Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Сущность философии. Антропологические основания философии.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины ____________________ФИЛОСОФИЯ__________________________________________ (наименование дисциплины) направление подготовки (профиль) __080100.62 Экономика _________________________________________ (шифр и наименование специальности) Факультет ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ (наименование факультета, где осуществляется обучение по специальности) форма обучения _____дневное обучение_ блок дисциплин Б 1_____________________
Москва 2011 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана МГИИТ на кафедре истории и философии науки_______________________ (наименование кафедры) факультета __ Экономики и управления________________________________ (наименование факультета, к которому относится кафедра-составитель)
Составитель рабочей учебной программы __Чистякова Ольга Васильевна ___________________________ ________________________ профессор, д.ф.н., профессор _______ (фамилия, имя отчество) (должность, ученое звание, степень) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры ____________________________ (наименование кафедры) Протокол заседания от «___»_______ 2011 г. № ____
Заведующий кафедрой _________________ ____________________________ (подпись) (инициалы, фамилия)
СОГЛАСОВАНО
Декан факультета_______________________ __________ __________________ (где осуществляется обучение (подпись) (инициалы, фамилия) по направлению (специальности)
«___»___________2011_ г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины «Философия» является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, потребности к аналитико-философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм, составление целостного системного представления о бытии природы, общества и человека, о формах и границах познания природно-материальных, идеальных и социальных явлений и процессов. Курс «Философия» нацелен на формирование у студентов предпосылок теоретического мышления, на постижение интеллектуального и духовного опыта человечества для применения полученных знаний в профессиональной деятельности. Важным аспектом философской подготовки студентов является становление умения ориентироваться в сложных проблемах современности, созидание гуманистической культуры мышления и поведения, формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения.
Основные задачи дисциплины: · Изучение основных историко-философских учений и концепций как базиса для освоения теоретических вопросов философии; · Ознакомление с современными научными направлениями и школами исследования философских проблем; достижение умения критически оценивать различные теоретические концепции и подходы, существующие в философской науке, понимания их центральной проблематики и аргументации; · Овладение категориальным аппаратом философии для анализа событий, происходящих в современном обществе, обучение навыкам применения теоретических знаний и методов философского исследования для анализа социальных и политических проблем; · Развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем на основе изучения мировых философских традиций; · Овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; · Формирование представления о предмете философского знания, его структуре, мировоззренческих и социальных функциях, практическом значении философии, ее методологических и культурных основаниях, как в историческом процессе, так и в современном обществе. · Понимание методологических, методических, и практических возможностей философии в решении научных, социальных и духовных проблем человека и общества. Использование методологического арсенала классической и современной философии для решения практических и научных задач. · Становление способностей к исследовательской деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Философия» представляет собой целостный комплекс важнейших проблем современного философского знания. Она состоит из двух частей: историко-философской и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены философских и культурных парадигм, типов познания, обусловленных спецификой мышления и культурно-цивилизационных оснований отдельных регионов, стран и исторических эпох. Теоретический раздел предполагает изучение основных проблем бытия и сознания, общества, природы, человека, структуры и уровней познания, философских оснований нации и глобализационных процессов. Для успешного овладения дисциплиной «Философия» необходимо предварительное изучение курсов «История» и «Культурология». Указанные дисциплины формируют понятийно-категориальный аппарат для изучения курса «Философия», знакомят студентов с основными периодами развития истории и культуры, социальными проблемами развития общества, предоставляют фактологический материал, обеспечивающий высокий уровень восприятия дисциплины «Философия». В свою очередь дисциплина «Философия» является методологическим и теоретическим основанием для дисциплин «КСЕ», «Политология», «Социология», «Психология» и других дисциплин гуманитарного и естественно-научного блоков учебной программы. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
