Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пифагор, первый назвавший себя философом, основу мира видел в числе («все есть число»), считая, что все имеет количественную определенность и все можно объяснить как число или пропорцию чисел.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основоположниками атомистического учения были Левкипп и, особенно, Демокрит. Решая проблему соотнесения неизменной и вечной первоосновы мира сизменчивостью и преходящестью конкретных вещей, Демокрит вводит понятия атомов (бытия) и пустоты (небытия). Единое и неподвижное парменидовское бытие у атомистов как бы раскалывается на бесконечное множество далее неделимых частичек – атомов,которые и составляют первооснову мира. Они движутся в пустоте, соединяясь, образуют тела, а разъединяясь, разрушают их. Многообразие же явлений мира обеспечивается различением атомов по размерам и конфигурациям и, соответственно, множеством форм их соединения. Атомы движутся прямолинейно, равномерно и в силу необходимости, т.е. жесткой причинности. Человек – тоже собрание атомов, а его душа состоит из особых (наиболее мелких и подвижных) атомов. Учение Демокрита во-многом положило начало материалистической линии в философии. Оно оказалась плодотворным источником естественнонаучных теорий вплоть до XIX века. 3. Средняя классика представлена прежде всего школой софистов и Сократом. Софистика – течение в древнегреческой философии и политической мысли в V в. до н. э. Первоначально слово «софист» означало мастер, искусник, мудрец. Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровергать суждения противной стороны. Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер (ок. 480-420 гг до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Исключительное место человека выводится из абсолютизации принципа субъективности восприятия мира и наших мыслей о нем а также принципа всеобщей изменчивости, сформулированного Гераклитом. Единственным источником знания Протагор считает ощущения. Вывод его гласит: если все меняется и переходит в свою противоположность, то о каждой вещи возможны и противоположные мнения. Истина, следовательно, относительна, к тому же целиком и полностью зависит от человека, его субъективного восприятия предмета. Также относительны и моральные ценности, поскольку нет объективного критерия добра и зла. Релятивизм (от лат. «релятиве» - отношение) софистов поставил под сомнение теоретическое знание вообще. Возникла проблема обоснования теоретического разума, с решением которой была связана философия Сократа. Сократ (469-399) — афинский философ, положивший начало моральной философии. В центре его внимания проблема человека и его сущности. Человек, по Сократу, прежде всего, существо моральное, нравственное. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо. Сократ, в отличие от софистов, выдвигает тезис: каждый человек может иметь свое мнение, но истина для всех одна, нормы морали имеют объективное основание. Сократ утверждает, что знание есть понимание, оно осуществляется через понятия (понятие — результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, отличающих эти явления от других). Понятием определяется сущность вещей. Путь к истинному знанию лежит через образование понятий. Главным методом образования понятий у Сократа выступает индукция — восхождение от частных, единичных примеров к общим суждениям в ходе диалога с собеседниками. В своих беседах с учениками показал образцы диалектического мышления, как пути к всестороннему и объективно-истинному знанию через умение правильно ставить вопросы в диалоге и, благодаря этому, преодолевать односторонности и разрешать противоречия в мысли. 4. Этап высокой классики связан прежде всего с учениями Платона и Аристотеля. Платон – ученик Сократа, положил начало классическому объективному идеализму. Строя свою философскую систему, он различал видимый мир вещей и невидимый, потусторонний мир идей (образцов, сущностей, предшествующих вещам). Причем именно второй он считал единственно истинным, а первый рассматривал только как мир «теней», т.e. плоских, чрезвычайно искаженных копий своих идеальных прообразов. Из такого понимания отношения между мышлением и материальным миром Платон выводил и свою трактовку процесса познания. Исходя из признания бессмертия души, он объявляет ее единственной носительницей знания. До своего вселения в тело душа постоянно живет в мире идей, созерцая их, а затем, уже находясь в теле, всматриваясь в мир вещей, она начинает вспоминать мир идей и вырабатывать понятия о них. Средством познания выступает у Платона диалектика, которую он понимает не только как искусство диалога, а, прежде всего, как раскрытие противоречивости высших понятий: бытия, движения, тождества и др. Важнейшая заслуга Платона состоит в осознании решающей роли знания общего для познания частного. Его учение об объективности противоречий сыграло огромную роль в развитии диалектики. Платоном было