Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия, круг ее проблем и роль в обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Тольяттинский государственный университет Курс лекций по дисциплине «Философия» (материалы лекций) Тольятти 2007
УДК ББК Курс лекций по дисциплине «Философия» /Сост. Шаров Н.Ф., Пантыкина М.И. и др. Тольятти: ТГУ, 2007. 128 с.
Данное пособие предназначено для преподавателей, студентов и тьютеров с целью обеспечения необходимым материалом для прохождения курса философии. В нем проструктурирован и собран материал в соответствии с модульным принципом, с учетом требований государственного стандарта. Предлагаемый в данном методическом пособии материал содержит теоретические подходы, позволяющие студенту иметь базовые знания по курсу философия и быть ориентированным в содержании данного курса. В лекциях пособия даны методические рекомендации, которые подготавливают студента к осознанию теоретической, практической и мировоззренческой актуальности изучаемых тем, вопросов модулей, помогают формированию мировоззренческих, философских знаний. Пособие в целом помогает достаточно полно обеспечить изучение философского курса.
Авторы-составители: Шаров Н.Ф. д.ф.н., проф., Пантыкина М.И. к.ф.н., доц., Царев Б.В. к.ф.н., доц., Тарабаров В.В. ст.препод.
Утверждено научно-методическим советом университета
УДК ББК © Тольяттинский государственный университет, 2007
Вводная тема
Философия, круг ее проблем и роль в обществе (установочная лекция)
Знание философии издревле считалось необходимым не только для профессиональных философов, но и для всякого образованного человека. В современном динамично развивающемся мире философское образование («пайдейа») становится синонимом стремления к конкретным целям, обогащенное знанием и умением применять способы их достижения. Параметры философского знания как составной части системы общего профессионального образования раскрывается через определение предмета, цели и задач изучения курса. Итак, п редметом курса «Философии» являются основные философские проблемы в историко-философском контексте их развития. Цель состоит в формировании знаний о базовых философских категориях и основных направлений развития зарубежной и отечественной философской мысли. Задачи изучения курса: 1. познавательные задачи:
2. праксиологические задачи:
3. задачи по формированию компетенций: · сформировать профессионально важные умения аналитически мыслить и аргументировать свою деятельность; · научить технологии научного исследования и принципам оформления научного текста; · выработать деловые качества – коммуникабельность и организованность; · сформировать навыки организации и ведения совещания, дискуссии, круглого стола и других форм проблемного обсуждения. Главной особенностью предлагаемого курса «Философия» является его практическая направленность, реализующаяся в том, что:
Для успешного освоения курса «Философия» следует освоить материалы и пройти контрольные мероприятия следующих модулей. (Схема)
Модуль: Исторические типы философского знания (I часть). Модуль: Исторические типы философского знания (II часть). Модуль: Философия бытия: мир и человек. Модуль: Теория познания и философия науки. Система оценки знаний по курсу «Философия» 1. Самостоятельная работа: 1.1. Анализ философских текстов – до 20 баллов. 1.2. Тезаурус – 10 баллов. 2. Присутствие на лекции-систематизации – 1 балл. 3.1. Работа в проблемных группах – до 30 баллов. 3.2. Работа в материале тренинга – до 30 баллов 3.2. Участие в работе «круглого стола» (диспута, конференции и пр.) – до 50 баллов. 4. Тест в конце изучения модуля – до 100 баллов. 5. Поощрительные баллы: 5.1. Досрочная сдача письменной самостоятельной работы - 10 баллов. 5.2. Содержательные добавления и существенные вопросы во время семинара – 5-10 баллов. 5.3. Подготовка наглядных материалов к семинарскому занятию – до 10 баллов. 5.4. Помощь тьюторам в организации и проведении семинаров – по 40 баллов за каждый семинар. 6. Штрафные санкции: 6.1. Несвоевременная сдача одной письменной самостоятельной работы - 20 баллов. 6.2. Недобросовестное выполнение хотя бы одного задания письменной самостоятельной работы является основанием выставления неудовлетворительной оценки по всему блоку самостоятельной работы. 6.3. Несвоевременная сдача одного теста - 20 баллов. 6.4. Систематические (более 2 раз) отказы участвовать в работе «круглого стола» (диспута, конференции и пр.) – 100 баллов за курс. 6.5. Систематические неявки (более 2 раз) на консультации – 100 баллов за курс. 7. Таблица перевода баллов в оценки по курсу:
7.1. Текущие результаты прохождения по каждому модулю и по курсу в целом фиксируются в виде рейтинга успеваемости. 7.2. Основанием принятия мер по корректировке деятельности студентов является система штрафных санкций. 8. Форма отчетности по каждому модулю представляет собой сравнительный анализ успеваемости студентов по группам, выраженный в виде графиков размещаемых на сайте ТГУ.
