Философия К.Маркса и Ф.Энгельса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия К.Маркса и Ф.Энгельса.



Немецкая классическая философия насчитывает 100 лет развития своей философской мысли. За нею появляется марксистская философия.

Возникнув в 40 - х гг. ХХ века, марксизм явился теоретическим выражением ограниченности классического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата.

 

Теоретическими источниками марксизма явились:

-Немецкая классическая философия

-Английская политическая экономия

-Французский утопический социализм

 

Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий:

- открытие клеточного строения всего живого мира

-учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных видов

-открытие закона сохранения и превращения энергии.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на исследование более развитой общественной жизни Х1Х в.философски создают новое учение, являющееся обобщением опыта общественно- исторической практики. Идеи Маркса и Энгельса оказали огромное воздействие на философскую мысль ХХ столетия, на социологию знания и практику.

Одна из главных программных работ К.Маркса, написанная летом 1844 года, «Экономические философские рукописи» наиболее ярко показывает проблему отчуждения. Именно в ней он утверждал, что гуманизм основан на идее свободной и универсальной творческой сущности человека. Реализации творческой сущности препятствуют различные виды отчуждений:

1. Отчуждение от природы;

2. Отчуждение от своей собственной родовой сущности;

3. Отчуждение человека от человека;

4. Отчуждение человека от общества.

В основе всех этих форм отчуждений лежит отчуждение труда. Отчуждение труда базируется на отчуждении частной собственности. «В условиях отчуждения деятельность человека оказывается мукой. Его собственные творения - чужды ему силой. Его богатство – это его бедность. Его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком, - немощная связь, и, напротив, его оторванность от другого человека оказывается его истинным бытием. Его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни. Его власть над предметом оказывается властью предмета, а сам он – властитель своего творения, оказывается рабом своего творения.»

Человек и природа противопоставляются. Человек – это часть природы и ее продукт, но это природное существо особого рода. В силу особых физических качеств, которыми природа его наделила, он способен к любому роду деятельности, к владению силами природы и превращению этих сил в свои собственные. Реализация подобных способностей осуществляется в производственной деятельности и труде. В процессе деятельности человек имеет дело не только с предметами природы, но использует орудия труда, системы накопленных знаний и другие продукты человеческой деятельности, т.к. эти средства созданы предшествующими поколениями или представителями другого рода деятельности, то в самой трудовой деятельности заключена простейшая социальная связь. Уже в форме средств труда человек имеет дело с другим человеком. Человек не может рассматриваться как средство и орудие для достижения цели другого человека. Он должен относиться к другому человеку, как к главной цели своей деятельности. Богатство внутреннего мира личности ставится в прямую зависимость от богатства внутреннего мира других людей. Это общее богатство является главной целью межчеловеческого общения. Под влиянием такого типа общения внутренняя природа личности преобразуется в лучшую сторону, таким образом появляется всестороннее гармоническое развитие личности. Для достижения гармонически развитой личности необходимо:

1. ликвидация частной собственности;

2. преодоление социального закрепления ролей человека в системе труда;

3. формирование коммунистических общественных отношений.

 

Материалистическое понимание истории.

«Чтобы заниматься наукой, искусством, философией людям необходимо есть и пить, иметь жилища и одеваться». Способ производства материальной жизни определяет экономическое, политическое и духовное устройство общества. Исходя из материального производства средств для жизни, сначала объясняется система производственных отношений между людьми, а затем на этой основе политическое устройство общества, право, мораль, религия и другие духовные явления.

Мораль, право, политика, религия и т.д.

 
 


Система производственных отношений.

 

Способ материального производства.

Идеи и теории даже самые радикальные и благожелательные не могут служить причинами исторических измений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть реализованы только тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности для их реализации.

На основе материалистического понимания истории формируется учение об идеологии. Идеология – это ложное сознание. Источник ее находится в общественной жизни. Идеология – это продукт социального расслоения общества. Она возникает тогда, когда возникают классы, имеющие свои специфические цели и интересы. Идеология – это теоретическая форма отображения классовых интересов и целей. Классовость обусловливает односторонность и субъективность идеологических построений. В идеологии происходит сознательный отбор материала. В каждом обществе есть господствующий класс. Его идеология становится официальной идеологией общества.

Отечественная философия.

Процесс развития и познания российской действительности понятийно впервые замечен в трудах византийских и арабских авторов. Словосочетание «РУС» или «РОС» воспринимается как имя восточнославянского народа, выделившегося с начала V века из общеславянского единства. В ХII – ХIII веке Русь – название древнерусских земель и княжеств. Термин «Русь» закрепляется за землями северо-восточных территорий Древнерусского государства и становится основой понятия «Русские». Становление страны и государства, народности и нации под самоназванием «Русские» происходило вплоть до ХIХ века. И всегда определялось как становление духа, сознания, сердечного восприятия, отличного от этнической (кровной) принадлежности. Тем самым, выделяя аспект культуры как центральный, в собственном мировосприятии.

