Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурализм как философское направление.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данное направление сосредотачивается на понимании роли и значении структурализации процессов, объектом мира, самой деятельности. Структурализм как направление пытается уйти из «традиционных» вопросов философии и сосредотачивается на специфичности объективистского и поэтому, как считается ими, научного подхода при анализе науки, научного знания. Структурализм как течение появляется во Франции в недрах гуманитарного научного знания (в языкознании, лингвистике, этнологии) Для него важно было найти те рамки, тот инструмент объяснения и понимания этого знания, которые обладают характером научного установления и доказательства. К числу представителей этого направления можно отнести Ж.Лакана, Р.Барта, К.Леви-Стросса, Ф. де Соссюра, Ж.Пиаже, М.Фуко и др. Ж.Лакан занимается исследований основ психоанализа. Р.Барт рассматривает семиотику мифа. К.Леви-Стросс исследует основания культуры. Ф.де Соссюр исследует лингвистические основания, язык как семиотическую систему, как систему знаков в статике и динамике. Ж.Пиаже занимается исследованием психологических структур в процессе развития и становления мышления и операций обобщения у детей, рассматривает структуры мыслительных операций. Ф.де Соссюр является известной фигурой и основателем структурализма. Свои идеи он развивает в «Курсе общей лингвистике». Он говорит о лингвистике как науке о знаках внутри жизни общества. Семитотика как наука о знаках пронизывает всю жизнь общества, культуру, которые в свою очередь базируются на языке как сложной системе знаков. Языковой знак – это то, что имеет и обозначает понятия. В языке есть инварианты (стабильные, универсальные структуры), которые связаны с вариативностью. Инвариант – это стабильная структура, обеспечивающая синхронизм (устойчивость языковых знаков) и которая является основой для диахронии (изменчивости внутри языка). Все имеет связь в своем структурном выражении «элемент и целое», целое зависит от элементов, элементы зависят от целого, например как речь и язык или дискурс и речь. Функция речи производна от структуры, от языка. Структуру надо (можно) найти и формализовать. Структурализм обращается к поиску структур, которые дают понимание сущности и которые определяют ее и лежат в основе изменчивости. Обращение к устойчивости зависит от элементов, роль их и значение зависит от отношений между элементами. Ф.де Соссюр уходит от диахронического понимания на язык (общение к изменчивости в языке), отдает предпочтение синхронии, подчеркивает, что язык подчиняется законам синхронии, законам структур. Иначе говоря, каждый элемент этой системы (т.е. фактически вся система в целом) определяют другие элементы, которые влияют друг на друга. Соссюр подчеркивает мысль о том, что смысл, значение определяются структурой текста, они результат структуры текста. Структуры как сущностные образования обеспечивают (характеризуют) основание и функционирование общественной жизни и это становится главным в исследовании К.Леви-Стросса.[12] В своих работах «Структура мифа» и «Структурная антропология» и др. он ищет специфику мышления и мифов, проявляющихся в присущих им структурах. Изучая мифы и их структуры, он пишет о том, что «бессознательные структуры управляют ими». Первобытное, «конкретное» мышление не является регрессивным по сравнению с логическим, рациональным мышлением. Оно является всего лишь одной из разновидностей человеческого разума, одной из его форм, и поэтому нельзя говорить о превосходстве современного запада с его современным мышлением над примитивными обществами и культурами. Можно говорить лишь о различии культур. Чем ближе культуры и мысли по своим условиям существования, тем почти схожи мифы обществ и имеющиеся в них струкутры. Насегодня уже возможность нахождения в современных обществах близких по своим мегапризнакам структур означает выявление их общих мифов, информационных оснований, в которых мы находим уже новые современные мифы и структуры. Структурализм обращает внимае на то, что структуры выполняют роль воспроизводства и самопорождения мифов и показавают те генетические связи, которые стоят за ними. В рамках структурализма можно выделить идеи М.Фуко. Он обращается к тем структурам, которые «встроены» или «лежат» внутри исторического процесса. История представлена как периодизация проходящих общественных культур и эпох, которые несут в себе устойчивые глубинные структуры – эпистемы. Роль этих исторических структур (эпистем) задавать направление процессов, задавать активность в обществе, быть тем центром, вокруг которого вращаются, образуются, организуются различные парадигмы-образцы мыслей, идей. В этом смысле можно говорить об образцах античной эпохи, средневековья и т.