Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия, круг ее проблем и роль в обществе↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Тольяттинский государственный университет Курс лекций по дисциплине «Философия» (материалы лекций) Тольятти 2007
УДК ББК Курс лекций по дисциплине «Философия» /Сост. Шаров Н.Ф., Пантыкина М.И. и др. Тольятти: ТГУ, 2007. 128 с.
Данное пособие предназначено для преподавателей, студентов и тьютеров с целью обеспечения необходимым материалом для прохождения курса философии. В нем проструктурирован и собран материал в соответствии с модульным принципом, с учетом требований государственного стандарта. Предлагаемый в данном методическом пособии материал содержит теоретические подходы, позволяющие студенту иметь базовые знания по курсу философия и быть ориентированным в содержании данного курса. В лекциях пособия даны методические рекомендации, которые подготавливают студента к осознанию теоретической, практической и мировоззренческой актуальности изучаемых тем, вопросов модулей, помогают формированию мировоззренческих, философских знаний. Пособие в целом помогает достаточно полно обеспечить изучение философского курса.
Авторы-составители: Шаров Н.Ф. д.ф.н., проф., Пантыкина М.И. к.ф.н., доц., Царев Б.В. к.ф.н., доц., Тарабаров В.В. ст.препод.
Утверждено научно-методическим советом университета
УДК ББК © Тольяттинский государственный университет, 2007
Вводная тема
Философия, круг ее проблем и роль в обществе (установочная лекция)
Знание философии издревле считалось необходимым не только для профессиональных философов, но и для всякого образованного человека. В современном динамично развивающемся мире философское образование («пайдейа») становится синонимом стремления к конкретным целям, обогащенное знанием и умением применять способы их достижения. Параметры философского знания как составной части системы общего профессионального образования раскрывается через определение предмета, цели и задач изучения курса. Итак, п редметом курса «Философии» являются основные философские проблемы в историко-философском контексте их развития. Цель состоит в формировании знаний о базовых философских категориях и основных направлений развития зарубежной и отечественной философской мысли. Задачи изучения курса: 1. познавательные задачи:
2. праксиологические задачи:
3. задачи по формированию компетенций: · сформировать профессионально важные умения аналитически мыслить и аргументировать свою деятельность; · научить технологии научного исследования и принципам оформления научного текста; · выработать деловые качества – коммуникабельность и организованность; · сформировать навыки организации и ведения совещания, дискуссии, круглого стола и других форм проблемного обсуждения. Главной особенностью предлагаемого курса «Философия» является его практическая направленность, реализующаяся в том, что:
Для успешного освоения курса «Философия» следует освоить материалы и пройти контрольные мероприятия следующих модулей. (Схема)
Модуль: Исторические типы философского знания (I часть). Модуль: Исторические типы философского знания (II часть). Модуль: Философия бытия: мир и человек. Модуль: Теория познания и философия науки. Система оценки знаний по курсу «Философия» 1. Самостоятельная работа: 1.1. Анализ философских текстов – до 20 баллов. 1.2. Тезаурус – 10 баллов. 2. Присутствие на лекции-систематизации – 1 балл. 3.1. Работа в проблемных группах – до 30 баллов. 3.2. Работа в материале тренинга – до 30 баллов 3.2. Участие в работе «круглого стола» (диспута, конференции и пр.) – до 50 баллов. 4. Тест в конце изучения модуля – до 100 баллов. 5. Поощрительные баллы: 5.1. Досрочная сдача письменной самостоятельной работы - 10 баллов. 5.2. Содержательные добавления и существенные вопросы во время семинара – 5-10 баллов. 5.3. Подготовка наглядных материалов к семинарскому занятию – до 10 баллов. 5.4. Помощь тьюторам в организации и проведении семинаров – по 40 баллов за каждый семинар. 6. Штрафные санкции: 6.1. Несвоевременная сдача одной письменной самостоятельной работы - 20 баллов. 6.2. Недобросовестное выполнение хотя бы одного задания письменной самостоятельной работы является основанием выставления неудовлетворительной оценки по всему блоку самостоятельной работы. 6.3. Несвоевременная сдача одного теста - 20 баллов. 6.4. Систематические (более 2 раз) отказы участвовать в работе «круглого стола» (диспута, конференции и пр.) – 100 баллов за курс. 6.5. Систематические неявки (более 2 раз) на консультации – 100 баллов за курс. 7. Таблица перевода баллов в оценки по курсу:
7.1. Текущие результаты прохождения по каждому модулю и по курсу в целом фиксируются в виде рейтинга успеваемости. 7.2. Основанием принятия мер по корректировке деятельности студентов является система штрафных санкций. 8. Форма отчетности по каждому модулю представляет собой сравнительный анализ успеваемости студентов по группам, выраженный в виде графиков размещаемых на сайте ТГУ.