Понимание русской философии, как области духовной деятельности человека и общества, познающего законы бытия через научное мировосприятие, является сущностным содержанием жизнедеятельности. Проблематика истории русской философии актуальна и значима для всех здравомыслящих людей на планете Земля – метафизические искания всеединства, смысл истории, историософия, оправдание творчеством, эсхатология, загадка русской души.

Придание системности всему содержанию духовной жизни это и есть философское творчество российского мировосприятия. Определяя названный аспект в самом курсе, выделим восемь этапов в развитии и становлении отечественного самосознания.

1.Дохристьянский период – характеризуется складыванием общего представления о мире, путём определения первоначального совокупного знания. Чёткое по именование понятий – дом, война, мир, божественное, деятельность. Пролог русской философии.

2. Киевский период «Святой Руси» (Х-ХIII). В этот период философия неотделима от богословия и изначально это явилось остановкой в развитии самосознания, особенно в IХ-Х веках. Но, уже начиная с ХI века христианизация проявилась в появлении настоящих шедевров – «Слово о законе и благодати»(1049) первого киевского митрополита Иллариона, «Поучения» св. Феодосия Печерского(1032, 1074), «Сочинения» святителя Кирилла Туровского(1130-1182). Более того, этот период характеризуется не только аудиальным мировосприятием, но и визуальным. «Умозрение в красках» как называли иконопись, начиная с этого периода, приобретает значимую характеристику для становления и развития русской философской мысли.

3. Московский период «Православного царства» (ХV-ХVI). В этот период философия выступает как практическое богословие. Наиболее ярко это проявилось в трудах – «Просветитель» и «Поучения» пр. Иосифа Волоцкого(1439-1515), «Учении о пяти путях в развитии губительных страстей» пр. Нила Сорского (1433-1508), «Сочинении о трёх путях доказательства Бога» Зиновия Отенского(1568), «Обличении» протопопа Аввакума Петрова(1620-1682). Осмысление происходящего в названных трудах привело к созданию историософской концепции «Москва – третий Рим» старцем Филоеем.

4. Петровский «пореформенный» период Российской империи и «век Просвещения» (ХVII-ХVIII). Философия начинает воспринимать свою самостоятельность, происходит отделение философии от богословия. Философствование носило подражательный характер французской или немецкой школы. Особенно ярко процесс подражания проявился в распространении масонства.

Сущностно это период господства немецкого идеализма. Практически это проявилось во-первых, в философии духовных академий, таких как - Московская, Петербургская, Киевская, во-вторых, в первых попытках самостоятельного философствования на отечественной почве у странствующего мыслителя Г.С. Сковороды и в-третьих, появлении А.Н. Радищева (1749-1802) с трактатом «О человеке, о его смертности и бессмертии».

5. Общемировой период (ХIХ – нач. ХХ в.) - произошёл расцвет русской самобытной философии. Спор между славянофилами и западниками, появление материалистов, нигилизма, неокантианства, интуитивизма и позитивизма в России привело к созданию всеединства и множественности проблематики русского философского самосознания и признанию в мировом философском сообществе как само ценного направления.

6. «Советский» период тоталитарного атеизма и государственной философии «диалектического материализма»(1918-1988).

7. Ссыльный период – философия «русского зарубежья»(1922-1988).

8. Объединительный период (с1989 г.) – начало возрождения традиций русской философии, продолжение прерванного пути в мировом восприятии.

Разбирая процесс самопознания русской философии, необходимо отметить её особенности: архетипичность, конкретность и экзистенциальность.

Понятие архетипа происходит от двух греческих слов arche – начало и typos – образ. Сегодня понимается как прообраз, первичная форма, образец, матрица, идея. В работах швейцарского психолога Юнга архетипы это структурные элементы так называемого коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше личности или социума возможности всех психических процессов и переживаний. Оживление и воплощение соответствующего архетипа происходит под воздействием проблемной, кризисной ситуации.

Следовательно, говоря об архетипах русской философии, мы должны выделить структурные элементы наиболее точно характеризующие русскую идею. Наиболее полным ответом могут служить работы русских мыслителей.[8] Мы же позволим себе выделить основные аспекты, складывающиеся сегодня.

Во-первых, признаётся само ценность индивида, его свобода, автономность права и подлинная возможность самостоятельно определять свои интересы и направления активности.

