Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика как теория развития и методология↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Предмет и исторические формы диалектики. 2. Структура диалектики как теории и методологии. 3. Основные законы диалектики.
1. Слово «диалектика» в дословном переводе с греческого означает «искусство вести беседу, рассуждать». В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности. Стихийная диалектика древних. В наиболее ясной форме она была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов рассуждений Гераклита: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это». Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл его «изобретателем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика". Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Элементы диалектического мышления можно найти и в других философских учениях античного материализма и идеализма, но все их авторы были стихийными диалектиками. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграли представители немецкой классической философии Кант, Шеллинг, Гегель. Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменения, взаимосвязи вещей и процессов, качественные превращении, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира есть саморазвитие абсолютной Идеи, мирового Разума в процессе своего самопознания. Материалистическая диалектика современности. Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, K.Маркс стремился освободить ее от идеализма и элементов мистики. Он писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 23. С.21). Для материалистической диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике. ОБъективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит от сознания ни человека, ни человечества. Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективная диалектика, следовательно, вторична, а объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая же не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам. 2. Предмет диалектики как теории — всеобщие. объективные законы развития материального мира. А так как объективная диалектика составляет содержание субъективной, то ее основные законы являются одновременно и законами бытия, и законами мышления, и законами познания человеком мира. Они пронизывают все в мире, представляя собой систему всеобщих связей, в которых воплощается единство мира. Законы развития мира — это фундаментальная система отношений, носителем и источником которых является субстанция. Философские концепции развития определяются выбором детерминирующего (обусловливающего) начала — материальной или идеальной субстанцией. Концепция диалектики, согласно которой субстанцией мира является саморазвивающаяся материя, наиболее адекватна содержанию эпохи становления информационной цивилизации. Современная теория диалектики как учение о всеобщем развитии основывается на ряде исходных принципов: материального единства мира, согласно которому все процессы в обществе, природе и мышлении детерминированы материальной субстанцией; развития, трактующего все процессы, происходящие в мире, как направленные качественные изменения; всеобщей взаимосвязи, суть которого — в признании того, что все вещи и явления объективного мира находятся в прямых или косвенных взаимосвязях друг с другом; системности, в соответствии с которым любое явление и процесс представляют собой единое связанное целое, особую систему, взаимодействующую со средой; детерминизма, т.е. обусловленности всякого предмета внешними либо внутренними причинами. Эти основополагающие принципы находят свое выражение в таких методологических требованиях к познанию человеком мира и его практической деятельности, как требования: объективности, т.е. рассмотрения предмета таким, как он существует вне и независимо от сознания, от наших интересов и желаний; всесторонности, т.е. стремления рассматривать предметы и процессы в единстве всех их сторон и свойств; историзма, т.е. постижения предметов в их действительной истории, в последовательной смене этапов их развития. Важнейшее место в структуре диалектики как теории развития и методологии занимают ее законы и категории, в которых конкретизируются изложенные выше принципы. Прежде чем перейти к рассмотрению основных законов диалектики следует уяснить, какой смысл вкладывается в философии и в науке в понятие «закон». Закон есть, общая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной связи между явлениями. При этом изменение одних явлении вызывает вполне определенное изменение и других. Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержание объективно: люди не могут по своему желанию создавать какие-то новые законы развития мира или отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельности. Категория «закон» — одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса. Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают частные, общие и всеобщие законы. К первой группе относятся законы, действие которых ограничено рамками достаточно узких классов явлений, скажем, законы термодинамики, экономические законы и т.п. Вторую группу составляют законы, действующие в значительно более широких сферах действительности, охватывающих ряд форм движения материи. Таковыми являются, например, известные нам еще со школьной скамьи законы сохранения массы и энергии. Действие законов третьей группы охватывает всю действительность. К ним и относятся законы диалектики. Открывая законы, науки постигают и раскрывают их посредством категорий — наиболее общих фундаментальных понятий наук, отражающих существенные свойства и отношения в изучаемых ими областях действительности. Категории диалектики в силу отмеченной выше особенности ее законов обладают характеристикой всеобщности, т.