п. М.Фуко[13] выстраивает взаимосвязь эпох и эпистем, которые имеют ведущие дисциплинарные знания, практики и те дискурсивные практики, которые лежат в основе исторической коммуникации и задают образцы стилей мышления обществу и людям конкретной эпохи. Так он говорит о том, что вначале такой устойчивой эпистемой выступает парадигма понимания живого, (мысли вокруг живого) что есть жизнь, каковы знания об этом, что собственно представлено дисциплинарно в целом наборе биологических наук. Затем, общество озабочено тем, что лежит в основании экономической жизни и это идеи прибыли, (каковы основания конкурентной моделей деятельностей) что соответствует смене парадигм, дискурсионных практик и самой дисциплина, где политология, начинает занимать лидирующее место в ориентациях эпохи. Идеи прибыли, конкуренции, товарного обмена являются собирательными (целостными) когнитивными структурами, которые «находятся» внутри общества, конкретной эпохи и влияют, задают их развитие. Теперь на смену политэкономическим знаниям, дискурсивным практикам, когда общество строит себя, пытаясь осознать себя в режиме конкретной культуры, приходит лингвистика (как языковая деятельность) со своими семиотическими подходами, способностью выявлять фундаментальное в структурах дискурса, речи. Сегодня многие ученые говорят о синергетической парадигме, она задает условия и возможности норм, правил, определенных идеологем, в том числе и в аспекте когнитивных условий и возможностей. Сегодня без нее невозможно уловить условий и возможностей развития общества и человека, его траекторий. Философия всегда открывает и «натыкается» на те структуры, которые явно или неявно организуют экономическую, социальную, духовную жизнь общества. Уже само понятие жизни можно понимать структурно, и рассматривать ее как анатомию возможного (структурно технологически взятые объекты, такие как познание, образование, семья, политика и др.), говорят о том, что «структурный подход» имеет свое право на существование.
ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ:МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ.
Одними из самых современных философских направлений считаются модернизм и постмодернизм. «Постмодернизм» считается понятием (концепцией, теорией), связанным с социальной реальностью и эпохой. Данная «ветвь» характеризует современную историческую ситуацию, оно представлено как литературное направление (течение). Оно связывается с современными информационными технологиями, эстетизмом и гедонизмом. Его связывают с негативным отношением к техногенности и глобализации. Оно полно свободой - «несет в себе» раскрепощенность сознание и его творческие изыскания. Попытайтесь понять в чем же выражена «эта раскрепощенность» и что стоит за ней? Постмодернизм выступает в качестве социально-исторического опровержения (в виде критики, иронии, насмешки) современного в смысле модерного времени. Модерн имеет в качестве оснований - Разум, Прогресс и Эмансипацию. Постмодернизм критикует их. Разум за то, что он слишком, инструментален и мало коммуникативен, за то, что он всеяден: с одинаковым успехом строит и дворцы и атомные бомбы. Прогресс постмодернизм не устраивает за его техногенность, он действительно несет с собой массу отрицательных последствий. Эмансипацию критикует за совмещения индивидуальной свободы и общественного порядка, за то, что научное знание, не освобождает от суеверий и предрассудков. Постмодернизм исповедует мировоззренческо-методологический радикализм. Это всегда отношение к чему-то. Он жестко относится к традиции. Постмодернизм есть не только критика Модерна-модернизма, но фактически всей предшествующей интеллектуальной традиции, радикальный разрыв с ней. Античный греческий мыслитель говорил «Ничего слишком», то постмодернист утверждает прямо противоположное - «Ничто не слишком». Для постмодернизма все истины относительны, еще к тому же - поверхностны, и это принципиально для него. Постмодернизм отрицает эссенциалистскую, или сущностную, вертикаль (иерархию, субординацию) общественного бытия. Но зато он развивает и всесторонне обустраивает его горизонталь. Постмодернизм радикален по отношению к разным сущностям, он ставит под вопрос многое: - «роль» целого, объявляет его вне «нормы». - центра, нет его как главного, все границы равны, «все главны одинаково» - убирает субъекта познания, заменяя его различными дискурсивными практиками. - легко и