Вторая часть установочной лекции призвана дать пояснения к содержанию работы по освоению философского знания, показать специфику философского знания и его значения в жизни человека и общества. Литература. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. –М., 1998. Аналитическая философия. Хрестоматия. М.1992 Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1 Ан- тичноть., Т.2.Средневековье.Т.3. Возрождение-Новое время. Т.4.От романтизма до наших дней. М., 2004 Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992 г. №7. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2001г. Введение в философию. В 2-х ч. Ч 2. –М., 2004. Золотухина- Аболина Е. В. Страна Философии. Ростов-на-Дону. 1995 г. Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г. Ильин В.В. Классика-неклассика-неонеклассика. // Вестник МГУ сер. 7. 1993, № 2. Канке В.А. Философия -М.,2005. Кузнецов В.Г, Кузнецова И.Д, Миронов В.В, Момджян К.Х.. Философия: Учебник. – М., 2003. Кувакин В. Л. Что такое философия. М., 1989 г. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990г. Миголатьев А. А. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально- гуманитарные знания. 2001. №1. Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991 г. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М.,1991г. Новейший философский словарь. Минск, 1999г. Ортега- и- Гассет Х. Что такое философия? М., 1991 г. Рассел Б. История западной философии. Т.1. – Новосибирск, 1994г. – Книга1. Введение. Пригожин И. Переоткрытие времени. // Вопросы философии. 1989, № 8. Порус В.Г Пространство в человеческом измерении //Полигнозис. 2000. № 2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г. Тихонравов Ю.В. Философия. Учебное пособие. М., 1998г. Хайдеггер М. Бытие и время. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. Хайдеггер М. Время картины мира. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. Хрестоматия по истории философии. М.,2001 в 3-х ч. Фомина Н.П. Хрестоматия по западной философии. М.,2005 Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс. 1995. Философия. Под. ред. В.И. Кирилова. В 2-х ч.Ч.II. Философия в вопросах и ответах. Под ред. Несмеянова Е. Е., М., 1999 Философия и ее место в культуре. Новосибирск. 1990 и др.
Электронные источники:
1.http://www.sol.ru/Culture/Filosofy/ 2.http://books.atheism.ru/philosophy/ 3. http://www.ido.edu.ru/philosophy/ 4.http://renaissance.rchgi.spb.ru/ 5.http://antology.rchgi.spb.ru/ 6.http://www.auditorium.ru/ 7.http://www.freud.ru/ и др.