е. относятся ко всем сферам, вещам и явлениям развивающегося мира. Принципы, законы и категории диалектики имеют огромное значение для общих и частных наук, выступая для них важнейшими методологическими ориентирами. 3. Основными законами диалектики являются законы единства и борьбы противоположностей, взаимопереходов количественных и качественных изменений и отрицания отрицания. Каждый из них раскрывает одну из всеобщих сторон единого процесса развития. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник саморазвития. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, «борьба», взаимодействие и разрешение которых заставляет предмет изменяться. Противоречие полагается в самом предмете как имманентное, т.е. внутренне присущее ему, поэтому изменение предмета есть его саморазвитие. Содержание этого закона раскрывается через взаимодействие категорий «тождество», «различие», «противоположности», «противоречие» и «разрешение противоречия». Тождество — это такой специфический вид отношений предмета к другим предметам и к самому себе, который характеризуется подобие и устойчивостью. Вместе с тем каждый реальный предмет постоянно изменяется и тем самым нарушает это подобие и устойчивость. Иными словами, предмет одновременно и тождественен и различен с собой, тем более с другими предметами. Различие — это несоответствие, несовпадение предметов или же предмета с самим собой. Тождество и различие оказываются таким образом всегда взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, являясь диалектическими противоречиями. Отношение между ними всегда конкретно. В чистом же виде они могут быть представлены лишь в абстракции, т.е. в мысленном отвлечении от реального бытия предметов. Диалектическими противоположностями называются такие стороны, свойства, т.е характеристики предметов, которые одновременно и исключают и предполагают, обусловливают друг друга, что создает известное напряжение в предмете, которое и служит источником его самоизменения и саморазвития. Противоположностями являются, например, положительно и отрицательно заряженные частицы в атоме, ассимиляция и диссимиляция в организме, возбуждение и торможение в психике животных и человека, производство и потребление в общественной жизни и т.д. Одна из противоположностей при этом всегда направлена на сохранение его устойчивости, тождественности с собой, другая же — на усиление различия предмета с собой, нарушение его устойчивости и тем самым на разрушение и гибель. Отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоположности в противоречии на разных этапах развития предмета находятся в разных отношениях друг с другом. Можно выделить ряд таких этапов: а) превалирование их тождества; б) усиление различия от несущественного до существенного; в) поляризация, доходящая до конфликта; г) неизбежное разрешение противоречия, означающее самоотмирание, гибель предмета с одновременным рождением нового предмета, обладающего и новым набором противоречий. Причем этот новый предмет представляет собой во многих отношениях противоположность прежнему и, соответственно, стороны его внутренних противоречий также меняют свои вектора на противоположные по сравнению с теми сторонами противоречий прежнего предмета, которые они «наследуют». В каждом предмете всегда существует и действует комплекс противоречий, и потому очень важно разобраться в их иерархии, выделив основные, которые и определяют общую направленность развития, и неосновные, которые лишь корректируют это развитие. Методологическое значение рассмотренного закона в том, что он ориентирует на поиски источника самодвижения в самом предмете, подчеркивает изменчивый, преходящий характер изучаемого объекта, ориентирует исследование на вычленение его сущности, а также требует от человека верно оценивать противоречия и своевременно их разрешать. Один из всеобщих законов — закон перехода количества в качество, основными категориями которого являются понятия качества, количества, меры, скачка. В обыденном сознании качество — хорошая вещь, которая нас устраивает. Философское понимание отличается от обыденного, но нельзя говорить, что одно правильно, другое нет, только философия имеет свой язык, свои понятия. Понятие качества в философии выработано для обозначения способности предметов и явлений иметь свои границы, отличающие один предмет от другого. Предмет отличается от любого другого благодаря качеству, т.е. тому, что делает его тем, что он есть. Качество предмета мы можем созерцать тогда, когда видим сам предмет в его определенности, в отличии от других предметов, поэтому неточно говорить: предмет обладает качеством, это может привести к мысли, что существует отдельно качество и предмет, но этого нет. Качество в известном смысле равно самому предмету, качество — это и есть предмет в границах его определенности. Качество связано со свойствами предмета, но им не тождественно. Предмет может изменяться в определенных рамках, терять одни свойства и приобретать другие, но в тоже время оставаться самим собой, сохраняя качество. Свойства предмета лишь характеризуют качество. Количество — степень развития данного качества, это такая определенность предмета, которая в известной мере безразлична данному качеству. Количественно мы можем сравнивать качественно однородные предметы. Предмет, познаваемый со стороны качества, у которого определены только его границы, еще не познан, нужно дать ему количественную характеристику. Количество связано с числом, но ему не тождественно, число — лишь внешняя характеристика количества. Увеличение или уменьшение количества остается безразличным по отношению к качеству только в определенных пределах. Мера — допустимый интервал количественных изменений, в пределах которых сохраняется данное качество. Одни предметы имеют четкие границы меры, а у других эти границы размыты. В природе, обществе и мышлении развитие происходит не иначе как через количественные прибавления или убавления. Эти количественные изменения, переходя границы меры, приводят к появлению нового качества. Такая смена качества получила название скачка. Скачок может проходить в разных формах: резко, когда одновременно меняются большинство характеристик предмета, или же в относительно плавно, когда такие изменения происходят последовательно, т.