радикально порывает с прошлым. - это «взрыв активности», идущий не от бедности, а от переизбытка, развитости, богат- ства через край. - это «взрыв вовнутрь» для «переваривание» богатства, избыточности. Рождение постмодернизма связывают с маем 1968 г., время студенческих демонстраций во Франции. Рубеж 60-х - 70-х годов ХХ века можно считать началом эпохи постмодерна. Он оппонирует классике и модерну. Если классика, модерн стремились, остановив мгновенье, перевести его в вечность, то постмодерн вечности просто не знает. В постмодернизме предпочтительны переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы. Постмодернизм в высшей степени современен, имея его проявленность в событиях, фактах, мировоззренческом настрое. Он желает забегать вперед, опережать время, и потому - высота, расцвет его в будущем (по прогнозам в середине XXI в.). И само исторически время постмодернизма (постмодерна) течет из грядущего. Постмодернизм имеет свой метод, метод деконструкции. Деконструкция - философский метод постмодернизма. Есть в нем и деструктивность. Но главное все же это - конструктивность (конструирование нового) При общем сущностном единстве деконструкция имеет лингвистическую (Ж. Деррида), эпистемологическую (Ж.-Ф. Лиотар), социальную (Ж. Делез, Ф. Гваттари), культурную (Ж. Бодрийар) властно-политическую (М.Фуко) формы. Деконструкция - это особый метод чтения, она имеет дело с текстами. Всякое, любое знание текстуально и состоит поэтому не из понятий, а из слов. Текст, по мысли Дерриды, есть все, или «все есть текст» («ничего не существует вне текста»). Особенность деконструктивистского метода чтения в том, что он направлен на подрыв доверия ко всяким центрам и иерархиям, что деконструирование есть децентрирование. Центр постмоденизм рассматривает как второсортное, выдавливает на обочину жизни. Ведь лишить структуру (систему) власти над человеком значит вырвать ее жало - центр, децентрировать, деконструировать ее. В качестве метода деконструкция концептуализирует базовые правила данной игры. В постмодернизме выделяется гиперреальность. Желание все преувеличенно брать, видеть, интерпретировать и даже создавать. В нем есть историческая репрезентативность (и востребованность) постмодерной симуляции. Постмодернизм есть игра. Игра словами, в слова, и более широко. Это фактически игра жизни, жизнь как игра. Постмодернизм делает игру действительностью, неотъемлемостью жизни, ее «главностью», возвышая игровую над доигровой или неигровой реальностью. Игра входит сущностной чертой в любое проявление постмодернизма, в постмодернизм как таковой. Жить играя, «как если бы». Есть опасность, что жизнь теряется, в ней, исчезают многие смысловые «кредо», она реально и исподволь, незаметно опустевает. Если принять традиционное разделение человеческой деятельности на труд и игру, то можно сказать, что труд производит товары и услуги, а игра - знаки и символы. И, видимо, собственно человеческого больше в игре, чем в труде. Можно понять в данной связи Э.Кассирера, определившего человека как «животное, созидающее символы» - Нomo symbolicys. Постмодернизм создает гиперреальность. Товар - это явно предмет. Услуга - предмет в процессе, процессуальная предметность. В этом плане знаки и символы тоже вырастают до особой «предметности». Знак - условная, воображаемая реальность, тогда как то, что им исходно означается (обозначается), - реальность подлинная, истинная, первозданная. Постмодернизм делает особое смещение акцента с неприсутствия на присутствие - естественно, отсутствующего предмета. Гиперреальность - это мир, в котором превалируют или доминируют симулякры (от лат. simulacrum - образ, подобие) как самодостаточные и безреференциальные знаки, - знаки, не являющиеся теперь уже отражением-представлением некой внешней реальности, не отсылающие больше к предмету. Они теперь - единственная, вся реальность. Симулякры и симуляция несут с собой не отсутствие всякой или вообще-реальности, а как раз наоборот подчеркивают ее избыток, предельную, хотя и качественно новую полноту. Идет она, скорее всего, от искусственного (техногенного, рукотворного) характера человеческого начала в мире. Не исключено, что симулятивная реальность и есть нечто очередное в этом историческом «человекоделательном» процессе. Процессе отрыва человеческого от животного, процессе приближения человека к Человеку. Гиперреальность - это также предельная концентрация реальности, которая становится уже неприличной. Чтобы быть приличной и достойной человеческая реальность должна быть разбавлена какими-то значениями и смыслами, стать символической. Убирая расстояние, заполненное