Электронные издания в библиотеке ТГУ 1.Философия:от Античности до Современности (CD) 2.Корниенко Н.А. Философия: курс лекций (CD)
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ История философии. Древнеиндийская философия. Индийская цивилизация представляет собой действительно иной тип культуры и истории, отличающийся от европейского, считающегося у нас зачастую эталоном. В ней многие философские вопросы рассматриваются иначе, чем в европейской философии, например, в чем предназначение мира, что такое смерть? Согласно древнеиндийской традиции, человек многократно является в этот мир в новых телесных обликах и с новым предопределением. В этом смысл идеи реинкарнации, т.е. повторного рождения. Для индусов земная жизнь отражает состояние отчуждения, в то время как смерть несет воссоединение, духовное освобождение и пробуждение. Колесо судьбы заставляет каждого нести тяготы нового воплощения до той поры, пока душа не достигнет совершенства. Люди этой культуры страшились не смерти, а нового жизненного возвращения. Огромную роль в индийской культуре сыграли так называемые Веды – религиозно-философские трактаты (конец второго-начало первого тысячелетия до н.э.). Здесь решались те же самые вопросы человеке, его смерти и бессмертии, о сути бытия и человеческого существования. По этим текстам следует, что мир опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Любое событие (поступки человека, явления природы) влияет на жизнь Космоса. Цель же развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Душа в индийской философии состоит из Атмана – частицы Бога – Брахмана в человеческой душе, неизменной и вечной, манаса – душе человека, развивающейся в ходе жизни. Также для индийской философии важны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни, «круговороте» разных судеб одного и того же живого существа. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Ахимса – единство всех форм жизни на земле; отсюда важнейший принцип человеческой жизни – непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным), неубиение. После V в. до н.э. наибольшую известность в Индии и за ее пределами приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий путем нирваны – состояния «угашенности», невозмутимости, исключающего какие-либо желания, жажду жизни. Добиться такого состояния можно по так называемому Восьмеричному пути, предусматривающему в числе прочих такие принципы, как непричинение другим зла, усердие и трудолюбие, контроль над своими мыслями, регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. В этот же период возникло религиозно-философское учение джайнизм. Оно считает, что высшего бога нет: в мире существует неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных (они существуют изначально и всегда). Всякая душа в принципе всеведуща и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. Джайнизм придерживается учения о непричинении зла (ахимса) живому существу. Таким образом, эти течения религиозно-философской мысли сыграли значительную роль в распространении в мировой культуре таких общечеловеческих моральных принципов, как «не убий», «не укради», «будь целомудренным», «не лги», «не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ». Данные течения также разработали соответствующую технику проникновения человека в собственный духовный мир.
Древнекитайская философия. Культура Китая, включая и философскую мысль, одна из самых своеобразных и загадочных в мировой истории. Китайский народ – старейший из всех существующих крупных народов в мире. Поэтому исторический опыт Китая, опыт китайских интеллектуалов древности и последующих эпох по постижению законов и принципов жизни, мироздания, социально-исторического процесса и воспитания порядочности и благородства в человеке должен быть особенно ценным для других народов, столкнувшихся с опасностями своего полного «растворения» в других культурах или безвозвратного демографического вырождения и исчезновения. Философская мысль древнего Китая зародилась в V в. до н.э. в период жуткой междоусобицы, весьма напоминающей историческую картину Европы средних веков. Тогда и полководцы, и философы мечтали и размышляли о том, чтобы улучшить нравственный и религиозный быт народа, чтобы создать сильное сплоченное государство. Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». Самыми влиятельными из них являлись: конфуцианство, даосизм, легизм. Конфуцианство сыграло и до сих пор играет колоссальную роль в воспитании китайского народа, в становлении его трудовой, политической и деловой этики. Основателем его является Кун Цзы или Конфуций (552-479 до н.