Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика в истории философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика в истории философии.



Философия нового времени

Философия Нового времени

XVII век - это время становления новой современной науки, в формировании которой философия приняла непосредственное участие. Поэтому в новое время (XVII век) имел место прочный союз философии и естествознания. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки, так и внешние обстоятельства.

К последним можно отнести социально-экономические изменения, произошедшие в это время в Европе. Прежде всего, это победа Нидерландской и Английской буржуазных революций, возникновение частного капитала и крупных (для того времени) промышленных предприятий, где основной формой капиталистического производства является мануфактура.

В связи с этим, начиная с XVII века и до наших дней, в науке в качестве одной из важнейших появляется материально-производственная ориентация: субъект познания нацелен на овладение знаниями с целью переустройства природы и общества для достижения своих утилитарно-практических целей, в то время как в науке античности и средневековья решение научно-социально-экономических и политических проблем носило личностно-мировоззренческий характер. Если в предшествующий период производство знания было подчинено целям сохранения и упрочения имеющейся картины мира, то возникновение нового типа экономических отношений поставило перед наукой проблему поиска нового знания, направленного не на сохранение, а на создание нового видения мира.

Становление философии и науки Нового времени связано с появлением и опорой на следующие методологические принципы: жесткое требование к точности научных результатов (критическое отношение к изучаемому объекту, проверка полученных знаний опытом), интерпретация полученных фактов с точки зрения существования в природе причинности и закономерности, активное использование математики. В связи с этим проблема метода становится главной в научной революции ХVII века, именно он, по мнению мыслителей данной эпохи, открывал свободный от заблуждений путь к постижению истины.

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

– Ф. Бэкон (Англия);

– С. Гоббс (Англия);

– Дж. Локк (Англия);

– Р. Декарт (Франция);

– Б. Спиноза (Голландия);

– Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

– онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Френсис Бэкон (1561–1626);

– гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник – Джон Локк (1632–1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус – это вторичные качества,они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

– проблемы философского научного метода;

– методологии познания человеком внешнего мира;

– связи внешнего и внутреннего опыта;

– задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон);

рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

– принцип автономно мыслящего субъекта;

– принцип методического сомнения;

– индуктивно-эмпирический метод;

– интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

– гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

– разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идеюавтономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

Ф. Бэкон

Английский философ Ф. Бэкон был одним из первых в XVII веке, кто занялся поиском новых методов познания. Бэкон Фрэнсис(1561–1626) - родоначальник английского эмпиризма и методологии опытной науки; его философия соединила эмпиризм с элементами теологических воззрений. Он разрабатывает так называемый индуктивный, опытный метод, в котором показывает не только практически-производственную роль опыта, но и его теоретическую функцию. Он призывает покончить с недостатками средневековой науки: пренебрежением к естествознанию, опыту, жестокой зависимостью от религии, догматизмом.

Бэкон считал, что опыт играет ведущую роль в познании. Именно опыт является источником достоверного знания о мире. Вера во всевозможные авторитеты (прежде всего в церковные) является источником заблуждений. Бэкон рекомендует начинать научное познание с «очищения» разума, то есть освобождения от общих принципов традиционной учёности, призраков («великое восстановление наук»). У него это великое восстановление осуществляется с помощью опытно-экспериментального метода получения знания. Именно этот метод позволяет добывать знания независимо от личностных характеристик познающего и независимо от влияния социокультурного окружения. Стремясь сделать своё учение практически полезным, Бэкон разработал специальные правила вывода индуктивных умозаключений из опытных фактов.


7)понятие материи в истории философии и науки.философия и наука о единстве и многообразии мира.движение как способ существования материи. Формирование представлений о материи в истории философии и науки

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию. В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо. По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

Движение как способ бытия материи.

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие. Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из к-ых хар-ся своей системой закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровеь), далее образуются ядра (ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная.

Изменение в Ф обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение это взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Галактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря движение внутренне присуще материи. Оно также абсолютно, как абсолютна сама материя. Основные типы движения: 1 тип - это движение когда сохраняется качество предмета 2 тип - связан с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляет собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

 


ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Специфика научного знания.

Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов:

Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».)

Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает.

Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение.

Методы научного познания принято подразделять по степе­ни их общности, т. е. по широте применимости в процессе на­учного исследования.
Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Ме­тафизический метод с середины XIX века начал вытесняться из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.
Классификация общенаучных методов тесно связана с поня­тием уровней научного познания.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются толь­ко на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, изме­рение), другие — только на теоретическом (идеализация, фор­мализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чув­ственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или соци­альными объектами. На этом уровне осуществ­ляется процесс накопления информации об исследуемых объек­тах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения раз­нообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь произ­водится также первичная систематизация получаемых факти­ческих данных в виде таблиц, схем, графиков. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного познания характеризу­ется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных опера­ций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.
Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. «Теоретический уровень познания направлен на формирование те­оретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и не­обходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результатами теоретического по­знания становятся гипотезы, теории, законы.