туманом кажимости, веры, надежды и пр. идеальностей, мы действительно остаемся один на один с голой реальностью, натурой в буквальном смысле этого слова. Для того, чтобы что-то разглядеть надо сильно преувеличить. Известное превращение «мухи в слона» открывает настоящее в ней, а отнюдь не искажает ее. Но так ли это. Вопрос. Постмодернистская симуляция в корне пересматривает соотношение копии и оригинала. Копия не всегда хуже, «бледнее» оригинала. Нередко и на оригинал мы смотрим сквозь очки копии. В этом нам усердно помогают различные имиджмейкеры, пиар-технологи, костюмеры, звукорежиссёры и другие специалисты по сервису и инфраструктуре. Шоу-спектаклей теперь много не только на телевидении, но и в самой жизни. Особенно в политике. Общество превращается, если уже не превратилось в один сплошной спектакль. «Спектакль, - как пишет Ги-Эрнест Дебор, - это... общественное отношение между людьми, опосредованное образами»[14] Нужны ли человеку подмены? Подмены чувств, вещей, подмена морали - политикой, смыслы - вопросами, вещи – фантазиями, смеяться лишь бы забыться или не плакать и т.д.? Это все вопросы порядка – чем же наполняется реальность жизни, чем становится она сама? Симулякр - не подделка. Ж.Бодрийяр[15] говорит: «Симулякр - это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина». Истина теперь в том, что человек живет в знаковой среде, в окружении образов и подобий, «подлинных» имитаций. Современные информационные технологии их легко уплотняют, превращая в особую - виртуальную реальность. Подлог за счет того, что нем в чем-то есть признак настоящего, признание неподлинного реальным, привыкание к знаково-виртуальным действиям и имитациям, чтобы убеждать себя в участии в чем-то? Хотя заранее присутствует уверенность в этом искусственного – всегда надо на что-то реагировать. Есть историческая репрезентативность (и востребованность) постмодерной симуляции В своем смешении всякого различия между копией и оригиналом, между реальным и воображаемым симулякры, симуляция очень репрезентативны. Обогащение труда творчеством есть насыщение его игрой. Как нет творчества без воображения, так нет и воображения без игры. Действительно ли симуляция, замещение чем-то другим, воображаемые знаки делают боле понятной и живой (настоящей) саму реальность? Смешение игры и труда идет прежде всего по линии производства знаков, символов, других образов-подобий. Иными словами, на продуцирование знаков-символов ориентированы сегодня все виды и формы человеческой деятельности. Современная экономика, торговля в особенности, становится все более симулятивной. Покупая, к примеру, мыло, шампунь и прочую косметику, мы ведь оплачиваем не только собственно товар, ту же пенящуюся жидкость, но всю «атмосферу», которую он за собой якобы тянет: ощущение чистоты и мягкости, приподнятое настроение, уверенность в себе, современность, неотразимость, успех и продвижение по службе. Гуманизм с конкретным и улыбчивым лицом Обратимся теперь к еще одному показателю или срезу постмодерной, на наших глазах рождающейся современности, - к новому гуманизму. Прежний, простой и понятный всем гуманизм, как оказалось, излишне абстрактен. Он различает и признает в индивиде лишь то, что объединяет, уравнивает его с другими такими же индивидами, что есть в нем от рода человеческого. Прав ли постмодернизм, говоря о абстрактном гуманизме? Классическая формула абстрактного гуманизма - «Человек - это звучит гордо!». Гордо, торжественно и победно. А рядом, может статься, стонет, бьется в клетке одиночества маленький человек. Но кого это интересует. Ведь маленький потому и маленький, что он лишь бледная копия большого - того, звучащего... Символом же абстрактного гуманизма можно считать знаменитую, тоже классическую слезинку одного ребенка. Рядом текут реки слез и горя человеческого. Но опять же это никого особо не волнует. С его помощью официально освящаются существующие общественные порядки, в которых так неуютно чувствует себя индивидуальность, не укладывающаяся в прокрустово ложе человека вообще. Именно в качестве идеологии абстрактный гуманизм успешно гасит индивидуальные очаги сопротивления, направленные против засилья (неограниченного распространения, навязывания, диктата) общего и целого. Сложившаяся таким образом духовная ситуация характеризуется мощными внешними скрепами и одновременно гулкой внутренней пустотой. До поры до времени перевешивает первое. У абстрактного гуманизма есть, конечно, свое объяснение-оправдание. Во-первых, долгое время общество как целое развивалось и не могло развиваться иначе, как за счет своих частей (отдельных