Во-вторых, сопричастность к целому, добровольное объединение индивидуальностей на основе любви, ответственность за себя и всё вокруг.

В-третьих, всеединство – стремление становящейся целостности, гармонии мира.

В-четвёртых, софийность – душа мира, человек призван объединять мир.

В-пятых, общее дело – вне храмовая литургия.

Итак, русская идея – это не умаление человека, его достоинств и прав – не принижение роли земного, а признание самоценности индивида – значимости земного, и в то же время это не отрыв от высшей благодати, а стремление к становящейся духовной целостности, объединяющей мир.[9]

Определяя вторую особенность русской философии необходимо выделить два аспекта: 1. конкретность выражается на российской почве; 2. конкретность проявляется в стремлении достижения, т.е. в процессе, не всегда в результате.

Само ценность индивида, сопричастность к целому, всеединство, софийность, общее дело - черты являющиеся характеристиками россиянина в реальности или существуют или отсутствуют. Tertium non-datyr. Чуть-чуть, слегка проявлять индивидуальную само ценность невозможно. Другой вопрос, как и любая архитипическая черта, само ценность может находиться в зародышевом состоянии и проявляется в самые кризисные ситуации – например, во время войн. Особенно, если это относится к индивиду. В спокойной, гармоничной ситуации российский социум более активен и реализуем в утверждении осмысленных ценностей.

Категорично утверждая, ту или другую черту, мы не говорим о том, что россиянин ради победы на любую гнусность решится, в любой грязи изваляется, любую низость сотворит. Нет, это не так. Категоричность для россиянина не в победе, очень часто даже не в достижении цели, а в добром имени, в чести, в славе, в жизни, в любви. Фактически второй аспект конкретности русской философии проявляется в гармонизации бытия, очень часто за свой счёт.

Третья особенность русской философии – экзистенциальность – даёт возможность существованию понять себя как целое, завершенное и неизменное. Понятие existential с латыни переводится как существование. Это направление в философии иррационализма возникло в начале 20 века в России, Германии, Франции и других странах. В России основателями этого течения, накануне первой мировой войны, были Л.И. Шестов и Н.А. Бердяев. В мировой философской мысли, в этом направлении работали С. Кьёркегор, М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр и другие. Считая рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывая ценность процессу познания, как естественный образ действия личности в целом, экзистенциалия существования утверждает бытие – в - мире и трансценденцию (по Хайдегеру, выход за пределы) существования в этот мир. Это существование «всегда моё», моё владение и моя ноша, оно заброшено в своё «здесь», с обязательным устремлением в бытии вперёд. Экзистенциализм, ставя в центр исследований человека, делает его реалистичным, враждебным идеологии, сил у которого хватает только на то, чтобы существовать, преследующего единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы.

В целом же история русской философии это процесс самопознания, включающий в себя самобытную сущность русского мышления, выражающаяся, по А.Ф. Лосеву, в «непрекращающейся борьбе между абстрактным западноевропейским ratio и восточно-христианским, конкретным богочеловеческим Логосом». Конечно же, самобытность не выражается только в одной проблеме, она проявляется в религиозности и космософийности, онтологизме и антропокосмизме, эсхатологизме и историчности и во многих других.

На рубеже ХХ – ХХI веков, процессом познания самобытной сущности русского мышления занимается В.Н. Сагатовский, который утверждает не антропоцентрический, а антропокосмический концептуальный подход к изучению философской проблематики.

В.Н. Сагатовский выразил суть характера русской философии в стремлении к выработке целостного мировоззрения, способного быть руководством к целостному изменению жизни.[10] Целостность и направленность на жизнь – вот её основные черты. Сам же термин антропокосмизма был предложен в 1944 году биологом Н.Г. Холодным в работе «Мысли дарвиниста о природе и человеке». В основном, антропокосмизм это материалистическое учение. У Булгакова человек приобщен к миру через Софию – душу мира, воплощающую замысел Бога; человек способствует воплощению этого замысла. У Холодного человек не центр мироздания, но одна из его органических составных частей, поскольку эта часть наиболее активная, то из этого вытекает не право на власть, но ответственность. Философия антропокосмизма, по словам Н.Г. Холодного, это «философия света и радости… Весь мир становится отныне его домом, его садом».[11]

Сегодня, антропокосмическое восприятие наиболее полно отражает мировоззренческую концептуальную основу российского социума и индивида и может быть принято за методологическую основу изучения истории русской философии.

Основные понятия.

Русская идея. Самоценность индивида. Сопричастность к целому. Соборность. Всеединство и софийность. Общее дело – внехрамовая литургия. Диалог. Ответственный поступок. Ноосфера. Антропокосмизм. Правда отношений. Философия развивающейся гармонии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.024 с.)