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика в истории философии.

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уточнение явлений природы и общества. Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии, рассматривает три круга проблем: 1)особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, 2)вопрос об источнике развития, 3)его формах. Еще древнегреческими философами высказывались гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира. Например, Гераклит говорил, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. В середине века активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения в учениях Коперника, Бруно и Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом. Гораздо дальше своих предшественников пошел Гегель, который подытожил историю диалектики. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития имеет духовную природу. Маркс писал: ”Мой метод исследования не тот что у Гегеля, ибо я материалист, а Гегель-идеалист”. В истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой - метафизический. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным в своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое; для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении развитии; метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях; метафизика во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне не противоречивыми. Метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, т.к. был связан с начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные данные вне связи с другими. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Итак, диалектика является не только наукой, но и всеобщим методом познания и преобразования действительности. Она вооружает частные науки методологическими принципами, вытекающими из: 1)принципа объективности, т.е. не подменять объективную реальность субъективной; 2)принципа всеобщей связи, требующей всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений; 3)принцип развития, т.е. как развивается все сущее; 4)принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление; 5) принцип выделения основного звена в цепи событий в процессе человеческой деятельности; 6)при анализе общественных явлений необходимо учитывать конкретные интересы классов, социальных групп и отдельных людей. Это основа диалектического стиля мышления исследователя.

 


 

4)Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Античная философия развивалась неизолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

натуралистический период(основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

гуманистический период(основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

классический период(это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

период эллинистических школ(основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);

неоплатонизм(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:

1) античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;

2) античная философия космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) античная философия пантеистична – она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов –она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;

5) античная философия имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей,в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;

6) античная философия функциональна – она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Основные имена античной философии:Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.


5).Средневековая философия

Основу европейской средневековой философии (V-XV в.) составляло христианство. Оно возникло уже на закате эллинизма как специфическая форма отражения сложных процессов социально-экономического, политического, духовного порядка, в частности, в виде простых этико-практических норм поведения, где: 1) любовь человека к человеку была основным принципом взаимоотношений между людьми; 2) человек - высшая ценность в созданном Богом мире, Бог приносит себя в жертву ради его спасения; 3) все люди равны независимо от происхождения или социального положения; 4) человек может спастись верой в Бога, его страдания будут вознаграждены в потустороннем мире и т.д.

По мере дальнейшего усложнения (для простого человека ухудшения) жизни в эпоху Римской империи популярность христианства росла. Тем не менее, в Библии отсутствовало завершенное представление о картине строения Вселенной. Требовали решения вопросы: как Бог из ничего создал бесформенную материю, а из нее Вселенную; как устроена Вселенная, что в ней есть еще, кроме Бога; как понимать идею многократного божественного управления у христиан; как понимать идею триединства Бога; как совместить идею совершенства Бога с несовершенством продуктов его творения и т.д. Потребовалось привлечение многих положений античной философии и науки, их категориального аппарата с целью решения данных вопросов. Кроме того, возникли и новые вопросы, в частности, в каком соотношении должны находиться философские знания и религиозные догматы, основанные на вере.

Разработкой этих вопросов во II-IV веках занялись отцы церкви, теософы, люди с одной стороны, верующие, с другой, просвещенные, знакомые с античным философским наследием. Совокупность первых учений отцов христианской церкви - патристика - исходила из авторитета Писания, неизмеримо превосходящего значимость любого философского текста.
Патристика (II–VIII вв.)- совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). Писание было источником истины, конечной объяснительной инстанцией. А понятийный язык греческой философии был вспомогательным, внешним средством для построения христианской системы догм (догматики). Философия стала "служанкой богословия". Эта формула существовала на всем протяжении средневековой эпохи.

Патристика была переходом от античной к средневековой философии, где на первых порах ближе всего христианскому богословию оказались идеи Платона и неоплатоников. Позднее имело место стремление синтезировать аристотелизм и христианство, возникла схоластика. Схоластика (средневековая западноевропейская) - религиозная философия; характеризуется приматом теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической, формально-логической методикой. Несмотря на осознание необходимости построения стройной божественной (теологической) картины мира, вопрос о том, способствует ли рациональное познание (философия и наука) продвижению христианина по пути богопознания, оставался на протяжении, пожалуй, всего средневековья открытым.