индивидов). Ограниченные сущностные силы и человека, и общества диктовали именно такую логику взаимодействия. Во-вторых, связь неразвитых частей-индивидов между собой не может не быть внешней, односторонней (самих сторон пока мало) и в этом смысле абстрактной. Словом, за абстрактностью гуманизма стоит в конечном счете абстрактность, неразвитость, ограниченность, самой жизни, практического бытия человека. Перспектива нового гуманизма обозначается только вместе с полнотой, развитостью, многосторонностью жизненных проявлений человека. Новый гуманизм нацелен на утверждение и возвышение личного достоинства каждого отдельного человека. Если современное (западное) общество, вслед за З. Бауманом, называть индивидуализированным, то и постмодернистский гуманизм можно тоже считать индивидуализированным. Политика, уже как положительная социальная ценность, займет достойное место во внутреннем мире человека. Пока же для большинства демократия сводится, по существу, к участию в различного рода «группах ликования или негодования», в спектаклях под общим названием «избирательная кампания», в манипулятивных рейтинговых опросах и т. п. мероприятиях. Перспектива нового гуманизма делает политику, в которой индивид лишь винтик, пешка, средство для достижения частной или узкогрупповой цели. Политику, признающую только законы больших чисел, статистически усредненные параметры и замеры. В экономическом плане новый гуманизм призван поощрять инновационный и лично-инициативный труд, инвестиции в человека, его творческий и профессиональный рост, социальное партнерство, расширение возможностей и средств для свободного экономического выбора, становление социально-экономической справедливости (каждому, как минимум, - не оскорбляющее его человеческое достоинство существование) и другие столь же понятные и близкие всем процессы. В социальной сфере новый гуманизм рассчитывает на дальнейшее смягчение социального неравенства между людьми, на выработку, в частности, адекватного отношения к их природному (жизненные силы, задатки, таланты) неравенству. Тут есть своя инвалидность, которую, увы, отменить нельзя, но вот научиться по-человечески понимать, оценивать и принимать, конечно же, можно и должно. Собственно духовные горизонты нового гуманизма представлены ценностями конструктивного и всесторонне-гармоничного развития индивидов, утверждения их единственности, неповторимой личностной самоидентификации. Но главное - счастья, быть может, в виде субъективного удовлетворения от труда и жизни, в отсутствие которого человек сегодня вправе считать и чувствовать себя обделенным. Постмодернизм на сегодняшний день единственная философия, которая учит смеяться. Смеяться и наслаждаться жизнью, а вернее - той повседневностью, из которой, согласно постмодернизму, и выткана вся ткань человеческого бытия. Абсолюты торжественны до скуки. В их присутствии нельзя иронизировать, кощунственно смеяться. Поэтому - долой абсолюты! А заодно и все то, что их утверждает, сохраняет, продлевает. Постмодернизм раскрепощает чувства, мысли и поведение человека.. Наиболее ярко это проявляется на примере или в перспективе шизоанализа. Постмодернистский шизопроцесс, естественно, не клиника, не нечто патологически расстроенное и необратимое, а попытка вырваться из смирительной, или нормализующей, рубашки социальных кодов, которые делают жизнь человека сверхдетерминированной, во всем предопределенной, а посему нетворческой, неинтересной, малопродуктивной. Постмодернистский шизофренический процесс - это, как говорят англичане, break-through (прорыв), но никак не break-down (развал, распад). Шизо-индивид вибрантен, а не дисфункционален, как банальный (клинический) шизофреник. «Он свободный, безответственный, одинокий и веселый» - так представляют его Ж. Делез и Ф. Гваттари в своем совместном двухтомном труде «Капитализм и шизофрения» (1972-1980). «Наше общество, - пишут французские философы, - производит шизофреника так же, как оно производит шампунь «Лои» и автомобиль «Рено» с той лишь разницей, что первых нельзя продать». Желания глубже и существеннее интересов. Последние всегда «пригнаны» к тому месту, которое им определило фундаментальное желание. Желания бессознательно, интересы предсознательны. Доверившись собственным желаниям, отважившись принять их естественную логику, человек научится жить в согласии с природой, обществом и самим собой. Концептуализация ризоматического мировидения задана Ж. Делезом и Ф. Гваттари. Сам термин «ризома» заимствован из ботаники. Обозначает он там способ жизнедеятельности многолетних травянистых растений типа ириса. Ризома - стелющаяся