Выпускник: · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); · способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); · способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); · способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); · способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен: знать: · основные философские подходы к изучению природы, общества, человека, постижению сверхъестественного; понимать особенности западной, восточной и русской философских традиций в их рефлексии мира, человека, Бога; · основные философские категории, понятия, принципы и методы постижения действительности; · условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; · основы и смысл взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных проблем существования в ней человека; · философские трактовки бытия природы, бытия человека и бытия идеального; содержание концепций пространства и времени, движения и развития · философское обоснование исторического процесса с осознанием роли гуманности (ненасилия) в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям и самому себе; объективные и субъективные факторы социокультурного и исторического процессов; · основные философские концепции сознания; взаимосвязь мышления и бытия, мышления и языка; определения самосознания, рефлексии, рационального; · многообразие форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. · Типологию и исторические формы научной рациональности, классификацию науки и уровней научного знания. уметь: · использовать философскую рефлексию для анализа общества и его структурных подсистем, тенденций развития основных сфер общественной жизни; · анализировать и критически оценивать социальные, исторические, общественные, культурные процессы; · применять методы и методологию научного познания в целях исследовательской деятельности; · применять знания этнического, национального, интернационального для взаимодействия с людьми различных этнических идентификаций, религиозных и этнокультурных предпочтений; · уметь применять базовые ценности общекультурного процесса и философского знания в личностном развитии и для взаимодействия в социуме. владеть: · представлением о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мира, о сущности, назначении и смысле жизни человека; · культурой мышления и широким мировоззренческим кругозором; · представлением об особенностях функционирования знания в современном обществе; духовных и религиозных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; · навыками самостоятельного мышления; критического анализа социальных, политических, культурных фактов и событий действительности; процессов общества и природы; · аналитическими методами выявления взаимосвязи философии и науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники; представлениями о связанных с ними современных социальных и этических проблемах; · методами теоретического анализа и практического их использования в экспериментальной и практической деятельности ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины – теоретический (лекционный курс)
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Тема 4. Философия Византии Особенности философствования в ранневизантийский период. Роль триадологических и христологических богословских споров на развитие философии и культуры. Византийская философия как слияние греко-римских и ближневосточных традиций. Восприятие неоплатонизма. Антропологическая концепция восточного христианства и «богочеловеческая» проблематика православного богословия. Афанасий Великий, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит, каппадокийцы о роли и назначении человека. Византийская философия VIII-XV вв. Учение Максима Исповедника о реальности человеческой и божественной воли и действиях Христа. Гносеология Иоанна Дамаскина. Проблема образа, символа в иконоборческих спорах и решение ее в учениях И. Дамаскина и Ф. Студита. Подъем рационализма в IX в. и мистицизм X-XI вв. Учение «нетварного света» Симеона Благоговейного и Симеона Нового Богослова. Понятие «свет» в мистическом богословии Византии. Новый подъем рационализма в XI-XIII вв. Учения М. Пселла и Иоанна Итала. Гносеологическая дискуссия XIV в. о возможности логического доказательства Бога. Учение Варлаама Калабрийского и его последователей как рационалистическое течение. Исихазм Григория Паламы. Концепция «Фаворского света». Понятие энергии у Г. Паламы. Возможность сверхчувственного постижения Божества. Антропологические проблемы в учении Г. Паламы. Победа исихазма в XIV в. Рационализм Гемиста Плифона. Влияние светских концепций Д. Кидониса, Гр. Акиндина, Г. Схолария, Н. Хумна на «возрожденческую» философию Западной Европы. Преемственность исихастской культурной традиции в русской религиозной философии. РАЗДЕЛ II. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 5. Философия Византии Вопросы к семинару: 1. Характерные черты философии Византии. 2. Основные проблемы ранневизантийской философии (IV – VII вв.). 3. Философия Византии VIII – XIII вв. Рационализм IX в. и мистицизм X-XI вв. Учение «нетварного света» Симеона Нового Богослова. 4. Философия Византии XIV–XV вв. Исихазм. Гносеологический спор рационалистов и мистиков.
Темы докладов и рефератов: 1. Антропологическая концепция греко-византийского христианства. 2. Иконоборчество и теория образа Иоанна Дамаскина. 3. Рационализм в развитии философии Византии. Учения М. Пселла и Иоанна Итала. 4. Исихазм Григория Паламы и концепция «Фаворского света». 5. Рационализм Гемиста Плифона. Основная литература: 1. Философия. Учебник. Под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Проспект, 2011. (Библиотека МГИИТ) 2. Губин В.Д. Философия. Учебник. - М.: Проспект, 2010. (Библиотека МГИИТ) 3. Канке В.А. Основы философии. - М.: Логос, 2003. (Библиотека МГИИТ) 4. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М., 2008. (Библиотека МГИИТ).