е. одно за другим. Иллюстрацией проявления закона перехода количества в качество в неорганической природе является таблица Д.И.Менделеева, где элементы отличаются друг от друга дробным зарядом ядра, различным количеством электронов на орбите. В обществе постоянно идет процесс накопления производительных сил, которые увеличиваются и приводят к изменению экономической формации, к новому качеству. Только определенное качество денег является капиталом. Для того, чтобы деньги стали капиталом, надо, чтобы их количество стало возможным для приобретения средств производства и содержания наемных работников. В мышлении и науке идет постоянный рост знаний, которые нередко не вписываются в данную теорию, поскольку научная теория только до определенной меры ассимилирует эти знания. С течением времени новые факты не могут объясниться старой теорией, возникает новая научная теория, происходит переход количества в качество. Третьим основным законом материалистической диалектики является закон отрицания отрицания. Он характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительную повторяемость некоторых моментов старого. К понятиям, имеющим важнейшее значение для характеристики этого закона, принадлежат категории «отрицание», «преемственность» и «отрицание отрицания». Отрицание можно определить как момент процесса развития, выражающий диалектическую связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта. В диалектике отрицание есть необходимый момент развития любого предмета или явления действительности. В ходе развертывания объективных противоречий происходит качественное изменение явлений, следовательно, имеет место «перерыв постепенности», уничтожение одних и возникновение других материальных или духовных образований, т.е. результатом развития и разрешения противоречий и является отрицание. Нужно сказать, что всеобщий характер отрицания признается и диалектиками, и метафизиками. Но как понимается при этом отрицание? На осуществление какого отрицания они акцентируют внимание на практике? По этим вопросам их позиции различны. Точка зрения диалектиков относительно сущности отрицания нами уже выяснена. Метафизически мыслящие философы рассматривают отрицание в основном как отбрасывание, уничтожение старого. Диалектический материализм отвергает метафизическую трактовку отрицания, возводящую в абсолют момент разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение системы. Для того чтобы обеспечить прогрессивную линию развития, необходимо ориентироваться на диалектическое отрицание. Необходимой стороной закона отрицания отрицания выступает преемственность. Это понятие выражает связь между различными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Прошлое нельзя рассматривать бесследно уходящим в реку времени по принципу: что было, то прошло, и нет ему возврата. Оно все время участвует в созидании настоящего, заботливо оберегая живую, неразрывную связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Возникающее новое не может утвердить себя как без отрицания, так и без сохранения, преемственности. Хорошо сказал об этом И. Ньютон: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Последовательность этапов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом отрицания отрицания: возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий. Повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.
1. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. 2. Понятие общественно-экономической формации, его мировоззренческое и методологическое значение. 3. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы современности.
1. Общество – это открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Общественная жизнь является объектом изучения многих общественных дисциплин. Социальная философия исследует общество как целостную систему, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом. Философское учение об обществе развивалось исторически и прошло длительный путь развития. Уже в Древнем мире были сформулированы многое важнейшие его положения. Демокрит определял историю человечества как естественный процесс. Общественная жизнь отличается, равенством людей перед законом, верой в силу их разума. Платон разработал учение об «идеальном государстве», пытался обосновать вязь между справедливостью и человеческой природой. Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов, рассматривал общество как социальные и политические начала бытия. Для периода Средневековья характерны поиски целостного обоснования мира на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задает Бог. Августин писал, что вся история предопределена Богом; все пороки общественной жизни являются результатом грехопадения людей. Фома Аквинский, развивая эту мысль, утверждал, что общество изначально основано на неравенстве. Неравенство людей является не только результатом грехопадения, а «угодно воле Бога». В условиях Нового времени мыслители, отвергавшие религиозные взгляды, читали, что общество возникло и развивается естественным путем. Разрабатывались концепции его договорной организации (Гоббс, Руссо и другие). В XIX в. объективный идеалист и диалектик Гегель вводит понятие гражданского общества, рассматривая его как «зависимость всех от всех» на основе достижения социальных интересов. Он попытался отразить его в виде необходимого процесса развития абсолютной идеи как «постепенное восхождение к свободе». Фейербах определял гражданское общество как совокупность индивидов, объединенных природной субстанцией. Проблемам общественной жизни большое внимание уделялось в русской социально-философской мысли (Герцен, Чернышевский, Соловьев). В целом же социально-философская мысль XVII – XIX в.