как и абсолютизировать его (методологическая эйфория). Многообразие видов человеческой деятельности позволяет различать методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые разделяются на эмпирические и теоретические. Принято различать три основные группы методов: философские, общенаучные и частнонаучные (дисциплинарные и междисциплинарные). МЕТОДОЛОГИЯ – общая теория метода. Существует два основных направления методологических исследований – философское и внутринаучное. Частные науки изучают прежде всего методы постижения объектов и их свойств. Философия исследует методологию в плане её применимости к конкретным наукам. Кроме того, праксиология исследует её как сферу практики. Сегодня задачей методологии является: конструирование и преобразование схем деятельности, внедрённость их в повседневную жизнь. МОДЕЛИРОВАНИЕ – один из методов научного познания, включающийся в воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной его модели, на его «заменителе». НАБЛЮДЕНИЕ – один из методов познания, связанный с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. НАУКА – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука создает единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах Науки делятся по предмету и методу познания на 1) науки о природе –естествознание; 2) обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); 3) познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика; 4) технические науки и математика. Науки можно разделить на фундаментальные (где нет прямой ориентации на практику) и прикладные (где присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем). Основаниями для выделения науки являются фундаментальные идеи, понятия, представления, на которых базируются конкретные эмпирические знания и объясняющие их теории, а основными её компонентами являются: 1) научная картина мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философские системы и принципы. Языком науки является система знаков, символов, понятий, терминов, взятых из естественного языка или искусственно изобретенных, посредством которой наука наиболее адекватно, емко и точно выражает свои изначальные интуиции, гипотезы, опыты, исчисления, объективные закономерности действительности, принципы и фиксирующие их теории. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – это интегративная система представлений о мире, которая вырабатывается внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки, что влияет на формирование мировоззренческих смыслов обыденного мышления. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – это выражение способности научного мышления создавать особый мир идеальных объектов, превращать его в специальный предмет деятельности и объективировать, (то есть претворять в практически сделанную вещь и постоянно воспроизводить в эксперименте.) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – качественный скачёк в развитии науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой, целью которого является более глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей, увеличения степени свободы человека. НТП возникает с появлением крупного машинного производства, когда два потока – научный и технический, которые эпизодически соприкасались друг с другом, сливаясь в единый научно-технический поток. Ключевые направления современного НТП: 1) превращение науки в непосредственную производительную силу; 2) автоматизация, роботизация и компьютеризация производства; 3) развитие наукоемких, ресурсо- и трудосберегающих технологий; 4) совершенствование технологии получения атомной энергии, поиск и использование новых источников энергии; 5) создание и применение эффективных конструкционных материалов. Современный НТП является важнейшим фактором перехода индустриального общества в его постиндустриальную или информационную фазу, глобализации производственной и других форм жизнедеятельности людей. Поэтому НТП является объектом внимания политических партий и государственной власти. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс активного отражения социальным субъектом действительности, а не её механическое, зеркальное копирование. Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно. НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ – обоснованное предположение: о будущем состоянии явлений природы и общества, неизвестных в настоящий момент. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – 1)Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, синтез – их объединение в единое органическое целое, результатом чего является совершенно новое образование; 2) Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); 3) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; 4) Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ» и т.п.), которые представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них; 5) Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному; 6) Аналогия (соответствие) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается умозаключение по аналогии. При выводе по аналогии, знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее доступный для исследования объект; 7) Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности. Формы моделирования: предметное, (физическое) и знаковое (математическое, компьютерное); 8) Системный подход – совокупность методологических требований, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 9) Вероятностно-статистические методы – основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей. ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное в повседневной жизни, которое обладает следующими особенностями: 1) субъектом знания являются широкие массы людей, а его объектом – явления жизненного опыта и трудовой деятельности; 2) в качестве методов выступает непосредственная жизненная практика; 3) содержание знания не проникает в сущность; 4) знание выражается естественным языком и описывает практические действия человека. ПАРАДИГМА (от греч. пример, образец)– строгая научная теория, которая признается всеми учеными, дающая научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. Термин ввел Т. Кун как образец решения исследовательских задач. В рамках одной парадигмы могут существовать несколько теорий. Наука развивается путём смены парадигм. Период смены парадигм определяется как научная революция, наступление которой вызвано не столько тем, что совершено действительно новое открытие, сколько ценностными и психологическими факторами. Поэтому развитие наук, происходящее путём смены парадигм, не может рассматриваться как развитие, обусловленное только стремлением к полноте научного знания. Наоборот, наука как рациональный вид человеческой деятельности развивается иррационально. ПОЗНАНИЕ – специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. ПОНИМАНИЕ – основная категория философской герменевтики как искусства и теории истолкования текстов. Понимание не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой. Оно связывается с осмыслением, то есть выявлением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реальное движение в смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность. Оно может выступать в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание связано с погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Оно неотделимо от самопонимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт. Его нельзя также смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией. ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. ПРАКТИКА (от греч. деятельный, активный) – ключевое понятие диалектического материализма, где рассматривается как целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формами практики являются: 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, «естественного бытия». 2) Социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, изменение форм управления). 3) Научный эксперимент. В процессе познания практика является критерием истины. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринимаемого предмета или явления. ПРОБЛЕМА – знание о незнании; вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа, ибо представляет теоретический и практический интерес. РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее источником знания разум в отличие от чувственного опыта, которое не в состоянии это сделать. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ – субъективный образ объективного мира, полученный с помощью мышление. Мышление – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Основные формы рационального познания – понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении, которые выражаются в словесных определениях (дефинициях). Наиболее общие понятия – это философские категории. Суждение – форма мышления, обычно выражаемое повествовательным предложением, отражающая любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятия). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – программные действия человека, совпадающие с принципами разума (нормами, стандартами), а также с ценностями, принятыми всеми членами общества. РЕЛЯТИВИЗМ – философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания, т.е. отрицание объективности. СЕНСУАЛИЗМ – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств; обязательный компонент эмпиризма. СИМВОЛ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не таковой, как она существует, а в более широком и общем смысле. СИСТЕМА – общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. СКЕПТИЦИЗМ – философская концепция, сторонники которой либо сомневаются в возможности познания действительности, либо не сомневаются в этом, но останавливаются на отрицательном результате. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Основной принцип его исследования – историзм. В социально-гуманитарном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-всеобщего, закономерного. Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Поэтому здесь важное значение имеет процедура понимания. Социально-гуманитарное познание имеет текстовую природу, то есть между объектом и субъектом стоят письменные (хроники, документы) и археологические источники. Происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении. В социально-гуманитарном познании действует сила абстракции, поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов. СТРУКТУРА – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – единство устойчивых взаимосвязей между элементами научного познания, которая включает: а) субъект науки (от индивида до общества в целом); б) объект науки (предмет, предметная область, то есть то, что изучает данная наука); в) систему методов и приемов, характерных для данной науки и обусловленных ее предметом; г) специфический язык – естественный и искусственный (знаки, символы, уравнения, формулы). ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – высший (по сравнению с эмпирическим) этап (уровень) процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент, хотя чувственный компонент здесь не устраняется, а становится подчиненным. На основе эмпирических данных теоретическое познание выявляет сущность, законы исследуемых явлений, постигает объективную истину в ее конкретности. На этапе теоретического познания используются такие методы и приемы, как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Характерная черта теоретического познания – рефлексивность, критическое исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза, теория, закон, принцип. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. ТВОРЧЕСТВО – деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям; возрастами степени свободы человека, гуманизации общественных отношений. Научное творчество есть создание новых теорий, новых научных дисциплин, обнаружение новых явлений, введение новых понятий и терминов. Творчество – это деятельность в сфере неведения, поэтому целенаправленный поиск неведомого невозможен. Решающую роль в творчестве отводят подсознательным и иррациональным факторам (и прежде всего интуиции). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – 1) Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке), когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками или формулами; 2) Аксиоматический метод – способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых выводятся все остальные утверждения этой теории; 3) Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых не обосновывается (заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер); 4) Восхождение от абстрактного к конкретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» – одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреплению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному – есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному – это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедукции. ТЕОРИЯ – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и сущностных связей в определенной области действительности. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ – понятие, выражающее различное понимание научным познанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности. Классический тип абсолютизирует тождество мышления и бытия, способность разума строить на основе его собственных исходных посылок единственную безусловно правильную идеальную модель действительности, что обеспечивает постижение истины. Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тождество мышления и бытия. Постнеклассический тип научной рациональности признает: 1) принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; 2) несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром. Абсолютизация мышления и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональных и внерациональных форм познавательной деятельности. ФАКТ (от лат. сделанное, свершившееся) – одно из важнейших понятий гносеологии. Чаще всего употребляется в трех значениях: 1) фрагменты действительности, относящиеся либо к объективной реальности, либо к субъективной реальности; 2) Знание о каком либо событии, явлении, достоверность которого доказана. 3) Предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Во втором и третьем значении выступает как научный факт – базис и фундамент, науки. Факты никогда не бывают «слепыми»: они всегда так или иначе теоретически нагружены. Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюдений». Противоречие между теориями и фактами – основа развития научного познания, ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического знания. Этот термин ввел К. Поппер, как процедуру, симметричную верификации. Согласно фальсификации лишь те теории могут быть научными, которые в принципе не могут быть опровергнуты. ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это способы познания, к которым относятся:проблема, гипотеза, теория. Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа, включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение. Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании, в ходе которых одни гипотезы превращаются в теории, другие – уточняются и конкретизируются, третьи – отбрасываются как заблуждения. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в структуре которой выделяются: а) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, философские установки; б) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории; в) логика и методология, применяемые для ее построения. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются «продуктами всемирной истории», а не только (и не столько) результатом биологической эволюции человека. Чувственное познание осуществляется в трех взаимосвязанных формах: ощущении, восприятии, представлении. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные. Восприятие – формирование на основе ощущений целостного образа предмета не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую степень чувственного познания. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта. Представление – обобщенный чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. ЭКЛЕКТИКА (от греч. выбираю) – разновидность метафизического метода мышления, характеризующаяся произвольным выхватыванием отдельных сторон предмета, а также мыслей, взглядов, фактов и их механическое соединение. Результатом этой процедуры является хаотическое соединение элементов, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей. Наиболее распространенная манера рассуждений в эклектике определяется формулой: «с одной стороны, но с другой стороны…». Эклектика как методологический прием может быть полезной на начальных ступенях процесса познания. ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Он тесно связан с сенсуализмом. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – а) наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств; б) эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях; в) сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта); г) описание – фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке; д) измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Эмпирические методы научного познания направляются определенными концептуальными идеями. В социально-гуманитарных науках (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.) кроме философских и общенаучных применяются специфические методы: а) идиографический – описание индивидуальных особенностей единичных историческ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.192 (0.013 с.) |