Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Становление философии в странах Древнего ВостокаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
АТМАН (искра Бога-творца Брахмы) – составляющая часть человеческой души, которая после смерти физического тела возрождается в новой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений. БРАХМА – космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма. БУДДИЗМ – религиозно-философское учение, Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основатель Гаутама (Будда) (623-544 до н.э.), «просветленный». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавление от страданий. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: о существовании страданий, их причине. возможности освобождения от них и восьмеричном пути к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего существа. ВАЙШЕШИКА – древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канада. Близка к учению ньяя, с которой позже образовала единую школу. Важная сторона учения – атомистическая теория: все физические объекты состоят из четырех видов атомов. Атомы – несотворимые и вечные элементы, предельно малые. Мир создан из атомов, но движущей силой является закон кармы. ВЕДАНТА (буквально «завершение вед») - одна из ортодоксальных систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад (один из разделов вед, философские комментарии к ведическим гимнам). В веданте существует два направления – адвайта (основатель – Шанкара VIII в. до н.э.) отстаивает идею о существовании одной духовной сущности (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя). Второе направление – вишишта (основатель Рамануджа),считает, что существует три реальности: материя, душа и бог, которые находятся во вэаимноподчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта – с культом бога Вишну.. ВЕДЫ (буквально «знание, ведение») – древнейший памятник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с середины II тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). Состоят из четырех сборников: Ригведа – гимны мифологического и космологического содержания; Самоведы –песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритульно-обрядовыми наставлениями; Яджурведа – описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Адхарваведа – магические заклинания и формулы. За Ведами следуют Брахманы – своего рода комментарии к текстам вед (особо выделяются среди них араньяки – тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют Упанишады – трактаты религиозно-философского содержания. ГУРУ (буквально «тот, кто просветляет») – духовный учитель, наставник, призванный вывести страждущего на правильный духовный путь. ДАО (буквально «путь, дорога») – в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В познании дао означает логику, аргументацию. У материалистов – это естественный путь вещей, а у идеалистов – идеальное начало мира (истинное небытие). ДАОСИЗМ – одно из распространенных в Китае учений (наряду с конфуцианством и буддизмом). Возник в VI в. до н.э. Основоположник – Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы. Дао – это основной закон, который не зависит ни от бога, ни от людей. Следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий, отказаться от мудрствования, он обязан принципу У-вей – недеяния, который означает действие, лишённое искусственности и произвольности, невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий с целью их изменения. ДЖАЙНИЗМ – индийское религиозно-философское учение, формировавшее-ся в VI-V вв. до н.э. Основатель – Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм, запрещение убийства живых существ и причинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в перевоплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая помощь со стороны других невозможна.). ДХАРМА (буквально «ведущий принцип») – положительный образец, вечный моральный закон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. Дхармы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхархме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может не проявляться. ЖЕНЬ (человечность, гуманность) – в китайской философии означает любовь и жалость к людям, совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, а также взаимосвязь отдельного человека со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Жень – основное понятие конфуцианства, реализующее «золотое правило морали»: не навязывай другому то, чего не желаешь себе самому. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия, развивавшаяся параллельно с западной, и имеющая следующие особенности: 1) человек и мироздание рассматриваются как единая целостность; 2) признание субстанциального единства всех существ); 3) признание всех аспектов опыта человека (чувственного и потустороннего), повышенное внимание познанию потустороннего; 4) универсальная практическая направленность (охватывает все ее сферы жизни: этическую, психологическую, религиозную, познавательную, физиологическую и т.д.);5) убеждение, что реальность может познаваться разными путями, то есть имеются разные пути к совершенству; 6) утверждение, что процесс совершенствования мира возможен лишь как процесс совершенствования каждого индивида. В историческом развитии И. ф. выделяют этапы: 1) ведийский период (1500-500 гг. до н.э.); 2) классический, или брахмано-буддийский, период (500г. до н.э. – 1000 г. н.