Вторая часть установочной лекции призвана дать пояснения к содержанию работы по освоению философского знания, показать специфику философского знания и его значения в жизни человека и общества. Литература. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. –М., 1998. Аналитическая философия. Хрестоматия. М.1992 Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1 Ан- тичноть., Т.2.Средневековье.Т.3. Возрождение-Новое время. Т.4.От романтизма до наших дней. М., 2004 Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992 г. №7. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2001г. Введение в философию. В 2-х ч. Ч 2. –М., 2004. Золотухина- Аболина Е. В. Страна Философии. Ростов-на-Дону. 1995 г. Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г. Ильин В.В. Классика-неклассика-неонеклассика. // Вестник МГУ сер. 7. 1993, № 2. Канке В.А. Философия -М.,2005. Кузнецов В.Г, Кузнецова И.Д, Миронов В.В, Момджян К.Х.. Философия: Учебник. – М., 2003. Кувакин В. Л. Что такое философия. М., 1989 г. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990г. Миголатьев А. А. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально- гуманитарные знания. 2001. №1. Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991 г. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М.,1991г. Новейший философский словарь. Минск, 1999г. Ортега- и- Гассет Х. Что такое философия? М., 1991 г. Рассел Б. История западной философии. Т.1. – Новосибирск, 1994г. – Книга1. Введение. Пригожин И. Переоткрытие времени. // Вопросы философии. 1989, № 8. Порус В.Г Пространство в человеческом измерении //Полигнозис. 2000. № 2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г. Тихонравов Ю.В. Философия. Учебное пособие. М., 1998г. Хайдеггер М. Бытие и время. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. Хайдеггер М. Время картины мира. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. Хрестоматия по истории философии. М.,2001 в 3-х ч. Фомина Н.П. Хрестоматия по западной философии. М.,2005 Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс. 1995. Философия. Под. ред. В.И. Кирилова. В 2-х ч.Ч.II. Философия в вопросах и ответах. Под ред. Несмеянова Е. Е., М., 1999 Философия и ее место в культуре. Новосибирск. 1990 и др.
Электронные источники:
1.http://www.sol.ru/Culture/Filosofy/ 2.http://books.atheism.ru/philosophy/ 3. http://www.ido.edu.ru/philosophy/ 4.http://renaissance.rchgi.spb.ru/ 5.http://antology.rchgi.spb.ru/ 6.http://www.auditorium.ru/ 7.http://www.freud.ru/ и др.