э.), прошедший путь учителя, чиновника и странствующего мудреца. Основными вопросами, решаемые Конфуцием и его последователями были: как необходимо управлять людьми? как вести себя в обществе? В качестве примера оптимального управления обществом конфуцианцы приводят власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия нормальной жизни общества – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыну. Основное содержание сочинений, приписываемых Конфуцию, составляет восхваление пяти великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрости, 2) гуманности, 3) верности, 4) почитания старших, 5) мужества. Поэтому центральной место в учении Конфуция занимает разработанная им концепция «благородного мужа», который противопоставляется «низкому человеку». Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества. Такой человек следует долгу и закону, требователен к себе, живет в согласии с другими, но не следует за ними, готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства. Конфуцианский идеал управления – не принуждение народа и не насилие над ним, а сила нравственного примера. Управляя, необходимо проявлять чувство долга, показывать пример правдивости и справедливости. Управлять означает не делать того, чего не желаешь себе. Другим влиятельным направлением древнекитайской философии и религии был даосизм, основанный мудрецом Лао-цзы (VI-V в. до.н.э.). Даосизм вырос из древнего восточного представления, согласно которому коренной причиной всего существующего признается высшее вечное духовное существо, а человеческие души – излияние этого существа. Дао является важнейшим понятием не только в учении Лао-цзы, но и всей китайской философии. Согласно Лао-цзы, Дао означает всеединое. Оно неслышимо, невидимо, непостигаемо, но совершенно. Оно покоится и, однако, все время двигается. Само оно не изменяется, но является причиной всех-всех изменений; оно – корень всего, мать всех вещей. В то же время, Дао в даосизме означает и путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира. Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Механизм же действия Дао воплощен в отношениях неба и земли, обозначаемых терминами «Янь» (небесное мужское начало) и «Инь» (земное женское начало). В связи с этой картиной мира философия даосизма производит упор на следующие идеи: - все в мире взаимосвязано; - материя, из которой состоит мир, едина; - мировой порядок, законы природы, исторического процесса незыблемы и не зависят от воли людей, следовательно, главным принципом жизни человека должен быть покой и недеяние, освобождение от желаний и страстей; - необходимо во всем уступать друг другу. Важным социальным учением Древнего Китая был легизм. Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Основные аргументы легизма в пользу этого следующие: - человек зол по природе; - движущаяся сила человеческих поступков – личный эгоистический интерес; - интересы отдельных людей и социальных групп взаимопротивоположны; - основной стимул законопослушности людей – страх перед наказанием; - госаппарат должен формироваться из профессионалов (чиновничьи должности не должны передаваться по наследству); - государство является главным регулирующим механизмом общества и, значит, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь жителей страны. Можно отметить, что данные древние учения доказали свою определенную жизнеспособность в условиях восточных культур. Исследователи современного Китая подчеркивают, что в КНР заметен симбиоз идей китайского социализма и древних рассмотренных выше религиозно-философских учений. Это выражается в новейшем Китае в таких чертах его жизни, как ограничение инициативы отдельной личности, идущей вразрез с направлением движения всего общества, препятствование идеям социального расслоения, поощрение конформизма, предпочтение коллективизма, а не индивидуализма, неприятие радикализма, резких, крупных изменений в общественной жизни. В настоящее время также в теориях менеджмента и бизнеса, распространяемых на Западе, наблюдается уникальное соединение западных идей инициативы и предпринимательства и древнефилософских идей лояльности и «подстраивания» своей активности под окружающий мир.