культура, пускающая корни книзу и дающая покрытые листьями побеги кверху. Ризома - это метафора для описания реальности в терминах запутанной корневой системы, нитевидных эволюционных цепочек, «подземных стеблей и наземных корней». В отличие от дерева ризома являет собой множество беспорядочно переплетенных отростков и побегов, растущих во всех направлениях. Как трава, пробивающаяся между камнями мостовой, ризома всегда чем-то окружена и растет из середины, через середину, в середине. Ризома в постмодернизме уподобляется сорняку, который стелется и переваливает через препятствия (борозды, канавы, ямы) именно из-за того, что его теснят, ограничивают, обступают со всех сторон культурные растения. Для нее нет непроходимых границ, какими бы - естественными или искусственными - они ни были. Ризома учит нас двигаться по «пересеченной местности» нашего бытия. Она умножает стороны, аспекты, грани исследуемой реальности, превращает круг в многоугольник. Если дерево – символ космоса, т.е. порядка, целого, то ризома – символ хаоса, а точней хаосмоса (хаоса + (кос) моса). Она представляет все существующее как неопределенное, ненадежное, текучее и мимолетное. Что ожидает постмодернизм в будущем, апологетом которого он, по существу, является, никто с определенностью сказать не может. Для самого постмодернизма открытость (всем ветрам, во все стороны), неопределенность, негарантированность - одна из базовых ценностей. Ясно тем не менее одно - в лице западной цивилизации человечество подошло к какой-то судьбоносной черте в своем развитии. Нарастает ощущение границы, порога, предела, категорическое требование обновления. На этом-то и акцентирует наше внимание постмодернизм. Иными словами, он отвечает, пусть и не во всем адекватно, не всегда внятно и убедительно, на реальные вызовы и опасности современной исторической ситуации. Постмодернизм подводит черту под типом развития, заданным первым осевым временем в истории человечества и одновременно предстает симптомом вызревания второго осевого времени, призванного, по Ясперсу - автору этой концепции, создать «настоящих людей», подлинного человека. Настаивая на исторической значимости «единицы», личного достоинства каждого отдельного человека, перспективы и ценности Другого, постмодернизм несомненно работает на грядущий тектонический сдвиг истории.
Контрольные вопросы 1+. Модерн: культурологическая и социально-историческая интерпретации. 2+.Что в идеях Нового времени вызывает критику постмодернизма? 3+. Когда возник или появился постмодерн? 4+.Деконструкция как философский метод постмодернизма. 5+. Симуляция: модерная и постмодерная перспективы. 6+. В чем специфика постмодерного гуманизма? 7+. Есть ли будущее у постмодернизма?
Выводы: -в современной философии, многообразии ее направлений выражены реальности бытия, времени, мировоззренческие ориентации человека, его переживания, мироощущения, его отношение к миру:к природе, к состоянию общества, к процессам материального, духовного производства. -В ХХ –ХХ1 веке развиваются разные философские проекты: материалистические, идеалистические, антропологические, эпистемологические, феноменологические, герменевтические и другие. Эти направления создают философскую картину, где просматриваются целостностная картина отношения к человеку, к изучению человека, где важно увидеть интегративную роль, которую играют мировоззренческие основания, позиции философского характера. -В философских течениях современной философии просматривается особый гуманизм, который выступает как инструментом задания состояния и динамики всей системы общественных отношений. -Изучение философских течений западной философии позволяет понимать специфику современного мышления, условия духовной атмосферы, в которой реально развертывается история развития цивилизации, тенденции развития человечества в своем историческом поиске и пути, создает возможность заведомо увидеть опасности и трудности такого развития и тем самым дает возможность вносить коррекцию в эту историческую динамику. В онтологии – проводится линия поиска нового: нет ни материализма, ни идеализма, а есть новые критерии в философских подходах: В гносеологии – характерными чертами выступают агностицизм, иррационализм, релятивизм. В социальной динамике – характерно признания случайности (недетерминированности) появления разных течений и содержаний философских учений, идей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В таблицах по Канке В.А. представлены основные эпохи, главные ценности философии, годы жизни выдающихся философов и многое другое
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.014 с.) |