Электронные издания в библиотеке ТГУ 1.Философия:от Античности до Современности (CD) 2.Корниенко Н.А. Философия: курс лекций (CD)
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ История философии. Древнеиндийская философия. Индийская цивилизация представляет собой действительно иной тип культуры и истории, отличающийся от европейского, считающегося у нас зачастую эталоном. В ней многие философские вопросы рассматриваются иначе, чем в европейской философии, например, в чем предназначение мира, что такое смерть? Согласно древнеиндийской традиции, человек многократно является в этот мир в новых телесных обликах и с новым предопределением. В этом смысл идеи реинкарнации, т.е. повторного рождения. Для индусов земная жизнь отражает состояние отчуждения, в то время как смерть несет воссоединение, духовное освобождение и пробуждение. Колесо судьбы заставляет каждого нести тяготы нового воплощения до той поры, пока душа не достигнет совершенства. Люди этой культуры страшились не смерти, а нового жизненного возвращения. Огромную роль в индийской культуре сыграли так называемые Веды – религиозно-философские трактаты (конец второго-начало первого тысячелетия до н.э.). Здесь решались те же самые вопросы человеке, его смерти и бессмертии, о сути бытия и человеческого существования. По этим текстам следует, что мир опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Любое событие (поступки человека, явления природы) влияет на жизнь Космоса. Цель же развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Душа в индийской философии состоит из Атмана – частицы Бога – Брахмана в человеческой душе, неизменной и вечной, манаса – душе человека, развивающейся в ходе жизни. Также для индийской философии важны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни, «круговороте» разных судеб одного и того же живого существа. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Ахимса – единство всех форм жизни на земле; отсюда важнейший принцип человеческой жизни – непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным), неубиение. После V в. до н.э. наибольшую известность в Индии и за ее пределами приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий путем нирваны – состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания, жажду жизни. Добиться такого состояния можно по так называемому Восьмеричному пути, предусматривающему в числе прочих такие принципы, как непричинение другим зла, усердие и трудолюбие, контроль над своими мыслями, регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. В этот же период возникло религиозно-философское учение джайнизм. Оно считает, что высшего бога нет: в мире существует неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных (они существуют изначально и всегда). Всякая душа в принципе всеведуща и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. Джайнизм придерживается учения о непричинении зла (ахимса) живому существу. Таким образом, эти течения религиозно-философской мысли сыграли значительную роль в распространении в мировой культуре таких общечеловеческих моральных принципов, как «не убий», «не укради», «будь целомудренным», «не лги», «не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ». Данные течения также разработали соответствующую технику проникновения человека в собственный духовный мир.
Древнекитайская философия. Культура Китая, включая и философскую мысль, одна из самых своеобразных и загадочных в мировой истории. Китайский народ – старейший из всех существующих крупных народов в мире. Поэтому исторический опыт Китая, опыт китайских интеллектуалов древности и последующих эпох по постижению законов и принципов жизни, мироздания, социально-исторического процесса и воспитания порядочности и благородства в человеке должен быть особенно ценным для других народов, столкнувшихся с опасностями своего полного «растворения» в других культурах или безвозвратного демографического вырождения и исчезновения. Философская мысль древнего Китая зародилась в V в. до н.э. в период жуткой междоусобицы, весьма напоминающей историческую картину Европы средних веков. Тогда и полководцы, и философы мечтали и размышляли о том, чтобы улучшить нравственный и религиозный быт народа, чтобы создать сильное сплоченное государство. Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Самыми влиятельными из них являлись: конфуцианство, даосизм, легизм. Конфуцианство сыграло и до сих пор играет колоссальную роль в воспитании китайского народа, в становлении его трудовой, политической и деловой этики. Основателем его является Кун Цзы или Конфуций (552-479 до н.