э.); 3) послеклассический, или индуистский, период (с 1000 г. н. э. до наших дней). ИНДУИЗМ – национальное верование индусов, основанное на священном писании – Ведах («ведать, знать»), отстаивающее учение о бессмертной душе (Атман) и боге-творце (Брахма) и переселении душ в соответствии с законом воздания за добродетельное или дурное поведение (карма). Цель Атмана – освобождение от тела и слияние его с Брахмойотстаивающеерование индусов, основанное на священном овой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений.. ИНЬ И ЯН (букв, «темное и светлое») – категории китайской философии, выражающие идею универсального. дуализма мира: инь представляет женское начало, пассивность, холод, темноту, влагу, ян – мужское начало, активность, жару, свет, сухость, твердость. Взаимодействие двух этих первопринципов порождает все космические феномены. Понимание мира как процесса взаимодействия инь и ян определило специфическую модель его развития; каждое из этих противоположных начал содержит в себе другое. То убывание, то нарастание инь-ян приводит к постепенному преобладанию то одного, то другого элемента, что вызывает их взаимочередуемость, создающую движение по кругу. Взаимопроникновение инь и ян позволяет сохранить целостность мира и в большом, и в малом. ЙОГА (от «соединение, сосредоточение мыслей, созерцание») – одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существования (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а также системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделяет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в состояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.). КАРМА - древнеиндийской философии закон воздаяния за совершенные ранее действия. Карма тесно связана с сансарой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыдущей деятельностью человека. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия, ориентированная на постижение «внутренней мудрости», которое выражается в следовании Небесному Пути— Дао, а значит, предполагает знание всеобщего порядка бытия — Ли, который включает в себя моральные отношения между людьми в разных сферах жизни, поэтому её особенностью являются этические и управленческие проблемы. Основными идеями являются: 1) представление о пяти первостихиях (у–син) – вода, огонь, дерево, металл, земля – символах, выражающих универсальную классификационную схему всего мироздания; 2) деление всего сущего на противостоящие друг другу женское, темное начала (инь) и светлое, мужское начало (ян); 3) представление об эфире (ци), который, сгущаясь, образует тяжелые женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь — легкие мужские частицы (ян-ци). Взаимодействие этих частиц порождает сначала пять первостихий, а затем все сущее. КОНФУЦИАНСТВО – древнейшая философская система Китая, сформировалась на рубеже VI-V вв. до н.э. Основатель – Конфуций. Содержание К. можно свести к двум идеям: 1) идее формирования социального идеала – «благородного мужа» («цзюнь-цзы») и 2) идее «исправления имен» («мин»). К. обосновывало такой тип государственного устройства, в к-ром функция гармонизации Поднебесной отводилась государю и его помощникам просвещенным чиновникам — «жу». Они должны обладать пятью добродетелями: человеколюбием, мудростью, верностью, почитанием старших, мужеством. Упорядочивание социума невозможно без «исправления имен», т. е. согласования всех вещей с их идеальной сущностью. В социальном контексте это означает следующее: каждое имя выражает определенные общественные обязанности и долг, которые необходимо выполнять, чтобы не нарушать Дао – Путь. Идеи К. получили развитие у Мэн-цзы и Сюнь-цзы. ЛИ – в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное нематериальное начало в противоположность материальному началу. В конфуцианстве оно означало основу этического принципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения. ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА – учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведические положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единственный источник познания - ощущения. Отрицало существование бога и души (Брахмана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также - закона кармы. Проповедовало гедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отрицая аскетизм. МОИЗМ – одно из основных направлений китайской философии, основателем которого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к народу провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн, они были мирными пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие. МИМАНСА – одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель – Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от воплощенного состоянии (мокша) не может быть рационально объяснено. Человек должен соблюдать общественный и религиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признавало существование: духовного и материального начала во вселенной. МОКША – в древнеиндийской философии означает освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма). НИРВАНА («угасание») – одно из основных понятий буддистской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана - это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Это - убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекращение страданий. Нирвана - противоположность миру, полному волнений и страданий. Это – небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние души. Нирвана - это результат слияния человека с духовным абсолютом в результате удовлетворенности земным бытием. НЬЯЯ – одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковывает многие положения Вед, считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Создала учение о боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя достичь освобождения. ПРАКРИТИ – в индийской философии означает праматерию, а в мифологии символизировало творческие силы природы, отождествляющиеся с вечным началом. САНКХЬЯ – одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), не способную ни к каким действиям. Жизнь – страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пурушу(душа), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге. CAНСАPA («перерождение») – в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Её бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом (колесо сансары). УПАНИШАДЫ – один из разделов вед, древнеиндийские философские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к УП - Ш вв. до н.