Античная философия. Древнегреческая (античная) философия оказалась в древнем мире наиболее развитой и оказавшей наибольшее влияние на последующее развитие философии и науки. В Индии и Китае философская мысль не смогла вырваться из тисков религиозно-мифологического мировоззрения. Для этого не было необходимых социальных условий. Такие условия сложились в древней Греции. Это было связано с большей подвижностью экономической и политической жизни Греции с демократизацией политического устройства и античной культуры, переставшей быть исключительным достоянием касты жрецов. Только в Греции разрозненные знания о мире превращаются в науку. При этом античные мыслители были хорошо знакомы с культурой стран Ближнего Востока и смогли аккумулировать в своих учениях ее достижения. Можно сказать, что философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия», как уже говорилось, греческого происхождения. Поэтому можно утверждать, что философию, как таковую, ввели в мировую культуру греки. Они прочертили весь круг философских проблем и вопросов и наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали те первоначальные положения и идеи, которые были сформулированы греками. В учебном пособии Д.А. Гусева «Философия» (М., 1998) удачно сжато выделены важные особенности греческой философии. Она «дошла до нас в необыкновенно ярких и выразительных формах… Представляет собой нечто среднее между наукой и искусством и поэтому ее можно было бы назвать научной художественностью или художественной научностью. Греки имели особый дар, наверное, навсегда утерянный в человечестве, говорить о сложившихся вопросах мировоззрения необычно просто, но в то же время точно, ясно, выразительно и глубоко. Философия для них никогда не была родом деятельности, или профессиональным знанием, она была, скорее, образом их мышления или стилем жизни: они, философствуя, жили или, живя, философствовали. Жизнь и любовь к мудрости нераздельны в эллинском понимании. Именно поэтому результаты греческой философии были огромными, наследие ее – колоссальным, а идейный резонанс – нескончаемым. Она по праву и всеми считается сейчас философией классической, т.е. образцом, эталоном, совершенным вариантом любого философствования вообще». Возникновение и развитие греческой философии неразрывно связано с формированием научного познания природы. Формируется единая система представлений, включавшая в себя как естественнонаучные знания о природе, так и философские воззрения. Многие первые философы были и первыми учеными. Такой характер античной науки определяется общей закономерностью развития познания от нерасчлененного представления об объекте в целом к анализу его составляющих элементов и сторон и затем к синтезу полученных односторонних определений в целостную, но обогащенную уже знанием, картину. Античная наука находилась на самой первоначальной ступени развития познания, она схватывала мир в целом, не анализируя частности. Но эта историческая ограниченность античной науки была вместе с тем и ее сильнейшей стороной. Именно такой подход был необходим для предотвращения накопленных к тому времени эмпирических (опытных) знаний в науку. О возникновении же науки можно говорить лишь с того времени, когда получение новых знаний становится самостоятельной задачей познавательной деятельности. Для этого необходимо специальное рассмотрение (анализ) самой познавательной деятельности и ее результатов. Такую аналитическую функцию в научном познании и выполняет формирующаяся философия. Она является общим средством систематизации и обоснования знаний в целях объяснения природы из самой природы. В рамках философии, во-первых, строится единая обобщенная картина мира в целом, во-вторых, разрабатываются методы и категории теоретического мышления, в-третьих, выдвигаются многие проблемы, переходящие затем в конкретные науки. В решении этих задач античная философия могла использовать самые крайние познавательные средства: с одной стороны, непосредственное чувственное наблюдение, не вооруженное еще никакими дополнительными приборами, а с другой – абстрактное логическое рассуждение. Экспериментальное исследование природы в античной науке почти полностью еще отсутствовало. Переход от наблюдения различных явлений окружающего мира к построению всеобщей абстрактной картины его не был опосредован необходимыми промежуточными звеньями, и в результате в греческой философии удивительным образом сочетались наивная простота с крайней степенью умозрительности. Этим объясняется и огромное разнообразие направлений в античной философии, представляющих различные подходы к решению общей задачи построения единой обобщающей картины мира в целом, отдельные стороны которой отражаются в различных видах знания: астрономических, математических и т.п. Построение и дальнейшее развитие такой обобщенной картины мира определяется наличным и вновь получаемым научным материалом и потребностями логического согласования основных положений друг с другом, и с эмпирическим (опытным) фундаментом. В то же время античная философия опиралась также и на художественное (эстетическое) отношение к миру, представление его как прекрасного, упорядоченного космоса. В философии это представление сливается с научным пониманием мира как закономерно упорядоченной системы явлений, что выражается в признании его абсолютного совершенства.
СХЕМА В истории античной философии принято разделять следующие периоды.