разработано также учение об идеальном государстве, основанном на четком разграничении общественных функций (по аналогии со структурой человеческой души), сословных различий. Душа каждого человека состоит, по Платону, из разумной, аффективной (эмоционально-волевой) и вожделеющей (чувственной) частей, одна из которых выступает превалирующей над другими. В соответствии с этим люди оказываются более всего способны либо к мыслительной (философы), либо к волевой (стражи), либо к производственной (работники) деятельности и занимают соответствующее место в общественной (государственной) иерархии. Только тогда достигается основная идея государства – справедливость. Таким образом, основная мысль Платона: не государство существует для людей, а люди для государства. Ученик Платона Аристотель в своих трудах как бы подвел итог предшествующему философскому развитию. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром вещей и миром идей, полагал материю несотворимой и неучтожимой. В то же время он считал ее инертной, содержащей все многообразие предметов только в возможности. Чтобы эту возможность реализовать, необходимо существование и некоего активного идеального начала. Таким началом, по Аристотелю, выступает форма. Именно она обладает активностью и придает материи вид знакомых нам предметов. Весь мир таким образом, представляет собой ряд форм, расположенных в порядке все большего совершенства. Завершает весь процесс формообразования высшая форма («Форма всех форм»), которую Аристотель называет Демиургом (Творцом). Аристотелевское учение о «форме форм» было в дальнейшем канонизировано теоретиками зарождающегося монотеизма (единобожия) и положено в фундамент религиозной философии – теологии. Исключительная заслуга принадлежит Аристотелю в разработке диалектики познания, учения о категориях, а также формальной логики, сохраняющей свое значение до нашего времени, ему принадлежит открытие основных принципов и законов логического доказательства. В своей социальной философии Аристотель подвергает критике платоновское учение об идеальном государстве и разрабатывает свое, в основе которого лежит анализ реальных форм государственного устройства (правления). В соответствии с тем, кто осуществляет власть (личность, немногие, или же большинство), а также с целями этой власти, он выделяет три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия) и три «правильных» (монархия, аристократия, полития) формы правления. Лучшей он считает политию, представляющую собой власть «среднего класса» (умеренно обеспеченных людей), составляющего большинство и обеспечивающего стабильность государства и общества. Участие в государственных делах он считал обязанность каждого свободного человека, называя его «животным политическим». При этом он считал вполне естественным существование рабства, называя рабов «говорящими инструментами (орудиями)». 5. В послеаристотелевскую (эллинистическую) эпоху сформировался еще ряд школ – эпикурейская, скептическая, стоическая. Эпикурейцы (последователи Эпикура) продолжали во многом демокритовскую традицию в понимании природы, но особое место уделяли философско-этическим проблемам, поскольку именно эти проблемы имели наибольшее практическое значение в жизни каждого человека. Скептики (основатель этой школы Пиррон) считали предметный мир непознаваемым и потому не разрабатывали учения о природе и не строили никакой позитивной теории познания, а чаще всего выступали с критикой гносеологических принципов, разрабатываемых другими. Большое место отводили они, как и эпикурейцы» этическим вопросам. Стоики (по названию портика Стоя в Афинах, где была основана эта школа) вслед за Аристотелем исходили из того, что существует один единственный мир, за пределами которого – бесконечная пустота. Этот мир – живой и одухотворенный Космос, в котором Бог (Логос) определяет все события и судьбы, превращая причины в цели. Тем самым однозначная причинно-следственная обусловленность всех процессов превращается у них в телеологическую (от греч. «телео» – цель), т.е. целеполагащую установку. Такая точка зрения особенно возобладала в позднем, римском стоицизме, представителями которого были Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), римский император Марк Аврелий (121 - 180 г.г. н.э.) и др. Когда эти философские школы начали сходить с философской арены, древнегреческий философ Плотин (205 - 270 г.г.) и его последователи модернизировали учение Платона. Идеализм неоплатонизма проявляется прежде всего в его онтологии. Согласно ему, верховная мировая категория «Единое», которое понимается как бестелесное и безличное начало, от которого зависит весь мировой процесс. Единое, как первооснова мира, выступает здесь, по сути, синонимом цельности этого мира. Неоплатонизм был последним философским врагом зарождающегося христианства и его философии, хотя сама она много заимствовало от него.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.153 (0.012 с.) |