в., выдвинув отдельные рациональные положения, не смогла преодолеть рамки идеалистических и утопических представлении об обществе. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество не простая сумма индивидов, а совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Рассматривая развитие общества как естественноисторический процесс, в котором действуют и проявляют себя специфические особые социальные законы, Маркс и Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества, решающей роли народных масс в общественном развитии и другие важные положения исторического материализма. Вторая половина XIX - XX вв. характеризуется многообразными попытками объяснить социальную реальность с помощью конкретно-научного знания. Возникают разного рода концепции «географического детерминизма», социобиологии, социокибернетики и др. В условиях НТР предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, абсолютизируются отдельные аспекты общественной жизни (общество «управляющих», «среднего класса», «культурной динамики» и другие прикладные концепции). В 80-е годы получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества: информационного, сверхиндустриального, технотронного. Их суть состоит в том, что в новых условиях решающим фактором общественного развития становится производство, распределение и потребление информации. Если в индустриальном обществе главную роль в его воспроизводстве игра- вещественные и энергетические компоненты, то теперь определяющим ресурсом становится информация, её объемы и качество. Информационные процессы, затрагивая все стороны общественной жизни, формируют принципиально новую основу всей системы жизнедеятельности, её контроля и совершенствования. В связи с этим встали вопросы дальнейшего развития общественно-исторической теории применительно к реалиям сегодняшнего дня. Общество возникло в результате эволюции природы и, с самого начала своего существования, характеризовалась как специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, базис и надстройку, социальную структуру, и т.д. Главное отличие социальной материи от других ее форм состоит в том, что она включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, которые в своем взаимодействии определяют уровень и содержание общественной жизни. Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. При взаимодействии этих сторон общественной жизни ведущей стороной в социальном процессе является материально-производственная или экономическая, то есть производство, распределение, обмен и потребление предметов и услуг. Однако в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках значительную роль играют и другие сферы, в том числе духовная, поскольку общественная жизнь - это неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие и переходы одного в другое. Общество — постоянно развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходило определенные закономерные этапы. Каждый новый этап характеризовался освоением более высоких технологий, усложнением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой, определёнными формами коллективной общественной деятельности. Главным показателем в развитии общества являлись характер общественных отношений, уровень духовности человеческого фактора и демократичности социальных структур. 2. История человеческого общества, согласно диалектико-материалистической его концепции, представляет собой естественноисторический, закономерный процесс движения по определенным, качественным ступеням. Эти качественные ступени развития основоположники этой концепции Маркс и Энгельс называли общественно-экономическими формациями. По их мнению, человечество последовательно проходит пять таких ступеней: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Хотя общественно-экономические формации существенно различаются между собой, они связаны друг с другом непрерывным процессом развития производительных сил, которые передаются не только от одного поколения к другому, но и от одной формации к другой. От одной формации к другой передаются также и достижения науки, и результаты художественной деятельности, и другие материальные и духовные ценности. Общими для всех формаций являются общесоциологические законы, которые действуют на всех ступенях общественного развития, на протяжении всей истории человечества. Таких законов немного, но именно их-то в первую очередь и изучает исторический материализм. Это прежде всего закон первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон определяющей роли базиса и активной роли надстройки, закон решающей роли народных масс в общественном развитии. Каждая общественно-экономическая формация представляет собой сложную социальную систему, структура которой постоянно находится в состоянии неустойчивого равновесия. В основании этой системы лежит способ производства материальных благ, составляющий основу общественного бытия людей. Способ производства имеет две стороны: 1) производительные силы общества (вовлеченные в процесс производства естественные и человеческие ресурсы; средства производства; уровень науки и ее технологического применения