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранялась терминология, пришедшая из мифов. Из мифологии же были унаследованы представления о четырех основных стихиях, из которых состоит все сущее (Вода, Воздух, Земля, Огонь), идея организации Космоса (Порядка) из Хаоса (Смешения), устройство Космоса и ряд других. Поскольку ранние греческие философы размышляют в первую очередь о Природе, о Космосе и человека не выделяют как нечто особое в мироздании, то философские учения такого рода относятся к натурфилософии. Так Фалес (624-547 гг. до н. э.) из Милета (он его ученики и преемники по основным идеям и составляют так называемую милетскую школу в натурфилософии), с именем которого связывается возникновение философии и науки, рассматривал в качестве первоначала всех вещей воду; его ученик Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) вводит абстрактное понятие о неопределенном и беспредельном первоначале – апейроне; третий представитель милетской школы Анаксимен (685-524 гг. до н.э.) возвращается к конкретному первоначалу, за которое он принимает воздух. С точки зрения Анаксимена беспредельный воздух является началом не только тела и всей природы, но и души. Таким образом, душа – воздушна, а значит, и материальна. И даже сами боги возникли из воздуха. Глубоким уважением и большим влиянием в античной философии пользовалось также учение Гераклита Эфесского (около 544-480 гг. до н.э.). Гераклит, несмотря на то, что принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. У Гераклита были прозвища Темный (из-за малопонятности своих идей) и Плачущий (т.к. много горевал по поводу порочности человеческого рода). Он – стихийный материалист и основоположник диалектики, т.е. учения о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира. Ему приписывают известное изречение: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В качестве первоначала мира Гераклит рассматривал огонь: «Космос, единый для всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающими». При этом процесс изменения ему представлялся переходом противоположностей друг в друга. Противоположности одновременно и противодействуют друг другу, и образуют гармонию. Но мир в целом и происходящие в нем процессы не хаотичны, а упорядочены благодаря действию мирового Логоса (буквально – «разумного слова»). Мудрость и заключается в познании этого Логоса индивидуальным умом. Отсюда и главный принцип жизни у Гераклита и других ранних философов: живи сообразно с природой (т.е. не под властью темных обычаев и непроверенных своих эмоций и капризов). Значительным влиянием в античном мире пользовалась фигура Пифагора (VI в до н.э.). Его считают теперь первым идеалистом, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа. Пропорции между ними создают мировую гармонию. Идея о числе как первооснове мира, видимо, увязывалась с тем наблюдением, что все в мире меняется, но значение чисел, их соотношение (дважды два всегда четыре) постоянно. Идеи, выдвинутые Пифагором, Гераклитом заставили обратиться к логическому анализу понятий единого и многообразного (многого). Такой анализ был проведен впервые Парменидом (540-470 гг. до н.э.). Он показал, что эти противоположности не только различны сами по себе, но и различным образом познаются человеком. Многообразный мир конкретных, изменчивых вещей человек познает чувственно. Но их единство, устойчивость раскрываются лишь разумом. Тем самым начинается анализ соотношения самого знания и объекта знания. Парменид и его последователи (так называемая элейская школа) резко противопоставляют умопостигаемое бытие (бытие по истине) и чувственно воспринимаемый мир вещей (бытие по мнению). Истинное бытие едино, вечно, неподвижно, оно везде одинаково и заполняет собою все. Существует только бытие, небытия нет, т.к. его не может быть по определению. Но если небытия (т.е. по представлениям греков, пустоты) нет, то нет и движения, как перемещения в пустоте и изменения и многого. Знаменитые апории Зенона Элейского «Стрела», «Ахилл и Черепаха» и др. доказывали эти идеи. Отсюда следовал вывод, что чувственное познание может нас обманывать, мир по своей сути, в реальности может оказаться совсем не таким, каким представляется в обыденном, чувственном познании. В целом для раннего периода греческой философии характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был непосредственно связан с представлениями об исходном первоначале (или первоначалах) бытия. В настоящее время всех философов раннего периода часто называют досократиками, т.е. предшественниками Сократа – первого крупного философа следующего, классического периода. Иногда к досократикам относят и преемников ранних греческих философов, работавших уже в IV в. до н.э., т.е. уже и после смерти Сократа (470-399 гг. до н.