Дополнительная литература: 1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9. 2. Аверинцев С.С. Символика раннего средневековья (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. 3. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. 4. Бычков В.В. Образ как категория византийской эстетики // Византийский временник. М., 1973. Т. 34. 5. Бычков В.В. Эстетика поздней античности, II–III вв. М., 1981. 6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 7. Каждан А. П. Византийская культура. М., 1968. 8. Каждан А.П. Богословие и история Византии. М., 1967. 9. Культура Византии, IV – первая половина VII в. М., 1984. 10. Культура Византии, XIII – первая половина XV в. М., 1991. 11. Культура Византии, вторая половина VII – XII вв. М., 1989. 12. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. Л., 1976. 13. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1986. 14. Чистякова О.В. Византия – Русь – Россия: философско-антропологические традиции. Учебное пособие. Краснодар, М., 2005. Раздел II.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) Не предусмотрено УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) о сновная литература: 1. Философия. Учебник. Под редакцией А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Проспект, 2011. (Библиотека МГИИТ) 2. Губин В.Д. Философия. Учебник. - М.: Проспект, 2010. (Библиотека МГИИТ) 3. Канке В.А. Основы философии. - М.: Логос, 2003. (Библиотека МГИИТ) 4. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М., 2008. (Библиотека МГИИТ).
б) дополнительная литература:
2. Аристотель. Метафизика // Собр. соч. в 4 т.т. М. 1975 и др. издания. 3. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993. 4. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998. 5. Асмус В.Ф. Кант. М., 1975. 6. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994. 7. Бек У. Что такое глобализация? М.: 2001. 8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. C. 279-295. 9. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. 10. Библия. Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь. Люб. изд. 11. Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. 12. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. 13. Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. 14. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1997. 15. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М. 1988. 16. Видинеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989. 17. Виндельбанд В. История философии. М. 1997 18. Вундт В. Введение в философию. М.: 2001. 19. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков. М., 1989. 20. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991, Гл.1. 21. Геллнер Э. От родства к этничности // Цивилизация. Вып.5. М., 1997. 22. Гидиринский В.И. Введение в русскую философию. Типологический аспект. М., 2003. 23. Гирусов Э.В. Экологический кризис // Глобалистика: Энциклопедия / Гл. редактор И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М., ОАО издательство «Радуга», 2003. 24. Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. 1998, № 29. С.7-28 25. Глядков В.А. Философское сознание (от мифа к логосу). Вып. 1-2. М., 1996-1998. 26. Гомперц Т. Греческие мыслители. М. 1999. 27. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991. 28. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990. 29. Гулыга А.В. Гегель. М., 1994. 30. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. 31. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 32. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979. 33. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996. 34. Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России и постсоветском пространстве. М., 1995. 35. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. СПб., 1991. 36. Зотов А. Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1995. 37. Иванов А.В. Запад – Россия – Восток. М., 1993. 38. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994. 39. Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993. 40. История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1-4. М.: Греко-латинский кабинет, 1995 – 1999. 41. Каган М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации. Сборник статей. Выпуск 1 / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. 42. Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997. 43. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1998. 44. Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. 45. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). М., 1994. 46. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986. 47. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1988. 48. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 49. Личность и общество. М., 1990. 50. Лосский Н. О. История русской философии (любое издание). 51. Лысенко В.Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт урегулирования // Полис. 1998. № 2. 52. Митрофанова А.В. Политизация «православного мира». М.: Наука. 2004. Гл. 4. 53. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. 54. Модернизация и глобализация: Образы России в XXI веке / Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2002. 55. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. 56. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. 57. Мотрошилова Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990. 58. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995. 59. Назаретян А.Н. Интеллект во вселенной. М., 1991. 60. Никифоров А. С. Этюды о разуме. М., 1981.
62. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М., 1992. 63. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 64. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997. 65. Религия и конфликт. М.: РОССПЭН, 2007. С. 15-47, 107-130. 66. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. 67. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М., 1999. 68. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. 69. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 70. Становление философии на Востоке. М., 1989. 71. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. 72. Сумерки богов. М., 1989. 73. Тарнас Ричард. История западного мышления. М., 1995. 74. Тишков В.А. О нации и национализме // Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. C.77-89. 75. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). – М.. 2001. 76. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. 77. Тишков В.А. Русские как меньшинства (пример Эстонии). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. 78. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991. 79. Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность устойчивое развитие // Век глобализации. № 1(1), 2008. 80. Федотова В.Г. Глобализация и модернизация // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. СПб.-Н.-Й.: ИЦ «Елима», ИЦ «Питер», 2006. 81. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 82. Философия и методология науки. Ч. 1-2. М., 1994. 83. Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994. 84. Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988. 85. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности: Философские и политические статьи. Донецк, 1999. C. 8-58. 86. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. //Вопросы философии. 1991. № 5. 87. Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996. 88. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991. 89. Чешко С.В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. М., 2000 (2-е издание). С.3-17; 180-218. 90. Чистякова О.В. Византия – Русь – Россия: философско-антропологические традиции. Учебное пособие. Краснодар, М., 2005. 91. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М. 1994. 92. Этничность и власть в полиэтничных государствах. М., 1994, с. 35-70; 85-133. в) программное обеспечение: Программа РР для презентационного преподнесения материала; интерактивная доска; Интернет в кабинете Философии и философии науки тестирующие порталы и программы Microsoft Office г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: google.com google.ru yandex.ru
Академическое междисциплинарное издание журнал «Общественные науки и современность» http://ecsocman.edu.ru Образовательный портал Рособразования РФ. http://www.humanities.edu.ru Русская антропологическая школа РГГУ http://kogni.ru/ Русский гуманитарный интернет-университет. http://www.i-u.ru/biblio Сайт Института философии РАН http://iph.ras.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование лаборатории или спец.кабинета, перечень оборудования, обучающих компьютерных программ, аудио-, видеоматериалов и проч. указывается в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данной специальности (направлению подготовки, профилю)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Обязательно указываются педагогические технологии и формы проведения всех интерактивных занятий. Тематика рефератов 1. Философское, теологическое и научное видение человека. 2. Образ человека в греческой классике. 3. Проблема человека в средневековой мысли. 4. Человек в трудах К. Маркса. 5. Методы постижения антропологической целостности: герменевтика и феноменология. 6. Социокультурные типы человека в «Философии жизни». 7. Концепция «сверхчеловека» Ф. Ницше и современность. 8. Европейский экзистенциализм о смысле жизни и смерти человека. 9. Феномен страдания в философском постижении. 10. Проблема бессознательного в трудах З. Фрейда и К. Юнга. Метод психоанализа. 11. Проблема Богочеловечества и «человекобожества» в русской философии и философии эпохи Возрождения. 12. Человек в исламе. 13. Философско-антропологические идеи в культуре Древней Руси. 14. Социальные смыслы творений Кирилла Туровского и Климента Смолятича. 15. Антропологическая типология и сущность человека в работе М. Шелера «Человек и история». 16. Постмодернистская реконструкция человека. 17. Принципы и задачи «науки о человеке» в работе А. Гелена «О систематике антропологии». 18. Человек и социум: мораль, право, справедливость. 19. Философское постижение феноменов страха и страдания. 20. Феномен жертвоприношений в культуре. 21. Понимание любви в работе Платона «Пир». 22. Любовь как выражение человеческой страсти. Виды любви. 23. Смысл и назначение человека в трудах Н. А. Бердяева. 24. Личность в творчестве русских религиозных философов. 25. Человек и история в работах В. Соловьева. 26. Гуманизм в философском дискурсе. 27. Проблема национальной самоидентификации человека в современную эпоху. 28. Взаимоотношение Я и Другого в этническом самосознании. 29. Феномен сознания. 30. Человек как творец и творение культуры. 31. Смерть и бессмертие в философской рефлексии. 32. Антропологическая парадигма философствования в XX в. 33. Личность, индивид, индивидуальность. 34. Экология человека как антропологическая перспектива. 35. Ценности и смысл человеческой жизни: философский анализ. 36. Конструктивное и деструктивное в человеке. 37. Духовность человека. Двусоставность человека в философских учениях. 38. Бытие человека, свобода и ответственность. 39. Гносеологические основания человека. 40. Теории происхождения человека.