э. К ним причисляют 108 произведений. ЦИ – основное понятие китайской философии, первоначально означающее воздух, дыхание, а затем – первоматерию, жизненную силу природы. Легкая и чистая часть ци поднимается вверх и попадает на небо, а тяжелая и мутная – опускается и попадает на землю. Кроме того, существует пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АКАДЕМИЯ – древнегреческая философская идеалистическая школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа. АКАДЕМИКИ – последователи Платона, ведущей темой которых были нравственно-этическая проблематика, а важнейшими предметами исследования оказывается человек, общество и государство. В человеке они видят бессмертную душу и смертное тело. Душа состоит из двух частей – низшей (чувствующей) и высшей (созерцающей вечный мир идей). Они - сторонники переселения души: в зависимости от добродетельности жизни после смерти тела душа вселяется в друге тело (человека или животного). АПАТИЯ (от греч. бесстрастие) – безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим состоянием души, означающий отсутствие аффектов и страстей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Чувства, которые не мешают деятельности разума. Апатия возможна при постижении логоса — закона, который правит миром и предписывает каждому существу должный образ действия и поведения. Страсти есть неразумное движение души, не позволяющее человеку правильно судить о добре и зле. Мудрец, пребывающий в бесстрастии, воплощает собой идеал нравственности. АПЕЙРОН – понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным но производит все качественно определенные тела. АПОРИИ (ЗЕНОНА) («безвыходное положение») – понятие, введённое в обиход Зеноном из Элеи, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает в результате наличия заложенного в понятии противоречия. Апории рассматривались как метод опровержения посредством сведения к абсурду. Они отражают несоответствие между данными опыта, говорящими о существовании движения, и результатами их теоретической реконструкции. Так, в апории «Стадий» бегун за конечное время должен преодолеть бесконечное число отрезков дистанции, а, следовательно, никогда не достигнет финиша (или никогда не стартует), что не соответствует обычным наблюдениям. Апории не отрицают существование движения, а ставят проблему его отражения в мышлении. АТАРАКСИЯ (от греч. отсутствие волнений) – идеальное душевное состояние, равновесие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понималось как отсутствие страха смерти, жизненные переживания, беспокойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внутренней свободы, понимаемой как независимость от всего внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, отсутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном. АТОМИЗМ (от греч. неделимый) – учение Левкиппа – Демокрита (сторонников плюрализма, признающих множество начал мироздания) о строении материи из микрочастиц (атомов). Если Эмпедокл только провозгласил существование четырех корней вселенной: воды, огня, земли и воздуха, Анаксагор говорит о бесчисленном множестве мельчайших частиц, «семян» существующих вещей, то Левкипп и Демокрит провозгласили наличие двух начал: атомов и пустоты. Движение атомов изначально связано с необходимостью, которая и порождает существующий порядок в природе, а разум – это способность человека преодолеть существующую в природе необходимость. ГЕДОНИЗМ («удовольствие») – этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью. ГИЛОЗОИЗМ – философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого – чувствовать, ощущать. ИДЕЯ (от греч. образ, вид, род, форма) – умопостигаемое истинно сущее. Демокрит называл идеями атомы и понимал под ними неделимые умопостигаемые формы вещей. У Платона идеи – это вечные образцы, по которым строится вся множественность вещей и которые имеют идеальную сущность, постигаемую не чувствами, а разумом. У него идеи лишены вещественности, обладают своим собственным идеальным существованием, независимым от конкретных вещей. Аристотель представляет идеи как формы мысли о сущем, то есть отождествляет идеи с формой, которая выступает активным началом вещей. КАЛОКАГАТИЯ (от греч. прекрасный и добрый) – термин, обозначающий идеал воспитания. Сократ называет её совершенством телесного и духовного, что включало в себя справедливость, разумность, мужество и другие добродетели. У Платона она выступала как гармония души и тела, приводящая человека к счастью. Аристотель рассматривает её как цельность личности, величие души, достигаемое на основе подчинения влечений разуму и обеспечивающее расцвет внутренних человеческих сил. КАТАРСИС (от греч. очищение) – сущность эстетического переживания: эмоциональная разгрузка, мистическое очищение души от грязи телесности и чувственности. Пифагорейцы приписывали катарсическое действие музыке, Гераклит говорил об очищении огнем, Платон под катарсисом понимал освобождение души от тела, Аристотель рассматривал его как очищение от страстей и полное освобождение от них. КИНИКИ – одна из сократических философских школ Древней Греции в IV в. до н. э. Основана Антисфеном. Название происходит от площади в Афинах, где она находилась. Наиболее известный ее представитель – Диоген из Синопа. Её сторонники считали, что счастье зависит от силы воли человека, призывали учиться у природы жить (как животные), отвергали религию, мораль, право, культуру. Отрицали семью и государство. Проповедовали общность жен и детей. Отличались своим экстравагантным поведением. КИРЕНАИКИ – одна из сократических школ, основанная в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Её сторонники считали природу непостижимой, а наслаждение – целью жизни (счастье – это совокупность