э.). Наиболее значительными явлениями классического периода греческой философии были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля. Повышение социальной активности греческих граждан привело к сдвигу мировоззренческого интереса с природы на человека, на его интересы, нередко динамично изменчивые. В связи с этим появляются учителя мудрости, так называемые софисты. Главное в их деятельности – обучение не поиску истины, а убеждению в правоте говорящего субъекта. Тем самым они считали, что объективный мир непознаваем, что истина у каждого человека своя и зависит от условий, времени и места, что истина всегда относительна (релятивизм). Многие софисты сомневались в существовании богов, считая их человеческой выдумкой. Самый знаменитый софист Протагор выдвинул самое знаменитое утверждение греческой философии, что «человек есть мера всех вещей», т.е. не священные тексты и многовековые традиции, не боги и Космос, а человек с его изменяющимися интересами и вкусами, большей частью непроверенными на соответствие реальному положению вещей. Ясно, что такого рода тезисы могли лишь усугублять нравственную деградацию греческих граждан, обострившуюся и без того к концу V в. до н.э. Положительным, тем не менее, в деятельности софистов был поворот в философии к антропологической проблематике, т.е. к проблеме человека, к определению скрытых пружин его поступков и судьбы, к подлинной ценностной ориентации индивидов, к более глубокому анализу нравственных и гносеологических вопросов человеческого бытия. Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ. В отличие от софистов он считал, что истина, также как и Солнце в небе, может быть только одна. Она едина для всех, общеобязательна и объективна, т.е. существует вне нас и независимо от наших желаний. Сердцевину всех философских бесед и дискуссий Сократа составляют способы и техника поиска истины в беседе, дискуссии, познании. Сократ постоянно подчеркивал, насколько сложно (порой для своего времени и невозможно) выявить истину, особенно в сложных жизненных ситуациях. Отсюда и знаменитая фраза Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Главная задача философского познания, по его мнению, это самопознание человека, четко выраженная в сократовском принципе: «Познай самого себя!». Истина рождается в спорах людей, и важно помочь ей родиться. Поэтому Сократ называл себя повивальной бабкой, а его метод выявления истинного знания называли майевтикой (родовспомогательным искусством). Основы жизненного порядка, по Сократу, коренятся в нравственных ценностях, таких как благо, мудрость, мужество, справедливость, любовь и др. Он утверждал, что привычка действовать до конца продуманно, вполне сознательно делают человека недосягаемым для зла. Сам Сократ был афинским гражданином, прожил долгую и кипучую жизнь, постоянно общался с людьми. Он был некрасив, равнодушен к удобствам жизни, комфорту в быту. Он часто споил с людьми, обличал их во лжи, глупости, нажил из-за этого много врагов, осудивших его в конце концов к смертной казни за непочтение к богам и нравственное растление своими спорами юношества. Сократ отказался от побега из тюрьмы при наличии такой возможности, т.к. призывал соблюдать законы даже при их несовершенстве и не боялся смерти. Принципы и идеи Сократа получили развитие в деятельности, в сочинениях его ученика Платона (427-347 гг. до н.э.). Он много лет после смерти Сократа путешествовал по многим странам и пытался осуществить в одном греческом государстве свои проекты по преобразованию политического строя, но власти этого не позволили. В Афинах Платон открыл, по сути дела, первый ВУЗ в истории – так называемую Академию, просуществовавшую свыше 1000 лет. До нас дошли почти все сочинения Платона. К числу важнейших относятся «Протагор», «Пир», «Государство». Все они написаны в художественной форме в виде диалогов. Синтезируя этические установки Сократа с учением Парменида о вечном умопостигаемом Бытии и учением Пифагора о числах как идеальных основаниях вещей, Платон разработал целостную систему объективного идеализма. У Платона сохраняется в качестве основной проблема соотношения умопостигаемого вечного и неизменного бытия и чувственно воспринимаемого многообразия конкретных преходящих вещей. Оригинальность философии Платона связывается с его теорией идей, составляющих вечную и идеальную первооснову бытия, а также с учением об истине, благе и красоте. Само слово «идея» означало во времена Платона в обыденном языке внешний вид, образ, форму. В учении же Платона идеи, по сути, есть понятия, идеальные модели вещей, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей. Каждая идея при этом вечна и неизменна, число их велико и это мир только благих сущностей. Между ними существуют отношения подчинения, составляется своего рода пирамида идей. Венчает пирамиду одна единственная идея, которую Платон называл то идеей «Блага», то идеей «Единого». В чувственном же мире наличествует несовершенный, материальный мир, причастный идеям, определяемый ими. Таким образом, в системе Платона выделяются два мира: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Поэтому задача мыслящих людей за неподлинным миром увидеть подлинный, за
|
|||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.013 с.) |