э.), прошедший путь учителя, чиновника и странствующего мудреца. Основными вопросами, решаемые Конфуцием и его последователями были: как необходимо управлять людьми? как вести себя в обществе? В качестве примера оптимального управления обществом конфуцианцы приводят власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия нормальной жизни общества – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыну. Основное содержание сочинений, приписываемых Конфуцию, составляет восхваление пяти великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрости, 2) гуманности, 3) верности, 4) почитания старших, 5) мужества. Поэтому центральной место в учении Конфуция занимает разработанная им концепция «благородного мужа», который противопоставляется «низкому человеку». Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества. Такой человек следует долгу и закону, требователен к себе, живет в согласии с другими, но не следует за ними, готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства. Конфуцианский идеал управления – не принуждение народа и не насилие над ним, а сила нравственного примера. Управляя, необходимо проявлять чувство долга, показывать пример правдивости и справедливости. Управлять означает не делать того, чего не желаешь себе. Другим влиятельным направлением древнекитайской философии и религии был даосизм, основанный мудрецом Лао-цзы (VI-V в. до.н.э.). Даосизм вырос из древнего восточного представления, согласно которому коренной причиной всего существующего признается высшее вечное духовное существо, а человеческие души – излияние этого существа. Дао является важнейшим понятием не только в учении Лао-цзы, но и всей китайской философии. Согласно Лао-цзы, Дао означает всеединое. Оно неслышимо, невидимо, непостигаемо, но совершенно. Оно покоится и, однако, все время двигается. Само оно не изменяется, но является причиной всех-всех изменений; оно – корень всего, мать всех вещей. В то же время, Дао в даосизме означает и путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира. Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Механизм же действия Дао воплощен в отношениях неба и земли, обозначаемых терминами «Янь» (небесное мужское начало) и «Инь» (земное женское начало). В связи с этой картиной мира философия даосизма производит упор на следующие идеи: - все в мире взаимосвязано; - материя, из которой состоит мир, едина; - мировой порядок, законы природы, исторического процесса незыблемы и не зависят от воли людей, следовательно, главным принципом жизни человека должен быть покой и недеяние, освобождение от желаний и страстей; - необходимо во всем уступать друг другу. Важным социальным учением Древнего Китая был легизм. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Основные аргументы легизма в пользу этого следующие: - человек зол по природе; - движущаяся сила человеческих поступков – личный эгоистический интерес; - интересы отдельных людей и социальных групп взаимопротивоположны; - основной стимул законопослушности людей – страх перед наказанием; - госаппарат должен формироваться из профессионалов (чиновничьи должности не должны передаваться по наследству); - государство является главным регулирующим механизмом общества и, значит, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь жителей страны. Можно отметить, что данные древние учения доказали свою определенную жизнеспособность в условиях восточных культур. Исследователи современного Китая подчеркивают, что в КНР заметен симбиоз идей китайского социализма и древних рассмотренных выше религиозно-философских учений. Это выражается в новейшем Китае в таких чертах его жизни, как ограничение инициативы отдельной личности, идущей вразрез с направлением движения всего общества, препятствование идеям социального расслоения, поощрение конформизма, предпочтение коллективизма, а не индивидуализма, неприятие радикализма, резких, крупных изменений в общественной жизни. В настоящее время также в теориях менеджмента и бизнеса, распространяемых на Западе, наблюдается уникальное соединение западных идей инициативы и предпринимательства и древнефилософских идей лояльности и «подстраивания» своей активности под окружающий мир.