наслаждений). Богатство – не благо, а только средство для получения наслаждения. Человек должен стремиться избегать зло и жить без боли и огорчений. КОСМОЛОГИЗМ – специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом. ЛОГОС (от греч. «слово», «понятие», «разум») – мировой закон, основа мира, его порядок и гармония. Термин введен Гераклитом, который понимал его как существующий миропорядок, внутри которого «все течет, все изменяется», перетекает друг в друга, подчиняясь закону единства и борьбы противоположностей. В идеалистической философии – это духовное первоначало, мировой разум, абсолютная идея. ЛИКЕЙ (или ЛИЦЕЙ) – пригород древних Афин с гимназией, посвященной Аполлону ликейскому, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА – материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель – Демокрит. ЛИНИЯ ПЛАТОНА – идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель – Платон. МАЙЕВТИКА — метод философствования способствовавший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив (абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря (в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы – милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского, которые объеденяются в единый феномен. Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами, ибо основное внимание они уделяли поиску природного первоначала («архэ»), отождествляя его с какой-то первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнём, Анаксимандр с апейроном (беспредельным). НАТУРФИЛОСОФИЯ – в древнегреческом философии умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и последователь-ности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии. ПЕРИПАТЕТИКИ (букв. «совершаемый во время прогулки») – последователи Аристотеля по ликею, где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками. ПИФОГОРЕЙЦЫ – последователи учения Пифагора, жившего во II в. пол. VI в. до н.э., считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала. ПЛАТОНИЗМ – идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н.э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей. СИНКРЕТИЗМ (соединение) – нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе. СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, особенно – в надежности истины. Возник в период кризиса античного общества. Скептики либо сомневаются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в нем, останавливаются на его отрицательном результате. СОФИСТЫ – условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия, сознательно применяющих в спорах или доказательствах неправильные доводы, так называемые «софизмы», т.е. всякого рода уловки, замаскированные внешне формальной правильностью. С ними полемизировали Платон, Аристотель, в произведениях которых сохранились примеры софизмов. Так, софизм «Рогатый» представляет собой следующее: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». По Аристотелю, софизмы могут проистекать из двусмысленности встречающихся в них выражений или отсутствия необходимой связи между их посылками и заключением. СТОИЦИЗМ – духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» – портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом – бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека – добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта – чистая доска. В теории познания – сенсуалисты (основа познания – чувственные восприятия). ЭЛЕАТЫ – представители древнегреческом философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития. Доводы элеатов против диалектики (особенно выдвинутые Зеноном «апории» – доказательства противоречивости движения) сыграли положи-тельную роль в развитии античной диалектики: остро поставили проблем логического выражения диалектических противоречий. ЭЛИНИЗМ – совокупность философских учений (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм), развивающихся в Древней Греции периода её упадка, когда основными проблемами становятся: поиск путей личного спасения и рецепты личного счастья. ЭНТЕЛЕХИЯ (от греч. завершение, осуществленность) – у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность, а затем приводящее последнюю к завершению развития, Энтелехия – цель движения, актуальная деятельность отождествляемая с энергией. Энтелехией живых существ является душа, которую Аристотель характеризует как «первую энтелехию», есть необходимое условие формирования, изменения и деятельности тела. ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура – видного атеиста эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее – это результат движения и столкновения атомов. Основа познания – ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.
IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ АВЕРРОИЗМ – направление западной средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа Ибн-Рушда (в лат. традиции Аверроэс), которые являются переработкой учения Аристотеля, отрицающего бессмертие индивидуальной души и считающего, что человеческому роду присущ единый, всеобщий, объективный разум, привходящий в индивидуальную душу извне. АНТРОПОДИЦЕЯ (от греч. человек и справедливость) – оправдание человека как носителя сущности, заложенной Богом во время творения (он замыслен по образу и подобию Бога). И хотя человек греховен, в своей истории, по Августину Блаженному, он движется от эгоистической любви к себе («град земной») к бескорыстной любви к Богу («град Божий»), что составляет основу христианского оптимизма. АПОЛОГЕТИКА (от греч. «защищающий») – начальный этап в развитии средневековой философии конца II – начала III вв., представители которого пытались доказать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы и живой опыт обращения к единому Богу выше отвлечённой эллинской мудрости, используя приёмы обоснования и доказательства, выработанные античной философией. Апологеты принадлежали к ещё гонимой