Вопросы к экзамену
25. Философское понимание общества. Общество как целостность особого рода. Структура общества. Важнейшие подсистемы общества. 26. Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание. Культура и научно-технический прогресс. Культура и цивилизация.
Термин «философия» означает - мудрость - премудрость Божия - любовь к мудрости - мысли мудрецов Философия возникла в - средние века - эпоху Возрождения - новое время - ХХ веке - античности
Майевтики - Сократ - Плотин - Аристотель - Протагор
10.6.
10.7 Рекомендации по использованию материалов Рабочей программы курса «Философия»: Особенностью данной Рабочей программы является ее целостность, логическая соотнесенность и взаимосвязанность всех разделов и содержательных тем дисциплины «Философия». В связи с этим успешное овладение материалом курса предполагает последовательную, поступательную работу студентов в изучении каждой темы дисциплины. При работе с настоящей программой в Разделе 10 особое внимание следует обратить на тестовые задания, письменные работы (эссе), сегмент «Академическая этика», предостерегающий студентов от плагиата, а также на Рекомендации к изучению некоторых тем. Для закрепления изученных тем рекомендуется тестирование (или самотестирование) после прохождения каждого из разделов курса. Специфика в изучении раздела № 1 настоящей программы проявляется в достаточно сложном материале, который должны усвоить студенты. Наиболее проблемными представляются историко-философские темы с большим разнообразием учений, концепций, специфическим категориальным аппаратом. Указанные темы (Раздел I) предполагают обязательное чтение первоисточников, глубокое изучение хрестоматийного материала, обязательного повторения каждой пройденной темы. Рекомендуется использовать разнообразные формы проведения занятий. Специфика в изучении раздела № 2 настоящей программы проявляется в возможности использования теоретического материала по современным вопросам философии в практике интеллектуальной деятельности. Может быть полезной практическая отработка некоторых интеллектуальных техник: герменевтического анализа текста, метода восхождения от абстрактного к конкретному, феноменологический анализ фактов современной жизни и т.д. Характерной чертой теоретической части дисциплины «Философия» является ее антропологическое содержание, нацеленность на сущностное раскрытие личности, индивидуальности, места человека в системах «человек - общество» и «человек – природа». Характерной особенностью в изучении всех тем учебно-методического комплекса дисциплины «Философия» состоит в необходимости соотносить теоретические вопросы с социальной реальностью, видеть в проблематике прошлого актуальность для наших дней, вырабатывать «вкус» к философствованию и постепенно формировать теоретико-аналитическое мышление.
Рекомендации к изучению отдельных тем курса При изучении темы № 1 «Сущность философии. Антропологические основания философии» особое внимание следует обратить на специфику философского знания, его отличия и связь с другими формами духовной деятельности, особенно с наукой, религией, моралью. Следует усвоить антропологическую сущность философии, которая делает изучение философии полезной для личностного опыта, для профессиональной и интеллектуальной деятельности. При изучении темы № 16 «Национализм в современном мире. Нация и этнос» необходимо усвоить проблемы нациестроительства в современной России как «национализирующегося» государства; следует четко отличать категории «этнос» и «нация», «этничность» и «национальность», понимать сущность национализма в современном мире и знать крайние формы национализма, экстремизма, осознавать задачи по их профилактике и предотвращению, особенно в молодежной среде. При изучении темы № 15 «Природа человека и смысл его существования. Личность и индивидуальность» особое внимание следует обратить на вопросы, связанные с правами, свободой и ответственностью личности, на отношения личной воли и необходимостью подчинения общественным законам и нормам. При изучении темы № 18 «Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия глобальности» особое вниман
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.015 с.) |