Античная философия. Древнегреческая (античная) философия оказалась в древнем мире наиболее развитой и оказавшей наибольшее влияние на последующее развитие философии и науки. В Индии и Китае философская мысль не смогла вырваться из тисков религиозно-мифологического мировоззрения. Для этого не было необходимых социальных условий. Такие условия сложились в древней Греции. Это было связано с большей подвижностью экономической и политической жизни Греции с демократизацией политического устройства и античной культуры, переставшей быть исключительным достоянием касты жрецов. Только в Греции разрозненные знания о мире превращаются в науку. При этом античные мыслители были хорошо знакомы с культурой стран Ближнего Востока и смогли аккумулировать в своих учениях ее достижения. Можно сказать, что философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия», как уже говорилось, греческого происхождения. Поэтому можно утверждать, что философию, как таковую, ввели в мировую культуру греки. Они прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками. В учебном пособии Д.А. Гусева «Философия» (М., 1998) удачно сжато выделены важные особенности греческой философии. Она «дошла до нас в необыкновенно ярких и выразительных формах… Представляет собой нечто среднее между наукой и искусством и поэтому ее можно было бы назвать научной художественностью или художественной научностью. Греки имели особый дар, наверное, навсегда утерянный в человечестве, говорить о сложившихся вопросах мировоззрения необычно просто, но в то же время точно, ясно, выразительно и глубоко. Философия для них никогда не была родом деятельности, или профессиональным знанием, она была, скорее, образом их мышления или стилем жизни: они, философствуя, жили или, живя, философствовали. Жизнь и любовь к мудрости нераздельны в эллинском понимании. Именно поэтому результаты греческой философии были огромными, наследие ее – колоссальным, а идейный резонанс – нескончаемым. Она по праву и всеми считается сейчас философией классической, т.е. образцом, эталоном, совершенным вариантом любого философствования вообще». Возникновение и развитие греческой философии неразрывно связано с формированием научного познания природы. Формируется единая система представлений, включавшая в себя как естественнонаучные знания о природе, так и философские воззрения. Многие первые философы были и первыми учеными. Такой характер античной науки определяется общей закономерностью развития познания от нерасчлененного представления об объекте в целом к анализу его составляющих элементов и сторон и затем к синтезу полученных односторонних определений в целостную, но обогащенную уже знанием, картину. Античная наука находилась на самой первоначальной ступени развития познания, она схватывала мир в целом, не анализируя частности. Но эта историческая ограниченность античной науки была вместе с тем и ее сильнейшей стороной. Именно такой подход был необходим для предотвращения накопленных к тому времени эмпирических (опытных) знаний в науку. О возникновении же науки можно говорить лишь с того времени, когда получение новых знаний становится самостоятельной задачей познавательной деятельности. Для этого необходимо специальное рассмотрение (анализ) самой познавательной деятельности и ее результатов. Такую аналитическую функцию в научном познании и выполняет формирующаяся философия. Она является общим средством систематизации и обоснования знаний в целях объяснения природы из самой природы. В рамках философии, во-первых, строится единая обобщенная картина мира в целом, во-вторых, разрабатываются методы и категории теоретического мышления, в-третьих, выдвигаются многие проблемы, переходящие затем в конкретные науки. В решении этих задач античная философия могла использовать самые крайние познавательные средства: с одной стороны, непосредственное чувственное наблюдение, не вооруженное еще никакими дополнительными приборами, а с другой – абстрактное логическое рассуждение. Экспериментальное исследование природы в античной науке почти полностью еще отсутствовало. Переход от наблюдения различных явлений окружающего мира к построению всеобщей абстрактной картины его не был опосредован необходимыми промежуточными звеньями, и в результате в греческой философии удивительным образом сочетались наивная простота с крайней степенью умозрительности. Этим объясняется и огромное разнообразие направлений в античной философии, представляющих различные подходы к решению общей задачи построения единой обобщающей картины мира в целом, отдельные стороны которой отражаются в различных видах знания: астрономических, математических и т.п. Построение и дальнейшее развитие такой обобщенной картины мира определяется наличным и вновь получаемым научным материалом и потребностями логического согласования основных положений друг с другом, и с эмпирическим (опытным) фундаментом. В то же время античная философия опиралась также и на художественное (эстетическое) отношение к миру, представление его как прекрасного, упорядоченного космоса. В философии это представление сливается с научным пониманием мира как закономерно упорядоченной системы явлений, что выражается в признании его абсолютного совершенства.
СХЕМА В истории античной философии принято разделять следующие периоды.