Уже на этапе патристики Климент Александрийский (умер ок. 215), Ориген (160-253), будучи знатоками греческой философии, признавали за ней право называться мудростью, хотя и низшего рода по сравнению с божественным откровением. Тертуллиан (160-220) считал, что христианская вера уже содержит в себе всю полноту истины, поэтому нет необходимости в философии.

Разрешение этих вопросов, формирование христианской картины мира началось уже у Филона Александрийского (I в. до н.э. - I в. н.э.), который, опираясь на идеалистические идеи греческой философии, вводит в христианство понятие "логос", отождествляя его с сыном Божьим (Христом), посредником между Богом и миром. Ориген приблизил понятие Бога к неоплатонистскому понятию "абсолют" (единое). Христос, логос у него есть первое порождение Бога-отца, и он соответствует первой эманации единого. Святой Дух стоит за Сыном-логосом в иерархии Божественных ипостасей. Акт творения - вне времени, а порожденный тварный мир существует во времени.


Философия нового времени

Философия Нового времени

XVII век - это время становления новой современной науки, в формировании которой философия приняла непосредственное участие. Поэтому в новое время (XVII век) имел место прочный союз философии и естествознания. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки, так и внешние обстоятельства.

К последним можно отнести социально-экономические изменения, произошедшие в это время в Европе. Прежде всего, это победа Нидерландской и Английской буржуазных революций, возникновение частного капитала и крупных (для того времени) промышленных предприятий, где основной формой капиталистического производства является мануфактура.

В связи с этим, начиная с XVII века и до наших дней, в науке в качестве одной из важнейших появляется материально-производственная ориентация: субъект познания нацелен на овладение знаниями с целью переустройства природы и общества для достижения своих утилитарно-практических целей, в то время как в науке античности и средневековья решение научно-социально-экономических и политических проблем носило личностно-мировоззренческий характер. Если в предшествующий период производство знания было подчинено целям сохранения и упрочения имеющейся картины мира, то возникновение нового типа экономических отношений поставило перед наукой проблему поиска нового знания, направленного не на сохранение, а на создание нового видения мира.

Становление философии и науки Нового времени связано с появлением и опорой на следующие методологические принципы: жесткое требование к точности научных результатов (критическое отношение к изучаемому объекту, проверка полученных знаний опытом), интерпретация полученных фактов с точки зрения существования в природе причинности и закономерности, активное использование математики. В связи с этим проблема метода становится главной в научной революции ХVII века, именно он, по мнению мыслителей данной эпохи, открывал свободный от заблуждений путь к постижению истины.

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

– Ф. Бэкон (Англия);

– С. Гоббс (Англия);

– Дж. Локк (Англия);

– Р. Декарт (Франция);

– Б. Спиноза (Голландия);

– Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:

– онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Френсис Бэкон (1561–1626);

– гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник – Джон Локк (1632–1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус – это вторичные качества,они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

– проблемы философского научного метода;

– методологии познания человеком внешнего мира;

– связи внешнего и внутреннего опыта;

– задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон);

рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

– принцип автономно мыслящего субъекта;

– принцип методического сомнения;

– индуктивно-эмпирический метод;

– интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

– гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

– разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идеюавтономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

Ф. Бэкон

Английский философ Ф. Бэкон был одним из первых в XVII веке, кто занялся поиском новых методов познания. Бэкон Фрэнсис(1561–1626) - родоначальник английского эмпиризма и методологии опытной науки; его философия соединила эмпиризм с элементами теологических воззрений. Он разрабатывает так называемый индуктивный, опытный метод, в котором показывает не только практически-производственную роль опыта, но и его теоретическую функцию. Он призывает покончить с недостатками средневековой науки: пренебрежением к естествознанию, опыту, жестокой зависимостью от религии, догматизмом.

Бэкон считал, что опыт играет ведущую роль в познании. Именно опыт является источником достоверного знания о мире. Вера во всевозможные авторитеты (прежде всего в церковные) является источником заблуждений. Бэкон рекомендует начинать научное познание с «очищения» разума, то есть освобождения от общих принципов традиционной учёности, призраков («великое восстановление наук»). У него это великое восстановление осуществляется с помощью опытно-экспериментального метода получения знания. Именно этот метод позволяет добывать знания независимо от личностных характеристик познающего и независимо от влияния социокультурного окружения. Стремясь сделать своё учение практически полезным, Бэкон разработал специальные правила вывода индуктивных умозаключений из опытных фактов.


7)понятие материи в истории философии и науки.философия и наука о единстве и многообразии мира.движение как способ существования материи. Формирование представлений о материи в истории философии и науки

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию. В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо. По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им. В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

Движение как способ бытия материи.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.029 с.)