в производстве); 2) производственные отношения, включающие в себя отношения к средствам производства (в юридическом выражении это формы собственности на них), а также зависимые от них отношения распределения, обмена и потребления произведенных благ. В способе производства обе его стороны подчинены закону их взаимодействия и соответствия. При этом ведущую роль в таком взаимодействии играют производительные силы. Производственные же отношения, хотя и играют весьма существенную роль, выступая то стимулом развития производительных сил (когда соответствуют последним), то его тормозом (когда такое соответствие нарушается), в конечном счете, оказываются зависимыми от уровня и характера развития производительных сил, определяются ими. В целом именно способ производства является главным компонентом системы, образует качественную определенность общественно - экономической формации, отличие одной формации от другой. В то же время именно производственные отношения составляют реальный экономический базис всего общества, над которым возвышается политическая и правовая надстройка, включающая в себя юридические и политические отношения и институты, обеспечивающие их функционирование, а также различные формы общественного сознания: правосознание, политическое сознание, мораль и т.д. Общественно - экономическая теория истории общества основывается на материалистическом его понимании. Общественное бытие определяет общественное сознание, способ производства обусловливает все виды жизнедеятельности людей. Занимаясь производственной деятельностью, люди вступают в общественные отношения, как материальные (прежде всего - экономические), так и идеологические (прежде всего – политические и правовые). Общественная структура конкретного общества возникает из жизненного процесса индивидов. Индивиды действуют, материально производят и тем самым проявляют себя в определенных материальных условиях и обстоятельствах. Это действенное проявление себя не зависит от субъективного произвола, поскольку границы, предпосылки и условия деятельности людей, в конечном счете, объективны. Однако следует также иметь в виду, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» (Маркс). Поэтому важно подчеркнуть, что решающим фактором истории являются не какие-то независимые от людей экономические факты, а сами люди, взаимодействующие друг с другом и развивающие в связи с этим коллективную волю, осознающие свое общественное бытие и, благодаря этому, подчиняющие его своей воле. Таким образом, они сами становятся движущей силой и творцами своего исторического процесса. 3. Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе. Он тесно связан с такими основными вопросами истории, жизни общества, как причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем, государств, классов, партий. Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить прежде всего понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие». Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические, т. не имеющие определенной направленности. Развитие - это процесс необратимых изменений, идущий по спирали. Направлением таких изменений выступает восходящая или нисходящая линия. Прогресс – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Само слово «прогресс» латинского происхождения, оно означает движение вперед, успех. Противоположным по содержанию форме является понятие регресса, означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградацию. Если сопоставить два понятия «развитие» и «прогресс», то первое окажется гораздо более широким. Как писал Гегель, - развитие есть борьба противоположностей. Этими противоположностями являются в данном случае прогресс и регресс. Общественное бытие – это материальная сторона общества: производство, распределение и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства помимо их воли и желания. Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были А.Р.Ж. Тюрго и Ж.А. Кондорсэ, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой. К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа. Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это прежде всего уровень развития производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности. Однако при оценке прогрессивности или регрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно трактовать его с узкой, технократической точки зрения. Здесь нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Во-первых, уровень развития производительных сил может быть сколь угодно высоким, но при этом возможна ситуация, когда продукта едва - едва хватает на покрытие расходов по его производству. То есть избыток продуктов над издержками их производства – это действительная основа всякого производства – может быть нищенским, скудным при самой высокой материально - технической базе. Во-вторых, избыток может быть и достаточно большим. Но из него нужно уметь образовать и накопить общественный, производственный и резервный фонд, а не растранжирить его, не "пропить - прогулять", не разбазарить без всякой общественной пользы, не превратить в чудовищное оружие самоуничтожения. Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Вот почему «развитие производительных сил человечества» должно означать прежде всего «развитие богатства человеческой природы как самоцель» (К. Маркс). Прогрессивна та общественно-экономическая формация, которая больше отвечает целям гуманизма, способствует возвышению подлинно человеческого в человеке. Истинный критерий достижений, успеха любого общества - не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир. Прогрессивна та общественно - экономическая формация, которая спо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.018 с.) |