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранялась терминология, пришедшая из мифов. Из мифологии же были унаследованы представления о четырех основных стихиях, из которых состоит все сущее (Вода, Воздух, Земля, Огонь), идея организации Космоса (Порядка) из Хаоса (Смешения), устройство Космоса и ряд других. Поскольку ранние греческие философы размышляют в первую очередь о Природе, о Космосе и человека не выделяют как нечто особое в мироздании, то философские учения такого рода относятся к натурфилософии. Так Фалес (624-547 гг. до н. э.) из Милета (он его ученики и преемники по основным идеям и составляют так называемую милетскую школу в натурфилософии), с именем которого связывается возникновение философии и науки, рассматривал в качестве первоначала всех вещей воду; его ученик Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) вводит абстрактное понятие о неопределенном и беспредельном первоначале – апейроне; третий представитель милетской школы Анаксимен (685-524 гг. до н.э.) возвращается к конкретному первоначалу, за которое он принимает воздух. С точки зрения Анаксимена беспредельный воздух является началом не только тела и всей природы, но и души. Таким образом, душа – воздушна, а значит, и материальна. И даже сами боги возникли из воздуха. Глубоким уважением и большим влиянием в античной философии пользовалось также учение Гераклита Эфесского (около 544-480 гг. до н.э.). Гераклит, несмотря на то, что принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. У Гераклита были прозвища Темный (из-за малопонятности своих идей) и Плачущий (т.к. много горевал по поводу порочности человеческого рода). Он – стихийный материалист и основоположник диалектики, т.е. учения о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира. Ему приписывают известное изречение: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В качестве первоначала мира Гераклит рассматривал огонь: «Космос, единый для всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающими». При этом процесс изменения ему представлялся переходом противоположностей друг в друга. Противоположности одновременно и противодействуют друг другу, и образуют гармонию. Но мир в целом и происходящие в нем процессы не хаотичны, а упорядочены благодаря действию мирового Логоса (буквально – «разумного слова»). Мудрость и заключается в познании этого Логоса индивидуальным умом. Отсюда и главный принцип жизни у Гераклита и других ранних философов: живи сообразно с природой (т.е. не под властью темных обычаев и непроверенных своих эмоций и капризов). Значительным влиянием в античном мире пользовалась фигура Пифагора (VI в до н.э.). Его считают теперь первым идеалистом, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа. Пропорции между ними создают мировую гармонию. Идея о числе как первооснове мира, видимо, увязывалась с тем наблюдением, что все в мире меняется, но значение чисел, их соотношение (дважды два всегда четыре) постоянно. Идеи, выдвинутые Пифагором, Гераклитом заставили обратиться к логическому анализу понятий единого и многообразного (многого). Такой анализ был проведен впервые Парменидом (540-470 гг. до н.э.). Он показал, что эти противоположности не только различны сами по себе, но и различным образом познаются человеком. Многообразный мир конкретных, изменчивых вещей человек познает чувственно. Но их единство, устойчивость раскрываются лишь разумом. Тем самым начинается анализ соотношения самого знания и объекта знания. Парменид и его последователи (так называемая элейская школа) резко противопоставляют умопостигаемое бытие (бытие по истине) и чувственно воспринимаемый мир вещей (бытие по мнению). Истинное бытие едино, вечно, неподвижно, оно везде одинаково и заполняет собою все. Существует только бытие, небытия нет, т.к. его не может быть по определению. Но если небытия (т.е. по представлениям греков, пустоты) нет, то нет и движения, как перемещения в пустоте и изменения и многого. Знаменитые апории Зенона Элейского «Стрела», «Ахилл и Черепаха» и др. доказывали эти идеи. Отсюда следовал вывод, что чувственное познание может нас обманывать, мир по своей сути, в реальности может оказаться совсем не таким, каким представляется в обыденном, чувственном познании. В целом для раннего периода греческой философии характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был непосредственно связан с представлениями об исходном первоначале (или первоначалах) бытия. В настоящее время всех философов раннего периода часто называют досократиками, т.е. предшественниками Сократа – первого крупного философа следующего, классического периода. Иногда к досократикам относят и преемников ранних греческих философов, работавших уже в IV в. до н.э., т.е. уже и после смерти Сократа (470-399 гг. до н.