церкви. Наиболее выдающимися были Юстиниан, Татиан, Климентий Алексан-дрийский, Тертуллиан, Ориген. БРИТВА ОККАМА – ряд логических процедур У. Оккама, смысл которых выражен в двух его формулировках: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» и «Без необходимости не следует утверждать многое». Из этих двух высказываний современники Оккама вывели третье, которое сам Оккам не употреблял: «Сущности не следует умножать без необходимости». Это означало намерение Философа отсечь все воображаемые, сверхчувственные, мистические представления от физических проблем, которые в средние века входили в проблематику философии; отсюда выражение «бритва», с помощью которой Оккам как бы отсекает философию от теологии. ВЕРА И РАЗУМ – проблема, зародившаяся в средние века, выраженная в формуле: способствует ли разум поиску спасительной истины или, наоборот, отвлекает от него. На этот вопрос существовало два ответа. Во-первых, отказ от рационального познания: время жизни человека кратко и должно быть посвящено вере, ведущей к спасению. Во-вторых, признание способности разума наряду с верой участвовать в поиске спасительной истины (гармония веры и разума): благо как дар Бога в результате грехопадения человека его разум ослабел, а вера призвана направлять и исправлять его. Истины веры и разума не могут противоречить друг другу (Ф. Аквинский). ГНОСТИЦИЗМ («познающий») – религиозно-философское течение периода поздней античности (I в.), возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают христианский и языческий гностицизма. Особой чертой гностицизма является дуализм. Борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальный характер и космическое значение. Они предстают в виде борьбы материи – зла с духом – носителем света и добра. Гностики отмечают, что греховность – это не вина человека, ибо его душа является полем боя добра и зла. Человек только наблюдает и познает смысл этой борьбы. Познание бога совершается только в состоянии экстаза. Гностицизм ограничивал божественное всемогущество, поэтому к концу II в. официальная церковь начинает вести с ним борьбу. ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ – синоним философии у Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и других схоластов, как знанию, получаемому в противоположность божественному откровению (знание основ теологии), которое Бог может мгновенно передать человеку, в то время как «естественное знание» требует длительного обучения. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, направленное на высвобождение науки от пут религии. Наиболее законченный вид эта теория приобрела в философии Уильяма Оккама. Сущность Бога не может быть познана естественным путем, так как эта истина дается только в откровении. Оккам задает вопрос: «Можно ли одну и ту же по виду и числу теологическую истину доказать в теологии и естественном знании?» и отвечает: 1) «Нет: ибо одна и та же истина не может быть получена в разных родах знания»; но 2) «если одна и та же истина не может быть доказана в естественном знании и теологии, философия бесполезна для теологии». Эти рассуждения доказывали возможность существования философии вне теологии и возвращала ее к аристотелевскому содержанию. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА – основа учения Фомы Аквинского. 1. Доказательство от движения. Всякое движение нуждается в толчке. Следовательно, должен существовать «первотолчок», неподвижный «перводвигатель», приводящий в движение мир в целом. Им может быть только Бог. 2. Доказательство от причины. В мире реализуются цепи причин и следствий. Следовательно, должна существовать первопричина – Бог. 3. Доказательство от необходимости. Любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе. Следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер. Это и есть Бог. 4. Доказательство от совершенства. Все существующее может быть представлено как «лестница совершенств». Она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство – Бог. 5. Доказательство от целесообразности. Все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано. Следовательно, существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов. ЕРЕСЬ («особое вероучение») – отклонение от официального вероучения в какой-либо религии, оппозиционное или враждебное ему. Первые христианские ереси – иудейское христианство, гностицизм – возникли во II – III вв. Они часто служили религиозной оболочкой социального протеста. КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америке. Догматические особенности католицизма: признание происхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы как наместнике Христа и др. Культовые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ватикан. Официальной философией его провозглашен неотомизм. КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. система, формулировка) – направление в ср.-вековой схоластике, основанное Петром Абеляром, который утверждал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах. Абсурдно утверждать, что реально существует человечность а людей нет, божественность, а Бога нет. Но универсалиям нельзя приписывать статус вещей. Универсалии указывают на свойства вещей. В отличие от номинализма утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утверждающее, что общие понятия самостоятельно не существуют. Универсалия – это образ, это концепт. КРЕАЦИОНИЗМ («творение, создание») – идеалистическое учение, в основе которого, согласно христианскому догмату, лежит сотворение мира богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу. МАНИХЕЙСТВО – еретическое учение, близкое к гностицизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани (лат. Манихеус). Утверждает, что существует два начала мира – свет (божественное) и тьма (дьявольское), между которыми идет постоянная борьба. Приче<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.48.138 (0.013 с.) |