э.). Наиболее значительными явлениями классического периода греческой философии были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля. Повышение социальной активности греческих граждан привело к сдвигу мировоззренческого интереса с природы на человека, на его интересы, нередко динамично изменчивые. В связи с этим появляются учителя мудрости, так называемые софисты. Главное в их деятельности – обучение не поиску истины, а убеждению в правоте говорящего субъекта. Тем самым они считали, что объективный мир непознаваем, что истина у каждого человека своя и зависит от условий, времени и места, что истина всегда относительна (релятивизм). Многие софисты сомневались в существовании богов, считая их человеческой выдумкой. Самый знаменитый софист Протагор выдвинул самое знаменитое утверждение греческой философии, что «человек есть мера всех вещей», т.е. не священные тексты и многовековые традиции, не боги и Космос, а человек с его изменяющимися интересами и вкусами, большей частью непроверенными на соответствие реальному положению вещей. Ясно, что такого рода тезисы могли лишь усугублять нравственную деградацию греческих граждан, обострившуюся и без того к концу V в. до н.э. Положительным, тем не менее, в деятельности софистов был поворот в философии к антропологической проблематике, т.е. к проблеме человека, к определению скрытых пружин его поступков и судьбы, к подлинной ценностной ориентации индивидов, к более глубокому анализу нравственных и гносеологических вопросов человеческого бытия. Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ. В отличие от софистов он считал, что истина, также как и Солнце в небе, может быть только одна. Она едина для всех, общеобязательна и объективна, т.е. существует вне нас и независимо от наших желаний. Сердцевину всех философских бесед и дискуссий Сократа составляют способы и техника поиска истины в беседе, дискуссии, познании. Сократ постоянно подчеркивал, насколько сложно (порой для своего времени и невозможно) выявить истину, особенно в сложных жизненных ситуациях. Отсюда и знаменитая фраза Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Главная задача философского познания, по его мнению, это самопознание человека, четко выраженная в сократовском принципе: «Познай самого себя!». Истина рождается в спорах людей, и важно помочь ей родиться. Поэтому Сократ называл себя повивальной бабкой, а его метод выявления истинного знания называли майевтикой (родовспомогательным искусством). Основы жизненного порядка, по Сократу, коренятся в нравственных ценностях, таких как благо, мудрость, мужество, справедливость, любовь и др. Он утверждал, что привычка действовать до конца продуманно, вполне сознательно делают человека недосягаемым для зла. Сам Сократ был афинским гражданином, прожил долгую и кипучую жизнь, постоянно общался с людьми. Он был некрасив, равнодушен к удобствам жизни, комфорту в быту. Он часто споил с людьми, обличал их во лжи, глупости, нажил из-за этого много врагов, осудивших его в конце концов к смертной казни за непочтение к богам и нравственное растление своими спорами юношества. Сократ отказался от побега из тюрьмы при наличии такой возможности, т.к. призывал соблюдать законы даже при их несовершенстве и не боялся смерти. Принципы и идеи Сократа получили развитие в деятельности, в сочинениях его ученика Платона (427-347 гг. до н.э.). Он много лет после смерти Сократа путешествовал по многим странам и пытался осуществить в одном греческом государстве свои проекты по преобразованию политического строя, но власти этого не позволили. В Афинах Платон открыл, по сути дела, первый ВУЗ в истории – так называемую Академию, просуществовавшую свыше 1000 лет. До нас дошли почти все сочинения Платона. К числу важнейших относятся «Протагор», «Пир», «Государство». Все они написаны в художественной форме в виде диалогов. Синтезируя этические установки Сократа с учением Парменида о вечном умопостигаемом Бытии и учением Пифагора о числах как идеальных основаниях вещей, Платон разработал целостную систему объективного идеализма. У Платона сохраняется в качестве основной проблема соотношения умопостигаемого вечного и неизменного бытия и чувственно воспринимаемого многообразия конкретных преходящих вещей. Оригинальность философии Платона связывается с его теорией идей, составляющих вечную и идеальную первооснову бытия, а также с учением об истине, благе и красоте. Само слово «идея» означало во времена Платона в обыденном языке внешний вид, образ, форму. В учении же Платона идеи, по сути, есть понятия, идеальные модели вещей, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей. Каждая идея при этом вечна и неизменна, число их велико и это мир только благих сущностей. Между ними существуют отношения подчинения, составляется своего рода пирамида идей. Венчает пирамиду одна единственная идея, которую Платон называл то идеей «Блага», то идеей «Единого». В чувственном же мире наличествует несовершенный, материальный мир, причастный идеям, определяемый ими. Таким образом, в системе Платона выделяются два мира: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Поэтому задача мыслящих людей за неподлинным миром увидеть подлинный, за
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.02 с.) |